Учебно-методический материал. Курс презентаций "Готовимся к ГИА-9"
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Ткаченко Елена Ивановна

Данный учебно-методический материал включает в себя презентацию, которая окажет помощь при подготовке выпускников к государственному экзамену в новой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_3_gia_rya._vyrazitelnost_russkoy_rechi.pptx118.4 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовимся к ГИА. Раздел: «Выразительность русской речи» Ткаченко Елена Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 58

Слайд 2

Изобразительно-выразительные средства Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения. Под нами с грохотом чугунным Мосты мгновенные гремят. А.А.Фет

Слайд 3

Изобразительно-выразительные средства Сравнение - изобразительно-выразительное средство, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Лес, точно терем расписной , Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. (И.А. Бунин "Листопад")

Слайд 4

Изобразительно-выразительные средства Метафора – изобразительно-выразительное средство, основанное на переносе свойств или характеристик с одного предмета на другой на основе их сходства. Человек-волк, острое зрение, холодное сердце, железное здоровье, золотые нити дождя и т.п.

Слайд 5

Изобразительно-выразительные средства Олицетворение – особый вид метафоры, перенесение человеческих черт (шире — черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления. Ветер уснул, деревья засмеялись, береза загрустила и т.д.

Слайд 6

Изобразительно-выразительные средства Антитеза (противопоставление) - резкое противопоставление понятий, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Они сошлись. Волна и камень , Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Слайд 7

Изобразительно-выразительные средства Гипербола – излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (В.Маяковский) В сто тысяч солнц закат пылал. (В.Маяковский)

Слайд 8

Изобразительно-выразительные средства Ирония – скрытая насмешка, употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному. Отколе , умная , бредешь ты, голова ? (обращение к ослу в басне И.Крылова)

Слайд 9

АЛЛЕГО́РИЯ — иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа: весы — правосудие, крест — вера, якорь — надежда, сердце — любовь, голубь - мир, заяц - трусость, лиса - хитрость.

Слайд 10

ТЕРМИН — слово, имеющее специальное, строго-определенное значение. Применяется в науке и технике. Диффузия (из физики), метафора (из литературы), гипотенуза (из геометрии) и др.

Слайд 11

Изобразительно-выразительные средства Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания. Казалось всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья , спали облака. О, весна без конца и без краю - без конца и без краю мечта ! (А.Блок)

Слайд 12

Изобразительно-выразительные средства Аллитерация – повторение в стихотворной речи одинаковых согласных. Морозом выпитые лужи хр устят и хр упки, как хр усталь! (И.Северянин) Ассонанс – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных. Быстро леч у я по рельсам ч у г у нным. Д у маю д у м у свою. (Н.А.Некрасов)

Слайд 13

Перифраз - косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания. «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!») Царь зверей - лев

Слайд 14

Парцелляция — конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного интонационно и на письме текста на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков. «Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса» (Евгений Гришковец ).

Слайд 15

Фразеологизм - устойчивые по составу словосочетания (выражения), имеющие закрепленное за ними значение (набрать в рот воды - молчать, пятое колесо в телеге - лишний, нажимать на все педали - прилагать все усилия для достижения цели или выполнения какого-либо дела) Для Ф. характерны: недопустимость включения в структуру новых/других слов (семь пятниц на этой неделе, собака наплакала), строго закрепленный порядок слов (нельзя вместо битый небитого везет - небитого битый везет). В художественной речи используются в качестве одного из изобразительных средств: "Тут не надо брезговать никакими средствами. Пан или пропал . Выбираю пана, хотя он и явный поляк" (И. Ильф и Е. Петров).

Слайд 16

Лексика с точки зрения стилистической окраски Нейтральная: институт, школа, дом, бежать, книга и т.д., Книжная: очи, регресс, назидательность, - ств - – авторство, достоинство; -ость- – сущность, точность; - изм – эгоизм, символизм; - ур - – скульптура, архитектура; - ени (е) – снисхождение, утверждение; - изн - – отчизна.

Слайд 17

Лексика с точки зрения стилистической окраски Разговорная: жадина, рученька, домик, вкуснятина и т.д. Разговорную окраску придают словам суффиксы: -як – здоровяк, добряк; - ун – болтун, хвастун; - овк - – столовка, спецовка; -г- – дворняга, бедняга. - ок (- ек ) – колосок, сынок, денёк, огонёк; -чик – апельсинчик, костюмчик; - ик – арбузик , ключик; -к- – дорожка, рыбка; - ушк - (- юшк -) – жёнушка, заюшка ; - ец -(- иц -) – присьмецо , платьице. - ишк - – хвастунишка, лгунишка; - онк - (- енк -) – душонка, лошаденка; - шк - – старикашка, таракашка. - ищ - – голосище, грязища; -ин- – домина, дурачина.

Слайд 18

Просторечия (просторечная лексика) — слова, выражения, грамматические формы и конструкции, распространённые в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм. Скока (сколько), щас (сейчас), када (когда), отец, батя (к пожилому мужчине), мать (к пожилой женщине), Ленок (от Лена, Елена), Санёк, Саня (от Саша, Александр), Толян (от Толя, Анатолий), Костян (от Костя, Константин), Катюха (от Катя, Катерина) и т.п.

Слайд 19

Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие по значению, но разные по написанию. Мой ласковый и нежный зверь. Синий и лазурный, красный и алый, солнце и светило и т.д. Антонимы – слова одной и той же части речи, противоположные по значению. Злой - добрый, большой - маленький, белый- черный и т.д. Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по лексическому значению. Ключ (гаечный) и Ключ (родник) Кран (подъемный) и кран (водопроводный)

Слайд 20

Прямое и переносное значение слов Прямое значение – привычное лексическое значение слова. Золотое кольцо (т.е. кольцо, сделанное из золота) Переносное значение – дополнительное значение слова, возникшее на основе переноса свойств с одного предмета на другой. Золотая рожь (перенос по цвету)

Слайд 21

В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? 1) Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! 2) А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него. 3) Здорово, юный жених! 4) Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...

Слайд 22

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. 2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: –Жучка, Жучка! 3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. 4) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.

Слайд 23

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм . 1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег. 2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. 3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться. 4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

Слайд 24

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. 1) Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение. 2) У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик –ведомым. 3) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза. 4) Она стала листать классный журнал.

Слайд 25

В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение? 1) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала. 2) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером. 3) Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь! 4) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» –рассуждала бабушка.

Слайд 26

Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 16: «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет». 1) сравнительный оборот 2) метафора 3) слово разговорного стиля 4) фразеологизм

Слайд 27

В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление? 1) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. 2) Сергеева –артистка театра, молодая и красивая женщина. 3) –Ребята закричали, а я был недалеко и услышал. 4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают…

Слайд 28

Используемая литература При подборе заданий были использованы материалы сайта ФИПИ / Открытый банк заданий ГИА: http://79.174.69.4/os/xmodules/qprint/afrms.php?proj=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методический комплекс Основы курса математики 6 класса

Учебно - методический комплекс Основы школьного курса математики 6 класса...

Учебно-методическая разработка элективного курса "Задачи на проценты"

Данный курс предназначен для учащихся 9 -11 классов. В нем разобраны основные типы задач на проценты и способы их решения. Этот курс может оказать помощь для подготовки и сдаче ГИА и ЕГЭ....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

Учебно -методический комплект прикладного курса "Решение планиметрических задач"

Учебно методический комплект прикладного курса "Решение планиметрических задач"  состоит из методического руководства, рабочей тетради для учащихся и рабочей программы прикладного курса.  В...

Обобщение педагогического опыта. Проектирование учебно-методического комплекса элективного курса "Развитие ремесел и промыслов Лыскова под влиянием Макарьевской ярмарки"

Теоретическая база и технологическое описание педагогического опыта. Презентация. Текст сопровождения презентации....

Учебно-методическое приложение интегрированного курса географии и русского языка

Учебно-методическое приложение (к учебнику по географии «Материков и океанов» Т.М. Лифановой, Е.Н. Соломиной)  интегрированного курса географии и русского языка для 8-го класса по адаптированной ...