Программа факультативного курса по русскому языку «Секреты правописания: подготовка к ГИА » 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Макарова Екатерина Ивановна

 

Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

          Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Суходол

муниципального района Сергиевский Самарской области

ПРОВЕРЕНО                                                                    УТВЕРЖДАЮ

                                                                                           к использованию в образовательном процессе                

Зам. директора по УВР_____Наумова Е.В.                   школы на 2012-2013 учебный год

1 октября 2012г                                                                Директор школы:               Соломонова Т.В  

                                                                                           1 сентября 2012 г.

Программа факультативного курса

по русскому языку

«Секреты правописания: подготовка к ГИА »

8 класс

                                                     

                                                                Подготовила:

                                                                                                         учитель  русского языка и литературы

                                                                                            Макарова Екатерина Ивановна

СУХОДОЛ

2012 г.

Пояснительная    записка

к программе факультативного  курса

русского языка  «Секреты правописания: подготовка к ГИА»

8 класс

Актуальность: усиление практической направленности в процессе обучения, что позволяет развивать критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой и повышать уровень качества знаний, умений учащихся по русскому языку.

 Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

(редакция на 1 декабря 2010 года)

Глава 2. Статья 22. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования:

1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан, обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом перспектив и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, интеграции системы образования Российской Федерации в мировое образовательное пространство.

2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов, правовой режим которых не урегулирован законодательством Российской Федерации в сфере образования. Порядок и условия проведения таких экспериментов определяются Правительством Российской Федерации.

3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Указанная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов (программ) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными организациями, действующими в сфере образования, вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также их объединениями.

При реализации инновационного проекта (программы) должно быть обеспечено соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление образования, уровень и качество которого не может быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, или федеральных государственных требований, образовательных стандартов или требований, устанавливаемых университетами.

4. Организациям, указанным в части 3 настоящей статьи, реализующим инновационные проекты (программы), имеющие существенное значение для обеспечения развития системы образования и реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, может быть присвоен статус федеральной или региональной инновационной площадки. Такие организации составляют инновационную инфраструктуру в системе образования, порядок создания и функционирования которой, в том числе порядок присвоения статуса федеральной и региональной инновационной площадки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

5. Органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках своих полномочий в установленной сфере деятельности создают условия для реализации ими инновационных образовательных проектов (программ) и использования их результатов в массовой практике.

Цель курса:   обобщить и закрепить полученные знания по правописанию за курс 5-7 классов, активизировать внимание учащихся к употреблению рассматриваемых языковых явлений и фактов языка как в текстах разных стилей, так и в собственной письменной речи; обеспечить подготовку учащихся  к выполнению экзаменационной работы по русскому языку в формате ГИА.                

Задачи  курса:

1)расширить, углубить и систематизировать лингвистические знания обучающихся;

2)совершенствовать орфографические навыки обучающихся;

3)проводить работу на текстах литературных произведений и на литературоведческих текстах;

4)продолжить знакомство со словарями и справочной литературой;

5)развивать исследовательские навыки.

Методические рекомендации.

1.Теоретический материал повторяется крупными блоками с составлением схем и таблиц.

2.Для закрепления навыков правописания целесообразно использовать такие виды работ, как обучающие диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой, свободные диктанты, подбор текстов из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы.

3.Для развития навыка самоконтроля рекомендуется использовать такие виды работ, как графическое комментирование и диктанты «Проверяю себя».

4.Для расширения словарного запаса обучающихся целесообразно составление тематических словарей, которое может проходить в виде конкурса на лучшего лингвиста.

5.Для активного использования словарей и справочников возможны самостоятельные групповые и индивидуальные задания.

6.Развитию речи обучающихся способствуют небольшие работы творческого характера с использованием определенных грамматических  категорий.

7.Так как многочисленные орфографические ошибки связаны с тем, что обучающиеся не видят состава слова и не умеют определять части речи, целесообразно включать в каждое занятие разбор слова по составу и частичный морфологический анализ слова.

