Развитие исследовательских навыков на уроках словесности в условиях иноязычной среды.
статья по русскому языку (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Данный материал представляет описание опыта работы учителя в условиях поликультурной среды. Как прививать ребятам навыки исследовательской работы, если русский язык для них не родой? Необходимо заинтересовать учащихся, работать на местном языковом материале. Данная работа очень актуальна в современном мире, так как школы пополняются детьим из семей мигрантов блихнего Зарубежья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Известно, что в период обучения в средней школе у учащихся проявляются и активно развиваются разнообразные склонности, таланты. Быстро меняющиеся условия современного общества , огромный поток информации создают определённые трудности для формирования полноценной, компетентной личности. Именно поэтому основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к различным видам деятельности, выработка адекватного отношения к окружающей действительности, к самостоятельной жизни. В примерной программе по русскому языку под культуроведческой компетенцией предполагается освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значение слов с национально-культурным компонентом. Выполнение проектных исследовательских работ , по сравнению с другими формами образовательной деятельности , позволяет наиболее эффективно развивать такие компетенции, как способность к самообразованию, развитие навыков ориентации в информационных потоках, развитие умения формулировать и решать проблемы. В условиях поликультурной среды очень важно, на мой взгляд, сформировать у учащихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Исследовательская деятельность является очень хорошим инструментом для формирования ключевых компетенций, таких, как
- общекультурная компетенция;
- учебно-познавательная компетенция;
- ценностно-смысловая компетенция;
- коммуникативная компетенция;
- информационная компетенция;
- личностная компетенция;
- социально-трудовая компетенция. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности. Её цель – формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых знаний и способов деятельности . Исследовательская деятельность в условиях поликультурной среды помогает понять культуру различных народов, интегрировать в своём сознании различные культурные пласты на анализе языкового материала . Такая работа стимулирует учащихся сравнивать культуры, в частности, родного и изучаемого языков, устанавливать связь между языком, мышлением и культурой, изучать культурные традиции. Такая деятельность способствует развитию человека как личности, как субъекта культур.
В процессе работы над исследованием языкового материала совершенствуется межкультурная и социокультурная компетенции. Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования. Это требует от школы формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, то есть ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, учёба должна стать более увлекательной и интересной, ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретения личностного и профессионального опыта в ходе исследовательской деятельности. Ученик должен понимать, что без знания русского языка он не сможет реализовать себя как полноценный член общества. В связи с этим перед учителем –словесником стоит задача – показать сходные черты и точки соприкосновения различных народов через их язык. Проблема, с которой сталкивается учитель в разноязычном классе – это разный уровень владения русским языком. Существуют отличия в принципах подачи языкового материала. Если у русскоязычных детей формирование грамотности происходит с опорой на сложившуюся речевую компетенцию и обобщение моделей, используется принцип от общего к частному, то у иноязычных детей формирование речевой компетенции происходит на основе углубленного изучения и освоения грамматических моделей русского языка. Речевой материал осваивается как целостный, а основной принцип обучения – от частного к общему. Учителю необходимо учитывать уровень владения языком. Таким образом, на основе изложенного можно сформулировать профессиональную проблему:
Отсутствие системы работы по организации исследовательской деятельности в условиях поликультурной среды, низкий уровень мотивации обучающихся к изучению русского языка. Цель моей работы – освещение некоторых моментов, связанных с разработкой уроков русского языка и литературы в поликультурном пространстве.
Для достижения указанной цели я поставила следующие задачи:
1. проанализировать специфику организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы с учётом проблемы поликультурного пространства;
2. рассмотреть методические приёмы как средство повышения мотивации к обучению русскому языку.
