Доклад "Развитие исследовательских навыков на уроках английского языка"
учебно-методический материал

Потемкина (Ивкова)  Екатерина Юрьевна

доклад по теме самообразования на заседании школьного методического объединения учителей иностранного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования

 "Развитие исследовательских компетенций на уроке английского языка"

учитель: Потемкина Екатерина Юрьевна

    Все мы хотим, чтобы наши ученики умели самостоятельно проводить учебные исследования, формулировать проблемы и искать способы их решений, делать открытия, и это требует от них и от нас как их наставников и учителей ФГОС нового поколения. Но на практике мы сталкиваемся с тем, что хорошо представленный реализованный проект или проведенная исследовательская работа - это результат труда большей частью учителя. Почему так происходит? Основной причиной является несформированность у школьников исследовательских навыков или исследовательских компетенций.

В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах.

Среди основополагающих умений  и качеств, которыми должен обладать человек XXI века, выделяются:

– творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения;

– критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах;

умение работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами; 

– межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения;

– умение ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы;

– направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую;

– социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.

В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет формирование исследовательской компетенции у учащихся.

В примерных программах  составленных на основе ФГОС 2 поколения  можно прочитать следующее:

Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости. В возрасте 11—15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

 Тема моего самообразования не затрагивает проведение и написание учебно-исследовательской работы по предмету, а касается лишь начального этапа работы над исследовательской деятельностью, а именно формирования и развития исследовательских компетенций школьников в рамках учебной деятельности, так как для написания любого учебного исследования школьнику требуется сначала овладеть определенными компетенциями.  

Условия формирования исследовательских умений.

Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно. Учитель может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.

Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить

ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.

Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Таким образом, для формирования исследовательских компетенций в рамках урока учителю требуется систематическое применение элементов исследовательской деятельности.

Предмет иностранный язык позволяет формировать следующие исследовательские умения:

  • мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы),формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, мыслительно- логические операции (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); планирование пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
  • презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
  • коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
  • поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
  • информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

На данный момент разработано немало приемов, естественно, большинство из них являются надпредметными. Но они легко применяются в рамках нашего предмета.

Нужно отметить, что используемые нами УМК включают довольно много заданий для развития

иссл.компетенций школьников.

Так например, упражнение

«Match the phrases from two columns» Выполнение заданий основанных на наблюдении, аналогии и анализа.

«Match the phrases from two columns» — соединить две части грамматического упражнения, лексического сочетания, причинно-следственных связей в главном и придаточном предложениях. Например, при изучении темы « Здоровый образ жизни» предъявляются пословицы:

Appetite comes…

…makes a man healthy, wealthy and wise.

When wine is in …

… but not live to eat.

 Early to bed, early to rise…

… with eating.

We eat to live …

… the wit is out

Упражнение «Третий лишний», исключение слова, понятия.

Цель упражнения: формировать умения выделить общее свойство группы объектов и дать ей название, определить объект, неподходящий в данную группу.

В каждом задании есть список слов. Из этого списка все слова, кроме одного, имеют что-то общее друг с другом. Задача — найти лишнее слово, объяснить, почему это слово лишнее. Затем задание усложняется требованием дописать список, добавляя слова, не нарушая обобщающего признака.

-Cheese, milk, butter, water, chocolate, juice, meat, carrots,(неисчисляемые существительные, лишнее слово- carrots)

— stopped, wanted, slob, zipped, scarred, ( глаголы с удвоенной конечной согласной при образовании второй формы, лишнее слово- wanted)

— hard, usually, late, fast, early ( наречия и прилагательные имеющие одинаковую форму слова, лишнее слово- usually)

Задания и упражнения для развития умения давать определения понятиям.

Даю понятие по теме, ученики дают определение понятия с указанием основных характеристик (можно после мозгового штурма)

Задания и упражнения для развития дивергентного мышления.

  • Найди причину событий (с уч.6 кл. есть рассказ про мальчика Максима, после его прочтения детям предлагалось заполнить таблицу "Факт-причина)

Хочу предложить для работы очень хорошую книгу с приемами (на сервере в папке МО)

Методические рекомендации составлены на основе теории и методики применения исследовательского обучения школьников доктора педагогических наук, профессора кафедры психологии развития Московского педагогического университета Александра Ильича Савенкова.

