Правописание сложных имён прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока по ФГОС с применением ЭОР на этапе закрепления и самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по ФГОС | 35.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание сложных имен прилагательных
Цель урока: формировать у школьников целостную систему ведущих знаний по теме «Правописание сложных имен прилагательных», учебно-познавательную компетентность через содержание, методы и организацию учебного занятия.
Задачи:
- обучающие: познакомить с новой орфограммой «Правописание сложных имен прилагательных»; закрепить правило в практической деятельности учащихся; расширить словарный запас школьников;
- развивающие: развивать орфографическую зоркость; развивать мыслительные операции; формировать специальные технические умения работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет;
- воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку; формировать познавательную активность, умение работать в коллективе и сотрудничать со сверстниками в решении поисковых задач; воспитывать сознательную дисциплину.
Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные и групповые.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, ЭОР сети Интернет, эталоны.
Класс: 6
Тип урока: урок открытия нового знания
Ход урока:
1.Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель: Есть хорошая русская пословица: «В детстве не научишься - всю жизнь промучишься». Как вы понимаете её? Что имеется ввиду? (Варианты ответов). Надо сегодня поработать так, чтобы мы научились новому, и нам не пришлось бы в будущем краснеть от безграмотности (т.е. «мучиться»).
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
-Чтобы не быть безграмотными, мы должны усвоить правила правописания, а каких именно, мы скоро узнаем.
-Какова учебная задача сегодняшнего урока? (открыть новое знание).
-Но сначала давайте проверим прочность уже полученных знаний.
Я приглашаю двоих учеников к доске. Остальные записывают эти же слова в тетрадях.
Громоотвод
юго-запад
ярко-синий
экс-чемпион
англоязычный
коми-русский
-При написании этих слов какие правила пришлось вспомнить? (правописание сложных имен существительных)
-Проверьте себя по эталону. Кто допустил ошибки?
3.Выявление места и причины затруднения.
-Какие слова у вас вызвали затруднение? (ярко-синий, англоязычный, коми-русский)
-Почему? Чего не знаем? ( это прилагательные, не знаем, как пишутся эти слова; не знаем правила правописания).
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
-Что в этих словах одинакового? (имена прилагательные, состоят из двух корней)
-Как называются слова, состоящие из двух корней? (сложные)
-Чем отличаются? (одни пишутся через дефис, другие слитно).
-Сформулируйте тему урока. (Правописание сложных имен прилагательных.)
-Запишите в тетради, а я на доске запишу.
-Какая же цель нашего урока? (узнать, как пишутся сложные прилагательные, в каких случаях пишутся слитно, а в каких- через дефис).
-А где мы это узнаем?(в учебнике, в справочнике, в Интернете, у учителя).
-А как интереснее открыть новое знание? (самим разобраться).
-Составим план выхода из затруднения? (1.Понаблюдать 2.Сравнить 3.Обобщить, сделать выводы).
5.Реализация построенного проекта.
- Предлагаю провести исследование и понаблюдать за словами. Посмотрите на слова.
Умный-преумный
Черно-белый
Северо-западный
Машинно-тракторный
Железобетонный
Тихоокеанский
- Посмотрите и подумайте, как пишутся сложные прилагательные. Кто что увидел, заметил? (умный- преумный- слова повторяются.)
-Правильно. Т.е. слова, которые образовались повтором слов пишутся через дефис.
- Черно-белый. Что обозначает слово? (цвет, оттенок цвета)
-Следовательно, слова, обозначающие оттенок цвета тоже пишутся через дефис.
- Северо-западный.(Мы знаем, что слово северо-запад –сложное существительное, обозначает сторону света. Оно пишется через дефис. А северо-западный- это прилагательное, и оно,наверное, так же пишется через дефис.)
-Итак, прилагательное, образованное от существительного, которое пишется через дефис, тоже пишется так же, через дефис.
- Посмотрите на слово машинно-тракторный. Почему оно пишется через дефис? Никакие вышеуказанные правила не работают. Обратимся за помощью к учебнику стр.182 , 2 пункт правила.
-Нарисуем схему.
Физминутка
По хамбер-джамбер я шагал
По хамбер-джамбер я шагал, (Шагаем на месте.)
По хамбер-джамбер-джони (Хлопаем в ладоши.)
И вдруг увидел - риг-ма-джиг
(Присели.)
За шею тащит бони. (Прыжки на месте.)
Ах, будь со мною хоб-ма-гог, (Руки на пояс, наклоны влево-вправо.)
Мой хоб-ма-гоб-ма-гони, (Хлопаем в ладоши.)
Я застрелил бы риг-ма-джиг (Шагаем на месте.)
За кражу бедной бони.
(Присели.)
-Посмотрите на слова, которые пишутся слитно.
- Железобетонный. От каких слов оно образовано? (железобетон)
-Как оно пишется? (слитно)
-Вывод: Слитно пишутся те сложные прилагательные, которые образованы от слитно пишущихся существительных.
- Тихоокеанский. От каких слов оно образовано? (Тихий океан).
-Как оно пишется? (раздельно)
-Чем оно является синтаксически? (словосочетанием)
-Вывод: если прилагательное образовано от словосочетания, то оно пишется слитно.
-Нарисуем схему.
-Давайте громко проговорим схемы.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Работаем с ЭОР Интернета. Работа индивидуальная. Проговариваем правописание слов.(например, бледно-зелёный пишется через дефис, потому что обозначается оттенок цвета)
7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.
http://www.fcior.edu.ru/card/15559/slitnoe-i-defisnoe-napisanie-slozhnyh-prilagatelnyh.html
8. Включение в систему знаний и повторение.
-Каким новым знанием мы пополнили свою копилку знаний?
-Достаточно ли мы закрепили новое? (нет)
-Я рекомендую выполнить еще одно задание, написав сложные прилагательные слитно либо через дефис.
1.Рабочий парень широко(?)плечий
В рабочей кепке и смугло(?)лицый,
Руко(?)пожатьем гордиться крепким.
Он строит домны и тем гордится.(И.Кобзев)
2.На северо(?)востоке широко раскидывалась Большая Медведица,»любимое созвездие Гомера».На юго(?)западе низко,но ярче и великолепнее сверкала розово(?)серебристая Венера. Темно(?)синяя глубь была переполнена повисшими в Млечном Пути алмазами. И отовсюду лились в море нити тонкого,дивного света. (И.Бунин)
-Проверьте себя по эталону.
-Кто ошибся? В каком месте? Найдите и исправьте ошибки.
9.Рефлексия.
-Я предлагаю вам выбрать д/з.
1.Упр. 425 в учебнике
2. Написать мини-рассказ или сочинение на произвольную тему. Главное условие: надо включить не менее 5 сложных прилагательных.
-Какие цели были поставлены?
-Смогли ли мы выполнить всё, что запланировали?
-Оцените свою работу.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Мотивирование к учебной деятельности. | Приветствует учащихся. Создает комфортную рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку. Предлагает пословицу. | Настраиваются на работу. Высказывают своё мнение. | 2 | |
2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Организует повторение знаний, закрепление умений. Приглашает выйти двоих учеников к доске записать слова. | Записывают эти слова под диктовку учителя. Проверяют выполненную работу по образцу. Вспоминают правило «Правописание сложных имен существительных». | 3 | |
3.Выявление места и причины затруднения. | Создает проблемную ситуацию. | Анализируют слова, данные учителем. Определяют место и причину затруднения. Понимают, что недостаточно знаний. | 3 | ||
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | Направляет с помощью наводящих вопросов правильно сформулировать тему и цели урока. Записывает вместе с ребятами тему урока на доске. | Формулируют тему и цели урока. Записывают тему урока. Составляют план достижения цели. | 4 | ||
5.Реализация построенного проекта. | Вывешивает образцовое написание слов | Выдвигают гипотезы (свои мнения) Обсуждаются версии. Выбирается оптимальный вариант. Исследуют, наблюдают, сравнивают, обобщают, делают выводы, фиксируют в схеме. Работа с учебником. | 5 | ||
Физминутка | Предлагает сделать упражнения. | Делают упражнения. | 3 | ||
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней среде. | ЭОР №1 | Предлагает выполнить задания ЭОР практического типа для знакомства с разными видами сложных прилагательных | Работают с материалами ЭОР под руководством учителя. Выполняют действия в устной и письменной форме индивидуально | 5 | |
7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону. | ЭОР №2 | Предлагает выполнить задания ЭОР практического типа для закрепления навыка правописания сложных прилагательных | Работают индивидуально и в парах. | 10 | |
8.Включение в систему знаний и повторение | Предлагает выполнить задания письменно с доски и проверить себя по эталону. | Работают индивидуально. Пошагово сверяются с эталоном. | 7 | ||
9.Рефлексия | Задает д.з. на выбор: или упр.425 из учебника, или написать мини-рассказ или сочинение на произвольную тему с условием включить не менее 5 сложных прилаг. Побуждает высказаться о трудностях усвоения нового материала, а также дать объективную оценку собственным знаниям и уроку в целом. Обобщает материал урока. Выставляет и комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся | Анализируют, что понравилось и что вызвало затруднения; оценивают собственные знания. Соотносят цель и результаты. Слушают учителя, адекватно реагируют на замечания и следуют советам | 3 |
Приложение к плану-конспекту урока
Правописание сложных имен прилагательных
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. | ЭОР практического типа | Модель с практическим выводом результатов. | |
2 | Слитное и дефисное написание сложных прилагательных | ЭОР практического типа | Модель с тестовыми заданиями. | http://www.fcior.edu.ru/card/15559/slitnoe-i-defisnoe-napisanie-slozhnyh-prilagatelnyh.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных"
урок изучения нового материала с опорой на алгоритм и красочную схему-изучение материала. Урок построен на самостоятельной работе учащихся, а благодаря тому, что материал излагается в занимательной фо...
Урок русского языка по теме "Правописание сложных имён прилагательных"
Урок «Правописание сложных имён прилагательных» (по программе М.М.Разумовской) был дан в 6 классе. Цели урока - изучить правила правописания сложных прилагательных;повторить способы словообразования; ...
Правописание сложных имён прилагательных
Урок систематизации правила написания сложных имён прилагательных. В данном уроке интегрирую дифференцированное обучение и игровую технологию....
Магир Т.В., Харченко Т.Г. Конспект урока русского языка по теме "Правописание сложных имён прилагательных". 6 класс
К конспекту урока прилагается рабочий лист с заданиями для работы на уроке...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов имён прилагательных (Н и НН в суффиксах прилагательных)"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику Е.А.Быстровой....
Дефисное и слитное написание сложных имён прилагательных
Этот урок поможет подготовиться к уроку русского языка...
«Правописание сложных имён прилагательных»
Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"...