Различные виды работ со словом
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Данный блок, или цикл, уроков в 5–9-х классах среднего звена назван «Встреча со словом». Уроки с таким названием включены в тематическое планирование и проводятся обычно в начале большого раздела программы, примерно 1–2 раза в месяц. В 10–11-х классах подобные уроки проходят под названием «Культура речи». Учащимся дается понятие о языковой норме и ее видах, о типах речевых и грамматических ошибок, ведется систематическая работа по формированию у старшеклассников навыков редактирования. Цель уроков в 5–11-х классах общая – воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку как национальному достоянию, прививать любовь к выразительному, меткому русскому слову, постоянно совершенствовать навык грамотного письма, формировать у школьников высокую речевую культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razlichnye_vidy_rabot_so_slovom.docx | 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Различные виды работ со словом
Фрагменты уроков по культуре речи
Умение правильно, точно, выразительно излагать мысли, к сожалению, перестает быть ценностью в современном обществе. Результатом явилось языковое оскудение. Поток жаргонизмов прорвался на страницы периодических изданий, хлынул на трибуны, проник на радио и телевидение. И неудивительно, что многие слушатели и читатели говорят штампами, доводят до минимума активный словарь, допускают ошибки в словоупотреблении, формообразовании, в синтаксических структурах.
В этих условиях возрастает роль школы, призванной обучать своих учеников нормативной русской речи. Несомненно, важнейшую роль в формировании навыков культуры речи учеников средней школы играют уроки русского языка и литературы.
Культура речи – сложное и многоаспектное понятие. Классическое определение принадлежит С.И. Ожегову, считавшему, что норма – главное понятие культуры речи, а нормой являются наиболее пригодные для обслуживания общества средства языка (лексические, произносительные, морфологические, синтаксические), которые существуют, образуются вновь или извлекаются при необходимости из пассивного запаса прошлого. Норма имеет объективный характер: она не придумывается никем, она проистекает из законов языка и имеет регламентирующий характер, предписывая всем носителям языка следовать ей.
Предлагаем познакомиться с фрагментами уроков, основным содержанием которых является систематически углубленная работа со словом, с различными видами языковых норм.
Данный блок, или цикл, уроков в 5–9-х классах среднего звена назван «Встреча со словом». Уроки с таким названием включены в тематическое планирование и проводятся обычно в начале большого раздела программы, примерно 1–2 раза в месяц. В 10–11-х классах подобные уроки проходят под названием «Культура речи». Учащимся дается понятие о языковой норме и ее видах, о типах речевых и грамматических ошибок, ведется систематическая работа по формированию у старшеклассников навыков редактирования. Цель уроков в 5–11-х классах общая – воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку как национальному достоянию, прививать любовь к выразительному, меткому русскому слову, постоянно совершенствовать навык грамотного письма, формировать у школьников высокую речевую культуру.
Предлагаем также апробированную на практике авторскую классификацию различных видов работ со словом, в том числе работ по формированию у школьников навыков культуры речи.
1-я группа
Работы общего характера, формирующие общую лингвистическую компетенцию учащихся.
1. Индивидуальное сообщение об ученом-филологе.
2. Работа с лингвистическими терминами.
3. Сообщения учащихся о различных словарях, краткие рассказы о слове с помощью словаря.
2-я группа
Работы, включающие элементы этимологического анализа слов.
1. Словесные раскопки (ученики, опираясь на этимологические словари, определяют происхождение данного слова, подбирают однокоренные слова).
2. В музее слов (сообщение ученика об этимологии изучаемых слов).
3. К истокам слова (обращаясь к истории языка, учитель сообщает ученикам слово-подсказку, помогающее лучше запомнить словарное слово).
3-я группа
Орфографические упражнения.
1. «Солнышко» (индивидуальная работа со словарными словами, записанными на мини-карточках). В старших классах эта же работа носит название «Грамотей».
2. Орфографическая зарядка (групповая или индивидуальная работа со словами на различные правила).
3. Встреча с новыми знакомыми (разнообразные упражнения с новыми словами с подключением разных видов памяти).
4. Встреча со старыми знакомыми (различные виды словарных диктантов).
5. Проверка по орфографическому словарю записанных ранее словарных слов.
6. «Корректор» (хорошо успевающий ученик проверяет работу одноклассника).
4-я группа
Занимательные упражнения – шарады, логогрифы, метаграммы.
5-я группа
Упражнения по формированию навыков культуры речи.
1. Игра «Диктор» (индивидуальная работа учащихся с мини-карточками или мини-текстом с целью овладения орфоэпической нормой).
