Задание ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Работа над решением заданий ЕГЭ учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_ege_po_russkomu_yazyku.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 вариант
Часть 1
Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Если условия существования и направление действия естественного отбора сходны у животных различных групп, то в процессе эволюции они иногда приобретают сходные приспособления к среде обитания. (2)Этот процесс получил название схождения признаков (конвергенции). (3)…. передние роющие конечности крота и медведки очень сходны, хотя эти животные относятся к разным типам, сильно напоминают друг друга по форме тела китообразные и рыбы, сходны конечности у плавающих животных, относящихся к разным классам.
1 Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ
информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
- 1 . Сходные условия существования и направление действия естественного отбора определяют сходство формы тела китообразных млекопитающих и рыб.
- 2 . Сходство передних роющих конечностей крота и медведки, относящихся к разным типам, объясняется сходными условиями существования.
- 3 . Конвергенция – это процесс схождения признаков близкородственных групп животных, объясняющийся сходными условиями существования.
- 4 . Конвергенция – схождение признаков у животных различных групп – объясняется воздействием на этих животных схожих условий существования и общим в данном случае направлением естественного отбора.
- 5. Процесс, когда в результате схожих условий существования и общим в данном случае направлением естественного отбора появляются сходные признаки у животных различных групп, получил название конвергенции.
Ответ: ___________________________.
2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
однако
поэтому
например
потому что
хотя
Ответ: ___________________________.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТИП Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ТИП
1. (вин. тип.). Образец, модель, к-рым соответствует известная группа предметов, явлений, разновидность, форма чего-н. Выпущены автомобили нового типа. «Колхозы, как тип хозяйства есть одна из форм социалистического хозяйства.» Сталин. «Истории известны пять основных типов производственных отношений: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.» История ВКП(б).
2. (вин. тип.). Высшее подразделение в систематике животных (зоол.).
3. (вин. тип.). Обобщенный образ, содержащий характерные черты известной группы людей (лит., искус.). — «А теперь о втором типе работников. Я имею в виду тип болтунов, я бы сказал, честных болтунов, людей честных, преданных Советской власти, но не способных руководить, не способных что-либо организовать.» Сталин. «То было время широких натур, почти уже несуществующего теперь типа загульных людей.» Горбунов. Тип лишнего человека в русской литературе 19 в. «Он (Гончаров) хотел добиться того, чтобы случайный образ, мелькнувший перед ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение.» Добролюбов.
4. (вин. тип.). Человек оригинального склада, отличающийся каким-н. характерными особенностями во внешности, в поведении, в образе мыслей и т.п. (разг.). «У меня староста Ерофей — удивительный тип.» Тургенев. Забавный тип.
Ответ: ___________________________.
4 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
цепОчка
обОдриться
прозорлИва
донЕльзя
газопровОд
Ответ: ___________________________.
5 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Летом в ЛЕСИСТОЙ чащобе появляются полчища комаров.
Статья оказалась полезной и ИНФОРМАТИВНОЙ.
В Российской империи высшим чрезвычайным судебным органом был ВЕРХОВНЫЙ уголовный суд.
Журналист сказал, что Санина статья вызвала многочисленные ОТКЛИКИ и что об авторе пришел даже запрос из Арктического института.
Буду вам крайне, очень, бесконечно ПРИЗНАТЕЛЬНА.
Ответ: ___________________________.
6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с двух тысячи первого года
жаждет славы
смелее всех
на обоих берегах
свыше ЧЕТЫРЁХСОТ метров
Ответ: ___________________________.
7 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Войдя в ярко освещённый зал, юбиляра встретил гром аплодисментов. Б) Дом, в котором мы жили первые годы по приезду в Петербург, находился на набережной Красного канала. В) ) Офицер потребовал у станционного смотрителя, что ему нужны лошади. Г) К. Г. Паустовский интересовался и посвятил природе Мещёрского края своё творчество. Д) В картине Остроухова «Золотой осени» многоцветие осени словно яркий весёлый ковёр с нарядным орнаментом. | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом . 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8 Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
оз..рить
м..литва
заг..рать
соч..тание
к…ллекция
Ответ: ___________________________.
