Модульный урок в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи» по УМК С.И.Львовой и В.В.Львова. Учитель: Козлова Л. А.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
Данный модульный урок можно использовать в образовательных целях в 6 классе.
Описанный подход к обучению поможет преподавателю русского языка:
1)повторить и обобщить знания учащихся о значении, морфологических признаках имени существительного;
2)совершенствовать умение учащихся проводить морфологический разбор имени существительного
3)воспитывать самостоятельность, внимание, а также интерес к изучению русского языка
4)формировать у учащихся лингвистическую и культурологическую компетенции;
5)развивать коммуникативную компетенцию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Модульный урок в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи»
по УМК С.И.Львовой и В.В.Львова.
Учитель: Козлова Л. А.
Тип урока: урок систематизации и повторения сведений об имени существительном.
Цели урока:
образовательные
1)повторить и обобщить знания учащихся о значении, морфологических признаках имени существительного;
2)совершенствовать умение учащихся проводить морфологический разбор имени существительного
воспитательные
1)воспитывать самостоятельность, внимание;
2) интерес к изучению русского языка
развивающие
1)формировать лингвистическую и культурологическую компетенции;
2)развивать коммуникативную компетенцию.
Оборудование: лист с заданиями модуля каждому учащемуся (см. приложение №1)
Ход урока:
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить об имени существительном. В своей речи мы используем слова. С их помощью мы называем: людей, животных, предметы, явления действительности. Это имена существительные.
Ученик: Имя существительное – самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Во многих грамматиках – французской, немецкой, итальянской, английской, датской, шведской, норвежской – имя существительное обозначается словом, происходящим от латинского «субстантивум », которое было в прямом родстве с существительным субстанция, означающим: сущность, существо. Языковеды древнего мира полагали не без основания, что слова, называющие предметы, вещи и живые существа, имеют дело как раз с самой сущностью мира.
1 этап. Учитель: А теперь обратимся к стихотворению А.А. Фета. 1) Прочитайте текст, подготовьте выразительное чтение.
2) Чтение стихотворения. Ответы на вопросы к нему.
Вопросы к тексту: О чём стихотворение? В чем его особенность? Посчитайте, сколько в нем существительных. (21) А сколько процентов?(63%). Что вы представляете?
( Поэт рисует изумительную картину ночи, которая сменяется наступлением утра. Мы видим восход солнца, слышим разные звуки: шёпот, дыханье, трели соловья, наблюдаем медленное движение ручья. Завороженно смотрим вокруг, замечаем серебряный блеск воды, таинственный ночной свет, мельканье причудливых теней, восхищаемся красотой зари, волшебной, загадочной обстановкой свидания с любимым человеком. Вот сколько смысла таит в себе короткое стихотворение.
Текст состоит почти из одних существительных. А всё понятно. Используя существительные, можно выражать чувства, рисовать пейзаж. Это настоящее мастерство.)
Учитель: А теперь давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном как части речи, это изменяемая часть речи, у нее есть свои морфологические признаки. Задание: Прочитайте еще раз текст. Перечислите встретившиеся в этом тексте существительные. Поставьте к ним вопрос. Подумайте над определением существительного: что обозначает эта часть речи? Как изменяются существительные?
Учащиеся отвечают
Текст №1:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Ряд волшебных изменений милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
А.А.Фет
Работа в модульном листе.
УЭ – 0.1. Цель: повторить сведения об имени существительном как части речи.
Задание: прочитайте цель и определите, что необходимо усвоить на уроке.(1 мин.)
УЭ – 1. Входной контроль. Цель: повторить сведения об имени существительном, как части речи. Записать в модуль, как изменяются имена существительные, его морфологические признаки. (имена существительные изменяются по падежам и числам, имеют род, склонение.) Примеры слов из стихотворения записываются в таблицу (самостоятельная работа).
2 этап.
УЭ- 2. Игра «Четвертое лишнее». Запишите в модуль лишнее слово, укажите по какому признаку вы сделали выбор.
1) Мальчик, девочка, человек, Олеся.
2) Город, село, река, Волга.
3) Дерево, собака, письмо, веселье.
4)Дочь, пирог, капуста, свет.
Ответ: выписанные существительные Олеся, Волга – имена собственные, а сущ. собака, дочь – одушевленные.
Вывод: Имена существительные могут быть собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными.
3 этап.
Учитель: Вот мы вспомнили морфологические признаки имени существительного. Но умеете ли вы без ошибок писать существительные? Это можно проверить, написав словарный диктант.
УЭ – 3. Записать в модуль словарный диктант.
Учитель: Снегирь, гирлянда, Рождество, Новый год, впечатление, иней, снежинка, колядка, украшение, каникулы.
Проверим диктант. Проведите линии из левой колонки в правую, соедините слово и его лексическое значение. Проверьте себя по образцу, сосчитайте количество допущенных ошибок, поставьте себе оценку в модуль.
4 этап.
Учитель:
Мы записали с вами слова, связанные с предстоящими зимними праздниками. А теперь почитаем текст, в котором говорится о снежных словах.
Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль. Почему текст так назван?
Текст №2.
СНЕЖНЫЕ СЛОВА.
Уже с неба снег падает по-разному.
Если снежинки слипаются на лету, мы говорим «хлопья». Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, мы говорим «крупка».
Снежные слова придумал народ, и они по-народному метки. Кажется, что и впрямь сыплется с неба снежное пшено – ледяная крупа.
Свежий, только-только запорошивший землю самый чистый и самый милый охотнику снег зовется «пороша».
Снег, выметаемый ветром, струится, течет по земле. Это низовая метель – «поземка» (по земле).
Если же ветер кружит, вьет в воздухе снег, – это «вьюга».
...Может разыграться и настоящая снежная буря – «буран». Н.Надеждин
Вопросы к тексту: Перечислите снежные слова (снег, снежинки, хлопья, крупка, ледяная крупа, пороша, метель, поземка, вьюга, буран). Вот сколько можно употребить разных снежных слов, рассказывая о зимней погоде.
УЭ – 4. Задание. Определите синтаксическую роль имени существительного в тексте.
Вывод запишите в модуль (Существительные в предложении могут выступать в роли дополнения, подлежащего и обстоятельства.)
5 этап.
Учитель: Вот мы прочитали разные произведения : гениальное стихотворение русского поэта. А.А Фета, увлекательный текст Н. Надеждиной « Снежные слова». А теперь попробуем сами стать мастерами слова. Вспомним жаркое лето, красивых бабочек. Обратимся к тексту « Крапивница и лимонница». Вы слышали о таких бабочках.
Читаем текст №3 по ролям
УЭ – 5 . Творческое задание. Цель: развитие речи учащихся.
Задание: Продолжите текст, рассказав в нем о другом названии бабочки. Выберите ту бабочку, название которой вам больше понравилось (см. приложение №2)
Необходимо сохранить форму текста (диалог).
Текст №3.
Крапивница и лимонница.
- Терпеть не могу непонятных имен! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут даже? Вот я. У меня на крапиву аппетит, поэтому я Крапивница! У нее на капусту аппетит – она Капустница! Просто все и понятно!
- А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять…
Н. Сладков
Материал для справок: голубянка красивая - бабочка безвредная и очень красивая; она вся нежно-голубого цвета, сама похожа на цветок; мешочница – самка этой бабочки всю жизнь проводит в мешке; стеклянница – у этой самки прозрачные, как у осы, крылья, покрытые невидимыми чешуйками.
Индивидуальная работа на листочках..
УЭ – 6. Подведение итогов урока. Реализованы ли цели урока-модуля?
Домашнее задание: Упр.278.1. Озаглавьте текст, используя синонимы из текста к словосочетанию « многолетнее травянистое растение»
Приложение №1.
.
Приложение №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»
Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"
Конспект урока разработан для изучения темы "Имя существительное как часть речи" в 5 классе...
Презентация к уроку в 5 классе по теме: "Имя существительное как часть речи"
Презентация к уроку поможет в игровой форме на интерактивной приставке провести урок в 5 классе по теме: "Имя существительное как часть речи"...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи". Первый урок - повторение пройденного в начальной школе. Урок с элементами технологии критического мышления....
Урок русского языка в 10 классе по теме: «Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний»
Цели урока: повторить основные сведения об имени существительном как о части речи;совершенствовать навыки правописания имён существительных, закрепить навыки аналитической работы со словом как частью ...
Открытый урок в 5 классе по теме"Имя существительное как часть речи"
Открытый урок разработан как урок развивающего обучения при переходе к стандартам 2-го поколения....