Методическая разработка. Способы обогащения нравственно-эстетического опыта учащихся на основе личностно ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы.
методическая разработка по русскому языку на тему

Ефремова Елена Юрьевна

Уроки русского языка и литературы – это уроки, во время которых учитель может заинтересовать, увлечь, создать условия для развития и реализации творчества каждого ребенка, открыть путь к самовыражению, фантазии, развить нравственные черты характера, пробудить активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни и воспитывать нетерпимость к безобразному во всех его проявлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

Способы обогащения нравственно-эстетического опыта учащихся на основе личностно ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы

Уроки русского языка и литературы – это уроки, во время которых учитель может заинтересовать, увлечь, создать условия для развития и реализации творчества каждого ребенка, открыть путь к самовыражению, фантазии, развить нравственные черты характера, пробудить активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни и воспитывать нетерпимость к безобразному во всех его проявлениях.

Каждый учитель должен уделять огромное внимание нравственно-эстетическому воспитанию обучающихся. Это особенно важно в наше время, когда мы столкнулись со снижением нравственности, культуры поведения детей.

 Для воспитания духовно-нравственных качеств ребенка требуется формирование самосознания через внедрение в их жизнедеятельность национальных ценностей.  

        Основным содержанием  нравственно-эстетического воспитания на уроках русского языка и литературы являются базовые национальные ценности:

патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;

 семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

 природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества.

 Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих нравственному развитию учащихся; подбор тематического текстового материала, транслирующего нравственные ценности, разработка способов практической работы с ним;  разработка методического материала, направленного на формирование ценностного отношения к культурному наследию нашей страны - все это поможет учителю в нравственно-эстетическом воспитании детей.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы  организации работы на уроке:

- комплексный анализ текста;

- развивающие лингвистические упражнения;

 - различные виды диктантов;

- сочинение-рассуждение, изложение; - лексические разминки;

- редактирование текста;

- работа с текстами-миниатюрами;

- сопоставление 2-х текстов;

Конечно, воспитательное значение имеют  все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины. Особенность этих предметов, имеющих огромное  значение в жизни, заключается в том, что они требуют не только усвоения точных знаний, но и тщательной, упорной выработки практических умений, приобретение прочных навыков, которые будут нужны на протяжении всей жизни. Поэтому воспитание на уроках русского языка и литературы должно органически сливаться с обучением, а учитель должен проявлять незаурядное мастерство, чтобы этого добиться. Пробуждение интереса к предмету, умение общаться, развитие самостоятельного мышления, воображения способствует  нравственной  стабилизации личности, выработке нравственных идеалов. Привлекая на уроках русского языка специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, о выборе профессии, можно  побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.  «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех выше должно стоять образование нравственное», - писал В.Г.Белинский.

     Огромную возможность для развития нравственно-эстетических  качеств обучающихся дают уроки развития речи. На таких уроках представляется большая возможность побеседовать с учащимися, вовлечь их в спор, обсуждая нравственно-эстетические проблемы.

Например, при работе над очерком Ю. Бондарева «Инстинкт», предложенным  для изложения в 9 классе проводится большая работа по тексту, в процессе которой дается возможность обсудить его содержание:

  • 1. Как вы понимаете слово «инстинкт»? Проверьте по словарю.
  • 2. Почему автор ненавидит «лица злые, жадные, завистливые»?
  • 3. В чем заключается истинная красота, по мнению Ю. Бондарева?
  • 4. Какие причины видит автор в «несовершенстве мира»?

      На данном уроке детям предлагается  на выбор написать изложение или сочинение на тему: «В чем заключается красота жизни», в котором обучающиеся могут высказать свою точку зрения по этому вопросу.  

      При подготовке к написанию сочинения – рассуждения (задание №25 ЕГЭ) предлагаю учащимся 11 класса поработать над текстом Л. Жуховицкого «Счастливыми не рождаются» и выполнить задания:

1. Найдите слова, которыми можно выразить основную мысль текста.

2. Согласны ли вы с тем, что «счастливыми не рождаются»?

3. Что для вас значит слово «любовь»?

      Когда я подбираю тексты для проведения диктантов по русскому языку, стараюсь, чтобы эти тексты отражали не только проверку орфографии и пунктуации, но и были воспитывающими. Например, проводя итоговый диктант в 9 классе, даю текст В. Кузнецова «След звезды», в нем говорится о подвиге простой русской женщины. После чтения текста провожу небольшую беседу с учащимися:

1. О чем этот текст? Определите его основную мысль.

2. Каждый ли способен на подвиг?

3. Как вы думаете, почему до сих пор люди вспоминают о событиях страшной войны?

   При изучении темы «Правописание  приставок НЕ-  и  НИ- в наречиях»  использую  в качестве объяснительного диктанта такие предложения:

1.Никогда Россия ярма не носила.

2.Велика Россия, а отступать некуда.

3.Нигде не дышится так легко, как на Родине.

 4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить.

5.Совершить хорошее дело никому и никогда не поздно.

 6.Смелый человек нигде не пропадет.

Предлагаю  учащимся объяснить данные пословицы, которые воспитывают и патриотические чувства, и нравственные качества.

При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами использую высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости  это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.  Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».

Задание к этому тексту:

1. Определите тему и идею текста.

2. Определите стиль речи.

3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.

Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести, эстетический вкус.

Урок литературы - это тот предмет, на котором в полной мере можно реализовать задачи воспитания, особенно нравственного воспитания. В 6 классе вводится такое понятие как «герой в ситуации нравственного выбора». Изучая такие произведения как «Муму»  И. С. Тургенева, «Детство» Л. Н. Толстого, «Толстый и тонкий» А. П. Чехова, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина  и др.,  ученики 6 класса задумываются над такими вопросами:

  • 1. Правильно ли поступил герой? Почему?
  • 2. А что бы выбрал я на его месте?
  • 3. Что значит «сделать нравственный выбор»?

       При изучении пьесы А.М. Горького «На дне» на уроке-размышлении предлагаю провести анализ афоризмов:

1. «Человек-это великолепно…Это звучит…гордо!» (А.М. Горький)

2. «Аз есмь чървь, а не человек» («Я» есть червь, а не человек)- из древнерусской молитвы) .

Классу дается задание: выбрать наиболее подходящий для вас афоризм и обосновать его.

Также в старших классах интересна такая форма работы, как «сократовские беседы». Они помогают развивать у обучающихся собственное мнение, способность к самостоятельному решению жизненных проблем, к осознанному свободному выбору мировоззренческой позиции.

«Сократовская беседа»- развернутое рассмотрение множества вариантов решений при множестве разнообразных условий во имя принятия единого принципиального решения.

В самом начале разговора необходимо напомнить правила «сократовской беседы»:

1. Не могу молчать.

2.Уважай ближнего своего.

3. Платон мне друг ,но истина дороже.

4.Заговори,чтобы я тебя увидел.

Очень важным моментом в методике проведения «сократовской беседы» является этап разминки, цель которой - разговориться, активизировать мысли. Отвечать на разминке должен каждый. Ответы могут быть не всегда серьезными.

- Какое у вас сейчас настроение?

- Какое настроение у вашего друга?

- О чем вы обычно говорите с друзьями?

- С какими людьми предпочитаете иметь дело?

- Какие качества характера вы больше всего ценити в людях?

После разминки переходим к вопросам,вынесеенным для обсуждения.

Так при изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» обсуждаем такие проблемы мировоззренческого плана, имеющие жизненно важное значение.

- Кто получает более высокое удовлетворение, тот, кому доставляют благо, либо тот, кто совершает благо?

- Всегда ли нужно доискиваться до истины?

При изучении романа Ф.И. Достоевского «Преступление и наказание» обучающиеся высказывают свою точку зрения по вопросу: «Кому лучше живется совестливому или бессовестному человеку? ».

Решая проблему взаимоотношений взрослых и детей в повести А. Алексина «Безумная Евдокия» у учеников возникает дискуссия по вопросам:

- Что значит пройти испытание на человечность?

