Урок русского языка "Угольки призваний"
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс) на тему

Урок      русского языка в 11 классе в рамках системно-деятельностного подхода.Подготовка к написанию сочинения   на ЕГЭ по русскому языку «Угольки  призваний»

Цель урока: подготовить к написанию сочинения по заданию части С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_11_klasse.rar406.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок      русского языка в 11 классе в рамках системно-деятельностного подхода.

Подготовка к написанию сочинения   на ЕГЭ по русскому языку

«Угольки  призваний»

Цель урока:

- подготовить к написанию сочинения по заданию части С.

Обучающие задачи:

- научить умению излагать мысли о   поднимаемой проблеме, позиции автора;

- обучать умению выражать собственное мнение по проблематике текста и аргументированно доказывать его;

-  показать способы подбора аргументов.

Развивающие цели:

- стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся;

- умение выражать свое  отношение к каким – либо фактам, правильно подбирая аргументы;

- развивать умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему.

Воспитывающие цели:

- способствовать профессиональному  становлению личности, совершенному владению речи; - совершенствовать навыки самостоятельной работы в группе;

-формировать осознанный выбор будущей профессии.

Тип урока: комбинированный      

Оборудование к уроку:

компьютер, проектор, презентация к уроку;

- текст Ф.А.Вигдоровой;

- памятка « Речевые  клише » (папки с таблицами и алгоритмами для работы с текстами);

- задания группам.

Методы и приемы: деятельностный, личностно-ориентированный, частично-поисковый, дифференцированный, проблемный.

Эпиграф к уроку

На земле разбросаны угольки призваний. 

Ф.А.Вигдорова

Ход урока:

  1. Создание учебной ситуации.

Учитель. Здравствуйте уважаемые гости, участники нашего урока. Мы начинаем наш урок. Пожелаем друг другу успехов и понимания. 

 Какова же цель нашей работы?

Сегодня на уроке мы продолжим работу по подготовке к самой сложной и важной части экзамена в формате ЕГЭ – написанию сочинения-рассуждения.

Чтобы достичь цели, надо решить задачи.

Сформулируйте задачи, стоящие перед вами.

Задача - композиционно и грамматически органично оформить сочинение по предложенному тексту, подобрать правильные аргументы.

II. Стадия вызова.  

Учитель:   Приглашаю вас к важному для вас  разговору.

- О чем же будет этот разговор?(об ответственном выборе профессии в жизни человека, как нужно относиться к работе.)

Послушайте легенду: Давным-давно во французском городе строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются.

Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!"

Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам".

А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".

Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.                          

 Вопрос: Почему?

Обратимся к эпиграфу: На земле разбросаны угольки призваний. Ф.А.Вигдорова

Выделите ключевое слово. Что такое призвание?

III. Выход на тему урока.

1.Работа  с ключевым словом ( понятие).

Слово учителя:  Начнем мы  работу, безусловно, с объяснения ключевого слова  «профессия».

Анализ словарной статьи (приложение 1).

Задание: В разных словарях дается   определение слова «Профессия». Толковый, иностранных слов, синонимов.

Попробуйте выявить то общее, что объединяет все эти определения.  

Определите круг вопросов, которые мы могли бы обсудить на уроке.

Что мы имеем в виду, когда произносим слово «профессия»?

 Профессия – понятие многозначное:

*общность всех людей, занятых данным видом труда, необходимая для общества и ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования и развития.

Профессия (Из словаря Ожегова, Шведовой)

-и, ж. Основной род занятий, трудовой деятельности. По профессии инженер. Производственные профессии.

Профессия

(лат.). 1) исключительное занятие чем-либо; преподавание чего-нибудь, звание, ремесло, должность, призвание к чему-либо, напр. профессия ученого, профессия адвоката. 2) публичное объявление, т. е. исповедание; также в католич. церкви - торжественное принятие в монашеский орден лица (новица), подвергшегося предварительно длительному испытанию.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)

лат. professio. Исключительное занятие чем-нибудь.

(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)

определенный род занятий; специальность.

(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)

род занятий.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)

-Объяснение значений данных слов.

*Если посмотреть в словарь, слово “профессия” означает “говорить публично”.

*По американским меркам понятие “профессия” предполагает отличное качество выполнения работы, высокий уровень мастерства и квалификации.

Наряду со словом “ профессия” часто упоминаются и другие термины.

“Специальность” - обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство.

Например, профессия - врач. Специальность – стоматолог, хирург. Узкая специализация – нейрохирург.

У: Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.

Какие ассоциации возникают, когда вы произносите это слово? Продолжите   синонимический ряд.  (Дело, занятие)

Что такое выбор?  В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой:

     «Выбор – отобрать, взять для себя нужное, предпочтимое».

Сделать правильный выбор профессии - это выбрать работу, которая

  • во-первых -  вызывает интерес;
  • во-вторых - может быть доступной и посильной;
  • в третьих - можно будет трудоустроиться.

  1. Составление кластера. 

Профессия

Работа

труд

род занятий

 призвание

  1. IV.Стадия осмысления. Сегодня я предлагая вам познакомиться с текстом писателя, журналиста, публициста Фриды Абрамовной Вигдоровой.
  2. Работа с текстом Ф.А.Вигдоровой (приложение 1).

Ваша задача – познакомиться с текстом.

Выполнение задания 20.

Непростой разговор о выборе профессии ведёт с читателем автор – Ф.А.Вигдорова.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Чтобы не ошибиться с выбором профессии, нужно понять своё призвание, оценить свои способности.
  2. Любая работа требует от человека полной отдачи душевных сил, только в этом случае можно хорошо выполнить порученное дело.
  3. Многие уверены, что существуют лёгкие профессии, например, профессия юриста.
  4. Судебный работник, как и любой человек, имеет право на ошибку.
  5. Можно счастливо жить на свете, работая «не по призванию».

5.Самостоятельная работа  в группах.

Слово учителя. Семь основных частей сочинения мы представим как семь цветов радуги. И, когда на экзамене вы будете писать сочинение, вспомнив радугу, вы не упустите ни одной части. (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)

  1.  Обсуждение  работ учащихся.

 - Какие проблемы вы выделили в тексте? Сформулируйте их.

1.Проблема выбора профессии.

(Что поможет человеку выбрать профессию? На что надо ориентироваться при выборе профессии?)

2.Проблема разделения профессий на трудные и лёгкие.

(Можно ли разделить профессии на трудные и лёгкие?)

3.Проблема успешности человека в профессии. (Что влияет на успешность человека в профессии)

Учащиеся выполняют записи   в сжатом виде  в  таблицу (приложение 2).

- Прокомментируйте одну из  проблем.

Что вы знаете о комментарии ? (нельзя пересказывать текст)

- Какова позиция автора в тексте?  Как она выражена? (прямо )

1.Выбирая профессию, человек должен понять своё предназначение, призвание, осознать свои способности.

2.На свете нет лёгких профессий. В каждой профессии есть трудности, которые необходимо преодолевать; брать на себя ответственность, решать проблему нравственного выбора.

3.Человек достигает успеха в профессии, если он любит своё дело и трудится добросовестно и с полной отдачей.

- Как вы относитесь к позиции (мнению) автора? Согласны ли вы с мнением автора?

- Собственная точка зрения на проблему.

У: мы утверждаем, что выбирать профессию -  важное дело в жизни каждого человека.     Труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

 Необходимо объяснить, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста.

  Письменная работа в группах: поиск аргументов.  

Слово учителя: следующий этап работы над сочинением – подбор аргументов.

Свой ответ необходимо  аргументировать, опираясь на жизненный или читательский опыт.

- Какие аргументы приведете  вы в доказательство своей позиции?

Жизненные впечатления, пословицы и поговорки  – 1 группа

                     Пословицы и поговорки

Люби дело – мастером будешь.

  К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

   О человеке судят по его труду.

  За всякое дело берись умело.

  Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.

Берись за то, к чему ты годен.

Высказывания великих людей, жизнь замечательных людей  - 2 группа

А Томас Карлейль сказал: “Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы”.

- Нужно любить то, что делаешь. Тогда труд, даже самый грубый возвышается до творчества.(О значении писательского труда для М. Горького).

 - Всякое мастерство нужно хорошо знать, если хочешь хорошо работать.

Максим Горький. 

1.В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно. (Роберт Де Ниро /

О. Бальзак, фр. писатель: «Не существует больших талантов без большой воли».

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.(Леонардо да Винчи)

В.А. Обручев, литературный критик. Считал, что каждый человек должен избрать профессию, ту «жизненную работу», которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям. Тогда он будет работать не за страх, а за совесть. 

Борис Житков. Замечательный писатель Борис Житков с детства отличался жаждой знаний. Кем только он ни был! Химиком, кораблестроителем, инженером, рыболовом. Умел рисовать, играть на скрипке, много путешествовал. Трудолюбие, настойчивость, стремление к знаниям – вот составляющие жизненного успеха. Причём не важно, кем именно человек станет, какую профессию он выберет.

А.Леонов о Ю. Гагарине. Трудолюбие, умение быстро оценивать ситуацию и принимать правильное решение – качества, полезные при выборе любой профессии. Космонавт А. Леонов видел всё это в Юрии Гагарине, который был неутомимым тружеником, предельно собранным и серьёзным человеком. Умным и душевно щедрым. Итак, выбирать надо ту профессию, к которой душа лежит, но важно быть ещё и полезным людям, стране.

В. Г. Белинский является автором строк: «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него сделается собой».

Только тогда человек будет увлечён своим делом, если он не ошибётся в выборе профессии. Д. С. Лихачёв писал: «Надо быть увлечённым своей профессией, своим делом, теми людьми, которым непосредственно оказываешь помощь( особенно это необходимо педагогу и врачу), и теми, которым приносишь помощь «издали», не видя их».

Литературный материал – 3 группа

А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч». Дмитрий Ионыч Старцев выбрал прекрасную профессию. Он стал врачом. Однако отсутствие настойчивости и упорства сделало некогда хорошего доктора простым обывателем, для которого главным в жизни стало стяжательство и собственное благополучие. Итак, недостаточно выбрать правильно будущую профессию, надо сохранить в ней себя нравственно и морально.

А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч».Приходит время, когда каждый из нас стоит перед выбором профессии. Честно служить людям мечтал герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч», Дмитрий Старцев. Выбранная им профессия – самая гуманная. Однако, поселившись в городе, где самые образованные люди оказались мелкими и ограниченными, Старцев не нашёл в себе сил противостоять застою, косности. Доктор превратился в простого обывателя, мало думающего о своих больных. Итак, самое ценное условие для того, чтобы не прожить скучную жизнь – честный творческий труд, какую бы профессию ни выбрал человек.

  • Ю.Герман трилогия «Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек», «Я отвечаю за всё».
  • С.Львов сборник публицистики «Быть или казаться».

В художественно-публицистической книге писателя С. Л. Львова речь идет о подлинных человеческих ценностях – чувстве ответственности человека перед коллективом, обществом, семьей, его гражданской активности, настоящей культуре, в том числе и культуре поведения. Этим высоким качествам будет противопоставлена погоня некоторых людей за ценностями мнимыми, избыточным материальным благополучием, внешней «престижностью», превратно понятой модой. Автор рассказывает о своих встречах и переписке с людьми разных поколений и судеб.

  • Б.Полевой повесть «Доктор Вера».
  • Н.Амосов повесть «Мысли сердца».
  • Ф.Углов автобиографическая повесть «Сердце хирурга».
  • В.Распутин  повесть «Уроки французского»
  • Б.Васильев «Летят мои кони»

Писатель Борис Васильев в книге «Летят мои кони»  вспоминает о своем смоленском детстве и о городском враче Янсене, который в бедном районе города от зари до зари неутомимо, пешком, в будни и в праздники, в любую погоду обходил больных и боролся с болезнями, спасая людские жизни.

Этот доктор имел высочайший авторитет, как врачебный, так и человеческий, потому что обладал редчайшим даром жить не для себя, заботиться не о себе и всегда говорить правду людям. Жители Смоленска называли его за эти качества святым. В понимании людей жизнь святого человека неизбежно заканчивается особой, мученической гибелью. Так и случилось с доктором Янсеном: он задохнулся в канализационном колодце, спасая детей.

А.П.Чехов «Попрыгунья» Доктор Дымов

  • И.А.Гончаров «Обломов» Андрей Штольц.
  • М.А.Булгаков рассказ «Стальное горло»

- Предложите концовку сочинения.

  1. Проверка выполнения творческой работы. Оценивание работы групп. ( В каждой группе  лидер оценивает работу в группе  учащихся ).

  1. Составление синквейна.

Придумайте  синквейн о любой профессии.

Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк:

1-я строка-название синквейна,

2-я строка-два прилагательных,

3-я строка – три глагола,

4-я строка-фраза на тему синквейна.

5-я строка-существительное.

1. Считающий, ответственный. Учитывает, осваивает, исполняет. Сохраняет средства для предприятия. (Экономист-бухгалтер)

2. Многогранный, экстравагантный. Творит, украшает, создает. Всегда неповторимый результат труда. (Дизайнер-художник)

3. Разбирающийся, предприимчивый. Чертит, конструирует, внедряет. Может обслужить технику и руководить. (Механик-инженер)

4. Изысканный, творческий. Одаривает, волнуется, развивается. Часто предстает в разных образах. (Актер)

Работа.

Творческая, любимая.

Интересует, вдохновляет, кормит.

Без нее нет самореализации.

Труд.

Профессия

 популярная престижная

 знать уметь приобретать

 род трудовой активности человека

 специальность

9.  РефлЕксия.  

Какую пользу принёс вам этот урок?

В жизни человека бывают моменты, когда ему приходится делать выбор. Выбор, от которого в дальнейшем зависит вся его судьба! Какой она будет? Как важно не ошибиться! Успешно ли сложится судьба личная и профессиональная карьера? Как не ошибиться и найти свою, только свою дорогу в профессии? Как выбрать? Вопросов тысячи! Ответ должен быть только один! У каждого из вас свой путь, своё правильное призвание!  Найдите и зажгите свой уголёк призвания! “ВСЁ В ваших  РУКАХ”…

10Домашнее задание. Используя материалы заданий, напишите сочинение.

 У: Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...