Система внеурочной деятельности по русскому языку и литературе
статья по русскому языку на тему

В данной статье  перечисляются и описываются формы внеурочной деятельности по русскому языку и литературе, в таблицах приводятся результаты работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_sistemy_vneurochnoy_deyatelnosti_po_predmetu.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

    Внеурочная система деятельности по моим предметам направлена на повышение учебной мотивации, воспитанию любви к родному языку и литературе, повышению качества обученности, развитие познавательного интереса и исследовательской деятельности и способностей обучающихся. Во внеурочной деятельности  создаются дополнительные возможности для успешности обучающихся в урочной деятельности по русскому языку и литературе. Формы внеурочной деятельности по данным предметам выстраиваются  в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей.

Расширение образовательного пространства происходит путём сотрудничества с другими организациями города: общественная благотворительная организация «Мир детей»(через газету «Радуга»), эколого-биологический центр, центр развития творчества детей и юношества, детская библиотека, дома культуры соседних посёлков.

      Система внеурочной деятельности представлена следующими формами:

 -проектно-исследовательская деятельность:  школьный кружок «ИНКком»

(информационные коммуникативные компетенции).

-международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

-недели русского языка и литературы

-школьная газета «За шестью печатями»

-школьный театральный кружок «Большая перемена»

- поэтические и литературные конкурсы

- конкурсы чтецов

- олимпиады

    Проектно-исследовательская деятельность:  школьный кружок «ИНКком»

(информационные коммуникативные компетенции).

Программа кружка размещена на школьном сайте: sortavala6.ucoz.ru.

 Это направление деятельности даёт возможность выбора интересующей обучающихся темы, работы над ней и представления получившегося проекта широкой аудитории на разных уровнях: школьном, муниципальном, республиканском, всероссийском. Результаты деятельности кружка – победа обучающихся на муниципальном этапе научно-практической конференции «Заяви о себе», во всероссийских Интернет-конкурсах.

  Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» даёт возможность каждому ребёнку поучаствовать, решая игровые задания из различных разделов языкознания по возрастным категориям. Восьмой  год  я являюсь школьным организатором этой игры. И с каждым годом число участников увеличивается. Динамика числа участников игры составляет от 85 чел. в 2008 г. до 127 чел. в 2013 г. Это говорит о том, что интерес к русскому языку, его загадкам у обучающихся увеличивается.

  Недели русского языка и литературы тоже направлены на развитие у детей интереса к родному языку и литературе, творческих способностей обучающихся. Конкурсы, викторины, открытые уроки, внеклассные занятия, интегрированные уроки, классные часы, стенгазеты, литературные гостиные, акции – это основные формы работы, используемые в ходе проведения ежегодных предметных недель. Обучающиеся принимают активное участие в таких неделях. Им очень нравится играть.

   Школьная газета «За шестью печатями» имеет профориентационную направленность: ребята знакомятся с профессиями журналиста, редактора, корреспондента, фотографа, художника-оформителя и т.д. Работа в школьной газете развивает у обучающихся ответственность за общее дело. Шестой год я являюсь главным редактором газеты, работаю в тесном сотрудничестве с детьми. Итог такой работы – выпуски газет, в которых мы с ребятами отражаем основные события школьной жизни. Газета распространяется как в печатном, так и в электронном виде на сайте нашей школы.  (sortavala6.ucoz.ru).

    Городская детская газета «Радуга». Шестой год мы с ребятами активно сотрудничаем с этой газетой, учредителем которой является общественная благотворительная организация «Мир детей». Мы распространяем  опыт своей  работы, делимся своими находками и материалами. Такая деятельность даёт  возможность для самореализации каждого неравнодушного к нашему делу ребёнка.

   Школьный театральный кружок «Большая перемена» тоже имеет профориентационную направленность, развивает творческие способности детей, учит работать в группах, развивает ответственность за общее дело, даёт теоретические основы и практические навыки театрального искусства, развивает коммуникативные способности обучающихся. За период существования кружка были показаны спектакли: «Простите нас!», «Женские образы в творчестве А.С. Пушкина», «Сила любящего сердца», «Мисс Мира», «Баба Яга – 2012», «Как Петя в армии служил» и другие.

   Поэтические и литературные конкурсы

  • творческие  встречи с карельскими поэтами;
  • поэтические конкурсы выразительного чтения муниципального, республиканского («Глагол») и всероссийского уровней.  Всероссийский конкурс чтецов «Живая классика». Второй год ребята нашей школы принимают участие в этом конкурсе. В прошлом учебном году Горина Александра, обучающаяся 6 класса, представляла Сортавальский район на республиканском этапе этого конкурса;
  • индивидуальная работа с детьми, которые пишут стихи и участие в поэтических и литературных конкурсах;
  • создание  папки «Наши школьные поэты», где собраны поэтические начинания юных поэтов, самые удачные стихи опубликовываю в газетах и на школьном сайте (sortavala6.ucoz.ru ). (Филонова Екатерина – автор слов школьного гимна).

      Эта система внеурочной деятельности предполагает использование следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, технология проблемного обучения, перспективно-опережающего обучения, ИКТ, социоигровые технологии.

  Описание результативности системы внеурочной деятельности по предмету в аспекте личных достижений учителя, личных достижений обучающихся.

(Далее представлено в итоговых таблицах).

2.1. Удельный вес обучающихся, охваченных внеурочной деятельностью по предмету

Предмет

Формы внеурочной деятельности

Учебный

год

Класс

Кол-во

обучающихся

Охвачены внеурочной

деятельностью

 Кол-во

обучающихся

Доля

Русский язык и литература

1. Участие в олимпиадах по русскому языку и литературе школьного и муниципального этапа

  1. Проектно-исследовательская деятельность
  2. Международная  игра-конкурс  «Русский медвежонок – языкознание для всех»
  3. Предметные недели
  4. Поэтические конкурсы
  5. Кружки:
  • Театральный «Большая перемена»
  • Школьная газета «За шестью печатями»
  • «ИНКком»(информационные коммуникативные компетенции)

2008 -2009

8 класс

(29 чел.)

9 класс

(26 чел.)

11 класс

 (12 чел.)

43 чел.

63, 2 %

2009 - 2010

5 класс

(27 чел.)

9 класс

(28 чел.)

10 класс

(25 чел.)

56 чел.

71, 8 %

2010 - 2011

6 класс

(26 чел.)

10 класс

(20 чел.)

11 класс

(25 чел.)

59 чел.

.

83, 0 %

  1. Достижения  обучающихся на  Всероссийской олимпиаде школьников

Учебный год

Олимпиады по предмету

Уровень

Достижения

Фамилия, имя ученика, класс

2008 -2009

Русский язык

Муниципальный

Тихомирова Настя (11 класс) –

1 место

Литература

Муниципальный

Рогова Анастасия (11 класс) –

1 место

Соловьёва Таня (9 класс) –

3 место

2009 - 2010

Литература

Муниципальный

Денисова Ирина (10 класс) –

1 место

2010  -  2011

Литература

Муниципальный

Денисова Ирина (11 класс) –

1 место

2.3. Достижения  обучающихся в иных конкурсах, конкурсных мероприятиях

(в том числе дистанционных) по предмету

Учебный   год

Конкурсные мероприятия по предмету

Уровень

Достижения

Фамилия, имя ученика, класс

2008 -2009

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок - 2008»

Конкурс "Театр на школьной сцене"

Федеральный

Муниципальный

Тихомирова Анастасия (11кл) - 1 место в Сортавальском районе

Приложение №2

 3 место в районе за литературно-музыкальную композицию «Женские образы в творчестве А.С. Пушкина». Приложение № 26

2009 - 2010

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок - 2009»

Федеральный

Селянинов Павел (5 класс) – 4 место в районе  

Приложение № 2

2010  -  2011

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок -2010»

Конкурс сочинений, посвящённый  90-летию со Дня образования Республики Карелия

Федеральный

Республиканский

Дубовик Евгения (11 класс) - 1 место в республике

Денисова Ирина ( 11 класс) – 3 место в районе

Чежина Юлия ( 6 класс) – 2 место в районе

Терсков Александр (10 класс) – 3 место в районе

Приложения № 3, 4

Никулина Анастасия – победитель 

Приложение № 11

2011 - 2012

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок - 2011»

Районный конкурс чтецов, посвящённый Дню памяти А.С. Пушкина «Веленью Божьему, о муза, будь послушна…»

