10-11 класс. Материал для комплексного анализа текста
учебно-методический материал по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Заикина Ирина Валерьевна

Задания для комплексного анализа текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnyy_analiz_teksta.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Москва бывает так неописуема хор..ша, ну хотя бы в мае, когда в московские белые ночи (не)прозрачный сумрак окут...вает  з..лотые купола, когда дивной свежестью тян..т  из

Александровского сада. А разве не чудо наш город в дни погожей ос..ни, когда мешаются

б..грец и золото, а Москва(-) река отр..жает густо(-) синее небо;и мосты кажутся висящими в воздухе, и все дома с медным пожаром з..ри в окнах з..служивают охраны государства? Бывают счас(?)ливые дни и зимой, когда город кружевеет инеем , а пушистый снег ручает(?)ся своей белизной и нежностью, что никогда не стан..т  кошмаром сугроб..в, непролази и гол..лёда.

                                                        Задания

1.Подчеркните  во всех предложениях грамматические основы.

2.Докажите, что это текст, Каким способом связаны предложения (цепная связь или параллельная) в тексте?

3. Определите тему и идею (основную мысль).

4. Определите стиль речи.

5. Какова стилистическая окраска слова погожий ? (Высокого стиля, книжное, офиц.-

деловое,  термин, разговорное, просторечное, устаревшее и т. д.)

Подберите к этому слову синонимы – слова стилистически нейтральные.

6. В каком значении(прямом или переносном) употреблены в тексте слова золотой и золото?

6.Найдите в тексте тропы (т.е. слова, употреблённые в переносном значении: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, сравнение, ирония, оксюморон, гипербола и т.д.)

7. Найдите « четвёртое лишнее»

Окут..вает, тян..т, отр..ажает, заслуж..вает.

Пушистый, медный, погожий, московский.

8.С помощью каких языковых средств (лексических и грамматических) автор выражает своё отношение к Москве?

Метонимия- употребление названия одного предмета вместо на звания другого на основании внешней или внутренней связи между ними : На золоте едал (т.е. ел из золотой посуды). Читал Пушкина (имеется в виду его произведения).

Синекдоха- часть вместо целого или наоборот: Все флаги будут в гости к нам (т.е. страны)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 10 классе по теме «Комплексный анализ текста»

Разработка урока русского языка в 10 классе по теме «Комплексный анализ текста»      Лингвистический анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице  и ...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Комплексный анализ текста при подготовке к ЕГЭ»

Форма урока:  урок с использованием информационных технологийТип урока:  закрепление  изученного  материала.Технология:  РКМЧП  Цель урока: формирование коммун...

Урок русского языка в 10 классе в разделе «Комплексный анализ текста» Тема: «Способность осознать мир через образы, которые создаёт сам че¬ловек. Работа над материалами из базы заданий ЕГЭ»

Цель:•        закрепление навыков работы с языковым материалом, представленным в виде отдельных слов,  предложений; с языковыми явлениями, предъявленными в текс...

Дидактический материал к уроку русского языка в 9 классе по теме "Комплексный анализ текста ( По Б.Васильеву "Летят мои кони...)"

Урок можно дать как рубежный или итоговый  контроль. Учащиеся проводят исследовательскую работу, объединившись в группы (бригады).В каждой группе назначается руководитель (из числа успешных учени...

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Комплексный анализ текста»

Разработка урока русского языка в 10 классе по теме «Комплексный анализ текста»...

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе по теме "Комплексный анализ текста на основе романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Повторение и систематизация изученного в 9 классе.Продолжить работу по формированию умения осуществлять лингвистический анализ текста с точки зрения фонетики русского языка. Подготовить к успешно...