Конспект урока на тему "Как пополняется словарный состав языка"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Бондарева Марина Викторовна

Класс - 5

Тип  урока – изучение  нового  материала.

Цель  урока – знакомство учеников с языковыми явлениями, которые лежат в основе классификации лексических единиц языка.

Разработка к учебному комплексу Разумовской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема  урока: « Как  пополняется  словарный  состав  языка?»

Тип  урока – изучение  нового  материала.

Цель  урока – знакомство учеников с языковыми явлениями, которые лежат в основе классификации лексических единиц языка.

     Задачи:

Образовательные: сформировать  знания  учащихся  о  способах  пополнения  словарного  состава  русского  языка.

Развивающие: развивать умение  анализировать, обобщать, умение  работать  со  словарями, умение  характеризовать  слово  с  точки  зрения  происхождения.

         Воспитывающие: воспитывать интерес  к  истории   развития  языка, прививать  навыки  коммуникативного  мышления  в  группе.

          Этапы  урока:

  1. Организационный  этап.
  2. Актуализация имеющихся знаний.
  3. Этап  изучения  нового  материала.
  4. Упражнение - энергизатор.
  5. Закрепление.
  6. Домашнее  задание, инструктаж  по  его  выполнению.
  7. Подведение  итогов.
  8. Рефлексивно-оценочный  этап.

ХОД  УРОКА

  1. Организационный  этап.

Сегодня  необычный  урок. У нас  присутствуют  гости. Прочитайте  тему  урока. Как  вы  думаете, какова  цель  урока? Какой знак  стоит  в  конце  формулировки  темы? Итак, нам  нужно  к  концу  урока  найти  ответ  на  этот  вопрос.

Чтобы  начать  работу, оформим  записи  в  тетрадях: запишем  число, слова «классная  работа»  и тему  урока.

Чтобы  урок  получился  и  у  вас, и  у  меня, мы  должны  работать  сообща, вместе.

  1. Актуализация имеющихся знаний.

Вспомним некоторые сведения из раздела «Лексика». В этом поможет знакомая нам обучающая программа по русскому языку «Уроки Кирилла и Мефодия». (С помощью обучающей программы вспоминаем, что такое лексическое значение слова, упражняемся в составлении  лексического значения слова из смысловых компонентов).

Обратите  внимание на  зеленые  листы  бумаги. Перед вами  мужские  имена, расположенные  слева, и  женские, расположенные  справа. Найдите моё имя. Что оно обозначает? От  чего  образуется  отчество  каждого  человека? Имя  моего  папы  в  переводе  с  латинского  означает  «победитель». Образуйте  от  него  мое  отчество.  Найдите  в  том  же  списке  имен  свое, назовите  его и  скажите, что  оно  означает.

Перед  значением  имен  в  списке  стоят  странные  буквы: греч.,лат. Что  они  означают? Это  указание  на  язык, из  которого  эти  слова  заимствовали.

  1. Этап  изучения  нового  материала.

Вернемся  к  теме  урока. Как  пополняется  словарный  состав  языка? Может  ли  заимствование    иностранных  слов    быть  одним  из  способов  пополнения  словаря  русского языка?

Перед  вами  словари. В  какой  из  них  будут  записаны  наши  имена?

Загляните  в  этот  словарь. В  нем  не  только  имена. Вы  и не догадывались, что многие  слова  иностранные. А  по  подсчетам  ученых, в  русском  языке  примерно  каждое  десятое слово заимствованное. Многие  слова  даже  не  знаем, как  произносить. Какой  словарь  поможет  правильно  произнести  слово? (демонстрирую  словарь).

Обратите  внимание  на  оранжевые  листы  бумаги.

Перед  вами  несколько   иностранных  слов. Прочитаем  их вслух.

1  группа            2  группа          3  группа              

Аукцион              инфляция        экономика            

Агент                  оффшор           экспорт    

Аудит                   финансы          экспортировать

Какой  общей темой  связаны  все  эти  слова? Дадим толкование одному из этих слов с помощью онлайн-словаря. 

Пользуясь  словарями, которые лежат у вас партах, дайте  объяснение  только  одному  из  слов  на  ваш выбор, указывая, из  какого  языка слово  пришло  к нам. ( Проверка  по  группам).

Хотя  иноязычные  слова  и  приспосабливаются  к русской  речи, они  все  равно  сохраняют «нерусский  облик». В  русском  языке  слов, начинающихся  с  буквы  А  или  Э, почти нет. Да  и  все  слова, в  которых  есть  буква  Ф, тоже  нерусского  происхождения. Один  ученый   решил  проделать  эксперимент. На  примере  произведений  А.С. Пушкина  он  решил  посчитать, какие  буквы  чаще  всего  употребляются. Оказывается, поэт  употребил  в  своих произведениях  всего  два  слова  с  буквой « эф». Он просто  старался  избегать употребления  иностранных  слов.  

Повторите, по  каким  внешним  признакам  можно  отличить  иностранное  слово  от  русского?

  1. Физминутка.

Встаньте. Небольшая  полезная пауза. Если  буду называть заимствованное  слово, делайте  хлопок  вверху, русское  слово – стук  ногой. Потренируемся : акция, город. Молодцы. А  теперь  выполняем  движения   не  только  правильно, но  и  быстро.

Итак, начали: энергия, акация, болото, дом, фабрика, добро, борьба, август. ( отметить  слова, в которых ошиблись  дети).

Садитесь. Почти  все  справились  с  заданием. Некоторые  ребята  ошибались  в  словах…. Кто  еще  сможет  доказать, что слово… иностранное?

Отлично. Продолжаем  работать.

 

В  русский  язык  к  нам  пришло  слово  банк. Вокруг  него  уже  образовалась  целая семья новых  слов.  Как  называются  такие  слова? Вспомните  и  назовите  слова – родственники  для  слова  банк (банкир, банковский, банковый, банкомат). Попробуем  сделать словообразовательный  анализ. Выделим  общую  часть  в  этих  словах. Что  это  за  морфема? Слово  «морфема»  иностранное. Каким  русским  сочетанием  можно  его  заменить?

С  помощью  каких морфем  образовались  новые слова?

Как  вы  думаете, эти  слова  прочно  вошли  в  русский  язык? Можно  ли  считать образование  новых  слов, или словообразование,  вторым  способом  пополнения  словарного  состава  языка?  С  этим  способом  подробнее вы сможете  познакомиться   на  последующих  уроках. А  если  кто-то заинтересовался, то  может  найти  информацию  на  с….  учебника  или в словообразовательном словаре (показываю), а также на сайте «От А до Я.Сборник лучших словарей русского языка».

  1. Закрепление.
  1. Работа  с  упражнением.

Работа  продолжается.

Обратите  внимание  на  листы  желтого  цвета. Предлагаю вашему  вниманию  упражнение. Прочитаем  задание  про  себя, а  затем  вслух. Как  вы  поняли  задание? Что  будем  записывать  в  тетради?  Обращаю  ваше внимание: пользуйтесь  орфографическим  словарем, а  также  справочными  материалами  на  розовых  листах ( если  кто-то  выполнит  задание  раньше, можно  предложить  составить  еще  одну  пару или  отразить  результаты  на  доске). (Три ученика с каждого ряда по очереди выходят к интерактивной доске и объясняют примеры, расставляя при помощи маркера слова в нужной последовательности.)

Задание

Найдите  к  каждому слову  левого  столбика  синоним  из  правого. Найдите  и  запишите  любые  четыре пары, проверяя  написание по  орфографическому  словарю.

Себялюбие                         эт…лон

Разбор         …лоэ

Столетник        к..т..строфа

Запах        …нализ

Бедствие        эг…изм

Образец         …ромат

Объединение                    ф..д..рация

        Задание

Найдите  к  каждому слову  левого  столбика  синоним  из  правого. Найдите  и  запишите  любые  четыре пары, проверяя  написание по  орфографическому  словарю.

Рукоплескание                             …бзац

Перерыв                                       ф…нансы

Отступ                                          ф…т…графия

Испытание                                  апл…д…сменты

Снимок                                        …нтракт

Деньги                                         ф…з..ономия

Лицо                                            …кзамен

Задание

Найдите  к  каждому слову  левого  столбика  синоним  из  правого. Найдите  и  запишите  любые  четыре пары, проверяя  написание по  орфографическому  словарю.

Победитель                            …телье

Войско          сфера

Наступление          ф..нт..зер

Отголосок                              армия

Мечтатель                               …така

Шар        ч…мпион

Мастерская                              эхо

(Учащиеся  дополняют  пары  после  окончания  работы  в  тетрадях).

Проверим   свою  работу  и  работу  других  групп. Есть  замечания? В  каком  столбике  исконно  русские  слова, а  в  каком  заимствованные?

 Почему  вы  так  считаете? Трудно  было  выполнять  это  задание?

 

  1. Рубрика  « С  миру  по  слову».

Сколько  иностранных  слов  вы  знаете? А  какие  языки  вы  знаете? А  если  я вам  скажу, что вы   можете  говорить  на  многих  иностранных  языках, вы мне  поверите?

 И  происходит  такое  не  в  сказке  и  не  во  сне, а  наяву. Каждый  день  происходит, а  мы  даже  внимания  не  обращаем, что  употребляем  не  только  иностранные  слова, но и  просто  придуманные  когда-то. Итак, рубрика  «С  миру  по  слову».

( показ  презентации)

2  слайд

Утром  за  завтраком  попросили  налить  КОФЕ – арабское  слово  сказали, потребовали  КОФЕ  С  САХАРОМ – на  древнеиндийский  перешли, «сахар»  ведь  индийского  происхождения. А  если  захотели  ЧАЯ – по-китайски  говорить  начали. А  если  вдруг  закапризничали: «Не  хочу чая, хочу  КАКАО  или  ШОКОЛАД!» - тогда   американо-индийские  слова  произнесли.

3  слайд

Повсюду  люди старались  перенять  новое, интересное  и  полезное, что  в  чужеземных  странах  есть. Привезли  как-то  купцы  на  Русь  огромные  невиданные  плоды, на  зеленые  полосатые  шары  похожие. Понравилось  нашим  предкам  сладкое, сочное  заморское  чудо. Жарким  летом  не  придумаешь  лучшего  лакомства! Но  не  было  у  русских  прежде  таких  плодов – и  слова  не  было, чтобы  их  называть. Значит, вместе  с  товаром  привезли  купцы  и новое  слово. Так  появилось  слово  АРБУЗ.

4  слайд

Как-то  шведскому  натуралисту  Карлу  Линнею  понадобилось  назвать  единым  словом  всех животных, обитающих  в  определенной  местности. И  он  после  долгих  размышлений  придумал  слово  ФАУНА.

5  слайд

400  лет  назад  голландский  химик  Ян  Баптист  уронил  в  прокисшее  вино  яичную  скорлупу  и  увидел множество  пузырьков, которые  поднимались  вверх  и  исчезали. Эти  пузырьки  не  были  ни  жидкостью, ни  частичками  твердого  вещества. «Назову -ка  я  это  слово  ГАЗ!» - решил  ученый. Так  появилось  слово  ГАЗ.

6  слайд

Нелегко  было  и  Михаилу  Васильевичу  Ломоносову. Мало  того  что  он  целый ряд  наук  на  пустом  месте  строил, так  еще  пришлось  вместо  неуклюжих  нерусских  научных  слов новые  создавать. Так  в русский  язык  вошли  слова   ГРАДУСНИК, КВАДРАТ,  ДИАМЕТР, МИНУС, ГОРИЗОНТ, КИСЛОТА.

7  слайд

 А  едва  у  нас  появилась  жевательная  резинка, ей, недолго  думая, дали  меткое  название – ЖВАЧКА.

8  слайд

Решил  как-то  писатель  Александр  Семенович  Шишков, живший  во  времена  Пушкина, заменить  иностранные  слова  выдуманными  им  «русскими». Советовал  он  говорить  не  «галоши», а  «мокроступы», театр  переименовать  в  позорище, от  корня  «зор» - смотреть, взгляд; фортепиано  назвать  «тихогром».

 

9  слайд

Владимир  Иванович  Даль, большой  знаток  русского языка, хотел, чтобы  слово  «гимнастика»  заменили  словом  «ловкосила», «атмосфера» - «мироколица». Аптеку  предлагал  называть  «снадобица», а  револьвер  превратить  в  скоропал. Хоть  и  русские  у  этих  слов  корни, но  не  принял  их  язык.

Много  новых  слов  и  в  наши  дни  появляется. Только  прежде  чем  перенять  их, подумайте, стоит  ли?

 

  1. Домашнее  задание, инструктаж  по  его  выполнению.

Дома  вы  тоже  поработаете  с  заимствованными  словами. Найдите  листы  белого  цвета. В  пустые  клетки   впишите  подходящие  иностранные слова, пользуясь  словарем  иностранных  слов.

Ты  в  клеточки  эти  слова  запиши,

А  после  подумай, дружок, и скажи:

Откуда  попали  в язык  наш  они?

Истории  слов  в  словаре  посмотри.

 

  1. Подведение  итогов.

Вернемся  к  началу  урока. Ответили  ли  мы на  вопрос, поставленный  в  начале  урока? Как  пополняется  словарный  состав  языка? (показываю названные способы на интерактивной доске).

  1. Рефлексивно-оценочный  этап.

Как  вы  считаете, достаточно  ли  знаний  вы  получили  на  этом  уроке  или  можно  еще  дополнить, поработать? Кого  заинтересовала эта  тема, он может обратиться  к  справочной  литературе, учителю, Интернету  за новой  полезной  информацией. Какие  словари  помогали  нам  сегодня  работать?

( иностран., орфографический, словообразовательный).

Эту  коллекцию  можно  пополнить  толковым  словарем, словарями  синонимов  и  антонимов, этимологическим. Должен  ли образованный  человек  уметь  работать  со  словарями? Нужны  ли  они  дома?

На  память  о  нашей  встрече  хочу  подарить  вашему  классу  веселую таблицу  с  напоминанием, что  в  каком  словаре  можно  узнать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме:"Лексика. Как пополняется словарный состав языка"

Разработка урока содержит много заданий творческого характера, способствующих развитию мышления учащихся....

Конспект урока на тему "Основания, их состав, названия. Щелочи. Индикаторы", химия 8 класс

Конспект урока  по химии в 8 классе на тему "Основания, их состав, названия. Щелочи. Индикаторы" может быть использован учителем химии, работающим по программе О.С. Габриеляна при изучении соотве...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Урок по русскому языку в 5 классе "Как пополняется словарный состав языка"

Урок по технологии критического мышления.Соответствует требованиям ФГОС....

"Как пополняется словарный состав русского языка"

Урок русского языка в 5 классе по учебнику М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др., под ред.Разумовской М.М., П.А.Лексанта. «Русский язык» 5 класс – М., Дрофа, 2015. ФГОС...

Как пополняется словарный состав языка

Технологическая карта хода урока русского языка в 5 классе на тему:«Как пополняется словарный состав русского языка»...

Презентация к уроку "Как пополняется словарный запас языка"

Данный материал поможет провести урок русского языка....