В заключение хотелось бы отметить, что иностранный язык — учебный предмет, в котором владение языком является и целью, и средством обучения, и он, как никакой другой, имеет возможности для всестороннего развития обучающегося, в том числе и приобретения учащимися функционального навыка исследования — как универсального способа освоения действительности, приобретения личностного опыта познания. Приведенные упражнения доступны, эффективны и могут использоваться на разных возрастных ступенях обучения.

Литература:

Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. М. Народное образование, 2001 г.

Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4.

Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад по теме самообразования: «Формирование и развитие исследовательских компетенций на уроках английского языка в среднем звене» Потемкина Е.Ю., у читель английского языка

Слайд 3

Портрет выпускника: начальная школа – основная школа Л юбознательный, проявляющий исследовательский интерес а ктивно познающий мир Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера У важительно отношение к окружающим, к иной точке зрения Умеющий учиться, способный к самоорганизации Готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьей и школой Имеющий навыки самоорганизации и здорового образа жизни Готов к выбору Избирательность интересов Познающий себя, утверждающий себя как взрослый Готовый нести ответственность перед самим собой, окружающими Умеет действовать с ориентацией на другую позицию Умеет работать в группе и индивидуально Осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни

Слайд 4

ФГОС: «…На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. …»

Слайд 5

Цель самообразования – изучение и системное применение элементов исследовательского метода с целью формирования и развития у обучающихся среднего звена исследовательских компетенций на уроках английского языка

Слайд 6

Условия формирования исследовательских умений. Целенаправленность и систематичность Мотивированность Творческая атмосфера Личность педагога

Слайд 7

Предмет иностранный язык позволяет формировать следующие исследовательские умения: м ыследеятельностные презентационные Коммуникативные поисковые информационные

Слайд 8

Примеры приемов

Слайд 9

« Match the phrases from two columns » Задание основано на наблюдении, аналогии и анализе.

Слайд 10

“An extra word” Задание на умение классифицировать - Cheese , milk , butter , water , chocolate , juice , meat , carrots ,(неисчисляемые существительные, лишнее слово- carrots ) — stopped , wanted , zipped , scarred , ( глаголы с удвоенной конечной согласной при образовании второй формы, лишнее слово- wanted ) — hard , usually , late , fast , early ( наречия и прилагательные имеющие одинаковую форму слова, лишнее слово- usually )

Слайд 11

Задания и упражнения для развития дивергентного мышления. Fact reason Boris is Ivanovich because Grandparents arranged a big celebration because Grandma was happy because Maxim is happy because Granddad is the luckiest because

Слайд 12

иностранный язык — учебный предмет, в котором владение языком является и целью, и средством обучения, и он, как никакой другой, имеет возможности для всестороннего развития обучающегося, в том числе и приобретения учащимися функционального навыка исследования — как универсального способа освоения действительности, приобретения личностного опыта познания. Приведенные упражнения доступны, эффективны и могут использоваться на разных возрастных ступенях обучения.

Слайд 13

Литература Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. М. Народное образование, 2001 г. Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка (11 класс). Конспект урока по теме "Art Exhibition"

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка (11 класс). Конспект урока по теме "Art Exhibition"...

Статья по теме "Формирование исследовательских навыков на уроках русского языка"

Статья по теме "Формирование исследовательских навыков на уроках русского языка"...

«Формирование коммуникативных навыков на уроках английского языка при помощи jazz chants»

Одним из основных факторов модернизации региональной системы образования является коммуникативная компетентность. Именно ее формированию помогает использование на уроках песенного и музыкального матер...

"Развитие аудитивных навыков на уроках английского языка"

Статья в помощь молодым учителям, работающим с аудированием на уроке....

Конспект урока по использованию индивидуально-групповой работы для развития речевых навыков на уроках английского языка с опорой на презентацию и личный опыт.

Технология индивидуально-групповой работы для развития речевых навыков позволяет плавно и настойчиво вовлечь в работу на уроке всех учащихся, учитывая их возможности....

использование веб- квест технологии для развития исследовательских и творческих навыков на уроках английского языка

В работе рассказывается. как создать веб-квест и использовать его для развития творческих способностей детей...

Доклад "Развитие исследовательских навыков на уроках английского языка"

Доклад "Развитие исследовательских навыков на уроках английского языка"...