9 Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
бе..защитный, во… произведение
пред..явить, с..езд
пр..близить, пр..старелый
н. мерение, вз..браться,
и..подтишка, ра..жалобить
Ответ: ___________________________.
10 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
забол…вать
выпяч…вать
заботл…вый
достра..вать
привередл..вый
Ответ: ___________________________.
11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
движ. мый
стон..шь
пиш. шь
накач. нный
увид..вший
Ответ: ___________________________.
12 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Ирина Андреевна говорила (не)громко, но очень выразительно.
Я был (не)готов к такому повороту событий и в растерянности остано-
вился.
(Не)умолкающие до глубокой ночи звуки музыки напоминали о близости
парка аттракционов.
Конечно, это был далеко (не)лучший поступок.
(Не) полученная вовремя телеграмма заставила нас изменить планы.
Ответ: ___________________________.
13 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Трудно представить, ЧТО(БЫ) случилось с нами, если бы не помощь
родителей, а ТАК(ЖЕ) поддержка друзей.
(В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ оратор повысил голос (И)ТАК торжественно
закончил речь, что зал взорвался аплодисментами.
Матрёна Филимоновна (ТОТ) ЧАС сошлась с приказчицей и в ПЕРВЫЙ(ЖЕ) день пила с нею и с приказчиком чай под акациями и обсуждала дела.
И молодые, и старые работали КАК(БЫ) (НА) ПЕРЕГОНКИ.
Мудрый Кутузов, свободный от страсти, тщеславия, а ТАК(ЖЕ) честолюбия, легко подчинял свою волю «провидению», прозревал «высшие законы» и (ПО) ЭТОМУ стал представителем народной освободительной войны.
Ответ: ___________________________.
14 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
За око(1)ым стеклом жила своей утре(2)ей жизнью обыкнове(3)ая
городская асфальтирова(4)ая улица, по которой мчались переполне(5)ые
маршрутные такси и гружё(6)ые самосвалы.
Ответ: ___________________________.
15 Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.
- Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы.
- Анна и Прасковья пошли дальше и потом долго оглядывались.
- Мы ощущали если не радость то приятное волнение.
- Из окна были видны только серые крыши да кусочек осеннего неба.
Ответ: ___________________________.
16 Расставьте знаки препинания: укажите цифру (цифры), на месте которой (которых) в предложении должны стоять запятые.
Привлечённые запахом (1) цветущей в парке (2) акации (3) мы остано-
вились (4) наслаждаясь ароматом.
Ответ: ___________________________.
17 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Здесь река (1) кажется (2) почти остановилась и (3) как будто (4) успо-
коилась.
Ответ: ___________________________.
18 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
На нём был чёрный пиджак (1) из кармана (2) которого (3) выгляды-
вала (4) свёрнутая в трубочку (5) газета.
Ответ: ___________________________.
19 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Маленькая девочка громко смеётся (1) потому (2) что ей весело (3) и (4)
весна шумит на дворе.
Ответ: ___________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
(1) Больше месяца горсточка храбрецов защищала осаждённый форт
от беспрерывных атак с моря и воздуха. (2) Боеприпасов и продовольствия становилось всё меньше. (3) И вот наступила страшная минута. (4) Снарядов больше нет. (5) Запас продовольствия на одни сутки.
(6) В тот день немецкий истребитель сбросил вымпел с ультиматумом.
(7) Командир отвинтил крышку с алюминиевого цилиндра, вытащил бумагу, свёрнутую трубкой, и прочитал: (8) «Вы окружены со всех сторон. (9) Предлагаю вам капитулировать. (10) Условия капитуляции: весь гарнизон форта без оружия идёт на площадь возле кирхи. (11) Ровно в шесть часов по среднеевропейскому времени на вершине кирхи должен быть выставлен белый флаг. (12) За это я обещаю вам подарить жизнь. (13) В противном случае – смерть. (14)Командир немецкого десанта контр-адмирал фон Эвершарп».
(15) Всю ночь гарнизон форта шил флаг. (16) Незадолго до рассвета
флаг размером по крайней мере в шесть простынь был готов. (17) Моряки в последний раз побрились, надели чистые рубахи и один за другим, с автоматами на шее и карманами, набитыми патронами, стали выходить по трапу наверх.
(18) Фон Эвершарп стоял на боевой рубке. (19) Над силуэтом
рыбачьего посёлка подымался узкий треугольник кирхи с чёрным прямым крестом, врезанным в пасмурное небо. (20) Большой флаг развевался на шпиле. (21) В утренних сумерках он был совсем тёмный, почти чёрный.(22) Фон Эвершарп отдал приказ, и флотилия десантных шлюпок и торпедных катеров направилась к острову. (23) Остров вырастал, приближался. (24) Теперь уже простым глазом можно было рассмотреть кучку моряков, стоявших на площади возле кирхи. (25) В этот миг показалось малиновое солнце. (26) Оно повисло между небом и водой, верхним краем уйдя в длинную дымчатую тучу, а нижним касаясь зубчатого моря. (27) Угрюмый свет озарил остров. (28) Флаг на кирхе стал красным, как раскалённое железо.
(29) –Чёрт возьми, это красиво, – сказал фон Эвершарп, – солнце
хорошо подшутило над русскими. (30) Оно выкрасило белый флаг в красный цвет, но сейчас мы опять заставим его побледнеть.
(31) Десантные шлюпки выбросились на берег. (32) Немцы бежали
к форту. (33) И вдруг подземный взрыв чудовищной силы потряс остров. (34) Скалы наползали одна на другую, раскалывались. (35) Их корёжило, поднимало на поверхность из глубины, из недр острова, и с поверхности спихивало в открывшиеся провалы.
(36) –Они взрывают батареи! – крикнул фон Эвершарп. – (37) Они на-
рушили условия капитуляции! (38) Мерзавцы!
(39) В эту минуту солнце медленно вошло в тучу. (40) Красный свет,
мрачно озарявший остров и море, померк. (41) Всё вокруг стало монотонного гранитного цвета. (42) Всё, кроме флага на кирхе. (43) Фон Эвершарп подумал, что он сходит с ума: вопреки всем законам физики, громадный флаг на кирхе продолжал оставаться красным. (44) На сером фоне пейзажа его цвет стал ещё интенсивней. (45) Тогда фон Эвершарп понял всё: флаг никогда не был белым, он всегда был красным. (46) Он не мог быть иным. (47) Фон Эвершарп забыл, с кем он воюет. (48) Это не был оптический обман. (49) Не солнце обмануло фон Эвершарпа – он обманул сам себя.
(50) Фон Эвершарп отдал новое приказание – эскадрильи бомбар-
дировщиков, штурмовиков, истребителей поднялись в воздух. (51) Торпедные катера, эсминцы и десантные шлюпки со всех сторон ринулись на остров. (52) И посреди этого бушующего ада, окопавшись под контрфорсами кирхи, тридцать советских моряков выставили свои автоматы и пулемёты на все четыре стороны света. (53) Никто из них в этот страшный последний час не думал о жизни. (54) Вопрос о жизни был решён. (55) Они знали, что умрут, но, умирая, они хотели уничтожить как можно больше врагов. (56) В этом состояла боевая задача, и они выполнили её до конца.
(57) Осыпаемые осколками кирпича и штукатурки, выбитыми разрыв-
ными пулями из стен кирхи, с лицами, чёрными от копоти, залитыми потом и кровью, затыкая раны ватой, вырванной из подкладки бушлатов,
советских моряков падали один за другим, продолжая стрелять до
последнего вздоха. (58) Над ними развевался громадный красный флаг,
сшитый большими матросскими иголками и суровыми матросскими нитками из кусков самой разнообразной красной материи, из всего, что нашлось подходящего в матросских сундучках. (59) Он был сшит из заветных шёлковых платочков, из красных косынок, шерстяных малиновых шарфов, розовых кисетов, из пунцовых одеял, маек. (60) Алый коленкоровый переплёт первого тома «Истории гражданской войны» был также вшит в эту огненную мозаику.
(61) На головокружительной высоте, среди движущихся туч, он развевался, струился, горел, как будто незримый великан-знаменосец стремительно нёс его сквозь дым сражения вперёд, к победе.
(по В.П. Катаеву*)
*Валентин Петрович Катаев (1897–1986) – русский советский писатель,
драматург, поэт.
20 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- Советские воины выполнили условия капитуляции, выстави на вершине кирхи белый флаг.
- Советских моряков, защищавших форт, было перед последним боем тридцать.
- Громадный флаг на вершине кирхи был красным вовсе не от лучей восходящего солнца.
- Немцы осаждали форт только с земли, не используя авиацию.
- Советские моряки в последнем бою не думали о жизни, они выполняли боевую задачу.
Ответ: ___________________________.
21 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
- В предложениях 58−59 представлено описание.
- В предложениях 53 -55 содержится повествование
- В предложениях 15−17 представлено повествование.
- Предложения 4 и 5 поясняют содержание предложения 3.
- В предложении 26 содержится вывод из предложений 24−25.
Ответ: ___________________________.
22 Из предложений 23–28 выпишите антонимы (антонимическую пару) .
Ответ: ___________________________.
23 Среди предложений 7−14 найдите такое, которое связано с предыдущими при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,
который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой
соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
24 Рассказ Валентина Катаева «Флаг», опубликованный в марте 1942 г., повествует о героической защите маленького гранитного островка, со всех сторон осаждённого врагом. С помощью такого синтаксического приёма, как (А)______ (предложения 50, 51), автор показывает, насколько неравны были силы защитников и нападающих, а (Б)______ (предложения 8−14) подчёркивает достоверность описываемых событий. Особую выразительность произведению придают лексические средства выразительности: (В)______ («горсточка храбрецов» в предложении 1, «солнце … подшутило» в предложении 29) и (Г) ____ («красный», «малиновый», «пунцовый, «алый» в предложениях 59−60).
Список терминов:
- вопросно-ответная форма изложения
- синонимы
- метафора
- литота
- риторический вопрос
- ряды однородных членов
- цитирование
- парцелляция
- восклицательные предложения
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
25 Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных
автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны
или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните
почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на
читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы:
- 1 45
- 2 например
- 3 2
- 4 ободриться
- 5 лесной
- 6 две тысячи первого года
- 7 51723
- 8 молитва
- 9 предъявить, съезд
- 10 заболевать
- 11 движимый
- 12 негромко
- 13 также поэтому
- 14 12345
- 15 14
- 16 4
- 17 12
- 18 1
- 19 1
- 20 235
- 21 134
- 22 Верхним нижним
- 23 12
- 24 6732
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания (тест) по русскому языку 5 класс
Олимпиадные задания в форме теста для учащихся 5 классов могут быть использованы при подготовки и проведении школьного тура олимпиады по расскому языку....
Олимпиадные задания для уроков русского языка и чтения
Разработанные олимпиадные задания по чтению и русскому языку можно использовать на творческих уроках в среднем и старшем звене специальной (корекционной) школы....
Индивидуальные задания на уроках русского языка в 5 классе
Данный материал - подборка индивидуальных заданий для учащихся 5 класса по темам:"Сложное предложение", "Простые предложения с однородными членами", "Тире между подлежащим и сказуемым", "Прямая ...
Нестандартные задания на уроках русского языка
Нестандартные задания на уроках русского языка...
Разноуровневые задания на уроках русского языка и литерауры для учащихся 7 класса с нерусским (родным) языком обучения.
Разноуровневые задания можно использовать для всех учащихся. Тексты упражнений имеют большое воспитательное значение. все тексты взяты из произведений А. Костюнина. Данные тексты можно исп...
Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка
Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...
Типовые задания ЕГЭ по русскому языку на материале упражнений учебника В.Ф. Грекова и др. "Русский язык. 10–11-е классы".
Преподаватели, работающие в старших классах и готовящие учащихся к ЕГЭ по русскому языку, постоянно нуждаются в заданиях, разработанных по типу контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Для этого прихо...