Актуальность поднятой проблемы обусловлена всё возрастающим в XX – XXI веках интересом к диалогу культур различных народов, вниманием к нравственно-ориентационному компоненту учебно-воспитательного процесса, ставящему своей задачей воспитание всесторонне развитой, духовной личности. В связи с этим актуально звучат слова К.Д.Ушинского, утверждающего, что многие наши беды «подуменьшились, если бы в России вообще поднялся уровень знаний о России… скудность наших сведений о России зависит от многих причин: но, конечно, прежде всего, от того, что мы её не изучаем или изучаем плохо». Поликультурная среда предполагает организацию содержания образования на основе диалога культур, выступающего действенным условием, как национального развития, так и гармонизации межэтнических отношений. Проблема поликультурного языкового образования не поднималась в методической литературе ранее. В связи с возникновением проблемы воспитания современной поликультурной личности, стремящейся к освоению информационного пространства, обнаруживаются противоречия: * между традиционным и инновационным обучением и воспитанием; * между желанием педагога содействовать развитию метапредметных умений учащихся и недостаточной разработанности соответствующих дидактических материалов; * между стремлением учащихся к освоению новейших технология и низким уровнем владения русским языком.
Научная новизна состоит в том, что исследовательская деятельность учащихся моделирует их на переход на новую стадию учебно-исследовательской деятельности, приближённую к реальному исследованию, так как предполагает аргументацию актуальности выбранной для исследования проблемы, анализ источников информации, оформление результатов – конечного продукта исследования, определение перспективы работы по данной тематике для других учащихся. Теоретическая значимость работы обусловлена её вкладом в решение проблемы формирования опыта исследовательской деятельности как компонента содержания образования. Практическая значимость состоит в разработке системы развития самостоятельной поликультурной личности учащихся посредством применения исследовательской деятельности в процессе изучения русского языка.
Ведущая идея .
Технология исследования позволяет эффективно решать задачи воспитания коммуникативной, многоязычной личности, готовой к адекватному взаимодействию в ситуациях поликультурного общения и обладающей всеми необходимыми составляющими коммуникативной компетенции.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся приобретут практический опыт исследовательской деятельности; осознают необходимость расширения языкового образования; научатся проявлять уважение к культуре других народностей, их истории, традициям; повысится уровень развития коммуникативных навыков обучающихся; повысится уровень сформированности устойчивой мотивации к обучению; появятся участники, призёры конференций и олимпиад из числа детей, ранее плохо усваивающих русскую речь.
Формирование у учащихся умений и навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы.
В течение нескольких лет я работала над методической темой « Организация исследовательской деятельности учащихся». Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определённых целей: поднять интерес учащихся к учёбе и тем самым повысить эффективность обучения. Наша сельская школа расположена на границе с республикой Татарстан. Её особенность в том, что обучаются дети, для которых русский язык –неродной, в основном, обучаются дети из чувашских сёл. В селе возрождаются национальные традиции, создаётся центр чувашской культуры. В этих условиях без диалога культур обойтись невозможно. Исследовательская деятельность помогает сопоставлять различные культуры, находить точки соприкосновения. Как правильно организовать исследовательскую деятельность? Существует несколько моделей исследовательской работы, применяемых на уроке. Я в своей работе использую две модели, которые изменяют содержание и организацию процесса обучения русскому языку. Модель «Приглашение к исследованию». Цель: развитие проблемного мышления, стимулирование поискового мышления. Суть технологии в том, что учитель ставит проблему, а методы её решения ученики ищут самостоятельно. Модель « Систематическое исследование». Цель: формирование научного мышления , анализ процесса исследования и его результатов. Технология: постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно. Организуя исследовательскую деятельность, я предлагаю план действий. 1. Выбор темы исследования. 2. Ставим цель. Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы. 3. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? ( Записать план своих действий, время выполнения каждого пункта.) 4. Нужно выдвинуть предположение – гипотезу. 5. Собираем данные( ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени).
6. Получаем результаты.(Если что-то не удалось – это тоже результат).
