Урок по русскому языку в 5 классе "Как пополняется словарный состав языка"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Тимофеева Валентина Витальевна

Урок по технологии критического мышления.

Соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект-сопровождение урока

«Как пополняется словарный состав языка?»

Стадия вызова. Прием «Верите ли Вы…»

- Верите ли вы, что в русском языке есть слова: дрожки, конка, кибитка?

- …, что несмотря на отмирание многих слов, лексика не только уменьшается, а, наоборот, непрерывно расширяется?

- …, что слова фактор, авиация, антракт являются иноязычными?

Достаточно ли ваших знаний для ответа на эти вопросы?

Попробуйте сформулировать тему, опираясь на первое задание, а также на цепочку: слово- … - лексикология - … .

Тема: … (Как пополняется словарный состав языка?)

Каковы наши цели?

Цели: …  (Знать способы пополнения словарного состава языка, а также знать, что такое архаизмы и неологизмы; уметь различать способы пополнения, правильно определять его)

Стадия реализации. Прием «Бортовой журнал».

Заполнить первый столбик.

Опираясь на чтение материала стр.97-98, заполнить второй столбик.

Проверяем в группах.

Что мне известно по данной теме? (предположения)

Что нового я узнал из текста? (новая информация)

-

-

-

-

-

-

Работа с упражнениями.

  1. Упр.274 (устно) – выбрать иноязычные, назвать признак заимствования.
  2. Распечатка. Соотнести иноязычные слова с исконно русскими. Как называется такое явление в русском языке? (синонимы)

Перерыв

Эгоизм

Разбор

Аплодисменты

Столетник

Чемпион

Победитель

Анализ

Войско

Антракт

Себялюбие

Армия

Рукоплескание

Алоэ

Проверка по эталону.

Перерыв

Антракт

Разбор

Анализ

Столетник

Алоэ

Победитель

Чемпион

Войско

Армия

Себялюбие

Эгоизм

Рукоплескание

Аплодисменты

  1. Опрос: как называются слова, вышедшие из употребления? Как называются слова, появляющиеся в языке? Как называется такое явление в русском языке? (архаизмы, неологизмы, антонимы)
  2. Задание в распечатке. Выписать в тетрадь архаизмы и неологизмы из предложений, взятых из других учебников.

В любом коллективе всегда найдется как лидер, так и аутсайдер. ОБЖ

Интернет прочно вошел в повседневную жизнь человека. Технология (Информатика)

Ноутбук - это инновационнная техника. Информатика

Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. История

Назначение прялки – превратить лен или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня. Технология (Труд)

Фронтальная проверка.

Домашнее задание (на выбор): упр277,278 или выписать из учебников 7 примеров с архаизмами, неологизмами или заимствованиями.

Стадия рефлексии. Возврат к стадии вызова. Скорректируйте ваши ответы. Работа с толковым словарем.

Ответьте на вопрос: «Как пополняется словарный состав языка?»

Заполните, пожалуйста, листы оценивания. Поставьте себе оценку (учитель поставит свою оценку и выведет среднюю).  

Закончить урок хочется притчей (если успеем).

Как-то шли вместе и в согласии четыре человека: турок, перс, араб и грек, и где-то они раздобыли динар. Этот динар и стал причиной ссоры между ними, потому что, получив его, они стали решать, как его потратить. Перс сказал:

— Давайте купим ангур!

— Зачем покупать ангур, лучше купить эйнаб, — возразил араб.

Но тут вмешался турок:

— К чему спорить? — сказал он. — Не нужен нам ни ангур, ни эйнаб, мы должны приобрести на этот динар узум!

Грек тоже выразил своё несогласие:

— Если уж что-нибудь покупать, то нужно взять стафил! — заявил он.

Каждый из них стал доказывать свою правоту, и дело дошло до кулаков. И всё потому, что им в тот момент не повстречался знаток, который смог бы им объяснить, что все они говорят об одном и том же, и что слова «ангур», «эйнаб», «узум» и «стафил» означают «виноград», который все они хотели купить, но каждый думал об этом на своём языке.
Источник:
http://pritchi.ru/id_15

Опрос: почему поспорили? Почему не поняли друг друга?

Вывод: … (важно понимать друг друга не только в отношении других языков, но и в рамках русского языка. Язык изменяется на протяжении всего времени, поэтому мы должны понимать его и знать, куда обращаться в случае непонятных моментов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме:"Лексика. Как пополняется словарный состав языка"

Разработка урока содержит много заданий творческого характера, способствующих развитию мышления учащихся....

Конспект урока на тему "Как пополняется словарный состав языка"

Класс - 5Тип  урока – изучение  нового  материала.Цель  урока – знакомство учеников с языковыми явлениями, которые лежат в основе классификации лексических единиц языка.Разработка ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

"Как пополняется словарный состав русского языка"

Урок русского языка в 5 классе по учебнику М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др., под ред.Разумовской М.М., П.А.Лексанта. «Русский язык» 5 класс – М., Дрофа, 2015. ФГОС...

Как пополняется словарный состав языка

Технологическая карта хода урока русского языка в 5 классе на тему:«Как пополняется словарный состав русского языка»...

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...

Презентация к уроку "Как пополняется словарный запас языка"

Данный материал поможет провести урок русского языка....