Конспекты уроков по русскому языку и литературе для средней школы.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Разработки открытых уроков по русскому языку и литературе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе в 6 классе. Автор Умнова В.М.
ТЕМА УРОКА: Юмористические рассказы
Антона Павловича Чехова.
Цели урока: 1) познакомить учащихся с природой смешного в рассказах Чехова, по-
казать особенности чеховского юмористического стиля, познакомить
с литературоведческими понятиями «юмор», «деталь», «градация» и т.д
2) развивать литературный кругозор школьников, творческие способнос-
ти учащихся, навыки анализа произведения,
3) воспитывать чувство юмора у учащихся, любовь к творчеству писателя.
Методические приемы: пересказ, элементы анализа рассказа, беседа, словарная работа
Оформление доски:
А.П. Чехов (1860 – 1904)
Юмористические рассказы
Да-с, это уж вернейший признак: не
понимает человек шутки – пиши пропало!
А.П.Чехов
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Ни одному русскому человеку не надо объяснять, кто такой А.П.Чехов. С самого раннего де-тства нам знакомы герои его рассказов: Каштанка, ставшая самой известной литературной соба-кой, Ванька Жуков, пишущий письмо на деревню дедушке. В нашей стране нет образованного человека, который не знал бы, что имя Чехова неразрывно связано с сокровищницей мировой ли-тературы. Во всем мире снимаются фильмы по сюжетам Чехова-прозаика, проходят пьесы Чехова- драматурга, поставленные в театрах, операх и даже на цирковых аренах.
В 2010 году весь мир отмечает юбилейную дату – 150 лет со дня рождения А.П.Чехова. И сегодня на уроке мы соприкоснемся с творчеством великого мастера меткого живого слова на примере юмористических рассказов.
Итак, тема сегодняшнего урока…(обращаем внимание на тему на доске)
Ребята, у вас на партах лежит список литературоведческих терминов, которые понадобятся нам на сегодняшнем уроке.
? Как вы считаете, какой из перечисленных в списке терминов нам сейчас нужен?
( ЮМОР – (от англ. humour- нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. Это смех веселый, доброжелательный, помогающий человеку освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого)
Учитель.
Правильно. И нашей задачей сегодня на уроке будет понять, от чего освобождает человека чеховский юмор, над чем смеется писатель и каким особым , только Чехову присущим стилем написаны его рассказы
3. Справка «Чехов-рассказчик»
(работают подготовленные учащиеся)
Ученик. А.П.Чехов начал писать рассказы, когда учился в Московском универси-
тете, готовясь стать врачом. Эти рассказы были короткие и смешные. Они
поражали неистощимой выдумкой, фантазией, творческой энергией автора.
Они печатались в юмористических журналах под псевдонимами «Антоша
Чехонте» и «Человек без селезенки».
? Ребята, какой термин нам сейчас надо пояснить?
(ПСЕВДОНИМ – ( от греч. pseudos – вымысел, onoma - имя) – вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения)
Учитель.
Сам Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливал шутку.
( обращаем внимание на эпиграф к уроку)
Так говорил Чехов. Сам же он сочинял веселые сценки, придумывал забавные прозвища, смешные имена, вовлекая всех в свои веселые забавы. Чего стоят только имена, которыми он называл себя в своих письмах: Гудияди Янос, граф Черномордик, Повсекакий, Аркадий Тарантулов, дон Анто- нио, академик Тото..
Ученик. Как это часто бывает в счастливых семьях, молодых компаниях и школь-
ных коллективах, Чехов, разговаривая с близкими, заменял их обычные име-
на веселыми кличками. Многие из них прилипали к людям на всю жизнь и
нередко случалось, что данное им прозвище оказывалось гораздо точнее, чем
имя, которое было у человека в паспорте. Так писал Корней Чуковский.
Учитель.
Итак, давайте проследим, как чувство юмора Чехова выражено в его рассказах.
(учащимся заранее было дано задание подготовить дома пересказ рассказов Чехова)
4. Работа с рассказами.
«Лошадиная фамилия»
(1 учащийся делает пересказ, зачитывает самый смешной момент)
? Что необычного мы встречаем уже в заглавии?
(лошадиная фамилия -- у лошадей не бывает фамилий. Чехов насмехается над узостью ума при- казчика)
? Можно ли назвать этот рассказ анекдотом? Для этого найдите в списке необходимый термин
(АНЕКДОТ – ( от греч. anecdotos – неизданный) – краткий устный рассказ с остроумной концовкой)
Да, можно сказать, что сюжет рассказа анекдотичен, т.е. с остроумной концовкой, когда приказчик вспоминает о лошади, услышав про овес.
? Над чем смеется Чехов?
(над необразованностью приказчика, предпочитающего «заговаривать» зубы, а не лечить их, над страхом генерала перед минутным испытанием: отсюда и фамилия генерала Булдеев – от слова «балда»)
?Докажите, что Чехов проявляет неистощимую фантазию в рассказе?
(учащиеся говорят, что в рассказе упоминается порядка 37 вариантов «лошадиной» фамилии, называют самые яркие и смешные: Рысистый, Меринов, Лошадитской, Жеребчиков)
?Что делает рассказ смешным?
( - почти нет описаний, присутствуют только диалоги, что дает возможность подобрать много вариантов «лошадиной» фамилии,
- речевые ошибки: зубами кормится, сила дадена, прошу выпользовать)
?Каким можно назвать здесь чеховский юмор: добродушным, снисходительным или уничтожа- ющим? (добродушным)
«Пересолил»
(1 учащийся делает пересказ, зачитывает самый смешной момент)
?Почему рассказ так назван?
(Землемер, от трусости пытавшийся устрашить предполагаемых разбойников, перестарался и чуть не насмерть напугал возницу, т.е. переборщил или пересолил)
?Что делает этот рассказ смешным?
(Чехов использует просторечные слова)
- найдите эти слова (кобылка шустрая, к черту на кулички, спинища, морда зверская, чего дура испугался, чуть не помер)
Учитель. Кроме того, землемер сначала пугает Клима револьвером в кармане, потом говорит, что у него силы, словно у быка, затем грозит судом и исправником, а под конец сообщает, что его догоняют 4 товарища с пистолетами. Чехов показывает, как постепенно герой нагнетает страх на возницу, от малой угрозы переходит к большей, постепенно усиливается чувство страха у Клима
?Какой прием использует здесь Чехов? (поищите его в списке терминов)
(ГРАДАЦИЯ – ( от лат. gradation - постепенность) – стилистический прием, позволяющий воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии от малого к большому(прямая градация) или от большого к малому(обратная градация)
?Над чем смеется автор в этом рассказе?
(над трусостью и бахвальством землемера)
?Каким можно назвать здесь чеховский юмор: добродушным, снисходительным или уничтожа- ющим? (добродушным и снисходительным)
«Смерть чиновника»
(1 учащийся делает пересказ, зачитывает самый смешной момент)
?Чего испугался чиновник Червяков? (того, что он обрызгал генерала)
?Простил ли генерал Червякова или показал свое превосходство? (простил, «Какие пустяки!»)
? Почему же чиновник снова предпринимает попытки извиниться?
(он напуган самим чином, званием «генерал», перед которым надо преклоняться, а то «никакого тогда, значит и уважения к персонам не будет»)
?От чего умирает чиновник? (от страха перед гневом генерала)
? Какой смех возникает в этом рассказе добродушный или уничтожающий?
(ответ на этот вопрос заложен уже в названии рассказа – уничтожающий)
?Какую тему поднимает Чехов в этом рассказе?
(тема чинопочитания, самоуничижения перед вышестоящим по званию)
5. Самостоятельная работа по тексту рассказа «Смерть чиновника».
- построить сюжетную линию рассказа по схеме : завязка-развитие действия – кульминация- развязка
- найти, с помощью чего рассказ становится смешным
( -сюжетная линия: а) завязка: «Он отвел от глаз бинокль, нагнулся и апчхи! Я его обры-
згал! – подумал Червяков. – Извиниться надо.»
б) развитие действия: извинения чиновника перед генералом
в) «Пошел вон! – гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал
кульминация
г) развязка: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он
лег на диван и помер»
- смешное в рассказе: а) говорящие фамилии героев Червяков (говорит о ничтожности
чиновника как человека,
б) нарочно многое использование вежливых форм «знать-с, что-с
чихнул-с, брызнул-с»
в) ироничное повествование «В один прекрасный вечер не менее
прекрасный экзекутор…, Чихать никому и нигде не возбраняется..
Чихают и мужики, и полицмейстеры, и тайные советники…»)
Учитель. Кроме того, следует знать, что Чехов непревзойденный мастер художественной детали.
? Что такое деталь?
( ДЕТАЛЬ – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изобража-
емую автором картину, предмет или характер персонажа )
? О чем нам говорит следующая деталь?
«На другой день Червяков надел новый мундир, подстригся и пошел к Бризжалову объяснить»
( подготовился к встрече с высокой персоной, старался услужить хотя бы своим внешним видом)
«..не снимая вицмундира, он лег на диван и помер»
(он чиновник до мозга костей, даже умер в форменном мундире)
? Над чем смеется Чехов в этом рассказе?
(над раболепием перед вышестоящим, над чинопочитанием. Чехов боролся за человека гордого, имеющего чувство собственного достоинства и высмеивал то, что мешает человеку стать таким)
6. Ролевое чтение рассказа.
Учитель. Тема благоговения перед чином, перед человеком высшего ранга поднимается Чеховым и в рассказе «Толстый и тонкий» Прочтем рассказ по ролям
Автор - Толстый- Тонкий-
? Что общего у рассказов «Толстый и тонкий» и «Смерть чиновника»?
(оба рассказа на одну тему,
В обоих рассказах Чехов создаёт ситуацию, которая словно освобождает человека от чинопочита- ния: генерал прощает Червякова, а здесь толстый и тонкий друзья детства. Но человек, сознатель- но идущий на самоунижение, этой ситуации словно не видит и продолжает пресмыкаться)
7. Итоги урока.
Учитель. Итак, ребята, мы сегодня познакомились с несколькими юмористическими рассказами Чехова.
? Каковы же особенности этих рассказов?
(они короткие (недаром же Чехов говорил: «Краткость – сестра таланта»),
Имеют яркие многозначительные названия, имеют анекдотический характер, богаты выразите- льными деталями, имена и названия в них несут особый смысл, являются «говорящими»
Рассказы написаны простым, ясным языком)
Учитель. Это и есть неповторимый чеховский юмор.
Автор избирает героями своих рассказов людей, ничем не примечательных, но тех, которые отражают человеческие пороки такие как трусость, глупость, чинопочитание, невежество, хамство, приспособленчество.
Зачем же автор это делает? Ответом на этот вопрос могут служить слова самого А.П.Чехова:
«Тогда человеку станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть».
Оценки за урок.
Домашнее задание: прочитать рассказы Чехова «Жалобная книга», «Налим» ,
для сильных учащихся: написать отзыв на рассказ «Налим»
Литературоведческие термины.
АНЕКДОТ – ( от греч. anecdotos – неизданный) – краткий устный рассказ с остроумной концовкой
ГРАДАЦИЯ – ( от лат. gradation - постепенность) – стилистический прием, позволяющий воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии от малого к большому(прямая градация) или от большого к малому(обратная градация
ДИАЛОГ – ( от греч. dialogos - разговор, беседа) – вид устной речи, разговор двух и более лиц
ДЕТАЛЬ – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изобража-
емую автором картину, предмет или характер персонажа
ИРОНИЯ – ( от греч. eironeia- притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние, добрая насмешка)
ПСЕВДОНИМ – ( от греч. pseudos – вымысел, onoma - имя) – вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения
САРКАЗМ – ( от греч. sarkasmos – издевательство) – едкая, язвительная насмешка с обличительным сатирическим смыслом
САТИРА – ( от лат. satura – смесь, всякая всячина) – беспощадное осмеяние несовершенства мира, чело- веческих пороков. Сатира не оставляет надежды на исправление критикуемых явлений.
ЮМОР – (от англ. humour- нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. Это смех веселый, доброжелательный, помогающий человеку освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого
Литературоведческие термины.
АНЕКДОТ – ( от греч. anecdotos – неизданный) – краткий устный рассказ с остроумной концовкой
ГРАДАЦИЯ – ( от лат. gradation - постепенность) – стилистический прием, позволяющий воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии от малого к большому(прямая градация) или от большого к малому(обратная градация
ДИАЛОГ – ( от греч. dialogos - разговор, беседа) – вид устной речи, разговор двух и более лиц
ДЕТАЛЬ – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изобража-
емую автором картину, предмет или характер персонажа
ИРОНИЯ – ( от греч. eironeia- притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние, добрая насмешка)
ПСЕВДОНИМ – ( от греч. pseudos – вымысел, onoma - имя) – вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения
САРКАЗМ – ( от греч. sarkasmos – издевательство) – едкая, язвительная насмешка с обличительным сатирическим смыслом
САТИРА – ( от лат. satura – смесь, всякая всячина) – беспощадное осмеяние несовершенства мира, чело- веческих пороков. Сатира не оставляет надежды на исправление критикуемых явлений.
ЮМОР – (от англ. humour- нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. Это смех веселый, доброжелательный, помогающий человеку освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого
Литературоведческие термины.
АНЕКДОТ – ( от греч. anecdotos – неизданный) – краткий устный рассказ с остроумной концовкой
ГРАДАЦИЯ – ( от лат. gradation - постепенность) – стилистический прием, позволяющий воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии от малого к большому(прямая градация) или от большого к малому(обратная градация
ДИАЛОГ – ( от греч. dialogos - разговор, беседа) – вид устной речи, разговор двух и более лиц
ДЕТАЛЬ – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изобража-
емую автором картину, предмет или характер персонажа
ИРОНИЯ – ( от греч. eironeia- притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние, добрая насмешка)
ПСЕВДОНИМ – ( от греч. pseudos – вымысел, onoma - имя) – вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения
САРКАЗМ – ( от греч. sarkasmos – издевательство) – едкая, язвительная насмешка с обличительным сатирическим смыслом
САТИРА – ( от лат. satura – смесь, всякая всячина) – беспощадное осмеяние несовершенства мира, чело- веческих пороков. Сатира не оставляет надежды на исправление критикуемых явлений.
ЮМОР – (от англ. humour- нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. Это смех веселый, доброжелательный, помогающий человеку освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого
Предварительный просмотр:
Автор: УМНОВА В.М.
Урок-диспут «Был ли у Катерины другой путь?»
ТИП УРОКА: обобщение и систематизация знаний по драме «Гроза»
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок-диспут
ЦЕЛИ УРОКА: 1) организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации
знаний по теме «Душевная трагедия Катерины. Были у героини другой
другой путь?», создать условия для усвоения учащимися философских
и нравственных понятий, в частности о грехе, верности, ценности жи-
зни;
2) создать условия для развития у учащихся умений формулировать про-
блемы, предлагать пути их решения, умение формулировать собствен-
ную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
3) содействовать развитию умения общаться между собой, помочь уча-
щимся осознать ценность совместной деятельности.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
«Дабы воздать каждому по делам его»
Апокалипсис святого Иоанна
Богослова
«Гроза» есть, без сомнения, самое ре-
шительное произведение Островского
Н.А.Добролюбов
ХОД УРОКА.
1. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы подводим итоги изучения драмы Островского «Гроза». На пре-
дыдущих уроках мы рассматривали быт и нравы города Калинова, где происходит дей-
ствие, образы героев, населяющих этот город, и образ главной героини драмы Катерины, которая вступает в конфликт с «темным царством» и в финале драмы кончает жизнь са-моубийством. Сегодня наша задача — проследить путь героини к тому решению, которое она приняла, понять роль других героев произведения в этом решении, «дабы воздать каждому по делам его», и предположить, можно ли было Катерине избрать другой путь разрешения своей душевной драмы, нежели самоубийство?
В процессе обсуждения данной темы вы будете составлять проект сочинения на тему «Был ли у Катерины другой путь?». Каждый этап нашего обсуждения – это составляю-щие проекта. В конце урока мы обсудим получившийся проект.
В пьесе «Гроза» мы видим, как постепенно в Катерине, чистой, мечтательной, непо-средственной женщине, начинает подниматься бунт против устоев окружающего ее «темного царства», и этот бунт заканчивается трагически. Что же привело Катерину к самоубийству? Рассмотрим предысторию.
УЧИТЕЛЬ Как жила Катерина в родительском ломе?
I группа.
1 ученик: Катерина с теплом и любовью вспоминает свою жизнь в родительском
доме, поэтизирует ее. Особенно героиня отмечает свободу и религиоз-
ность, теплоту взаимоотношений в своей семье, очем свидетельствует
ее монолог.
2 ученик: монолог Катерины наизусть ( «Какая я была резвая…»)
Вывод 3 ученик: Жизнь в родительском доме сделала Катерину совершенно неподго-
товленной к трудностям жизни. Восторженная, одухотворенная натура, Катерина
не создана для жизни «темном царстве».