Учащиеся должны знать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Учащиеся  должны уметь:

- объяснять условия выбора орфограммы, знаков препинания;

- применять алгоритм при выборе написания;

- производить орфографический и пунктуационный анализ;

- разрешать орфографические затруднения с помощью словаря;

- проводить этимологический анализ слов с помощью словарей;

- определять принцип написания отдельных частей речи (существительных,    прилагательных, наречий и т. д.);

- выполнять корректуру текста;

- проводить наблюдение над текстами разных стилей, в которых встречаются те или иные синтаксические конструкции (уточняющие, вводные и т. д.);

- составлять устные и письменные высказывания на лингвистическую тему.

    Предполагаются следующие формы обучения: 

  1. установочные лекции по теории: подача материала крупными блоками с использованием опорных конспектов;

    2. применение компьютерных технологий, современных информационных средств;

3. практические занятия: индивидуальные или система малых групп;

4. самостоятельная работа

       5. исследование.

Образовательные результаты изучения данного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:

  1. текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, рецензирование сообщений учащихся и др.);
  2. тематический (промежуточный) контроль;
  3. обобщающий (итоговый) контроль в форме тестирования в формате ГИА.

Данная программа рассчитана на 34 учебных часа и может быть использована учителем-словесником для проведения факультативных занятий по русскому языку в 8 классе.

Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях.

В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания. Одной из причин недостаточного усвоения восьмиклассниками орфографических и пунктуационных норм является отсутствие достаточного количества уроков.

Данный курс нацелен не только на поддержание навыков правописания, но и на расширение знаний учащихся о функционировании слова в речи.

       Определяющим фактором при построении программы является принцип написания слов (дефисное, слитное и раздельное написание) или принцип написания отдельных частей слов (правописание корней, суффиксов, окончаний). Вместе с тем данный учебный материал сопровождается заданиями, связанными с развитием речи учащихся.

     При анализе трудных случаев орфографии особое внимание уделяется истории и этимологии, принципам орфографии, лежащим в основе правописания слов и отдельных морфем. При анализе пунктограмм – употребление в письменной речи какого-либо определённого знака препинания или особенности пунктуационного оформления синтаксических явлений (пунктуационное оформление слов, грамматически не связанных с членами предложения). Данный блок тем сопровождается также разными речевыми заданиями, связанными с редактированием текста или исправлением ошибок в собственных высказываниях.

        В связи с этим особый интерес с точки зрения формирования грамотности письма представляет раздел «Употребление в речи», являющий собой практическую реализацию изучаемых разделов языка. Данный подход позволяет реализовать принцип функциональной грамотности.

Программа состоит из 14 тем. В программе представлен примерный тематический план данного курса с указанием количества часов и определением видов деятельности.

        Разрабатывая методику проведения занятий по данной программе, необходимо учитывать условия проведения занятий – факультативный курс, рассчитанный на развитие интереса к изучению филологических школьных дисциплин, предпочтение отдаётся занимательности как одного из факторов, влияющих на мотивацию учащихся к изучению русского языка.

Программа

факультативного курса «Секреты правописания : подготовка к ГИА» (34 часа)

Тема 1.  Правописание приставок (3 часа)

Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на -з,-с. Приставки пре-, при-.

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

Употребление в научном стиле слов с иноязычными приставками.

Тема 2. Правописание гласных в корне слов (2 часа)

Ы и И после приставок, о и е после шипящих в корне, ы, и после ц.

Чередование гласных о-а, е-и.

Орфографический анализ текста.

Тема 3. Правописание согласных в корне слов (1час)

Сомнительная согласная;  непроизносимая согласная; удвоенная согласная в корне. Особые случаи написания согласных.

Орфографический анализ текста.

Тема 4. Употребление ь и ъ (3 часа)

Употребление ь после шипящих в корне слова. Ь для обозначения мягкости согласного. Употребление ь в числительных.

-тся и –ться в глаголах.

Разделительный ь и ъ.

Правописание ъ в иноязычных словах; в сложных словах, первую часть которых образуют числительные (типа: адъютант, двухъярусный).

Орфографический анализ текста.

Тема 5. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий, причастий (3часа)

Н и нн в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных, причастий, наречий и существительных. Разграничение причастий и отглагольных прилагательных по формальным признакам (приставка, зависимое слово) и по смысловому значению  (наличие или утрата глагольности).

Правописание отглагольных прилагательных и причастий в составе сложных слов (златотканый, свежезамороженный).

Разграничение правописания кратких отглагольных прилагательных, кратких страдательных причастий.

Правописание о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий.

Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением существительных, прилагательных, причастий и наречий в речи.

Тема 6. Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов (3 часа)

Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных.

Правописание личных окончаний глаголов.

Орфографический анализ текста.

Тема 7. Дефисное написание слов (3 часа)

Дефисное написание сложных существительных, прилагательных.

Правописание наречий  и предлогов.

Дефисное написание в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов).

Тема 8. Правописание сложных слов (2 часа)

Написание сложных слов с соединительной гласной и без неё.

Слитное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных. Отличие сложного слова от свободного сочетания слов.

Работа со словарем «Слитно или раздельно?»

Употребление сложных слов в научном и официально-деловом стилях.

Тема 9. Правописание предлогов, союзов, частиц (3 часа)

Правописание производных предлогов.

Правописание производных предлогов ввиду, вследствие, наподобие, в продолжение, в течение, в заключение, в отличие от, несмотря на.

Различение правописания производных предлогов и самостоятельных частей речи( идти навстречу, на встречу с друзьями, навстречу солнцу).

Правописание союзов чтобы, тоже, также, отчего, отличие их от омонимичных сочетаний слов.

Частицы не и ни, их различение на письме.

Употребление производных предлогов в научном и официально-деловом стилях речи.

Тема 10. Употребление тире в простом предложении (3 часа)

Тире между подлежащим и сказуемым.

Тире в неполном предложении.

Употребление тире в художественной речи (стилистические фигуры).

Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением простых предложений.

Тема 11. Знаки препинания при однородных членах предложения (2 часа)

Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Однородные неоднородные определения.

Употребление в речи однородных членов предложения в целях создания экспрессивности.

Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с однородными членами.

Тема 12. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения (2 часа)

Обособленные определения, приложения, обстоятельства.

Предложения с уточняющими обособленными членами.

Пунктуационный разбор текста. Анализ и исправление ошибок, связанных с употреблением обособленных членов предложения.

Тема 13. Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложения  (2 часа)

Обращения.

Вводные слова и вставные конструкции.

Употребление обращений в разговорной и поэтической речи.

Стилистическое использование вводных слов. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением предложений с вводными словами.

Тема14 . Заключение (1час)

Итоговый контрольный тест.

Приложение

Календарно-тематическое планирование курса

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

                              Правописание приставок (3часа)

   

1

Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы з-с на конце приставок. Гласные в приставках пре- и  при-

1

2

Приставка НЕ- и частица НЕ с различными частями речи

1

3

Употребление в научном стиле слов с иноязычными приставками.

1

                              Правописание гласных в корне слов (2часа)

4

Буквы И-Ы после приставок,о и е после шипящих в корне, ы, и после ц.

1

5

Чередование гласных о-а, е-и. Орфографический анализ текста.

1

                            Правописание согласных в корне слов (1 час)

6

Сомнительная согласная;  непроизносимая согласная; удвоенная согласная в корне. Особые случаи написания согласных.

1

                                      Употребление ь и ъ (3 часа)

7

Ь после шипящих в корне слова. Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный ь и ъ.

1

8

Мягкий знак на конце и в середине числительных. -тся и –ться в глаголах.

1

9

Правописание ъ в иноязычных и сложных словах. Орфографический анализ текста.

1

     Правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий,          причастий (3часа)

10

Н и нн в суффиксах полных и кратких причастий ,в суффиксах прилагательных, наречий и существительных

1

11

Правописание о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий.

1

12

Анализ  и исправление ошибок, связанных с употреблением существительных, прилагательных, причастий и наречий в речи.

1

                  Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов (3 часа)

 

13

Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных

1

14

Правописание личных окончаний глаголов.

1

15

Орфографический анализ текста.

                Дефисное написание слов (3 часа)                          

16

Дефисное написание сложных существительных, прилагательных.

1

17

Правописание наречий  и предлогов.

18

Дефисное написание в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов).

                                Правописание сложных слов (2 часа)

19

Написание сложных слов с соединительной гласной и без неё.

1

20

Употребление сложных слов в научном и официально-деловом стилях.

1

                          Правописание предлогов, союзов, частиц (3 часа)

21

Слитное и раздельное написание производных предлогов. Омонимичные части речи.

1

22

Частицы не и ни, их различение на письме.

1

23

Употребление производных предлогов в научном и официально-деловом стилях речи.

1

                     Употребление тире в простом предложении (3 часа)

24

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

25

Тире в неполном предложении

1

26

Употребление тире в художественной речи.

1

       Знаки препинания в предложениях с обособленными членами  предложения (3 часа)

27

Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1

28

Однородные неоднородные определения.

1

29

Употребление в речи однородных членов предложения в целях создания экспрессивности.

1

            Знаки препинания в предложениях с обособленными членами   предложения (2 часа)

30

Обособление определений, приложений, обстоятельств.

1

31

Обособление  уточняющих членов предложения. Пунктуационный разбор текста.

1

        Обособление слов, грамматически не связанных с членами  предложения  (2 часа)

32

Обращение и знаки препинания при нём.

Употребление обращений в разговорной и поэтической речи.

33

Вводные слова и вставные конструкции  и

знаки препинания при них. Стилистическое использование вводных слов.

                                        Заключение (1час)

34

Итоговый контрольный тест

                                       

Примерные темы рефератов, проектов, творческих отчётов

  1. Употребление в научном стиле слов с иноязычными приставками.

  1. Анализ грамматических и речевых ошибок на страницах средств массовой

информации.

  1. Секреты орфографии.

  1. Назначение пунктуации – «держать» текст.

  1. Употребление тире в составе стилистических фигур (парцелляции, эллипсиса).

  1. Ряды однородных членов в текстах художественного стиля.

  1.  Цитирование в текстах публицистического стиля.

  1.  Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их   применения.

  1.  Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.

  1.  Роль словосочетания в построении предложения.

  1.  Синонимия простых предложений.

Литература

1.Бройде М.Н. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. М., Айрис-Пресс, 2001

2.Львова С.И. Там, где кончается слово…(о слитных, дефисных, раздельных написаниях). М., 1991

3.Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.,1982

4.Лукина Я. В., Степанова Л. В. Пишем диктанты с улыбкой. Трудные случаи орфографии. СПб, «Златоуст», 2001

5.Львова С.И. Этимология на службе орфографии. М., 2001

6.Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 1994

7.Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов-на-Дону, 1998

 8. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы.     Справочное пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 128 с.

9. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9          класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения    государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".

10. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: «Экзамен».

11.«Итоговый контроль ГИА. Русский язык. Учебно-справочные материалы для 9 класса», Москва., Санкт-Петербург, «Просвещение», 2011 г.

12. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2012 : учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А. Сениной.- Ростов н/Д: Легион,2012.

13. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9-й класс/ Т.М.Пахнова.- 2-е изд., стереотип.-М.:  Издательство «Экзамен»,2011.

14. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Секреты русского словообразования" 9 класс

Курс послужит достаточно сильным средством речевого раз­вития школьника, так как морфемно-словообразовательный ана­лиз опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чув­ство родного языка, помогае...

Программа курса "Фразеология русского языка" для профильной подготовки учащихся 10-х классов.

В программу курса включены следующие разделы: «Введение», «Фразеология как раздел науки о языке», «Происхождение фразеологизмов русского языка», «Фразеологизм и его признаки», «Семантическая слитность...

Образовательная коррекционная программа курса по русскому языку “Секреты ономастики”

Работа в соответствии с данной программой обеспечивает: развитие у учащихся всех видов речевой деятельности, повышение мотивации, формирование интереса к предмету, развитие творческих возможностей уча...

Рабочая программа факультатива по русскому языку "Секреты орфографии"

Данный факультатив позволит учащимся восполнить пропущенный или забытый материал. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизи...

Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку «Секреты русской орфографии» 7 класс

Факультативный курс «Секреты русской орфографии» рассчитан на 17 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков владения языком. Занятия данного курса ориент...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива по русскому языку «Секреты орфографии»

Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся,  развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса....