Урок русского языка в 7 классе по программе М.М. Разумовской: «Разграничение НЕ и НИ как морфемы и как частицы»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Цели для обучающихся (записаны на доске и спроецированы на экран интерактивной доски).
1.Знать грамматическое значение и основные признаки частицы как части речи, случаи употребления частиц Не и НИ с отдельными частями речи в составе предложения.
2.Уметь объяснять условия выбора Не и Ни, разграничивая их как морфему и как частицу, и употреблять их в собственной письменной речи.
Цели урока для учителя:
1.Систематизация и обобщение изученного о правописании НЕ-НИ с разными частями речи на основе алгоритма разграничения НЕ-НИ как морфемы и как частицы.
2.Обучение учащихся элементам комплексного анализа текста и созданию собственного текста (Монолога на лингвистическую тему)
3.Обогащение словарного запаса обучающихся (знакомство с понятиями: период, авторский индивидуальный стиль),совершенствование пунктуационной грамотности обучающихся (знаки препинания при обращении, в с/п и с/с предложениях при прямой речи.
4.Обучение умению разграничивать НЕ-НИ на основе смысловой нагрузки, логического ударения и грамматического правила.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse_po_programme_m.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе по программе М.М. Разумовской: «Разграничение НЕ и НИ как морфемы и как частицы»
I этап. Целеполагание.
Цели для обучающихся (записаны на доске и спроецированы на экран интерактивной доски).
1.Знать грамматическое значение и основные признаки частицы как части речи, случаи употребления частиц Не и НИ с отдельными частями речи в составе предложения.
2.Уметь объяснять условия выбора Не и Ни, разграничивая их как морфему и как частицу, и употреблять их в собственной письменной речи.
Цели урока для учителя:
1.Систематизация и обобщение изученного о правописании НЕ-НИ с разными частями речи на основе алгоритма разграничения НЕ-НИ как морфемы и как частицы.
2.Обучение учащихся элементам комплексного анализа текста и созданию собственного текста (Монолога на лингвистическую тему)
3.Обогащение словарного запаса обучающихся (знакомство с понятиями: период, авторский индивидуальный стиль),совершенствование пунктуационной грамотности обучающихся (знаки препинания при обращении, в с/п и с/с предложениях при прямой речи.
4.Обучение умению разграничивать НЕ-НИ на основе смысловой нагрузки, логического ударения и грамматического правила.
II этап. Актуализация опорных знаний.
- Проверка домашнего задания (упр. 291)
Цель: учимся объяснять условия написания частиц НЕ-НИ.
Опрос-беседа:
- Что вы можете сказать о предложениях данного упражнения? В чём их особенность, что в них общего?
-Назовите предложение, которое соответствует первому условию написания частицы НИ?
-Какие примеры написания частицы ещё встретились вам в этом упражнении?
-Есть ли пример слитного написания слов с НИ? Объясните, почему?
2. Практическая работа на основе речевой ситуации.
Представляем текст. В чём его особенность? Почему его содержание вызывает недоумение?
-Мои дети почему-то не жили в одной школе больше года, помогите понять, в чём причина?
- Да потому, уважаемая, что вы их нежили больше, нежели следует.
? На чём основана шутка?
(Каламбур – оборот речи, основанный на комическом обыгрывании сходно звучащих, но разных по значению слов и словосочетаний)
Образец выполнения:
Не жили – отрицательная частица при глаголе.
Нежили – глагол, синонимы: ласкали, оберегали, от слова нега.
Нежели – сравнительный союз = чем.
Задание: объясните постановку знаков препинания, начертите графическое изображение предложений. Какой вывод можно сделать о написании НЕ?
III этап. Знакомство с новым материалом.
Цель: учимся разграничивать НЕ – НИ в составе морфем и как частицу, т.е. служебную часть речи.
- Сформулируйте тему нашего урока. Запишите её.
Учитель: Сейчас мы будем работать, опираясь на слова известного философа Сенеки «Долог путь через правила, короток через примеры». Для этого обратимся к упражнению 293 и попытаемся, анализируя предложения этого упражнения, объяснить правописание частиц НЕ и НИ и приставок НЕ- и НИ-
-Прочтите внимательно текст про себя, затем выразительно вслух, выделяя при этом опорные слова и словосочетания, помогающие определить тему текста.
- Можете ли вы сказать, как в тексте передаётся авторское отношение к описываемому?
- Определите, что значит для автора Москва?
- Докажите, что это текст? Может ли одно предложение быть текстом? (понятие о периоде)
- Какова тема текста?
- Назовите основную мысль текста. В какой части текста она сформулирована?
- Чем вас удивило начало текста? (повтор НЕ-НИ) Как вы думаете, какую цель при этом преследовал автор?
-Какова роль НЕ и НИ в данном тексте? ( эмоциональность через отрицание-утверждение – одна из особенностей Лермонтовского стиля написания)
2. Работа в парах. Объяснить графически употребление НЕ – НИ . Работа с интерактивной доской.
1 учащийся на интеракт.доске графически объясняет условия написания.
2 учащийся комментирует. Класс выполняет работу в тетрадях.
Создаём проблемную ситуацию: сложный случай орфографии.
ДОСКА: Почти необозримой панорамой. (объяснить написание и лексическое значение слов, определить принадлежность слов к частям речи.) Объясняя написание НЕ, принадлежность к части речи,пользуйтесь типом речи – рассуждение.
СХЕМА: тезис – аргументы – вывод.
РЕЧЕВАЯ МОДЕЛЬ:
Я думаю, что это слово пишется …, так как ..
Я считаю, что это слово относится к …, так как ..
Следует различать НЕ и НИ как …
Если НЕ, НИ является…, то пишется …
ВЫВОД.
IV этап. Закрепление нового материала
Работа по группам.1 гр. – упр. 357, 2 гр. – упр. 361. 3 гр. – 357. Самостоятельная работа.
Проверка работы. (модель спроецирована на экран)
Можно начать сообщение так:
- Не с разными частями речи может писаться …
Условия слитного написания таковы: …
Условия раздельного написания таковы: …
По аналогии делается сообщение о написании НИ с разными частями речи.
Ответы обучающихся заслушиваются в группах: 2 отвечают, 2 рецензируют ответ по следующим критериям: полнота, правильность, последовательность, доказательность.
V этап. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Дом. задание (вариативное)
- Творцы: написать сочинение-миниатюру о г. Сальске, используя Не и НИ как частицу и как морфему.
- Исследователи: составить вопросы «на засыпку» к викторине НЕ и НИ за страницами учебника.
- Практики: составить задания для контрольной работы по теме «Правописание частиц Не и НИ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП и рабочая программа по русскому языку 5 класс по программе М.М.Разумовской
КТП и рабочая программа с пояснительной запиской по русскому языку 5 класс по программе М.М.Разумовской....
Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. По программе М.М.Разумовской
Развернутое планирование представляет собой материал, содержащий сведения по формам и методам работы, необходимым для усвоение знаниям и умениям - предметным и метапредметным, а так...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по программе М.М. Разумовской и П.А. Леканта
Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно - тематическое планирование, содержание, формы контроля......
Рабочая программа по русскому языку , 5 класс, по программе М.М. Разумовской в соответствии с новым ФГОС.
В работе представлена рабочая программа по русскому языку 5 класс. По учебнику Разумовской М.М. В соответствии с ФГОС нового поколения....
Рабочая программа по русскому языку 9 класс по программе М.М.Разумовской на 102ч (3ч в неделю)
Рабочая программа по русскому языку на 2015/16 уч.год по программе М.М.Разумовской, рассчитана на 102 часа (3ч в неделю). Программа составлена по ФГОС, с УУД...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс по программе М.М.Разумовской
Рабочая программа по русскому языку 8 класс по программе М.М.Разумовской...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс по программе М.М.Разумовской
Рабочая программа по русскому языку 9 класс по программе М.М.Разумовской...