2. Упражнения по лексике:
– Справочное бюро (ученик рассказывает о незнакомом слове с помощью толкового словаря, а также выполняет дополнительные грамматические задания).
– Эрудит (старшеклассники объясняют лексическое значение слов, записанных на мини-карточках).
– Верно ли? (Блицигра по определению лексического значения слов с последующей проверкой.)
– Различайте паронимы.
– Узнайте слово по иноязычному корню и запишите однокоренные.
– Аукцион «трудных» слов (ученики подбирают как можно больше слов с данным корнем).
– Почему мы так говорим (устные сообщения ребят о происхождении фразеологизмов).
3. Упражнения, способствующие овладению морфологической нормой.
4. Тренировочные упражнения на составление словосочетаний, предложений с деепричастными оборотами, однородными членами и т.п.
5. «Редактор» (в группе или индивидуально ученик проводит анализ неправильно построенных синтаксических конструкций, исправляет речевые ошибки).
6. Работа с художественным текстом как образцом правильной, выразительной речи.
6-я группа
Работы, направленные на языковое просвещение учеников.
1. Проведение устных лингвистических журналов и мини-журналов «Говорите правильно!», «Правильно ли мы говорим по-русски?».
2. Создание рукописных журналов «Родничок» с лучшими творческими работами учеников.
3. Оформление красочных рукописных поэтических сборников со стихами изучаемых на уроках литературы поэтов.
4. Выпуск лингвистических бюллетеней «К истокам слова», «Почему мы так говорим?».
5. Выпуск стенных газет о русском языке.
6. Оформление в классе (школе) уголка по культуре речи.
7. Обзоры научно-популярных книг по культуре речи.
Предлагаемый блок работ является мобильным и динамичным, названные работы могут быть проведены в разноуровневых классах при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка. Большинству работ даны интересные названия, привлекающие внимание школьников, вызывающие активность детей при их выполнении. Образцы карточек для индивидуальной и групповой работы, а также работы в парах даны в Приложении 3.
Содержание урока «Встреча со словом» составляют 5–8 работ, взятых из каждой группы предложенной классификации. Такой урок – это игра со словом. В нем каждый ребенок проявляет себя в интересной для него деятельности, развивает такие качества, как общительность, раскованность, умение и желание взаимодействовать в коллективе. Разработки некоторых уроков см. в Приложении 1 и 2.
Уроки «Культура речи» в 10–11-х классах из-за ограниченного количества часов в учебном плане проводятся 1 раз в 1–2 месяца. Традиционно выделяются два уровня культуры речи: ортологический (правильное словопроизношение, словоупотребление и словообразование) и коммуникативно-стилистический (точная, выразительная речь, выбор уместных в данной речевой ситуации языковых средств). В связи с этим все перечисленные упражнения по культуре речи можно разделить на две группы, причем упражнения каждого вида представлены на уроках в равном объеме.
Работа по повышению уровня культуры речи не ограничивается уроками «Встреча со словом» и «Культура речи». Дидактический материал, накопленный нами, систематизирован и ежедневно используется на уроках русского языка. В полном объеме используем и тот небольшой, по нашему мнению, материал по культуре речи, который содержится в учебниках русского языка для 5–9-х классов под редакцией Т.Ладыженской. В работе со словом используются возможности учебников для 5–6-х классов под редакцией П.Леканта.
Внеклассная работа по данной теме включает в себя разработку тематического планирования и проведение курса по выбору «Культура речи» в 8-х и 9-х классах и элективного курса в 10-м классе. В рамках предметных декад традиционными стали конкурсы на лучшего грамотея или диктора, викторины по культуре речи для классов разных параллелей, проведение старшеклассниками устных журналов для школьников средних классов, выпуск стенных газет и информационных бюллетеней, шуточные инсценировки, воспитывающие отрицательное отношение к различным нарушениям языковых норм. Всячески поощряется активность учащихся в работе с книгами о слове, в изготовлении карточек с заданиями по культуре речи, которые используем в качестве дидактического материала. Старшеклассники выступают с докладами «Секреты русской речи» на школьной научно-практической конференции.
Надеемся, что наш многолетний опыт окажет помощь в работе учителя-практика.
Приложения
Приложение 1
Фрагменты уроков по культуре речи
7-й класс
Встреча со словом
(при изучении темы «Деепричастие»)
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы снова встречаемся со словом: вас ждет встреча со «старыми знакомыми», вы узнаете также много нового и интересного о языке, его словарном богатстве. В этом нам помогут науки: лексика, фразеология, этимология, орфоэпия.
Каждому культурному человеку (я думаю, в этом вы со мной согласитесь) необходимо знание единых для всех норм литературного языка (устного и письменного). Речь служит яркой характеристикой культурного и интеллектуального уровня человека. Запишите новое слово (наша встреча со словом уже началась):
ИНТЕЛЛЕКТ – ум, мыслительная способность человека.
«Заговори, чтобы я тебя увидел». Эти мудрые слова принадлежат философу Сократу. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого образна, правильна, каждое слово употреблено к месту и ко времени. А как вы понимаете русскую пословицу: «Хромое слово – хромая речь»? (Ответы учащихся.)
Что нужно делать, чтобы речь не была хромой?
Чтобы речь была правильной, выразительной, надо знать много слов, дружить с книгой (художественной и научной), словарями. (Учитель обращает внимание на стенд.)
Здесь собраны словари-книги о нашем языке, о его словах, крылатых выражениях, об их происхождении. С некоторыми из них вы знакомы, к другим обратимся на сегодняшнем и на последующих уроках.
2. «Справочное бюро».
Работа с толковым словарем С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. (Два человека получают задание по карточкам.)
Задание. Выберите и запишите на доске слово, соответствующее данному значению. Расскажите о выбранном слове, используя все данные словаря, составьте с ним словосочетание или предложение.
Карточка 1 | |
«Соглашение взаимных уступок» | Компонент |
Карточка 2 | |
«Узкое, крытое помещение, соединяющее части здания, а также длинный балкон вдоль здания» | Галантерея |
3. Игры со словом.
«Встреча со старыми знакомыми» (пишем словарный диктант).
Пока наше справочное бюро подбирает материал и готовится дать информацию о задуманных словах, встретимся со старыми знакомыми; словарный диктант («орфографическая зарядка» и игра в «Солнышко»). (Работа со словарными словами ведется на каждом уроке индивидуально.)
Блицигра «Справочное бюро»
Задание. Выберите слово, которое имеет лексическое значение
а) «Проявляя возмущение, крайнее недовольство».
1. (Не)годуя.
2. (Не)истовствуя.
3. (Не)доумевая.
б) «Рассчитывая на что-то, добиваясь чего-то».
1. Пр_з_рая.
2. Прен_бр_гая.
3. Пр_т_ндуя.
Игра «Диктор»
Задание. Прочитайте слова, соблюдая орфоэпическую норму.
Прибывший вовремя; понявший объяснение; взята напрокат; создана для счастья; переведена в 7-й класс; увя_шие цветы; станешь еще красивее; прибыла украинская команда; премировать поездкой в Москву; звонят ежечасно; более 780 учебников; к первому октябр_; с об_их сторон.
Задания. 1. Составьте со словом подлинный предложение.
2. Подберите к данному слову синонимы.
(Подлинный – истинный, настоящий, действительный.)
Игра «Узнай слово»
Какие слова в русском языке имеют следующие латинские корни?
См. запись на доске:
terra (лат.) – «земля» (территория, терраса, террариум);
vitre (лат.) – «стекло» (витрина, витраж);
memor (лат.) – «память, воспоминание» (мемориал, мемориальный, мемуары, мемуарист);
patria (лат.) – «родина, отечество» (патриот, патриотизм).
В подборе слов может оказать помощь «Словарь иностранных слов» (учитель демонстрирует словарь). Знание иностранных корней поможет запомнить правописание некоторых слов с непроверяемыми гласными.
4. Домашнее задание.
Выучите написание и лексическое значение новых слов, изученных сегодня на уроке. Подготовьте словарный диктант, включив в него примерно 12–15 словосочетаний.
5. Устный журнал «Крылатая мудрость».
Выступление поисковой группы. Ученики читают подобранные дома фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия.
Фразеологизмы с деепричастиями:
Засучив рукава; не покладая рук; спустя рукава; сложа руки; сломя голову; положа руку на сердце; скрепя сердце; бежать, высунув язык; разинув рот; затаив дыхание; не мудрствуя лукаво; несолоно хлебавши.
Выступление ученика на тему:
«Почему мы говорим несолоно хлебавши?»
Допишите фразеологизм:
Заблудиться… (в трех соснах).
У черта… (на куличках).
Всеми правдами и… (неправдами).
Не по дням, а по… (часам).
Ждать у моря… (погоды).
Без сучка… (без задоринки).
Закадычный… (друг).
Приложение 2
10-й класс
1. Нарушение лексической нормы в литературе. Работа с сатирическими произведениями.
Часто писатели, особенно писатели-сатирики, намеренно прибегают к приему нарушения языковой нормы. (Учитель приводит примеры из произведений Н.Гоголя, М.Шолохова, М.Зощенко и др.)
– Подумайте: зачем они это делают? (Ответы учеников: чтобы дать яркую речевую характеристику героя.)
На дом учащиеся получают задание найти примеры нарушения языковой нормы в изучаемых художественных произведениях и объяснить роль данного приема в тексте.
2. Работа с рукописным журналом «Из школьных сочинений». Редактирование.
Ученики получают задание найти в отрывках из школьных сочинений нарушения языковой нормы, определить тип ошибки, отредактировать текст.
6-й класс
1. Четвертое лишнее. Произнесите правильно.
1) пюре; 2) кафе; 3) кофе; 4) кашне. | 1) скучно; 2) конечно; 3) нарочно; 4) коричневый. |
2. Кто больше? Аукцион слов.
Ученики получают задание записать слова с иноязычными корнями -авто- (сам), -теле- (вдаль), -бол (мяч).
Отличную оценку получает тот, кто вспомнит наибольшее количество слов (от 10 слов).
3. Встреча с новыми знакомыми. Словесные раскопки.
Троллейбус – от англ. «троллей» (контактный ролик).
Задание. Образуйте от данного слова однокоренные, произведите словообразовательный разбор.
Состязание – сравните устар. «тяжба» (спор).
Задание. Подберите синонимы. Составьте с ними словосочетания разных видов.
4. Справочное бюро.
Ученик получает карточку для индивидуальной работы с толковым словарем С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
Задание. 1. С помощью толкового словаря С.И.Ожегова подготовьте связный рассказ о слове рейд (используйте все пометы словаря!).
2. Запишите с данным словом словосочетание.
3. С одним из словосочетаний составьте простое предложение и произведите его синтаксический разбор.
Приложение 3
6-й класс
Примеры дидактического материала по культуре речи
«Диктор»
Задание. Прочитайте данные ниже слова и словосочетания, соблюдая орфоэпическую и морфологическую нормы.
Экземпляр.
Километр.
С 239 песнями.
С 90 литрами.
С 49 книгами.
В 1,5 км.
Центнер.
У об_их подруг.
К 1 сентябр_.
Грущу по ва_.
Их (ихний?) знакомый.
Гостили у нее (у ней?).
6–7-й классы
«Редактор»
Задание. Исправьте речевые ошибки, соблюдая морфологическую норму.
1. Самый крупнейший город в мире – Мехико.
2. Разработка новой темы становится все более интереснее.
3. Один брат – шумный, другой – тих.
4. Более быстрее развивается машиностроение.
5. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.
6. В магазин завезли импортные моющие обои.
7. Совсем недавно я купила очень красивую бра.
8. Промокнувший до нитки мальчик добрался наконец до дома.
8–9-й классы
Задание 1. С данными словами-паронимами составьте словосочетания, соблюдая лексическую норму.
Бережный – бережливый, жилищный – жилой;
особый – особенный, невежа – невежда;
эффектный – эффективный, каменистый – каменный.
Задание 2. Восстановите паронимические пары:
Иронический –
Удачливый –
Болотный –
Классный –
Поступок –
Задание 3. Что означают данные слова? Найдите в словаре правильный ответ. Включите данные слова в словосочетания (или предложения): дебют, имидж, кредо, плеяда, слоган.
8-й класс
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, соблюдая синтаксическую норму.
Несколько повозок въехал_ на двор гостиницы.
В ауле множество собак встретил_ нас громким лаем.
Три игрока перешл_ в команду первой лиги.
Задание 2. Слова, данные в скобках, напишите в нужном падеже.
Благодаря (сообразительность, смекалка).
Вопреки (сложившаяся обстановка).
Наподобие (окружность).
Тосковать (мама).
Достичь (берега).
Согласно (приказ, решение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Некоторые нетрадиционные виды работы со словами из словаря "
В этой статье представлены виды работы по запоминанию слов из словаря: это шифровка, дешифровка различными символами....
Критерии оценивания различных видов работ прописаны в нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Данный материал освещает контрольно-оценочную деятельность учителя, соблюдая принципы гласности и открытости....
Критерии оценивания различных видов работ
В данной статье приведены критерии оценивания различных видов работ, применяемых при проведении уроков географии....
Критерии оценивания различных видов работ по физической культуре
Кроме оценок за физическую подготовленность ставит оценки за освоение знаний и двигательных умений (их объем определен образовательным стандартом). Критерии оценки можно определять не вступая в ...
Критерии оценивания различных видов работ
русский язык...
Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...
ВИДЫ РАБОТ НАД СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ОРФОГРАММАМИ
В третьем и четвёртом классах словарные слова можно изучать по темам: "Птицы", "Животные", "Огород", "Сад", "Лес", "Поле", "Машины"...