Федеральный

Муниципальный

Путина Божена ( 5 класс) – 2 место в районе

Грязнова Екатерина ( 11 класс) – 1 место в районе

Марьина Валерия ( 11 класс) – 1 место в районе 

Приложение № 4

Демская Мария (11 класс) – 1 место

Верц Валентина (11 класс) – 2 место

Приложения  №11, 12

  1. Участие обучающихся с докладами по предмету в мероприятиях  

                                                   научно – практического  характера

Учебный   год

Фамилия, имя ученика,

 класс

Наименование

 мероприятия

Уровень

Подтверждающий

документ,

2008 -2009

Рогова Анастасия (10кл.) «Топонимика Сортавальского района»- победитель

Республиканская проектно-практическая конференция «Заяви о себе»

Региональный

Приложение № 6

2009 - 2010

Григорьев Владислав (5кл.) «Карельские сказки» - 1 место Федотова Виктория (5кл.) «Карельская Масленица» - 2 место 

Республиканская проектно-практическая конференция «Заяви о себе»

Муниципальный этап

Приложение № 6

2010  -  2011

Денисова Ирина и Шерстнёва Виктория (11 кл.) «Театр Бернарда Шоу»-

1 место

Республиканская проектно-практическая конференция «Заяви о себе»

Региональный

Приложение № 6

Андреенко Екатерина (5 кл.) «Голь на выдумку хитра» -

3 место

Верц Валентина (10 кл.) «Загадки инков» - 3 место

Республиканская проектно-практическая конференция «Заяви о себе»

Региональный

Приложение № 7

Нестеренко Лидия, Мишенкова Елизавета «Любимые куколки» - 2 место

Республиканская проектно-практическая конференция «Заяви о себе»

Муниципальный этап

Приложение  №  7

Андреенко Екатерина (5 кл.) «Голь на выдумку хитра»

Нестеренко Лидия, Мишенкова Елизавета «Любимые куколки»

лауреаты

Всероссийский интернет-конкурс «Детский исследовательский проект» на интернет-портале «Дети – 66.ру»

Федеральный

Приложения № 8, 9

Для ознакомления по адресу:  http://www.deti-66.ru

2011 - 2012

Никулина Анастасия, Забавникова Екатерина (7 кл.) «Экономим с умом и при свете» -

1 место

Республиканская проектно-практическая конференция «Заяви о себе»

Муниципальный этап

2.5. Наличие обучающихся, имеющих публикации по учебному предмету

в тематических журналах и газетах, сборниках

Учебный   год

Фамилия, имя

ученика, класс

Название публикации

Выходные данные

публикации

Подтверждающий

документ,

2010  -  2011

Никулина Анастасия

 (6 класс)

Сочинение

«Люди войны – люди подвига».

Прошлое – рядом с нами: сборник школьных сочинений ( под общ. ред. Т.В. Лебедевой).- Петрозаводск:Verso, 2010.

Копия сборника и сочинения Приложения №12, 13

Верц Валентина (11 кл.)

Нестеренко Лидия

(6 кл.)

Зеленский Алёша, Яковлев Сергей, Сергун Влад, Лебедев Артём

Федотова Вика, Никулина Настя

Статьи.

 «В добрый путь, первоклассник!»

«Путешествие с овощами и фруктами»

Сочинения

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Стихи

«Разговор с дедушкой»

«В ветхой избушке одной…»

Первая детская газета  города Сортавала «Радуга» -  №6 (72), 30 октября, 2011 г.

Первая детская газета  города Сортавала «Радуга»- №5 (71),27 мая, 2011г.

Первая детская газета  города Сортавала «Радуга»- №5 (71),27 мая, 2011г

Копия газеты

Приложение № 26

Копия газеты

Приложение №27

Копия газеты

Приложение № 26

   Да, сегодня я - учитель. Атмосфера сотрудничества, сотворчества, принцип толерантности и приоритет личности ученика, человека, который сложнее любой компьютерной программы. Но главное, что можно сказать обо мне и о моих учениках: «Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе с целью развития компетентности личности.

Презентация опыта работы. Метод проектов обеспечивает связь школы с жизнью, развивает исследовательские возможности учащихся, активизирует интерес к познавательной деятельности. Помогает сформировать ...

Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Научно-методическая работа «Особенности проектирования и организации внеурочной деятельности. Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе» . Призёр районной научно-методич...

Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе

В настоящее время на смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание».Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учи...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку и литературе "Книжный мир"

           В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Заняти...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку и литературе для 6 класса

Содержание и методы обучения курса “Русская словесность” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы, обеспечивают еди...

Интерактивный проект Глобаллаб во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Выступление из опыта работы об использовании возможностей Глобальной школьной лаборатории  на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности...