Правописание сложных имён прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Конспект урока по ФГОС с применением ЭОР на этапе закрепления и самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока по ФГОС35.74 КБ

Предварительный просмотр:

                        Правописание сложных имен прилагательных

Цель  урока:    формировать у школьников целостную систему ведущих знаний по теме «Правописание сложных имен прилагательных», учебно-познавательную  компетентность через содержание, методы и организацию учебного занятия. 

   Задачи:    

     - обучающие:    познакомить с новой орфограммой «Правописание сложных имен прилагательных»; закрепить правило в практической деятельности учащихся;  расширить словарный запас школьников;

    - развивающие:    развивать орфографическую зоркость; развивать мыслительные операции; формировать специальные технические умения работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет;

  - воспитательные:   воспитывать любовь к русскому языку;  формировать  познавательную активность, умение работать  в коллективе и сотрудничать со сверстниками  в решении поисковых задач; воспитывать сознательную дисциплину.

Формы работы учащихся:   фронтальные, индивидуальные и групповые.

Необходимое техническое оборудование:   компьютер, проектор, экран, ЭОР сети Интернет, эталоны.

Класс: 6

Тип урока: урок открытия нового знания

                                            Ход урока:

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель: Есть хорошая русская пословица: «В детстве не научишься - всю жизнь промучишься».  Как вы понимаете её? Что имеется ввиду? (Варианты ответов). Надо сегодня поработать так, чтобы мы научились новому, и нам не пришлось бы в будущем краснеть от безграмотности (т.е. «мучиться»).

2.Актуализация и фиксирование индивидуального  затруднения в пробном учебном действии.

-Чтобы не быть безграмотными, мы должны усвоить правила правописания, а каких именно, мы скоро узнаем.

-Какова учебная задача сегодняшнего урока? (открыть новое знание).

-Но сначала давайте проверим прочность уже полученных знаний.

Я приглашаю двоих учеников к доске. Остальные записывают эти же слова в тетрадях.

Громоотвод

юго-запад

 ярко-синий

 экс-чемпион

 англоязычный

 коми-русский

-При написании этих слов какие правила пришлось вспомнить? (правописание сложных имен существительных)

-Проверьте себя по эталону. Кто допустил ошибки?

3.Выявление места и причины затруднения.

-Какие слова у вас вызвали затруднение? (ярко-синий, англоязычный, коми-русский)

-Почему?  Чего не знаем?  ( это прилагательные, не знаем, как пишутся эти слова; не знаем правила правописания).

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

-Что в этих словах одинакового?  (имена прилагательные, состоят из двух корней)

-Как называются слова, состоящие из двух корней? (сложные)

-Чем отличаются? (одни пишутся через дефис, другие слитно).

-Сформулируйте тему урока. (Правописание сложных имен прилагательных.)

-Запишите в тетради, а я на доске запишу.

-Какая же цель нашего урока? (узнать, как пишутся сложные прилагательные, в каких случаях пишутся слитно, а в каких- через дефис).

-А где мы это узнаем?(в учебнике, в справочнике, в Интернете, у учителя).

-А как интереснее открыть новое знание? (самим разобраться).

-Составим план выхода из затруднения? (1.Понаблюдать 2.Сравнить 3.Обобщить, сделать выводы).

5.Реализация построенного проекта.

- Предлагаю провести исследование и понаблюдать за словами. Посмотрите на слова.

Умный-преумный

Черно-белый

Северо-западный

Машинно-тракторный

Железобетонный

Тихоокеанский

- Посмотрите и подумайте, как пишутся сложные прилагательные. Кто что увидел, заметил? (умный- преумный- слова повторяются.)

-Правильно. Т.е. слова, которые образовались повтором слов пишутся через дефис.

- Черно-белый. Что обозначает слово? (цвет, оттенок цвета)

-Следовательно, слова, обозначающие оттенок цвета тоже пишутся через дефис.

- Северо-западный.(Мы знаем, что слово северо-запад –сложное существительное, обозначает сторону света. Оно  пишется через дефис. А северо-западный- это прилагательное, и оно,наверное, так же пишется через дефис.)

-Итак, прилагательное, образованное от существительного, которое пишется через дефис, тоже пишется так же, через дефис.

- Посмотрите на слово машинно-тракторный. Почему оно пишется через дефис? Никакие вышеуказанные правила не работают. Обратимся за помощью к учебнику стр.182 , 2 пункт правила.

-Нарисуем схему.

        

                        

        

        

        

Физминутка

По хамбер-джамбер я шагал

По хамбер-джамбер я шагал, (Шагаем на месте.)

По хамбер-джамбер-джони (Хлопаем в ладоши.)

И вдруг увидел - риг-ма-джиг

(Присели.)

За шею тащит бони. (Прыжки на месте.)

Ах, будь со мною хоб-ма-гог, (Руки на пояс, наклоны влево-вправо.)

Мой хоб-ма-гоб-ма-гони, (Хлопаем в ладоши.)

Я застрелил бы риг-ма-джиг (Шагаем на месте.)

За кражу бедной бони.

(Присели.)

-Посмотрите на слова, которые пишутся слитно.

- Железобетонный. От каких слов оно образовано? (железобетон)

-Как оно пишется? (слитно)

-Вывод: Слитно пишутся те сложные прилагательные, которые образованы от слитно пишущихся существительных.

- Тихоокеанский. От каких слов оно образовано? (Тихий океан).

-Как оно пишется? (раздельно)

-Чем оно является синтаксически? (словосочетанием)

-Вывод: если прилагательное образовано от словосочетания, то оно пишется слитно.

-Нарисуем схему.

