Рабочая программа Русский язык 7 класс Баранов
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Олейник Ольга Владимировна

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

          Дубенская средняя общеобразовательная школа

           муниципального образования Дубенский район

Утверждаю                             рассмотрено                               согласовано

Директор школы                 заседание ШМО                       зам. директора по УВР

Н.В. Гудкова                         протокол №     от                                    Т.А. Шухарт

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Класс: 7Б

Учитель: Олейник Ольга Владимировна

Количество часов: 140 (4ч в неделю)

Количество контрольных работ: 11, из них

              -контрольных диктантов: 7

              -контрольных сочинений: 2

              -контрольных изложений: 2

Развитие речи: 18ч.

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и рабочей Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др. (М.: Просвещение,2012).

Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Основные цели и задачи изучения русского языка в основной школе

- Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

- приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общая характеристика программы

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 7 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на  прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 7 классе в разделе «Повторение изученного в 5-6 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника «Русский язык. 7 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности. В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, развитие исследовательских навыков, здоровьесберегающие технологии и др.

Место предмета

На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, итого 140 часов в год.

Содержание программы

Русский язык как развивающееся явление – 1 ч.

Повторение изученного в 5-6 классах – 9 ч.

Тексты и стили – 2 ч.

Морфология и орфография. Культура речи

- Причастие – 31 ч.

-Деепричастие – 13 ч.

-Наречие – 24 ч.

-Учебно-научная речь – 3 ч.

-Категория состояния – 5 ч.

Служебные части речи

--Предлог – 10 ч.

--Союз – 13 ч.

--Частица – 13 ч.

--Междометие – 1 ч.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах – 12 ч.

Требования к результатам освоения

выпускниками основной школы

программы по русскому языку

Личностные результаты:

  1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  1. Владение всеми видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- владение разными видами чтения;

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

- способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, ресурсы сети Интернет; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- владение разными видами монолога и диалога;

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений. Навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения, навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  6. распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  7. проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Учебно-тематическое планирование

Дата

Содержание (тема) урока

Примечание

1

Русский язык как развивающееся явление

2

Синтаксис. Синтаксический разбор

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор

4

Лексика и фразеология

5

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова

6

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова

7

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

8

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Закрепление

9

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

10

Анализ контрольного диктанта

11

Рр Текст. Диалог как текст. Виды диалогов

12

Рр Стили литературного языка. Публицистический стиль

13

Причастие как часть речи

14

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

15

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Закрепление

16

Причастный оборот

17

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

18

Рр Сочинение. Описание внешности человека

19

Рр Сочинение. Описание внешности человека

20

Действительные и страдательные причастия

21

Краткие и полные страдательные причастия

22

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

23

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Закрепление

24

Действительные причастия прошедшего времени

25

Рр Изложение

26

Рр Изложение

27

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

28

Страдательные причастия прошедшего времени

29

Гласные пред Н в полных и кратких страдательных причастиях

30

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных

31

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. Закрепление

32

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

33

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Закрепление

34

Контрольный диктант по теме «Причастие»

35

Анализ контрольного диктанта

36

Морфологический разбор причастия

37

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

38

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Закрепление

39

Буквы О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

40

Буквы О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Закрепление

41

Повторение по теме «Причастие»

42

Контрольная работа по теме «Причастие»

43

Анализ контрольной работы

44

Деепричастие как часть речи

45

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

46

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Закрепление

47

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

48

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

49

Анализ контрольного диктанта

50

Деепричастия несовершенного вида

51

Деепричастия совершенного вида

52

Морфологический разбор деепричастия

53

Рр Составление рассказа по картине

54

Рр Сжатое изложение

55

Повторение по теме «Деепричастие»

56

Контрольная работа по теме «Деепричастие»

57

Наречие как часть речи

58

Разряды наречий

59

Степени сравнения наречий

60

Степени сравнения наречий. Закрепление

61

Морфологический разбор наречия

62

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е

63

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е. Закрепление

64

Буквы Е и И  в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий

65

Буквы Е и И  в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Закрепление

66

Одна и две буквы Н в наречиях на –О и -Е

67

Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е. Закрепление

68

Рр Описание действий

69

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

70

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Закрепление

71

Буквы О и А на конце наречий

72

Буквы О и А на конце наречий. Закрепление

73

Дефис между частями слова в наречиях

74

Дефис между частями слова в наречиях. Закрепление

75

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

76

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Закрепление

77

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

78

Повторение по теме «Наречие»

79

Контрольный диктант по теме «Наречие»

80

Анализ контрольного диктанта

81

Рр Учебно-научная речь

82

Рр Отзыв

83

Рр Учебный доклад

84

Категория состояния как часть речи

85

Морфологический разбор категории состояния

86

Повторение по теме «Категория состояния»

87

Рр Сочинение на лингвистическую тему

88

Рр Сочинение на лингвистическую тему

89

Самостоятельные и служебные части речи

90

Предлог как часть речи

91

Употребление предлогов

92

Производные и непроизводные предлоги

93

Производные и непроизводные предлоги. Закрепление

94

Простые и составные предлоги

95

Морфологический разбор предлога

96

Рр Впечатление от картины А.Сайкиной «Детская спортивная школа»

97

Слитное и раздельное написание производных предлогов

98

Слитное и раздельное написание производных предлогов. Закрепление

99

Союз как часть речи

100

Простые и составные союзы

101

Союзы сочинительные и подчинительные

102

Союзы сочинительные и подчинительные. Закрепление

103

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

104

Сочинительные союзы

105

Подчинительные союзы

106

Морфологический разбор союза

107

Рр  Сочинение-рассуждение «Книга в современном мире»

108

Слитное написание союзов «тоже», «также», «чтобы»

109

Повторение и обобщение сведений о предлогах и союзах

110

Контрольный диктант по теме «Служебные части речи»

111

Анализ контрольного диктанта

112

Частица как часть речи

113

Разряды частиц. Формообразующие частицы

114

Рр Работа над вымышленными рассказами

115

Рр Работа над вымышленными рассказами

116

Смыслоразличительные частицы

117

Раздельное и дефисное написание частиц

118

Морфологический разбор частицы

119

Отрицательные частицы НЕ и НИ

120

Различие частицы НЕ и приставки НЕ-

121

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ…НИ

122

Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз и частица»

123

Контрольный диктант по темам «Союз и частица»

124

Анализ контрольного диктанта

125

Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях

126

Разделы науки о русском языке

127

Текст и стили речи. Учебно-научная речь

128

Фонетика. Графика

129

Лексика и фразеология

130

Морфемика. Словообразование

131

Морфология.

132

Орфография

133

Синтаксис

134

Пунктуация

135

Итоговый контрольный диктант

136

Анализ итогового контрольного диктанта

137

Урок творчества: от впечатления к слову

138

Резервный урок

139

Резервный урок

140

Резервный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Русский язык. 7 класс (М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская)

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к ...

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....

5 класс. Рабочая программа. Русский язык. (авторы М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская)

-         Авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. Н. М. Шанский,  М.Т.Баранов, Т. А. Ладыж...

5 класс. Рабочая программа. Русский язык. (авторы М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская)

-         Авторы программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. Н. М. Шанский,  М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская.  - М....

Рабочая программа Русский язык. 7 класс. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. М.: 2013. - 223 с.

Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного ...