Презентация к уроку изучения поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник" 10 класс
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

Урясьева Ирина Валериевна

В презентации - материал для изучения проблемы конфликта человека и власти в  поэме Пушкина "Медный всадник".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Урясьева И.В. Учитель МОУ СОШ №21 г.Тулы 23-27 октября 2009г. Урок литературы в 10 классе по поэме А. С. Пушкина "Медный всадник"

Слайд 2

Пушкин — не только величайший русский поэт, но и истинно великий мыслитель . С.Л.Франк Мудрой любви исполнена пушкинская повесть. В.Н.Княжнин _______ ________ _ ______ _ _____ ______ _____ _______ Идея урока: человечность и милосердие - необходимые составляющие любой власти

Слайд 3

Каким вы увидели Петербург во Вступлении? Невы державное теченье, Береговой её гранит Громады стройные теснятся Дворцов и башен Твоих оград узор чугунный

Слайд 4

Адмиралтейская игла Живость потешных Марсовых полей Мосты повисли над водами

Слайд 5

То, что делается назло, злом и является. Город был построен не для людей, а для воплощения какой-то государственной идеи. Исторический факт Почему в таком красивейшем городе трудно жить не только бедному Евгению, но даже царю? («Печален, смутен вышел он», «Скорбными очами на злое бедствие глядел») После очередного наводнения графиня Толстая, проезжая около памятника Петру, показала ему язык. Здесь будет город заложён Назло надменному соседу

Слайд 6

Петербург мыслился Петром как символ государственной власти, величия родной страны. Каких же дум был полон Пётр? На берегу пустынных волн Стоял он , дум великих полн, И вдаль глядел.? Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознёсся пышно, горделиво.

Слайд 7

3. Однажды близ Балтийских волн Стоял задумавшись глубоко Великий царь. Заглянем в черновики поэта Возьми на заметку Он- воплощение власти; важно не имя, важен символ. Пётр показан со спины (!) 1. На берегу Варяжских волн Стоял глубокой думы полн Великий Пётр… 2. Однажды близ пустынных волн Стоял задумавшись глубоко Великий муж.

Слайд 8

Удивительна находка Пушкина : он сопоставляет Евгения не с Петром- человеком, а со статуей Петра. Медный всадник - символ государственной власти, освобождённой от человеческого начала. величественный строгий гордый решительный властный суровый гневный безжалостный Подбери эпитеты:

Слайд 9

Встреча Евгения с "кумиром на бронзовом коне" КУМИР 1. изваяние, обожествлённая статуя 2. предмет восхищения, преклонения И, обращён к нему спиною, В неколебимой вышине, Над возмущённою Невою Стоит с простёртою рукою Кумир на бронзовом коне В русском языке существует фразеологизм « Повернуться спиной », который обозначает равнодушие, невнимание к кому или чему-либо; нежелание проявлять участие, заинтересованность в ком или в чём-либо.

Слайд 10

[ Он узнал того ] , Кто неподвижно возвышался Во мраке медною главой, Того, чьей волей роковой Под морем город основался… Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нём сокрыта! Встреча Евгения С "горделивым истуканом". Бунт героя "Ужо тебе!.."

Слайд 11

Евгений – пленник , жертва города, созданного Петром; но он и укор Петру, антипод «кумира на бронзовом коне», «горделивого истукана», потому что у него есть то, чего лишён Медный всадник: сердце и душа Вспомни он кумир на бронзовом коне горделивый истукан

Слайд 12

Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?

Слайд 13

Жестокая, немилосердная власть губительна не только для человека, но и для самой власти. Необходимо соединить две правды: правду Петра («великие думы») и правду Евгения («мечты»), т.е. свести государство на уровень человека, а человека поднять до уровня истории. вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по поэме А. А. Ахматовой "Реквием"

Урок литературы в 11-м классе “Проблематика поэмы А. Ахматовой "Реквием" и ее воплощение в произведении" является вторым в теме “Поэзия Анны Ахматовой”. На предыдущем занятии учащиеся получили предста...

Презентация к уроку по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

В презентации представлен материал о значении слова "счастье"....

Презентация к уроку по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Данная презентация может быть использована и как на уроке знакомства с произведением, так и при повторении материала....

презентация к уроку по поэме "Мертвые души"

Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"...

Презентация к урокам по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» 5 класс (словарь темы)

Использование устаревших слов в русской классике увязывается с изучением этой темы на уроках русского языка и помогает учащимся максимально полно усвоить тему....

Презентация к уроку по поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины"

Данную презентацию целесообразно применять на вводном или первом уроке по поэме  Некрасова Н.А. "Русские женщины"...