        

        

-Давайте громко проговорим схемы.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Работаем с ЭОР Интернета. Работа индивидуальная. Проговариваем правописание слов.(например, бледно-зелёный пишется через дефис, потому что обозначается оттенок цвета)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/edd8ef44-4097-47fa-ae3b-684a0775bdef/index_listing.html

7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

http://www.fcior.edu.ru/card/15559/slitnoe-i-defisnoe-napisanie-slozhnyh-prilagatelnyh.html

8. Включение в систему знаний и повторение.

-Каким новым знанием мы пополнили свою копилку знаний?

-Достаточно ли мы закрепили новое? (нет)

-Я рекомендую выполнить еще одно задание, написав сложные прилагательные слитно либо через дефис.

1.Рабочий парень широко(?)плечий

В рабочей кепке и смугло(?)лицый,

Руко(?)пожатьем гордиться крепким.

Он строит домны и тем гордится.(И.Кобзев)

2.На северо(?)востоке широко раскидывалась Большая Медведица,»любимое созвездие Гомера».На юго(?)западе низко,но ярче и великолепнее сверкала розово(?)серебристая Венера. Темно(?)синяя глубь была переполнена повисшими в Млечном Пути алмазами. И отовсюду лились в море нити тонкого,дивного света. (И.Бунин)

-Проверьте себя по эталону.

-Кто ошибся? В каком месте? Найдите и исправьте ошибки.

9.Рефлексия.

-Я предлагаю вам выбрать д/з.

1.Упр. 425 в учебнике

2. Написать мини-рассказ или сочинение на произвольную тему. Главное условие: надо включить не менее 5 сложных прилагательных.

-Какие цели были поставлены?

-Смогли ли мы выполнить всё, что запланировали?

-Оцените свою работу.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Мотивирование к учебной деятельности.

Приветствует учащихся. Создает  комфортную рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку.

Предлагает пословицу.

Настраиваются на работу.

Высказывают своё мнение.

2

2

Актуализация и фиксирование индивидуального  затруднения в пробном учебном действии.

Организует повторение знаний, закрепление умений.

Приглашает выйти двоих учеников к доске записать слова.

Записывают эти слова под диктовку учителя. Проверяют выполненную работу по образцу. Вспоминают правило «Правописание сложных имен существительных».

3

3.Выявление места и причины затруднения.

Создает проблемную ситуацию.

Анализируют слова, данные учителем.

Определяют место и причину затруднения.

Понимают, что недостаточно знаний.

3

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Направляет с помощью наводящих вопросов правильно сформулировать тему и цели урока.

Записывает вместе с ребятами тему урока на доске.

Формулируют тему и цели урока. Записывают тему урока.

Составляют план достижения цели.

4

5.Реализация построенного проекта.

Вывешивает образцовое написание слов

Выдвигают гипотезы  (свои мнения)

Обсуждаются версии. Выбирается оптимальный вариант. Исследуют, наблюдают, сравнивают, обобщают, делают выводы, фиксируют в схеме.

Работа с учебником.

5

Физминутка

Предлагает сделать упражнения.

Делают упражнения.

3

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней среде.

ЭОР №1

Предлагает выполнить задания ЭОР практического типа для знакомства с разными видами сложных прилагательных

Работают с материалами ЭОР под руководством учителя.

Выполняют действия в устной и письменной форме  индивидуально

5

7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

ЭОР №2

Предлагает выполнить задания ЭОР практического типа для закрепления навыка правописания сложных прилагательных

Работают индивидуально и в парах.

10

8.Включение в систему знаний и повторение

Предлагает выполнить задания письменно с доски и проверить себя по эталону.

Работают индивидуально. Пошагово сверяются с эталоном.

   7

9.Рефлексия

Задает д.з. на выбор: или упр.425 из учебника, или написать мини-рассказ или сочинение на произвольную тему с условием  включить не менее 5 сложных прилаг. Побуждает высказаться о трудностях усвоения нового материала, а также дать объективную оценку собственным знаниям и уроку в целом. Обобщает материал урока. Выставляет и комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Акцентирует внимание на конечных  результатах учебной деятельности обучающихся

Анализируют, что понравилось и что вызвало затруднения; оценивают собственные знания. Соотносят цель и результаты.

Слушают учителя, адекватно реагируют на замечания и следуют советам

3

Приложение к плану-конспекту урока

Правописание сложных имен прилагательных

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

ЭОР практического типа

Модель с практическим выводом результатов.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/edd8ef44-4097-47fa-ae3b-684a0775bdef/index_listing.html

2

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

ЭОР практического типа

Модель с тестовыми заданиями.

http://www.fcior.edu.ru/card/15559/slitnoe-i-defisnoe-napisanie-slozhnyh-prilagatelnyh.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных"

урок изучения нового материала с опорой на алгоритм и красочную схему-изучение материала. Урок построен на самостоятельной работе учащихся, а благодаря тому, что материал излагается в занимательной фо...

Урок русского языка по теме "Правописание сложных имён прилагательных"

Урок «Правописание сложных имён прилагательных» (по программе М.М.Разумовской) был дан в 6 классе. Цели урока - изучить правила правописания сложных прилагательных;повторить способы словообразования; ...

Правописание сложных имён прилагательных

Урок систематизации правила написания сложных имён прилагательных. В данном уроке интегрирую дифференцированное обучение и игровую технологию....

Магир Т.В., Харченко Т.Г. Конспект урока русского языка по теме "Правописание сложных имён прилагательных". 6 класс

К конспекту урока прилагается рабочий лист с заданиями для работы на уроке...

Дефисное и слитное написание сложных имён прилагательных

Этот урок поможет подготовиться к уроку русского языка...

«Правописание сложных имён прилагательных»

Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"...