Открытый урок в 5 классе по теме"Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Дворниченко Екатерина Николаевна

Открытый урок разработан как урок развивающего обучения при переходе к стандартам 2-го поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока русского языка в 5 классе.

Тема: «Имя существительное как часть речи».

Цели, ориентированные на достижение личностных и метапредметных результатов:

- создание условий для целостного представления о имени существительном;

- организация деятельности обучающихся по изучению, осмыслению и первичному употреблению понятий «имя существительное»; его грамматических признаков;

- организовать самостоятельную деятельность учащихся по применению знаний об имени существительном в разнообразных ситуациях;

- создать ситуации выбора применения обобщения, использования, осмысления роли имени существительного в тексте, морфологических признаков имени существительного.

Цели, ориентированные на достижение предметных результатов:

- помощь обучающимся в осознании социальной, практической и личностной значимости действий с материалом(использование в речевой практике);

-содействие осознанию обучающихся ценности изучаемого предмета;

- обеспечить возможности развития у обучающихся умения ставить цель и планировать этапы деятельности по достижению поставленных целей и отбору способов действия в данной ситуации.

Оборудование: учебник; интерактивная доска; предметный картинки, обозначающие предметы и явления.

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Дворниченко Екатерина Николаевна

Ход урока.

Этапы

Планируемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Методические комментарии

Организационный момент

Как вы понимаете смысл пословицы: «Сила человека в его знаниях»?

 Человек богат знаниями.

Знания повышают его уровень развития…

Нужно выслушать 2-3 человека для полного понятийного смысла пословицы.

Актуализация знаний

Посмотрите на доску. Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Обобщите всё вышесказанное.

Изучение предметов.

Распознавание падежей имени существительного.

Определение роли в тексте имени существительного.

Имя существительное.

Если дети затрудняются в каких-либо ответах, учитель задаёт наводящие вопросы.

Постановка темы урока.

Какую часть речи мы будем изучать?

Это новая для вас тема, или вы о ней что-то знаете?

Как вы полагаете, всё ли вы знаете об имени существительном?

Существительное.

Мы её уже изучали в начальной школе.

Нет. Во время дальнейшего обучения мы узнаем что-нибудь новое.

Работа по теме урока.

Что вам уже известно об имени существительном?

(После ответа учащихся появляется первая запись в таблице, которую уч-ся должны будут составить в течение урока)

Что ещё помните?

Что значит изменяются по родам?

А сейчас я буду читать загадки, а вы записывать отгадки в два столбика: одушевлённые и неодушевлённые. Как вы понимаете эти определения?

Клейкие почки,

Зелёные листочки.

С белой корой

Стоит под горой.

(берёза)

На ромашку у ворот

Опустился вертолёт –

Золотистые глаза.

Кто же это?...

          (стрекоза)

Что надо готовить летом, а телегу зимой?

       (сани)

Бегает среди камней

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но –   ах! –

Удрала, а хвост в руках.

      (ящерица)

Два конца, два кольца – посередине гвоздик.

      (ножницы)

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать всё - равно не может.

       (гусеница)

Зачитайте группы слов.

Что их объединяет?

Что необычного вы заметили во 2-ой группе слов?

(У всех ли слов есть единственное число?)

А есть ли существительные, употребляемые в единственном числе?

Физкульт - минутка.

Имя существительное-

Очень удивительное.

На вопросы: кто? И что?

Отвечать оно должно.

Комментированное письмо с пунктуационным разбором предложений.

 

Москва – столица нашей Родины. Она издавна славилась торговлей и ремёслами. Поэтому возникали торговые ряды. В них ремесленники могли продавать свои изделия или обмениваться товарами.

Какими членами предложения может быть имя существительное?

Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос КТО? ЧТО?

Бывают собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

Они изменяются по числам, родам и падежам.

Бывают среднего, женского и мужского рода.

Одушевлённые: стрекоза, ящерица, гусеница.

Неодушевлённые: берёза, сани, ножницы.

В одной группе слова отвечают на вопрос что?, и являются неодушевлёнными,

А во 2-ой группе – кто? – одушевлённые.

Не все существительные употребляются в единственном числе.

У некоторых слов нет множественного числа.

Подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством.

Во время всей работы учащихся составляется таблица: «Имя существительное как часть речи».

На таблице постепенно появляются отличительные черты имени существительного (блоками).

Закрепление материала.

С.Р.

Просклоняйте слова:

1 ряд: аптека,

2 ряд: вокзал,

3 ряд: тетрадь.

Выделите окончания.

С существительными каких склонений вы работали?

Как вы это определили?

Работа с учебником.

Упр.

Прочитайте задание. Если всё понятно, приступайте к выполнению.

Проверка упражнения.

С существительными 1, 2, 3 склонений.

По окончанию.

Подведение итогов урока.

Обобщите свои знания об имени существительном.

( После полного ответа детей, появляется таблица: «Имя существительное» ).

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что?

Имена существительные изменяются по родам, числам, падежам, хоть некоторые из них бывают только множественного и единственного числа.

Имя существительное в предложении бывают подлежащими, сказуемыми, дополнениями и обстоятельствами.

Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока разработан для изучения темы "Имя существительное как часть речи" в 5 классе...

Презентация к уроку в 5 классе по теме: "Имя существительное как часть речи"

Презентация к уроку поможет в игровой форме на интерактивной приставке провести урок в 5 классе по теме: "Имя существительное как часть речи"...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи". Первый урок - повторение пройденного в начальной школе. Урок с элементами технологии критического мышления....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"...