Образовательная коррекционная программа курса по русскому языку “Секреты ономастики”
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Немова Альбина Николаевна

Работа в соответствии с данной программой обеспечивает: развитие у учащихся всех видов речевой деятельности, повышение мотивации, формирование интереса к предмету, развитие творческих возможностей учащихся; в

  психическом развитии обучаемых в результате применения по отношению к ним педагогического воздействия увеличивается объём памяти, внимание становится более устойчивым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sekrety.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Факультет коррекционной педагогики – http://moi-sat.ru 

Пояснительная записка

Образовательная коррекционная программа курса по русскому языку “Секреты ономастики” направлена на реализацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в дистанционном режиме.

Актуальность изучения дистанционного курса определяется  тем, что он реализует идеи дополнительного образования, направленного на развитие личности обучаемого. Имена собственные представлены в общеобразовательных программах по русскому языку небольшим количеством часов исключительно в плане правописания. А между тем, имена собственные всех основных разрядов таят в себе познавательный, патриотический, историко-культурный, эстетический потенциалы.

Данный дистанционный курс рассчитан на учащихся 7-11 классов Нижегородского ресурсного центра дистанционного образования детей, обучающихся на дому по причине ограничений в здоровье, выразивших желание более глубоко изучать имена собственные. В Нижегородском ресурсном центре дистанционного образования (РЦДО) осуществляется дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом используется система Moodle (это аббревиатура от понятия  модулярная объектно ориентированная динамическая обучающая среда) для методической и психолого-дефектологической поддержки процесса обучения. Контингент обучаемых (в настоящее время 236 человек) неоднороден в силу специфики основного заболевания. В РЦДО учатся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, патологией зрения и слуха, общими заболеваниями.

 Курс содержит 34 урока продолжительностью 45 минут каждый, проводимых один раз в неделю индивидуально с каждым воспитанником на протяжении одного учебного года дистанционно. Инновационная форма организации учебного процесса с применением компьютерных и телекоммуникационных средств (ссылки на Интернет-ресурсы, графические файлы, мультимедийные объекты, звуковые файлы, видеофайлы) является привлекательной для обучаемых по сравнению с традиционным обучением не только за счёт технологичности, но и самого содержательного наполнения курса.

В связи с этим важнейшими целями курса являются:

  • создание условий для углубления знаний обучающихся об основных разрядах имен собственных;
  • совершенствование умений и навыков учащихся в работе со справочной литературой по ономастике;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике на материале, отвечающем особенностям и возможностям учащихся.

Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:

  • содействовать формированию интереса учащихся к изучению языковых явлений; повысить положительную мотивацию школьников к изучению русского языка за счёт наглядности, современности и интерактивности материала;
  • познакомить учащихся с лингвистическими понятиями из сферы ономастики, способствующими расширению кругозора школьников;
  • развить навыки исследовательской деятельности;
  • привить интерес к сбору и анализу собственных именований на основе краеведческого материала;
  • выявить связь ономастики с историей, литературой, географией и астрономией.

Программа курса наряду с образовательными должна решать следующие коррекционно-развивающие и воспитательные задачи:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать долговременную память, мелкую моторику в результате освоения навыков работы с компьютером;
  • развивать связную речь;
  • творчество, воображение, эстетический вкус при выполнении предметных проектов;
  • воспитывать самостоятельность, аккуратность и ответственность при выполнении заданий;
  • интерес к русскому языку, использование знаний и умений по предмету в различных жизненных ситуациях;
  • правильное отношение к своему дефекту и дефекту окружающих.

Курс учитывает специфические возможности учащихся, связанные с различными ограничениями в состоянии их здоровья:

  • дозируемая нагрузка заданий в урочное и внеурочное время в соответствии с возможностями ребёнка;
  • проведение физкультпауз для снятия мышечного напряжения, зрительного утомления, дыхательной гимнастики для улучшения кислородного обмена;
  • использование при необходимости специфического оборудования.

 Дистанционный курс «Секреты ономастики» позволяет  реализовать индивидуальный  подход к каждому  ученику. Это предполагает удобное для ребенка расписание; темп работы; создание оптимального образовательного маршрута, который учитывает потребности и возможности ребенка; учет его индивидуальных особенностей, медицинских и психологических показателей.

 Учитель составляет индивидуальный учебный план обучаемого. Это учебно-методическая документация, которая разрабатывается с учетом возрастных особенностей учащегося, медико-психолого-педагогических рекомендаций и обеспечивает правильное планирование выполнения учебной программы в  строгой последовательности и увязке со смежными дисциплинами,  а также дает  возможность осуществлять систематический контроль над ходом выполнения программы и при необходимости ее корректировки.

Достижение указанных целей и решение соответствующих им задач осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической, а также культуроведческой компетенций обучающихся.
В результате прохождения курса по выбору учащиеся должны знать:

  • основные понятия ономастики;
  • отдельные факты из истории топонимов родного края;
  • основные понятия литературной ономастики;

уметь:

  • работать с ономастическими словарями (ономастиконами);
  • вести исследовательскую деятельность, направленную на изучение и классификацию языкового материала на основе географии региона;
  • анализировать функционально-семантические особенности имён собственных в художественных произведениях.

Дистанционный курс “Секреты ономастики” посвящён именам собственным всех основных разрядов – именованиям людей, географическим названиям, названиям космических объектов, названиям народов, мифических существ, кличкам животных, названиям разнообразных произведений материальной и духовной культуры, а также именованиям персонажей русской художественной литературы и устного народного творчества. С этим большим и необычным языковым материалом учащиеся встречаются на каждом шагу – в школе и в жизни. Обычно он вызывает у них живейший интерес. Поэтому следует методически грамотно использовать тягу школьников к знаниям о собственных именах. Необходимо весь курс провести так, чтобы он значительно расширил и углубил их подготовку по русскому языку и другим учебным предметам – литературе, истории, географии и т.д.

Курс вводится после изучения таких разделов основного курса по русскому языку, как “Лексика и фразеология”, “Словообразование и орфография”, “Морфология и орфография” (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол). Содержание курса “Секреты ономастики” построено с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Живой интерес обучаемых к своему имени, его происхождению, прежнему значению (если оно затемнилось), к истории названий городов, селений, улиц, а также ко всему, что имеет индивидуальное (собственное) название, надо поддерживать и развивать, при этом надо разнообразить содержание, формы и методы работы.

Весьма полезны обращения к ономастическим знаниям и примерам на уроках русского языка и других программных дисциплин (географии, истории, астрономии), разнообразные ономастические комментарии, исторические справки о происхождении названий городов, развёрнутые справки о происхождении фамилий великих писателей, учёных, полководцев, о доономастической семантике имени, о псевдонимах русских писателей и общественных деятелей.

В процессе изучения дистанционного курса “Секреты ономастики” необходима планомерная работа над орфографией, орфоэпией, словообразованием, грамматикой и стилистикой различных форм имён собственных. Дистанционный курс “Секреты ономастики” помогает учителю и учащимся, опираясь на ономастическую теорию, проводить работу по ономастике на более высоком научном уровне.

Возможность интенсивного освоения материала осуществляется за счёт применения современных компьютерных средств, в том числе изобразительных и интерактивных, которые делают восприятие материала наглядным, коррекцию ошибок - оперативной, а обратную связь - эффективной. Процесс обучения носит индивидуальный характер, что позволяет каждому ученику осваивать новый материал в нужном для него темпе и варьируемом объёме. Весь курс пронизывает пошаговый принцип подачи материала: новый материал даётся маленькими порциями.
Материал курса разбит на шесть разделов (Ономастика, Имя человека, Географические названия, Названия звёздного неба, Другие разряды собственных имён, Имена литературных персонажей).
Первый раздел раскрывает особенности ономастики как науки, разряды имён собственных, межпредметные связи при изучении ономастики в школе.
Второй раздел программы посвящён изучению основных понятий антропонимики; сходству и различию в системах именования человека у разных народов; истории русских имён, отчеств, фамилий.
Третий раздел раскрывает особенности географических названий; виды топонимов в зависимости от обозначаемого объекта.
Четвёртый раздел программы посвящён названиям звёздного неба, анализирует происхождение основных космонимов русского языка.
Пятый раздел раскрывает особенности названий народов, племён; названий мифических существ; атмосферных явлений.
Шестой раздел программы посвящён своеобразию имён собственных в художественном произведении.

Каждый раздел курса строится так, чтобы в нём содержались основные теоретические сведения в виде лекций с элементами контроля, задания обучающего и контролирующего характера, проверочные работы, а также работы творческого характера, тесты разной структуры, проекты. Новизна программы и соответственно курса заключается в возможности дистанционно изучать совокупность имён собственных детям с ограниченными возможностями здоровья, находящимся на домашнем обучении.

Описание содержания образовательной коррекционной программы через уроки

Тема

Содержание урока

1

Раздел первый. Ономастика. Ономастика как наука и как совокупность собственных имён. Разряды имён собственных: антропонимы, топонимы, космонимы, этнонимы, теонимы, зоонимы, ктематонимы

Общая характеристика имен собственных всех основных разрядов – именования людей, географические названия, названия космических объектов, названия народов, мифических существ, клички животных, названия разнообразных произведений материальной и духовной культуры, а также именования персонажей русской художественной литературы и устного народного творчества. Выполнение тестов и заданий.

2

Ономастика и другие науки. Межпредметные связи при изучении ономастики в школе: имена собственные и литература, география, история, астрономия

Установление связей с другими науками: литературой, географией, историей, астрономией. Изучение электронной лекции с элементами контроля “Помочь могут только историки, языковеды и географы!”, выполнение тестов и заданий.

3

Познавательный и идейно-воспитательный потенциал науки о собственных именах

Установление происхождения названия,  возможности сквозь название взглянуть  на далекое прошлое того места, которое это название носит. Изучение электронных лекций с элементами контроля “Голос прошлого в старых названиях”, “Приключения имён и слов”, выполнение тестов и заданий.

4

Крупнейшие представители русской ономастической науки: А.М.Селищев, В.К.Чичагов, В.А.Никонов, О.Н.Трубачёв, Э.М. Мурзаев и др.

Знакомство с жизнью и творчеством таких учёных, как А.М.Селищев, В.К. Чичагов, В.А. Никонов, О.Н.Трубачёв, В.Д. Бондалетов  через изучение электронных лекций с элементами контроля.

5 и 6

Раздел второй. Имя человека. Понятие об антропониме (собственном имени человека), антропонимии (совокупности антропонимов) и антропонимике (науке об антропонимах)

Характеристика  собственного имени человека,  совокупности антропонимов. Изучение электронной лекции с элементами контроля “Своеобразие имён собственных”, выполнение тестов “Что есть что?”, “Превращение имени существительного собственного в имя существительное нарицательное” и заданий.

7 и 8

Сходство и различие в системах именования человека у разных народов.

Установление сходства и различия в системах именования человека у разных народов. Изучение электронных лекций с элементами контроля “Мистика имён”, “Власть религий над именами”; выполнение тестов и заданий.

9

Русская трёхчленная модель именования (фамилия, имя, отчество) и её происхождение

Изучение особенностей системы именования у русских в сравнении с системами именования у других народов. Анализ русских календарных (церковных, православных) имён; установление связей между именами собственными и родственными им словами; выявление своеобразия звучания одного и того же имени в разных языках. Обогащение словарного запаса обучаемых.  Изучение электронных лекций с элементами контроля “Зачем изучать фамилии?”, “Отчество-чисто русское изобретение?”; выполнение тестов “Отчество всюду остаётся отчеством”и заданий.

10 и 11

История русских имён, отчеств, фамилий, прозвищ, псевдонимов. Имена византийско-греческого происхождения, их состав по языкам-источникам

Изучение происхождения русских имён, отчеств, фамилий, прозвищ, псевдонимов. Обогащение словарного запаса обучаемых. Изучение электронных лекций с элементами контроля “Как давали имя в Древней Руси?”, “О чём может рассказать фамилия?”; выполнение тестов и заданий.

12

Состав современных мужских и женских русских личных имён: традиционные (церковные, календарные) имена, новые имена, имена-заимствования

Изучение классификации  русских личных имён в зависимости от языка-источника. Причины появления новых имён. Обогащение словарного запаса обучаемых. Изучение электронных лекций с элементами контроля “Христианские имена”, “Какие требования предъявляются к имени?”, выполнение тестов “Русские календарные имена и родственные им слова” и заданий.

13

Мотивы выбора имён для новорождённых

Изучение мотивов выбора имён для новорождённых. Чтение электронных лекций с элементами контроля, выполнение тестов и заданий.

14

Формы личных имён: имена полные (официальные, паспортные), сокращённые, ласкательные, пренебрежительные; их стилистическая окраска

Характеристика форм личных имён: полные, краткие; стилистическая окраска имён. Изучение электронных лекций с элементами контроля, выполнение тестов и заданий.

15 и 16

Склонение русских и иноязычных фамилий, имён, отчеств. Правописание и произношение (орфоэпия) антропонимов. Уместность использования конкретных моделей, а также форм антропонимов при именовании человека и культура речи

Работа над правописанием и произношением  имён собственных. Выполнение тестов и заданий.

17 и 18

Раздел третий. Географические названия. Понятие о топониме, топонимии, топонимике. Виды топонимов в зависимости от обозначаемого объекта: названия рек, озёр, морей и др. (гидронимы), названия гор, долин, низменностей и других форм рельефа (оронимы), названия городов, сёл, деревень (ойконимы)

Характеристика имён географических объектов: названия рек, озёр, морей и др. (гидронимы), названия гор, долин, низменностей и других форм рельефа (оронимы), названия городов, сёл, деревень (ойконимы). Изучение электронных лекций с элементами контроля “Источники географических имён”, “Понятные и непонятные географические названия”; выполнение тестов “Занимательная топонимика” и заданий.

19

Названия небольших, обычно мало известных географических объектов: оврагов, колодцев, земельных угодий и т.п.  Микротопонимы

Характеристика  имён небольших географических объектов. Изучение электронных лекций с элементами контроля, выполнение тестов и заданий.

20

Разновременность возникновения дошедших до нас топонимов. Разная языковая принадлежность топонимии современной России

Характеристика имён географических объектов по времени возникновения. Знакомство с историческими названиями как памятниками русской культуры. Выполнение тестов и заданий.

21

Исторические названия – памятники нашей культуры. Изучение топонимов – путь к познанию своего Отечества, его “народно-поэтического оформления” (К.Г.Паустовский)

Характеристика имён географических объектов как способ познания истории своего Отечества. Изучение электронных лекций с элементами контроля, выполнение тестов и заданий.

22

Слово на карте родного края. Имя нашего дома (название города, улицы). Орфография и орфоэпия топонимов

Изучение  имён географических объектов родного края. Выполнение тестов и заданий.

23

Раздел четвёртый. Названия звёздного неба. Понятие о космониме, космонимиии, космонимике. Объекты околоземного и космического пространства, обозначаемые собственными именами-космонимами: звёзды (Полярная звезда), созвездия (Большая Медведица, Орион), планеты (Венера, Меркурий), кометы, астероиды и другие объекты звёздного неба

Характеристика названий звёзд, созвездий, планет. Происхождение звёдных имён и их смысловое значение. Изучение электронных лекций с элементами контроля, выполнение тестов и заданий.

24

Научная космонимия, её связь с астрономией. Народная космонимия, отражение в ней истории народа, его языка, культуры. Признаки называния (номинации) космических объектов

Отличие научной космонимии от народной космонимии. Изучение электронных лекций с элементами контроля, выполнение тестов и заданий.

25

Происхождение основных космонимов русского языка. Русские (славянские) и заимствованные названия. Мифы и легенды о происхождении русских и иноязычных научных и народных космонимов

История возникновения названий звёзд, созвездий, планет. Связь с античной мифологией. Изучение электронных лекций с элементами контроля, выполнение тестов и заданий.

26

Небесная топонимия: названия на поверхности Луны, Марса, других планет. Имена русских, отечественных и зарубежных деятелей науки и культуры на картах планет и в названиях других объектов звёздного неба

Объекты космической “географии” на поверхности Луны, Марса, других планет. Изучение электронных лекций с элементами контроля, выполнение тестов и заданий.

27

Раздел пятый. Другие разряды собственных имён: названия народов, племён и иных этнических общностей (этнонимы)

Причины возникновения  названий народов, племён и иных этнических общностей. Изучение электронных лекций с элементами контроля, выполнение тестов и заданий.

28

Названия мифических существ – богов, демонов (теонимы); клички животных (зоонимы)

Классификация и обозначение именами различных демонов. Помощь в восприятии целого ряда произведений литературы и живописи. Признаки, лежащие в основе кличек животных.

29

Названия предметов материальной и духовной культуры: кораблей, поездов, театров, произведений литературы и искусства, исторических событий, научных и культурных программ

Признаки, лежащие в основе названий кораблей, поездов, театров, произведений литературы и искусства, исторических событий, научных и культурных программ. Изучение электронных лекций с элементами контроля, выполнение тестов и заданий.

30

Названия атмосферных явлений: тайфунов, ветров, морских течений и т.д. (ктематонимы)

Характеристика  названий  атмосферных явлений: тайфунов, ветров, морских течений.

31

Раздел шестой. Имена литературных персонажей.  Зависимость литературной ономастики (антропонимии, топонимии и т.д.) от реальной ономастики. Своеобразие имени собственного в художественном произведении: эстетическая функция, использование в выразительно-изобразительных и стилистических целях

Тесная связь имени человека с его носителем. Связи между литературной ономастикой и реальной ономастикой. Изучение электронных лекций с элементами контроля, выполнение тестов и заданий.

32

Имя персонажа как его особая образно-художественная характеристика–социальная, национальная, психологическая, оценочная. Имена в произведениях для детей. Имена героев русских былин и сказок

 Роль имени и фамилии героя в литературном произведении. Изучение электронных лекций с элементами контроля, выполнение тестов и заданий.

33 и 34

Имена основных персонажей произведений русских и советских писателей (модель именования, форма фамилии, имени, отчества). Зависимость имени персонажа от жанра произведения, времени его создания, художественного направления, изображаемого образа-персонажа (на примере литературных героев Д.И.Фонвизина, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, В.Г.Короленко, М.Горького и др.)

Внимание мастеров художественного слова к святцам, фамилиям. Зависимость имени персонажа от жанра произведения, времени его создания, художественного направления, изображаемого образа-персонажа. Изучение электронных лекций с элементами контроля, выполнение тестов и заданий.

Планируемые результаты обучения по программе

Курс обеспечивает:

  • развитие у учащихся навыков говорения, связной речи, как устных, так и письменных высказываний учащихся в опоре на речеведческие понятия стилей и типов речи;
  • обогащение пассивного и активного запаса слов обучаемых;
  • расширение кругозора, повышение эрудиции обучаемых;
  • повышение мотивации учащихся, формирование интереса к предмету, развитие творческих возможностей учащихся;
  • проведение смысловой обработки текстов;
  • развитие умения у обучаемых самостоятельно находить информацию гуманитарного содержания с использованием различных источников;
  • возможность участия в проектах по русскому языку;
  • в психическом развитии обучаемых в результате применения по отношению к ним педагогического воздействия увеличивается объём памяти, внимание становится более устойчивым, увеличивается скорость мышления.

В процессе обучения применяются следующие системы оценки достижений учащихся:

•        Пятибалльная – для оценки усвоения теоретической составляющей программы, заданий с ответом в виде текста и в виде файла.

•        Портфолио – для оценки усвоения материала по соответствующим разделам курса. Портфолио включает все письменные работы, все комментарии учителя к письменным работам, баллы за электронные лекции и тесты, что позволяет проследить динамику работы каждого учащегося.

Условия реализации программы

Рабочее место преподавателя и учащегося: компьютер MacBook, выход в Интернет, сканер, принтер.

Серверное программное обеспечение: специальная среда обучения, которая позволяет создавать учебные материалы, осуществлять оперативное взаимодействие «учитель – ученик», вести коллективную проектную работу, создавать портфолио каждого участника курса.

Минимальное программное обеспечение:

•        сетевые учебные материалы, размещённые в образовательной среде Moodle Нижегородского Ресурсного центра дистанционного обучения детей;

•        программа Skype, позволяющая вести общение между педагогом и учеником;

•        NeoOffice.

Стартовый уровень технических умений учащихся:

•        умение работать с любым из браузеров и поисковыми системами;

•        умение работать в Skype;

•        умение работать в образовательной среде Moodle;

•        умение использовать компьютер, сканер, принтер.

Необходимый стартовый уровень достигается в ходе первоначального обучения, а также использованием устных и сетевых инструкций .

Литература, рекомендуемая для учителя

  1. Бондалетов В. Д. Русская ономастика. М.: Просвещение, 1983.
  2. Голанова Е. И. Как возникают названия.  М.: Просвещение, 1989.
  3. Карпенко Ю. А. Названия звездного неба. М.: Наука, 1986.
  4. Мурзаев Э. М. География в названиях. М.: Наука, 1979.
  5. Никонов В. А. Имя и общество. М., 1974.
  6. Петровский Н. А. Словарь русских личных имен. М., Сов. Энциклопедия, 1984.
  7. Селищев А. М. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ.  М.: Просвещение,1968.
  8. Педагогические технологии дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2006. - 400 с.
  9. Немова, А.Н. Применение компьютерных инструментов в развивающем обучении детей  с ограниченными возможностями здоровья / А.Н.Немова //Коррекционная педагогика. 2012. - №2 (49). - С.58-61.
  10. Немова, А.Н. Методические аспекты ведения учебного процесса в дистанционной форме / А.Н.Немова // Материалы международной научной конференции молодых учёных (14-15 марта 2012 г.) «Проблемы языковой картины мира на современном этапе» Нижний Новгород, НГПУ им. К.Минина, 2012. - С. 205-210.

Литература, рекомендуемая для учащихся

  1. Никонов В. А. Ищем имя.  М., 1988.
  2. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии.  М., 1978.
  3. Полякова Е. Н. Из истории русских имен и фамилий. М., 1975.
  4. Поспелов Е. М. Школьный топонимический словарь М., 1978.
  5. Поспелов Е. М. Географические названия мира. М., 1998.
  6. Рязанцев В. Д. Имена и названия. М., 1998.
  7. Суперанская А. В. Как вас зовут? Где вы живете? Что такое топонимика? М., 1984
  8. Суперанская А. В. О русских именах.  М., 1991.
  9. Успенский Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. Имя дома твоего. М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Секреты русского словообразования" 9 класс

Курс послужит достаточно сильным средством речевого раз­вития школьника, так как морфемно-словообразовательный ана­лиз опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чув­ство родного языка, помогае...

Программа факультативного курса по русскому языку «Секреты правописания: подготовка к ГИА » 8 класс

Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические у...

Рабочая программа предметного курса по русскому языку «Секреты орфографии»,8 класс

Базовый курс «Русского языка» в 8 классе дополнен в учебном плане школы вариативным  предметным курсом «Секреты орфографии», цель которого – расширить возможности личностного развития учащихся в ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающего курса по русскому языку «Развитие коммуникативной деятельности» для 5 класса с адаптированной образовательной программой

Цель программы – Формирование умений школьников с ЗПР правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Секреты простого предложения" (8 класс)

Рабочая программа элективного курса «Секреты простого предложения» для 8 класса разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Федеральным законом от 29.12...