Система внеурочной деятельности по русскому языку и литературе
статья по русскому языку на тему
В данной статье перечисляются и описываются формы внеурочной деятельности по русскому языку и литературе, в таблицах приводятся результаты работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_sistemy_vneurochnoy_deyatelnosti_po_predmetu.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система внеурочной деятельности по русскому языку и литературе
Внеурочная система деятельности по моим предметам направлена на повышение учебной мотивации, воспитанию любви к родному языку и литературе, повышению качества обученности, развитие познавательного интереса и исследовательской деятельности и способностей обучающихся. Во внеурочной деятельности создаются дополнительные возможности для успешности обучающихся в урочной деятельности по русскому языку и литературе. Формы внеурочной деятельности по данным предметам выстраиваются в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей.
Расширение образовательного пространства происходит путём сотрудничества с другими организациями города: общественная благотворительная организация «Мир детей»(через газету «Радуга»), эколого-биологический центр, центр развития творчества детей и юношества, детская библиотека, дома культуры соседних посёлков.
Система внеурочной деятельности представлена следующими формами:
-проектно-исследовательская деятельность: школьный кружок «ИНКком»
(информационные коммуникативные компетенции).
-международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»
-недели русского языка и литературы
-школьная газета «За шестью печатями»
-школьный театральный кружок «Большая перемена»
- поэтические и литературные конкурсы
- конкурсы чтецов
- олимпиады
Проектно-исследовательская деятельность: школьный кружок «ИНКком»
(информационные коммуникативные компетенции).
Программа кружка размещена на школьном сайте: sortavala6.ucoz.ru.
Это направление деятельности даёт возможность выбора интересующей обучающихся темы, работы над ней и представления получившегося проекта широкой аудитории на разных уровнях: школьном, муниципальном, республиканском, всероссийском. Результаты деятельности кружка – победа обучающихся на муниципальном этапе научно-практической конференции «Заяви о себе», во всероссийских Интернет-конкурсах.
Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» даёт возможность каждому ребёнку поучаствовать, решая игровые задания из различных разделов языкознания по возрастным категориям. Восьмой год я являюсь школьным организатором этой игры. И с каждым годом число участников увеличивается. Динамика числа участников игры составляет от 85 чел. в 2008 г. до 127 чел. в 2013 г. Это говорит о том, что интерес к русскому языку, его загадкам у обучающихся увеличивается.
Недели русского языка и литературы тоже направлены на развитие у детей интереса к родному языку и литературе, творческих способностей обучающихся. Конкурсы, викторины, открытые уроки, внеклассные занятия, интегрированные уроки, классные часы, стенгазеты, литературные гостиные, акции – это основные формы работы, используемые в ходе проведения ежегодных предметных недель. Обучающиеся принимают активное участие в таких неделях. Им очень нравится играть.
Школьная газета «За шестью печатями» имеет профориентационную направленность: ребята знакомятся с профессиями журналиста, редактора, корреспондента, фотографа, художника-оформителя и т.д. Работа в школьной газете развивает у обучающихся ответственность за общее дело. Шестой год я являюсь главным редактором газеты, работаю в тесном сотрудничестве с детьми. Итог такой работы – выпуски газет, в которых мы с ребятами отражаем основные события школьной жизни. Газета распространяется как в печатном, так и в электронном виде на сайте нашей школы. (sortavala6.ucoz.ru).
Городская детская газета «Радуга». Шестой год мы с ребятами активно сотрудничаем с этой газетой, учредителем которой является общественная благотворительная организация «Мир детей». Мы распространяем опыт своей работы, делимся своими находками и материалами. Такая деятельность даёт возможность для самореализации каждого неравнодушного к нашему делу ребёнка.
Школьный театральный кружок «Большая перемена» тоже имеет профориентационную направленность, развивает творческие способности детей, учит работать в группах, развивает ответственность за общее дело, даёт теоретические основы и практические навыки театрального искусства, развивает коммуникативные способности обучающихся. За период существования кружка были показаны спектакли: «Простите нас!», «Женские образы в творчестве А.С. Пушкина», «Сила любящего сердца», «Мисс Мира», «Баба Яга – 2012», «Как Петя в армии служил» и другие.
Поэтические и литературные конкурсы
- творческие встречи с карельскими поэтами;
- поэтические конкурсы выразительного чтения муниципального, республиканского («Глагол») и всероссийского уровней. Всероссийский конкурс чтецов «Живая классика». Второй год ребята нашей школы принимают участие в этом конкурсе. В прошлом учебном году Горина Александра, обучающаяся 6 класса, представляла Сортавальский район на республиканском этапе этого конкурса;
- индивидуальная работа с детьми, которые пишут стихи и участие в поэтических и литературных конкурсах;
- создание папки «Наши школьные поэты», где собраны поэтические начинания юных поэтов, самые удачные стихи опубликовываю в газетах и на школьном сайте (sortavala6.ucoz.ru ). (Филонова Екатерина – автор слов школьного гимна).
Эта система внеурочной деятельности предполагает использование следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, технология проблемного обучения, перспективно-опережающего обучения, ИКТ, социоигровые технологии.
Описание результативности системы внеурочной деятельности по предмету в аспекте личных достижений учителя, личных достижений обучающихся.
(Далее представлено в итоговых таблицах).
2.1. Удельный вес обучающихся, охваченных внеурочной деятельностью по предмету
Предмет Формы внеурочной деятельности | Учебный год | Класс Кол-во обучающихся | Охвачены внеурочной деятельностью | |
Кол-во обучающихся | Доля | |||
Русский язык и литература 1. Участие в олимпиадах по русскому языку и литературе школьного и муниципального этапа
| 2008 -2009 | 8 класс (29 чел.) 9 класс (26 чел.) 11 класс (12 чел.) | 43 чел. | 63, 2 % |
2009 - 2010 | 5 класс (27 чел.) 9 класс (28 чел.) 10 класс (25 чел.) | 56 чел. | 71, 8 % | |
2010 - 2011 | 6 класс (26 чел.) 10 класс (20 чел.) 11 класс (25 чел.) | 59 чел. . | 83, 0 % |
- Достижения обучающихся на Всероссийской олимпиаде школьников
Учебный год | Олимпиады по предмету | Уровень | Достижения Фамилия, имя ученика, класс |
2008 -2009 | Русский язык | Муниципальный | Тихомирова Настя (11 класс) – 1 место |
Литература | Муниципальный | Рогова Анастасия (11 класс) – 1 место Соловьёва Таня (9 класс) – 3 место | |
2009 - 2010 | Литература | Муниципальный | Денисова Ирина (10 класс) – 1 место |
2010 - 2011 | Литература | Муниципальный | Денисова Ирина (11 класс) – 1 место |
2.3. Достижения обучающихся в иных конкурсах, конкурсных мероприятиях
(в том числе дистанционных) по предмету
Учебный год | Конкурсные мероприятия по предмету | Уровень | Достижения Фамилия, имя ученика, класс |
2008 -2009 | Международная игра-конкурс «Русский медвежонок - 2008» Конкурс "Театр на школьной сцене" | Федеральный Муниципальный | Тихомирова Анастасия (11кл) - 1 место в Сортавальском районе Приложение №2 3 место в районе за литературно-музыкальную композицию «Женские образы в творчестве А.С. Пушкина». Приложение № 26 |
2009 - 2010 | Международная игра-конкурс «Русский медвежонок - 2009» | Федеральный | Селянинов Павел (5 класс) – 4 место в районе Приложение № 2 |
2010 - 2011 | Международная игра-конкурс «Русский медвежонок -2010» Конкурс сочинений, посвящённый 90-летию со Дня образования Республики Карелия | Федеральный Республиканский | Дубовик Евгения (11 класс) - 1 место в республике Денисова Ирина ( 11 класс) – 3 место в районе Чежина Юлия ( 6 класс) – 2 место в районе Терсков Александр (10 класс) – 3 место в районе Приложения № 3, 4 Никулина Анастасия – победитель Приложение № 11 |
2011 - 2012 | Международная игра-конкурс «Русский медвежонок - 2011» Районный конкурс чтецов, посвящённый Дню памяти А.С. Пушкина «Веленью Божьему, о муза, будь послушна…» | Федеральный Муниципальный | Путина Божена ( 5 класс) – 2 место в районе Грязнова Екатерина ( 11 класс) – 1 место в районе Марьина Валерия ( 11 класс) – 1 место в районе Приложение № 4 Демская Мария (11 класс) – 1 место Верц Валентина (11 класс) – 2 место Приложения №11, 12 |
- Участие обучающихся с докладами по предмету в мероприятиях
научно – практического характера
Учебный год | Фамилия, имя ученика, класс | Наименование мероприятия | Уровень | Подтверждающий документ, |
2008 -2009 | Рогова Анастасия (10кл.) «Топонимика Сортавальского района»- победитель | Республиканская проектно-практическая конференция «Заяви о себе» | Региональный | Приложение № 6 |
2009 - 2010 | Григорьев Владислав (5кл.) «Карельские сказки» - 1 место Федотова Виктория (5кл.) «Карельская Масленица» - 2 место | Республиканская проектно-практическая конференция «Заяви о себе» | Муниципальный этап | Приложение № 6 |
2010 - 2011 | Денисова Ирина и Шерстнёва Виктория (11 кл.) «Театр Бернарда Шоу»- 1 место | Республиканская проектно-практическая конференция «Заяви о себе» | Региональный | Приложение № 6 |
Андреенко Екатерина (5 кл.) «Голь на выдумку хитра» - 3 место Верц Валентина (10 кл.) «Загадки инков» - 3 место | Республиканская проектно-практическая конференция «Заяви о себе» | Региональный | Приложение № 7 | |
Нестеренко Лидия, Мишенкова Елизавета «Любимые куколки» - 2 место | Республиканская проектно-практическая конференция «Заяви о себе» | Муниципальный этап | Приложение № 7 | |
Андреенко Екатерина (5 кл.) «Голь на выдумку хитра» Нестеренко Лидия, Мишенкова Елизавета «Любимые куколки» лауреаты | Всероссийский интернет-конкурс «Детский исследовательский проект» на интернет-портале «Дети – 66.ру» | Федеральный | Приложения № 8, 9 Для ознакомления по адресу: http://www.deti-66.ru | |
2011 - 2012 | Никулина Анастасия, Забавникова Екатерина (7 кл.) «Экономим с умом и при свете» - 1 место | Республиканская проектно-практическая конференция «Заяви о себе» | Муниципальный этап |
2.5. Наличие обучающихся, имеющих публикации по учебному предмету
в тематических журналах и газетах, сборниках
Учебный год | Фамилия, имя ученика, класс | Название публикации | Выходные данные публикации | Подтверждающий документ, |
2010 - 2011 | Никулина Анастасия (6 класс) | Сочинение «Люди войны – люди подвига». | Прошлое – рядом с нами: сборник школьных сочинений ( под общ. ред. Т.В. Лебедевой).- Петрозаводск:Verso, 2010. | Копия сборника и сочинения Приложения №12, 13 |
Верц Валентина (11 кл.) Нестеренко Лидия (6 кл.) Зеленский Алёша, Яковлев Сергей, Сергун Влад, Лебедев Артём Федотова Вика, Никулина Настя | Статьи. «В добрый путь, первоклассник!» «Путешествие с овощами и фруктами» Сочинения «Никто не забыт, ничто не забыто» Стихи «Разговор с дедушкой» «В ветхой избушке одной…» | Первая детская газета города Сортавала «Радуга» - №6 (72), 30 октября, 2011 г. Первая детская газета города Сортавала «Радуга»- №5 (71),27 мая, 2011г. Первая детская газета города Сортавала «Радуга»- №5 (71),27 мая, 2011г | Копия газеты Приложение № 26 Копия газеты Приложение №27 Копия газеты Приложение № 26 |
Да, сегодня я - учитель. Атмосфера сотрудничества, сотворчества, принцип толерантности и приоритет личности ученика, человека, который сложнее любой компьютерной программы. Но главное, что можно сказать обо мне и о моих учениках: «Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе с целью развития компетентности личности.
Презентация опыта работы. Метод проектов обеспечивает связь школы с жизнью, развивает исследовательские возможности учащихся, активизирует интерес к познавательной деятельности. Помогает сформировать ...
Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе
Научно-методическая работа «Особенности проектирования и организации внеурочной деятельности. Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе» . Призёр районной научно-методич...
Пути формирования исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе
МАтериал содержит обобщение опыта по данной работе с презентацией...
Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе
В настоящее время на смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание».Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учи...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку и литературе "Книжный мир"
В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Заняти...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку и литературе для 6 класса
Содержание и методы обучения курса “Русская словесность” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы, обеспечивают еди...
Интерактивный проект Глобаллаб во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе
Выступление из опыта работы об использовании возможностей Глобальной школьной лаборатории на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности...