Открытый урок в 5 классе по теме"Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Открытый урок разработан как урок развивающего обучения при переходе к стандартам 2-го поколения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект урока русского языка в 5 классе.
Тема: «Имя существительное как часть речи».
Цели, ориентированные на достижение личностных и метапредметных результатов:
- создание условий для целостного представления о имени существительном;
- организация деятельности обучающихся по изучению, осмыслению и первичному употреблению понятий «имя существительное»; его грамматических признаков;
- организовать самостоятельную деятельность учащихся по применению знаний об имени существительном в разнообразных ситуациях;
- создать ситуации выбора применения обобщения, использования, осмысления роли имени существительного в тексте, морфологических признаков имени существительного.
Цели, ориентированные на достижение предметных результатов:
- помощь обучающимся в осознании социальной, практической и личностной значимости действий с материалом(использование в речевой практике);
-содействие осознанию обучающихся ценности изучаемого предмета;
- обеспечить возможности развития у обучающихся умения ставить цель и планировать этапы деятельности по достижению поставленных целей и отбору способов действия в данной ситуации.
Оборудование: учебник; интерактивная доска; предметный картинки, обозначающие предметы и явления.
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Дворниченко Екатерина Николаевна
Ход урока.
Этапы | Планируемая деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся | Методические комментарии |
Организационный момент | Как вы понимаете смысл пословицы: «Сила человека в его знаниях»? | Человек богат знаниями. Знания повышают его уровень развития… | Нужно выслушать 2-3 человека для полного понятийного смысла пословицы. |
Актуализация знаний | Посмотрите на доску. Как вы думаете, какая тема нашего урока? Обобщите всё вышесказанное. | Изучение предметов. Распознавание падежей имени существительного. Определение роли в тексте имени существительного. Имя существительное. | Если дети затрудняются в каких-либо ответах, учитель задаёт наводящие вопросы. |
Постановка темы урока. | Какую часть речи мы будем изучать? Это новая для вас тема, или вы о ней что-то знаете? Как вы полагаете, всё ли вы знаете об имени существительном? | Существительное. Мы её уже изучали в начальной школе. Нет. Во время дальнейшего обучения мы узнаем что-нибудь новое. | |
Работа по теме урока. | Что вам уже известно об имени существительном? (После ответа учащихся появляется первая запись в таблице, которую уч-ся должны будут составить в течение урока) Что ещё помните? Что значит изменяются по родам? А сейчас я буду читать загадки, а вы записывать отгадки в два столбика: одушевлённые и неодушевлённые. Как вы понимаете эти определения? Клейкие почки, Зелёные листочки. С белой корой Стоит под горой. (берёза) На ромашку у ворот Опустился вертолёт – Золотистые глаза. Кто же это?... (стрекоза) Что надо готовить летом, а телегу зимой? (сани) Бегает среди камней Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но – ах! – Удрала, а хвост в руках. (ящерица) Два конца, два кольца – посередине гвоздик. (ножницы) Волосата, зелена, В листьях прячется она. Хоть и много ножек, Бегать всё - равно не может. (гусеница) Зачитайте группы слов. Что их объединяет? Что необычного вы заметили во 2-ой группе слов? (У всех ли слов есть единственное число?) А есть ли существительные, употребляемые в единственном числе? Физкульт - минутка. Имя существительное- Очень удивительное. На вопросы: кто? И что? Отвечать оно должно. Комментированное письмо с пунктуационным разбором предложений.
Москва – столица нашей Родины. Она издавна славилась торговлей и ремёслами. Поэтому возникали торговые ряды. В них ремесленники могли продавать свои изделия или обмениваться товарами. Какими членами предложения может быть имя существительное? | Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос КТО? ЧТО? Бывают собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые. Они изменяются по числам, родам и падежам. Бывают среднего, женского и мужского рода. Одушевлённые: стрекоза, ящерица, гусеница. Неодушевлённые: берёза, сани, ножницы. В одной группе слова отвечают на вопрос что?, и являются неодушевлёнными, А во 2-ой группе – кто? – одушевлённые. Не все существительные употребляются в единственном числе. У некоторых слов нет множественного числа. Подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством. | Во время всей работы учащихся составляется таблица: «Имя существительное как часть речи». На таблице постепенно появляются отличительные черты имени существительного (блоками). |
Закрепление материала. | С.Р. Просклоняйте слова: 1 ряд: аптека, 2 ряд: вокзал, 3 ряд: тетрадь. Выделите окончания. С существительными каких склонений вы работали? Как вы это определили? Работа с учебником. Упр. Прочитайте задание. Если всё понятно, приступайте к выполнению. Проверка упражнения. | С существительными 1, 2, 3 склонений. По окончанию. | |
Подведение итогов урока. | Обобщите свои знания об имени существительном. ( После полного ответа детей, появляется таблица: «Имя существительное» ). | Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что? Имена существительные изменяются по родам, числам, падежам, хоть некоторые из них бывают только множественного и единственного числа. Имя существительное в предложении бывают подлежащими, сказуемыми, дополнениями и обстоятельствами. Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными. | |
Домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»
Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"
Конспект урока разработан для изучения темы "Имя существительное как часть речи" в 5 классе...
Презентация к уроку в 5 классе по теме: "Имя существительное как часть речи"
Презентация к уроку поможет в игровой форме на интерактивной приставке провести урок в 5 классе по теме: "Имя существительное как часть речи"...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи". Первый урок - повторение пройденного в начальной школе. Урок с элементами технологии критического мышления....
Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"...
Конспект урока в 6 классе по теме "Имя существительное как часть речи (повторение изученного в 5 классе)"
Разработка урока с презентацией и "Банком заданий"...