Урок по русскому языку в 5 классе "Как пополняется словарный состав языка"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок по технологии критического мышления.
Соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект-сопровождение урока
«Как пополняется словарный состав языка?»
Стадия вызова. Прием «Верите ли Вы…»
- Верите ли вы, что в русском языке есть слова: дрожки, конка, кибитка?
- …, что несмотря на отмирание многих слов, лексика не только уменьшается, а, наоборот, непрерывно расширяется?
- …, что слова фактор, авиация, антракт являются иноязычными?
Достаточно ли ваших знаний для ответа на эти вопросы?
Попробуйте сформулировать тему, опираясь на первое задание, а также на цепочку: слово- … - лексикология - … .
Тема: … (Как пополняется словарный состав языка?)
Каковы наши цели?
Цели: … (Знать способы пополнения словарного состава языка, а также знать, что такое архаизмы и неологизмы; уметь различать способы пополнения, правильно определять его)
Стадия реализации. Прием «Бортовой журнал».
Заполнить первый столбик.
Опираясь на чтение материала стр.97-98, заполнить второй столбик.
Проверяем в группах.
Что мне известно по данной теме? (предположения) | Что нового я узнал из текста? (новая информация) |
- - - | - - - |
Работа с упражнениями.
- Упр.274 (устно) – выбрать иноязычные, назвать признак заимствования.
- Распечатка. Соотнести иноязычные слова с исконно русскими. Как называется такое явление в русском языке? (синонимы)
Перерыв | Эгоизм |
Разбор | Аплодисменты |
Столетник | Чемпион |
Победитель | Анализ |
Войско | Антракт |
Себялюбие | Армия |
Рукоплескание | Алоэ |
Проверка по эталону.
Перерыв | Антракт |
Разбор | Анализ |
Столетник | Алоэ |
Победитель | Чемпион |
Войско | Армия |
Себялюбие | Эгоизм |
Рукоплескание | Аплодисменты |
- Опрос: как называются слова, вышедшие из употребления? Как называются слова, появляющиеся в языке? Как называется такое явление в русском языке? (архаизмы, неологизмы, антонимы)
- Задание в распечатке. Выписать в тетрадь архаизмы и неологизмы из предложений, взятых из других учебников.
В любом коллективе всегда найдется как лидер, так и аутсайдер. ОБЖ
Интернет прочно вошел в повседневную жизнь человека. Технология (Информатика)
Ноутбук - это инновационнная техника. Информатика
Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. История
Назначение прялки – превратить лен или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня. Технология (Труд)
Фронтальная проверка.
Домашнее задание (на выбор): упр277,278 или выписать из учебников 7 примеров с архаизмами, неологизмами или заимствованиями.
Стадия рефлексии. Возврат к стадии вызова. Скорректируйте ваши ответы. Работа с толковым словарем.
Ответьте на вопрос: «Как пополняется словарный состав языка?»
Заполните, пожалуйста, листы оценивания. Поставьте себе оценку (учитель поставит свою оценку и выведет среднюю).
Закончить урок хочется притчей (если успеем).
Как-то шли вместе и в согласии четыре человека: турок, перс, араб и грек, и где-то они раздобыли динар. Этот динар и стал причиной ссоры между ними, потому что, получив его, они стали решать, как его потратить. Перс сказал:
— Давайте купим ангур!
— Зачем покупать ангур, лучше купить эйнаб, — возразил араб.
Но тут вмешался турок:
— К чему спорить? — сказал он. — Не нужен нам ни ангур, ни эйнаб, мы должны приобрести на этот динар узум!
Грек тоже выразил своё несогласие:
— Если уж что-нибудь покупать, то нужно взять стафил! — заявил он.
Каждый из них стал доказывать свою правоту, и дело дошло до кулаков. И всё потому, что им в тот момент не повстречался знаток, который смог бы им объяснить, что все они говорят об одном и том же, и что слова «ангур», «эйнаб», «узум» и «стафил» означают «виноград», который все они хотели купить, но каждый думал об этом на своём языке.
Источник: http://pritchi.ru/id_15
Опрос: почему поспорили? Почему не поняли друг друга?
Вывод: … (важно понимать друг друга не только в отношении других языков, но и в рамках русского языка. Язык изменяется на протяжении всего времени, поэтому мы должны понимать его и знать, куда обращаться в случае непонятных моментов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме:"Лексика. Как пополняется словарный состав языка"
Разработка урока содержит много заданий творческого характера, способствующих развитию мышления учащихся....
Конспект урока на тему "Как пополняется словарный состав языка"
Класс - 5Тип урока – изучение нового материала.Цель урока – знакомство учеников с языковыми явлениями, которые лежат в основе классификации лексических единиц языка.Разработка ...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)
Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....
"Как пополняется словарный состав русского языка"
Урок русского языка в 5 классе по учебнику М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др., под ред.Разумовской М.М., П.А.Лексанта. «Русский язык» 5 класс – М., Дрофа, 2015. ФГОС...
Как пополняется словарный состав языка
Технологическая карта хода урока русского языка в 5 классе на тему:«Как пополняется словарный состав русского языка»...
Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)
Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных связей, воз...
Презентация к уроку "Как пополняется словарный запас языка"
Данный материал поможет провести урок русского языка....