УЧИТЕЛЬ Что изменилось, когда Катерина попала в дом Кабановой?
II группа
1 ученик: Кабанова Марфа Игнатьевна, купчиха-самодурша, является хранитель-
ницей крепко устоявшихся порядков. Она не признает компромиссов
и строго соблюдает в своей семье домостроевские правила, борется за
них. Обстановка в ее доме сумрачная и тяжелая.
2 ученик: Сын Кабановой Тихон, муж Катерины, живет не своим умом и не сво-
ей волей, а только волей матери, женщины властной и непреклонной.
Поэтому Тихон, страдающий от материнского крутого нрава, ищет за-
бвения в пьянстве и стремится вырваться из душной атмосферы дома
УЧИТЕЛЬ Обратимся к экспертам. Что говорит Добролюбов о «темном царстве», в кото-
рое попала Катерина?
1 эксепрт. «Это мир затаенной,тихо вздыхающей скорби,мир тупой, ноющей боли, мир
тюремного, гробового безмолвия, лишь изредка оживляемый глухим, бессиль-
ным ропотом…Нет ни света, ни тепла, ни простора; гнилью и сыростью веет
темная и тесная тюрьма».
2 эксперт. «Нет простора и свободы для живой мысли, для задушевного слова, для бла-
городного дела; тяжкий самодурный запрет наложен на громкую, открытую,
широкую деятельность».
УЧИТЕЛЬ Согласны ли вы с мнением критика?
3 ученик: Да, я согласен с Добролюбовым. Искренность, эмоциональность,
духовная свобода и непосредственность Катерины не могут най-
ти понимания в «темном царстве». Поэтому и происходит конфликт
4 ученик: Да, недаром говорит Катерина: «Мне что домой, что в могилу – все ра-
вно. В могиле лучше….»
Вывод 5 ученик: Натура чистая исветлая. Она попала в атмосферу ханжества, лжи, же-
стоких законов. Свободолюбивая Катерина постоянно испытывает домашний
гнет, вынуждена сносить необоснованные попреки и укоры Кабанихи. Жизнь в
«темном царстве» ей тесна.
УЧИТЕЛЬ На первы взгляд кажется, что основной конфликт пьесы – это столкновение
Катерины с Кабановой. Каждая из них отражает определенную жизненную
позицию, каждая поступает в соответствии со своими принципами. Так ли
это? Является ли данный конфликт основным?
Ученик: Я думаю, что этот конфликт основной. Но надо обобщить: главный конфликт в
пьесе – это столкновение светлой личности в образе Катерины с духотой и дес-
потизмом, с душевной черствостью в образе Кабановой
Ученик: Параллельно с этим основным конфликтом развивается еще один. Это конфликт
Катерины с собой, ее душевная трагедия, которая связана с ее любовью к Борису
УЧИТЕЛЬ Зачем Островский заставляет свою героиню полюбить Бориса?
III группа
1 ученик: В какой-то степени, мне кажется, любовь Катерины к Борису – это
ее бунт против замкнутости, однообразия и тоски семейной жизни в
«темном царстве».
Тихон любит Катерину и тянется к ней, но он вынужден подчиняться
матери, и семейная жизнь Тихона и Катерины проходит как бы «из-
под неволи».
УЧИТЕЛЬ Была ли любовь Катерины к Борису взаимной?
2 ученик: Борис вряд ли был способен задумываться о последствиях своей связи
с Катериной. Он живет одним днем, ему сейчас весело и хорошо. О
дальнейшем Борис не думает.
3 ученик: Душевная культура Бориса лишена нравственности. Он не может иск-
ренне ответить на свободное и смелое чувство Катерины. Он не готов к
жертвам ради любви. «Кто ж знал, что нам за любовь нашу так мучиться
с тобой! Лучше б бежать мне тогда!»
4 ученик: Тем более, что Борис не сильно отличается от Тихона. Также, как Тихон
зависит от матери, Борис зависит от своего дяди. Он послушный племя-
нник ради наследства.
УЧИТЕЛЬ Что скажут на это эксперты?
3 экперт. В основе образа Бориса - бесхарактерность, отсутствие жизненных ориентиров,
четких нравственных принципов, чувства собственного достоинства. Катерина не
знала его внутреннего мира, его характера, а создала в своих мечтах образ благо-
родного, необыкновенного мужчины и полюбила его.
Вывод 5 ученик: Т.о. любовь Катерины к Борису не могла служить отдушиной в «тем-
ном царстве», а послужила лишь толчком, последней каплей в переполненной
чаше. Любовь вызывает в Катерине эмоциональный подъем, страстное желание
стать птицей и полететь.
УЧИТЕЛЬ Итак, мы подошли к финалу пьесы. Мы рассмотрели причины, подтолкнув-
шие героиню к самоубийству. А теперь постараемся ответить на вопрос: «Был
ли у Катерины другой путь?» Какой выход был возможен из создавшейся си-
туации?
1. Катерина могла оставить Тихона и уйти к Борису?
(Уходить было некуда и не к кому: Борис сам жил у дяди, т.е. в том же «темном царстве»,
зависел от дяди и во всем слушался его. К тому же он не мог дать Катерине счастья. «Еще
кабы с ним жить, может быть, радость какую-нибудь я и видела»-надеется Катерина, до
конца в это не веря.)
2. Катерина могла изменить уклад жизни в доме Кабановой, переломить ее власть?
( Нет, Кабаниха твердо хранила исторически сложившиеся домостроевские порядки)
3. Могла ли Катерина вернуться в родительский дом?
(Могла, но в то время это считалось позором и, имея обостренное чувство справедливос- ти, Катерина сохраняла верность своему семейному статусу. Она мужняя жена, хоть и грешница, по ее мнению
4 эксперт. Д.И.Писарев в статье «Мотивы русской драмы» предлагал следующее: «Между
тем Борис живет в том же городе, все идет по-старому и, прибегая к маленьким
хитростям и предосторожностям, можно было бы кое-когда видеться и наслаж-
даться жизнью.» Могло ли быть это?
( С Варварой могло быть, но не с Катериной, честной и открытой, которая говорит пра-
вду там, где ее можно скрыть)
УЧИТЕЛЬ «Гроза» есть самое решительное произведение Островского»,-так говорил
Добролюбов. Обратимся к экспертам, почему так утверждает критик?
2 эксперт. Добролюбов писал: «Грустно, горько…..но что же делать, когда другого
выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость на этот
страшный выход!»
3 эксперт. Писарев в статье «Мотивы русской драмы» писал о поступке Катерины так:
«Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством.
Только живая самостоятельная деятельность мысли, только прочные и поло-
жительные знания обновляют жизнь, разгоняют тьму, уничтожают глупые
пороки».
УЧИТЕЛЬ С каким критиком вы согласны?
УЧИТЕЛЬ Какой выход из создавшейся ситуации могла найти современная Катерина,
если бы действие происходило в наши дни?
УЧИТЕЛЬ Почему же Добролюбов придавал такое значение поступку Катерины? Кри-
тик писал статью в 1860 году, когда революционно-демократический подъем
и сопротивление самодержавной власти достигло вершины. Поэтому, возмо-
жно, он и не видел для Катерины другого выхода. Но мы не должны думать,
что ее поступок оказался верным и единственно возможным в данной ситуа-
ции. Можно сказать, что ее поступок сиюминутен и эгоистичен. Катерина
очень религиозна, она боится греха и Божьей кары, но в то же время соверша-
ет один из самых смертных грехов-самоубийство. И сиюминутное решение не
позволяет ей до конца осознать всю тяжесть этого греха. Нельзя принимать
серьезные решения под влиянием момента. Пройдет время, и все беды и про-
блемы переосмысляться, покажутся не такими трагичными. Главное – это жизнь
человека, и на нее никто не вправе посягать.
Итак, подведем итоги создания проекта сочинения.
1. Образ Катерины – протест против «темного царства».
2.Жизнь героини в родительском доме:
А) времяпрепровождение;
Б) романтика и религиозность Катерины.
3. Жизнь Катерины в доме Кабановой:
А)жестокое отношение Кабанихи;
Б) непонимание Тихона;
В) постоянный духовный бунт.
4. Любовь к Борису как протест против семейного самодурства.
5.Был ли у героини другой путь?
ИТОГИ УРОКА, ДОМ, ЗАДАНИЕ: сочинение( I u II группы пишут по заданному шаблону, III группа изменяет 1 и 5 составляющие проекта.)
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ МЕСТА И
ВРЕМЕНИ.
ЦЕЛИ УРОКА: 1)формировать умение распознавать придаточные места и времени, отличать их от
других видов придаточных предложений, определять их место в СПП;
2) развивать навыки постановки знаков препинания в СПП. Умение производить
синтаксическую замену,
3) воспитывать внимательное отношение к языку.
ХОД УРОКА,
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания ( письменно, у доски)
А) Откуда солнышко встанет, оттуда и лето красное придет. (Откуда…), [оттуда….].
Б) Там в июле лужица, где в апреле река. [ Там….], (где..).
В) Куда иголка, туда и нитка. ( Куда….), [ туда…].
Г) Отколь радуга набирает воду, там и дождь будет. (Отколь….), [ там… ].
Д) Там, где ветер продувал вольно между дворами, снега было немного. [ Там, (где…),…].
3.Словарно-орфографическая работа ( работа с классом, уч-ся у доски)
Расположиться неподалеку на некошеной траве, отдохнуть здесь в течение недели, растущая на-верху рощица, пробираться налево сквозь заросли, сдать вовремя работу, предаться мыслям, отыскать в книге цитату, ни разу не вспомнил.
Задание: составьте с любыми из словосочетаний 2 СПП, одно – с обстоятельственным придаточ-ным места, другое – с придаточным времени. Предложения запишите в тетрадь, на доске постройте схему.
Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно предаться мыслям. […туда], (где…).
С тех пор как брат вернулся домой, он ни разу не вспомнил о происшедшем. ( С тех пор как…),[ гл. ].
Сделайте вывод об обстоятельственных придаточных места.
Какими союзными словами они присоединяются и что уточняют?
Где, куда, откуда – союзные слова
Тот, там, туда, оттуда, тогда, столько – указательные слова.
4. Работа с классом.
На доске записаны предложения, уч-ся работает у доски, класс самостоятельно.
Задание: расставить знаки препинания, составить схемы, указать номера предложений, в состав которых входят придаточные места.
1.И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой. [ сущ…], (где…). Определительное
2. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война. […там], (где…). Придат. места
3. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. (Где…), [ гл. ]. Придат.места
4. Не знаю, где он нашел этот экземпляр. [ гл. ], ( где…). Изъяснительное
5. Я смотрел туда, где толпились люди. [ гл. + ук. сл туда], (где..).
От каких видов придаточных нужно отличать придаточные места?
5. Работа с классом (устно), работа по карточкам.
А) Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне.
( Лишь только…), [ гл… ].
Б) Через час, когда мы были на полдороге, хлынул ливень. [.., (когда…), гл.].
В) пока варился чай, я успел сделать несколько фотографических снимков. (Пока..), [ гл. ].
Г) Когда луна вышла из-за облаков, она осветила бледным светом окрестность. (Когда..), [ гл. ].
Д) Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко. [ гл. ], (когда…).
Е) Когда они поднялись на горную вершину, то увидели море. (Когда….), [ то ..].
6. Синтаксический разбор предложения (у доски). На доске уч-ся выполняет работу по карточке.
Там, где глаз не мог уже отличить в потемках поле от неба, ярко мерцал огонек.
(Повеств., невоскл., СПП, 1)главн., двусост., распр.,полное, 2)придат.обстоят.(места), двусост.,распр.,полное.)
[Там, (где….),…].
---Проверка карточки.
Зойка, сытая и довольная всем на свете, уснула тотчас же, едва мать уложила ее в кровать.
[…гл..], (едва….). придат.обстоят.(времени)
Поселок, куда они ехали, находился всего в двадцати пяти километрах от городской черты.
[ Сущ., (куда…),…]. придат. определит.
7. Работа с учебником.
Упр. 84(ст), 143(нов) --устно Упр.86(ст), 145(нов) –выборочно письменно
Только на востоке, там, откуда сейчас выплывало в огненном зареве солнце, еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные сумерки. […там, (откуда…),…].
Налетел порыв ветра с той стороны, откуда мы его вовсе не ожидали. [ук.сл. + сущ.], (откуда…).
Осторожно, от дерева к дереву, от камня к камню, я стал удаляться от опасного места и, когда почув-ствовал себя вне выстрелов, вышел на тропинку и пошел назад. […и,(когда…),…].
8. Подведение итогов урока.
9. Домашнее задание.
Упр. 88,89 (на выбор)
Предварительный просмотр:
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
1. Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными.
2. Задачи:
- обучающие : формирование умений:
1) находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи;
2) расставлять знаки препинания;
3) составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными определительными
- развивающие : развитие навыков речевых умений, систематизации полученных знаний, наблюдательности, орфографической и пунктуационной зоркости;
- воспитательные : воспитание культуры речи, интереса к изучению русского языка.
Ход урока
I. Орг. момент. Слово учителя.
Сегодня мы продолжаем изучение большой и сложной темы «Сложноподчинённые предложения». На предыдущих уроках вы узнали о строении сложноподчиненных предложений, средствах связи между их частями, о роли указательных слов и месте придаточного предложения в них. А сегодня мы узнаем, на какие группы делятся сложноподчиненные предложения по значению, и подробно остановимся на определительных придаточных.
- Чем связаны между собой простые предложения в сложноподчиненном предложении?
- Чем отличаются союзные слова от союзных слов?
- Какова роль указательных слов?
3. Индивидуальная работа с таблицей. Задание: заполнить пробелы в таблице
II. Актуализация изученного материала (повторение).
Задание: составить предложения по данным схемам.
- Вспомните второстепенные члены предложения?
- На какой вопрос отвечает каждый из них?
Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными (сходны с определениями) , изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся по подгруппы.
Ш. Изучение, осмысление и усвоение нового материала.
1. Работа с таблицей
1.Анализ предложений по вопросам:
- Рассмотрите сложноподчиненные предложения и их схемы. Что общего вы можете отметить в строении этих предложений?
- Попробуйте заменить союзные слова где, куда, что словами.
- Списать два любых предложения со схемами.
- Чем присоединяется придаточное определительное к главному: союзом или союзным словом?
3. Работа с учебником.
Задание: используя материал учебника (§ 10, I часть, стр. 44), самостоятельно заполнить таблицу в соответствии с планом.
IV. Закрепление изученного.
1. Объяснительный диктант с попутным повторением орфограмм.
Задание: запись предложений под диктовку и их анализ (определение главного и придаточного предложений, постановка вопроса (устно), выделение средств связи, определение синтаксической роли союзных слов), составление схем предложения (по выбору).
1) Лес невысокой чертой виднелся на той стороне, откуда мы пришли вчера.
2) От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров.
3) Нежнейшие сорта винограда, каждая кисть которого казалась на винограднике произведением искусства, были жадно втиснуты в грубые ивовые корзины
4) Место, куда вышли ребята под вечер, пользовалось в округе дурной славой.
2. Конструирование предложений из упр. 92 (устно).
V. Подведение итогов урока.
Нарисуйте общую схему сложноподчиненного предложения с придаточным определительным.
VI. Инструктаж по домашнему заданию (домашнее задание разноуровневое).
1) подготовить сообщение о придаточных определительных по собственному плану (с примерами);
2) используя придаточные определительные, дать определение основы слова, окончания, имени существительного, назывных предложений;
3) упр. 91 (I часть).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Историческая грамматика на уроках русского языка и литературы в средней школе"
Данная работа представляет собой материалы по вопросу изучения исторической грамматики на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе.Эта тема представляется мне достаточн...
Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе.
Использование метода проектов на уроках русского языка и...
Развитие образной речи на уроках русского языка и литературы в средней школе (5 - 9 классы).
В статье рассматриваются пути изучения на уроках русского языка в 5-9 классах изобразительно-выразительных средств . Определёно и обосновано содержание материала относительно сдачи экзамена по Гиа и Е...
Пути совершенствования устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы в средней школе.
Методическая разработка включает материал по теме "Пути совершенствования устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы в средней школе" и презентации....
Статья "Методы и формы акцентирования внимания учащихся на ценности здоровья на уроках русского языка и литературы в средней школе"
В статье рассказывается о методах и формах, применяемых на уроках русского языка по здоровьюсбережению....
"Толстые" и "тонкие" вопросы на уроках русского языка и литературы в средней школе
quot;Толстые" и "тонкие" вопросы - известный приём в технологии развития критического мышления. В статье описана практика применения этого приёма на уроках русского языка и литературы ...
Проблемы формирования речевой культуры на уроках русского языка и литературы в средней школе
Постоянно изучая речевую среду, в которой находятся ученики, фиксируются ее особенности, учитывается весь «положительный» и «отрицательный» материал для того, чтобы более эффективно строить рабо...