7. Анализируем результаты.( Сравниваем полученные с данной гипотезой). 8. Делаем выводы.(Планируем дальнейшую деятельность). Даём оценку действиям в группе. 9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов. Эта памятка помогает учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию собственного исследования. Но без координации действий учителя работа может зайти в тупик и интерес снизится. Поэтому поддержка и поощрение учителя необходимы.
Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.
Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Выбор темы исследования. | Учитель составляет, отбирает возможные темы, участвует в их обсуждении. | Ученики обсуждают и принимают решение по выбору темы. |
2.Подготовка теоретического материала: формулировка вопросов, изучение литературы, работа в сети Интернет. | Учитель разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, рекомендует литературу. | Учащийся изучает литературу по теме исследования, работает с разными источниками. |
3.Сбор материала: составление картотеки языковых единиц. | Учитель показывает, как методом выборки составляется картотека языковых единиц. | Учащийся составляет картотеку на определённом материале. |
4.Разработка проекта. | Учитель координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Учащиеся осуществляют исследовательскую деятельность. |
5. Оформление результатов. | Учитель координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Учащиеся оформляют результаты своей работы в соответствии с требованиями. |
6.Определение форм выражения итогов исследования. | Учитель знакомит учащихся с требованиями конференций различного уровня. | Ученики обсуждают формы представления результатов исследования. |
7. Презентация(защита исследования). | Учитель организует экспертизу работы: пишет отзыв и находит внешних рецензентов. | Учащиеся докладывают о результатах своей работы. |
8.Рефлексия. | Учитель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью учащихся. | Учащиеся осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других. |
Для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо продумывать формы уроков. Это могут быть семинары, урок защиты идей, урок – ролевая игра, урок конференция . Необходима также диагностика: выявление детей, склонных к определённому виду деятельности( разведчики, оппоненты, иллюстраторы, идеологи). То есть каждый ученик приносит свой вклад в общее дело. Исследовательская деятельность помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить на практике. А исследование, построенное на местном материале, даст возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность к межнациональному взаимодействию. Например, в процессе изучения устного народного творчества возможны исследования некоторых традиций и устоев родственных народов. Пословицы и поговорки русского и чувашского народов имеют общие темы. Дети подобрали материал, раскрывающий положительные и отрицательные черты характера человека. Пословицы сгруппировали по темам: « Труд и лень», « Ум и глупость», «Родина». В 8 классе ребята изучают тему « Обрядовая поэзия». Ребята сравнили обрядовые песни русского и чувашского народов, записали песни своих бабушек. Этот материал после обработки подарили краеведческому музею села. Успешное исследование – хороший стимул для активизации учебной и творческой деятельности. Наши ученики выступают с защитой своих проектов на районной научно-практической конференции и занимают призовые места. Но самое главное – это проявление уважительного отношения к представителям другой национальности, социальная адаптация.
Основными принципами современного русского языка в условиях поликультурной среды позволяющими организовать обучение русскому языку с основой на родной язык и обеспечить его эффективность, можно назвать следующие: опора на возрастные психологические особенности школьников;
Создание условий, формирующих интерес ученика к лингвистической теме, понимание её полезности; урок должен быть обращён к каждому ученику, учитывать неповторимость, своеобразие каждого; приоритет развивающих форм обучения: не давать готовые знания , а учить добывать их; разнообразие форм урока, выбор наиболее эффективных методических приёмов, методов, исследовательский характер урока; чёткая структура урока, его сюжетность, взаимосвязь всех его частей.
При изучении русского языка можно проводить исследования в области лексики, грамматики, фонетики. При сопоставлении всегда обращаем внимание, что русский и чувашский языки не только различаются, но и сходятся как в звуковом составе, так и в морфологии и синтаксисе. В двух языках имеется много одинаковых звуков, одинаковое количество частей речи. Учащиеся провели исследование « Сравнение и сопоставление звуко-буквенной системы русского и чувашского языков». Исследование помогло учащимся выявить типичные ошибки и помочь в их устранении. У учащихся появился интерес к изучению двух языков. Изучение одного языка даёт понятие о законах языка, повышает языковой кругозор. Особый интерес представляет раздел «Лексика». Изучая прямое и переносное значения слов, синонимы, антонимы, фразеологизмы, можно найти сопоставления с родным языком. Используя потенциал полиэтнического окружения и принцип сравнения, у педагога появляется возможность наглядно и доступно познакомить своих воспитанников с одним из ведущих признаков народа – языком и показать разнообразие этнических культур, их сходств и различий. Важно и то, что каждый ученик, занимаясь исследовательской деятельностью, имеет возможность для самореализации. Учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, делать маленькие открытия, обучаются диалогу, взаимно обогащаются знаниями о языке родственных народов. Метод исследований является действенным методом вовлечения учащихся и во внеурочную деятельность, так как работа над исследованием выходит за рамки традиционного урока. Многие ученики самостоятельно изучают различные разделы русского языка, участвуют в конференциях, кружках.
Выводы
Исследовательская деятельность в условиях поликультурной среды способствует саморазвитию учащихся в процессе овладения русским языком, повышает уровень коммуникативной компетенции, обогащает словарь ребёнка. Практика организации исследования языкового материала даёт возможность для творческого самовыражения учащихся, способствует повышению уровня мотивации к изучению русского языка. Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности в условиях поликультурной среды позволила достичь положительных результатов. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках и в общении со сверстниками, для которых русский язык – родной. Они стали активнее, научились грамотно излагать свои мысли, стали более коммуникативны. Главным метапредметным результатом школьников станет освоение ими универсального инструментария для работы с языком в разных предметных областях и сферах жизни, что в дальнейшем отразится на их профессиональной успешности в любой области деятельности. Для педагога – это повышение уровня профессиональной компетенции, возможность модернизировать содержание и формы обучения. Достижение таких результатов поможет образовательному учреждению сформировать образовательную среду, отвечающую запросам современного общества.
Заключение
Проведённая работа доказала, что в исследовательской деятельности есть много плюсов, а именно: ученику в поликультурной среде легче освоить учебные навыки, начиная с постановки проблемы и заканчивая рефлексией. Исследовательская деятельность даёт возможность поддерживать ученика в стремлении к самореализации, служит мотивацией к изучению не только учебного материала, но и расширению и углублению знаний учащихся о предмете. Исследовательская деятельность позволяет учитывать индивидуальные особенности ученика, обеспечивает психологический комфорт на уроке, способствует воспитанию патриотизма и коллективизма, что актуально в поликультурной среде. Осознанное получение знаний путём исследования учит быть успешными, повышает самооценку, делает конкурентоспособными. Исследовательская деятельность делает процесс познания увлекательным, а усвоение знаний более качественным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие исследовательских навыков на уроках биологии.
Сегодня основной целью реформирования образования является качественное образование. Качественное образование –это составная часть образовательной практики, процессов и результатов. ...
МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Рассматривается ряд методических особенностей преподавания математики в профильных классах, в частности, опыт использования методик, позволяющих развивать е школьниках самостоятельность, аналити...
Методическая система Шеремет Е.А.: «Развитие исследовательских навыков учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности»
В результате накопления педагогического опыта, создания и работы школьного научного общества, проведения регулярных педагогических исследований, посвященных анализу уровня познавательной активности шк...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников
Приоритетной целью современного российского образования в связи с введением ФГОС становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и разви...
Доклад "Развитие исследовательских навыков на уроках английского языка"
доклад по теме самообразования на заседании школьного методического объединения учителей иностранного языка...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников
Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьниковПриоритетной целью современного российского образования в связи с введением ФГОС становится не реп...
Доклад "Развитие исследовательских навыков на уроках английского языка"
Доклад "Развитие исследовательских навыков на уроках английского языка"...