- Как вы понимаете высказывание А. Экзюпери «Самого главного глазами не увидеть, зорко одно лишь сердце»?

- Согласны ли вы со словами А.Алексина «Жить только собой - это полбеды. Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы»?

В конце беседы обучающиеся делают вывод: нужно быть внимательными к самым близким людям, дороже которых нет на свете.

Дома прошу детей письменно ответить  на вопрос: «Заставила ли вас книга о чем-то задуматься, пересмотреть свое отношение к близким?». Задание было выполнено. Особое впечатление на меня произвела работа ученика 9 класса.

ПРОСТИ    МЕНЯ,  РОДНАЯ…

Сегодня меня отругала мама. За что? За какой-то пустяк. Подумаешь, я немного задержался, а она волновалась. Как же она не поймёт, что я уже не ребёнок.

В этот вечер мне совсем не хочется смотреть телевизор, заниматься на компьютере. Я закрылся в своей комнате и, сидя с книгой на диване, делаю вид, что читаю, но все мысли мои о маме.

Мне сейчас плохо и больно, ноет душа. Казалось бы, что же такого я сделал?! Хочется встать, подойти к ней, взять её тёплые, ласковые руки, прижаться к ним щекой и сказать: "Прости, родная". Но что-то меня сдерживает... Мама, милая мама, ведь ты главный человек в моей жизни. Единственная, неповторимая! Я так люблю тебя, добрую и строгую, весёлую и грустную. Я люблю тебя уже просто за то, что ты есть, мой ангел-хранитель. Ты подарила мне жизнь, согреваешь теплом своего сердца, помогаешь советом в трудную минуту. Сегодня я огорчил тебя, причинил боль. Боже мой, как же мне стыдно за слёзы в твоих глазах. Нет, я никогда не хочу видеть тебя грустной. Ведь для меня нет никого ближе и дороже, чем ты, родная. Каждый день, проведённый с тобой,- праздник, но праздничный день без тебя смысла не имеет.

Сегодня ты на меня обиделась, отругала. За что? До конца не могу понять... Наверное, это мне станет ясно только тогда, когда у меня самого будут дети.

Всегда привожу учащимся слова Л.Н.Толстого: «Для того, чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека».

Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.

Уроки русского языка и литературы призваны обогащать духовный мир, воспитывать чувства, и «вооружая их опытом поколений открыть в себе человека» (Ф.М. Достоевский).

Приложение

Следы звезд

Теплой майской ночью я сидел на берегу красавицы Мокши и любовался бездонным весенним небом, усыпанным крупными звездами. Вместе со мной коротал ночь у рыбацкого костра молодой инженер, приехавший в отпуск.

Падали звезды. Одни, проносясь по небосводу, оставляли за собой тонкие, как нитка, огненные полоски, другие вспыхивали, как жаркое пламя.

След звезды, — задумчиво сказал инженер, — короткий, как миг, а какой красивый! Счастлив должен быть тот человек, который после смерти оставит хоть маленький следок...

Мы долго молчали. В прибрежных кустах спросонок пискнула какая-то птичка. И это словно разбудило моего собеседника.

—        Хотите, я расскажу про одну женщину и про след, который оставила она на земле?  — спросил он.

Я кивнул в ответ и приготовился слушать.

—        Во время войны жила в маленьком украинском селе
женщина.  Щупленькая,  некрасивая и молчаливая.  Многие
далее ее имени настоящего не знали,  а звали просто Конопушкой.

С приходом в село гитлеровцев Конопушка словно переродилась. Каждый день ее стали видеть на улице, даже слышали ее смех. Заходила частенько в комендатуру: то полы там помоет, то воды принесет. Люди хмурились.

Партизаны частенько делали ночные налеты на село. И после каждого кого-то из немцев не оставалось в живых. Уже потом, после изгнания фашистов, люди узнали, что это Конопушка помогала партизанам.

В последние дни хозяйничанья в селе оккупанты особенно зверствовали. Они истребили почти все взрослое население. И как раз напротив дома Конопушки совершили свое последнее злодеяние: зажгли небольшой стожок соломы и бросили в огонь шестилетнего мальчика-сироту... Но не успел ребенок скрыться в дыму, как в костер кинулась женщина. Сухая солома горела недолго, когда рассеялся дым, люди увидели распростертую на пепле Конопушку. Она вся обгорела. Лишь по какой-то случайности сохранилось лицо. Глаза чистые, светлые, как голубое майское небо, умытое первым весенним дождем...

Под ее телом нашли мальчика. Он был жив. Только по локоть обгорела левая рука.

Инженер умолк. Потом взял охапку хвороста и подкинул в костер. В свете вспыхнувшего пламени матово блеснула на левой руке черная кожа протеза.

В. Кузнецов

Счастливыми не рождаются

Счастлив тот, кому хоть раз в жизни довелось услышать:      — Ненавижу мыть полы, но в твоей комнате...

Или:

— Чертовски не люблю пилить дрова, но для твоей печи...

Дрова обычные и полы обычные. Только тряпка в руках — словно алый парус любви.

Не верьте сказке про Золушку — ее туфелька была обыкновенной, кожаной. Просто держал ее в руках влюбленный

принц.

И все наши влюбленные ходят в хрустальных башмачках!

Слово, взгляд, прикосновение, память — все это прекрасно, без этого нет любви. Но разве не из быта соткана ее плоть, ее костяк и мышцы?

Вероятно, любовь, ограниченная бытом, бедна. Но любовь, боящаяся быта, ненадежна. И кто знает, какая картина больше достойна стать ее символом: он и она, обнявшиеся на набережной в лунную ночь, или двое, неторопливо моющие посуду после позднего ужина? Женщина у кухонной раковины, мужчина рядом с посудным полотенцем в руках.

...Ненавижу мыть посуду, но для тебя...

 Л.Жуховицкий

Инстинкт

Как я ненавижу лица злые, жадные, завистливые, для которых совершенно безразлична жизнь ближних своих и которые совершенно равнодушны ко всему, кроме хватательного и жевательного инстинкта. Иногда они кажутся мне двуногими аппаратами, перерабатывающими пищу, и невольно вспоминаются дождевые черви, пропускающие через себя землю.

Часами смотрю на красавцев лебедей в пруду городского парка, медлительных, ленивых, откормленных, вижу, как они поминутно едят, по-змеиному пригибая шеи к воде размачивают в клювах брошенный им хлеб, щелкатят, хрюкают, выпрашивающе помахивают хвостами, готовые есть день и ночь (их кормят с утра до вечера), смотрю и думаю странное:

«Так неужели их жизнь, жизнь самой красоты и грации, состоит в том, чтобы насытить изящную по форме плоть?»

И тут красота их меркнет, грация кажется уже бесполезной, ложной, и все царство птиц, зверей, начинает представляться только грызущим, охотящимся, догоняющим, выслеживающим, преследующим, поджидающим в засаде жертву для того, чтобы убить ее и произвести обмен веществ.

И с мучительной надеждой я успокаиваю, успокаиваю себя мыслью о несовершенстве мира, в котором высочайшая красота живет нераздельно с низменностью инстинктов и отвратительных убийств ради продолжения жизни.

В этом зерно безумных вопросов, на которые есть множество мудрых ответов и нет одного — главного.

Ю.Бондарев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Принципы личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы....

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

Конспект сообщения позволяет рассмотреть кратко основные принципы личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы....

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

Личностно-ориентированный подход  на уроках русского языка и литературы...

Доклад на тему «Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы»

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы...

Освоение технологии проблемного обучения через личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

В данной статье рассмотрены методы, приемы и формы, а также разработки уроков, реализующие личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы....

Статья «Метод проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы» (из опыта работы)

Доклад «Метод  проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы»  (из опыта работы)...

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы для повышения эффективности работы в С(К)ОУ VI вида.

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы для повышения эффективности работы в С(К)ОУ VI вида. Я выбрала эту тему именно потому, что у детей страдает эмоционально-волева...