Рабочая программа элективного курса "Практикум по русскому языку"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Программа разработана для подготовки обучающихся 9-х классов к ГИА по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_praktikum_po_russkomu_yazyku_9_klass.docx | 41.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
элективного курса «Практикум по русскому языку» (подготовка к ОГЭ) для 9 класса
на 2022/2023 учебный год
Разработала программу
учитель русского языка и литературы
Поспелова Оксана Владимировна
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений для 5-9 классов.
Цель курса: повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развитие связной речи, подготовка обучающихся 9 класса к государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Задачи курса:
-обобщить и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка;
-формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.
Место учебного предмета в учебном плане – 1 час в неделю, 33 часа в год
Планируемые результаты учебного предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения элективного курса «Практикум по русскому языку»
Личностные | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Метапредметные | 1)владение всеми видами речевой деятельности; 2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, совместного выполнения какого-либо задания; 3)овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
Предметные | 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. |
Планируемые результаты освоения элективного курса:
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
- научиться грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие приёмы компрессии текста;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- уметь работать с бланками экзаменационной работы;
- быть готовыми сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение вычленять главное в информации;
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Вводное занятие.
Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению ОГЭ в новой форме.
Раздел 2.Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе.
Раздел 3. Сжатое изложение. Основные приѐмы компрессии текста. Алгоритм написания изложения. Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана. Выделение микротем. Абзацное членение. Подготовка рабочих материалов к изложению. Особенности сжатого изложения. Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста. Отработка приѐмов сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.
Раздел 4. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и делать вывод.
Раздел 5.Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и писать вывод рассуждения.
Раздел 6. Сочинение-рассуждение на заданную тему. Умение сформулировать толкование слова. Учимся находить аргумент по содержанию исходного текста. Как аргументировать, опираясь на жизненный опыт. Вывод в сочинении.
Раздел 7. Работа с заданиями тестовой части. Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Повторение по теме «Морфология». Выразительно-изобразительные средства языка. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном и сложном бессоюзном предложении. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.
Раздел 8. Итоговое занятие
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Примечание |
1 | Вводное занятие. | 1 | |
2 | Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. | 1 | |
3 | Работа над сжатым изложением. | 1 | |
4 | Работа над сжатым изложением. | 1 | |
5 | Работа над сжатым изложением. | 1 | |
6 | Работа над сжатым изложением. | 1 | |
7 | Работа над сжатым изложением. | 1 | |
8 | Работа над сжатым изложением. | 1 | |
9 | Работа над сочинением на лингвистическую тему | 1 | |
10 | Работа над сочинением на лингвистическую тему. | 1 | |
11 | Работа над сочинением на лингвистическую тему. | 1 | |
12 | Работа над сочинением на лингвистическую тему. | 1 | |
13 | Работа над сочинением на лингвистическую тему. | 1 | |
14 | Работа над сочинением-рассуждением по тексту. | 1 | |
15 | Работа над сочинением-рассуждением по тексту. | 1 | |
16 | Работа над сочинением-рассуждением по тексту. | 1 | |
17 | Работа над сочинением-рассуждением по тексту. | 1 | |
18 | Работа над сочинением-рассуждением по тексту. | 1 | |
19 | Работа над сочинением-рассуждением на заданную тему. | 1 | |
20 | Работа над сочинением-рассуждением на заданную тему. | 1 | |
21 | Работа над сочинением-рассуждением на заданную тему. | 1 | |
22 | Работа над сочинением-рассуждением на заданную тему. | 1 | |
23 | Работа над сочинением-рассуждением на заданную тему. | 1 | |
24 | Работа с заданиями тестовой части ОГЭ. | 1 | |
25 | Работа с заданиями тестовой части ОГЭ. | 1 | |
26 | Работа с заданиями тестовой части ОГЭ. | 1 | |
27 | Работа с заданиями тестовой части ОГЭ. | 1 | |
28 | Работа с заданиями тестовой части ОГЭ. | 1 | |
29 | Работа с заданиями тестовой части ОГЭ. | 1 | |
30 | Работа с заданиями тестовой части ОГЭ. | 1 | |
31 | Работа с заданиями тестовой части ОГЭ. | 1 | |
32 | Работа с заданиями тестовой части ОГЭ. | 1 | |
33. | Итоговое занятие. | 1 |
Программно-методическое обеспечение
- ОГЭ-2022. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2022
- http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений
- http://www.proshkolu.ru – методические материалы к урокам, презентации.
- http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по орфографии и пунктуации в режиме онлайн
- http://капканы-егэ.рф – справочные материалы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, работа с тестами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах
Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся 10-11 клас...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс
Рабочая программа спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Деловой русский язык" для 10 (11) классов
Курс «Деловой русский язык» разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.Рабочая программа элективного курса «...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» (10 КЛАСС)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Практикум по русскому языку» разработана для 10 классов на основе программы по русскому языку 10-11 класс под редакцией Н.Г.Гольцовой (М.: «Русск...