Доклад на тему «Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы»
статья (русский язык) по теме

Халимова Елена Алиевна

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы»

Подготовила учитель русского языка и литературы Халимова Елена Алиевна

В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. А это стало возможным благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. А это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.

Итак, цель личностно-ориентированного обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов

Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся? Как подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества и пережить успех? Какой должна быть эта деятельность?  Как активизировать деятельность учеников? Эти вопросы ставит перед собой любой творчески работающий учитель. И, я думаю, что у каждого сидящего здесь есть свои методы и приемы решения проблемы. При личностно-ориентированном подходе важны следующие моменты:

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. При помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Например, сообщив тему и цели нашего урока я могу задать вопрос: чему мы должны сегодня научиться? Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Интерес к изучаемому предмету  может быть вызван неожиданной для учащихся постановкой вопроса, созданием проблемной ситуации.  На уроке ученик должен быть не только слушателем, но и, в первую очередь, быть исследователем, мыслителем.

   Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен быть получен ответ.. Учитель не предлагает учебный материал в готовом виде, создает на уроке проблемную ситуацию - ситуация познавательного затруднения, возникающую тогда, когда учащийся понимает задачу (явление, ситуацию), пытается её решить (объяснить), но чувствует недостаточность имеющихся знаний. В этот момент ситуация вызывает у учащихся желание найти объяснение непонятному факту, создает мотивы учебной деятельности и вызывает к ней интерес .Например, на доске запись: «Пришёл ко мне товарищ, поседел  (посидел) у меня». Какое слово записано неправильно? Дети делают вывод о том, как меняется смысл предложения от одной только буквы. Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу.  

Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся. . Особого внимания требуют также учащиеся, которым с трудом дается овладение навыками грамотного письма. Это дети с кратковременной памятью, неустойчивым вниманием, с трудом воспринимающие письменную речь (дизлексики), страдающие дисграфией. Терпение учителя, более простые упражнения позволяют если не повысить их грамотность, то не вызвать отвращение к предмету, к школе.

 Использую творческие дифференцированные задания. Например, подготовка сообщения на определенную тему, описание, «озвучивание» картины  или «оживление» иллюстрации, анализ эпизода, рассказ от лица героя произведения, выразительное чтение самостоятельно выбранного произведения с обоснованием своего выбора. Зная способности, склонности, таланты учащихся, прошу нарисовать иллюстрацию к какому-либо произведению или эпизоду с последующей защитой своего рисунка, подготовить инсценировку басни или чтение по ролям. Такие задания помогают самореализации личности ученика, проявлению и развитию его творческих способностей, дают ребенку возможность выразить свое «я», продемонстрировать собственное отношение к миру 

Одним из интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся, на мой взгляд, является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера. Данный вид работы я тоже часто использую на уроке. Например, изучаем тему «Буквы о-а в корне –кос- - -кас-. Детям, даже слабоуспевающим,  совсем не трудно составить алгоритм или таблицу к данной орфограмме. Затем мы обсуждаем, На уроках дети составляли опорные таблицы по различным разделам орфографии ( Слитное и раздельное написание не словами.- Правописание н и нн.- Чередующиеся гласные в корне слова.- Правописание о и е после шипящих и др.)

После этого обсуждаются составленные детьми таблицы. Алгоритм облегчает выработку орфографического навыка, особенно медлительными учащимися с неустойчивым вниманием, так как позволяет при выполнении упражнения осуществлять определенные «шаги», способствующие осознанному овладению навыком.

Личностно-ориентированный подход подразумевает обращение к личному опыту учащихся. В области искусства, как ни в одной другой области познания, проявляются именно личностные, индивидуальные особенности человека. А это значит, что в процессе усвоения художественных произведений нельзя не учитывать личный опыт человека, ведь это эмоционально окрашенный, личностно-значимый опыт. Произведение художника необходимо нам именно потому, что в нём есть ответ на наши вопросы. Например, при изучении произведения «Отрывки из журнала Маши» Одоевского мы беседовали на тему «А нужно ли вести личный дневник». Ребята высказывали свои мнения, весьма неоднозначные. При изучении отрывков из «Отрочества» Л.Толстого мы беседовали на такие нравственные темы, как «Дружба», «Предательство», оценка данных критериев в среде подростков. После прочтения «Детство» М.Горького мы обсуждали вопрос «Можно ли применять физическое наказание в семье?»  

Важно выслушать мнение каждого из детей, как бы ни были мы ограничены во времени. Ведь  на уроках литературы развиваются не только ум, речь, но и чувства. Научить детей жалеть, негодовать, радоваться, сопереживать, правильно оценивать события, описанные в произведении,  открыть им богатый, разнообразный мир человеческих переживаний через художественное слово – вот одна из самых трудных задач. Важно, чтобы на уроке не осталось безучастных. Некоторым учащимся трудно сделать обобщения, вывод, но они могут зачитать эпизод, найти нужное место в тексте.

На мой взгляд, огромную воспитательную силу имеет само художественное слово, сам язык великих мастеров. Поэтому большое внимание уделяю выразительному чтению. Работу начинаю с 5 класса. Сначала многие дети стесняются выражать свои чувства при помощи выразительного чтения. Необходимо их раскрепостить. Помогает игра: разыгрываем репетиции в театре, съемку телепередач, экзамен в театральное училище. В игре дети чувствуют себя раскованно, они охотно повторяют интонации, предлагают свой вариант прочтения. Развитию навыков выразительного чтения способствует и чтение по ролям.

Часто на уроках я использую прием, подсказанный мне преподавателем на курсах. В самом начале урока я предлагаю придумать предложения на тему «Зима» («Весна», «Понедельник», «Скоро выходные» и т.д) Учащиеся стали более свободно выражать свои мысли, вести творческий диалог. Исчез страх выступления перед аудиторией. Расширяется словарный запас. Дети научились слушать и слышать других людей.

Организацию учеников для достижения цели провожу по-разному. Или веду работу со всем коллективом одновременно, единым темпом, то есть веду фронтальную форму учебной работы, или провожу работу учащихся над учебным материалом микрогруппами. Например, при изучении творчества А.С.Пушкина я распределила класс на группы и предложила им подготовить сообщения о жизни и творчестве Пушкина. Одна группа получила задание подготовить сообщение и презентацию о детстве поэта, другая – о лицейских годах. Дети отнеслись к делу очень ответственно, тем более в Интернете можно найти много сведений о  данном периоде жизни поэта.

На уроках ( изучения нового)  использую прием совместного поиска в парах - «что мы об этом знаем?». Классу сообщается тема урока, а учебные пары вспоминают, что им известно по этой теме, затем в ходе отчетов, их обсуждения идет поиск верного ответа на вопрос.

Особое внимание в условиях личностно ориентированного урока обращаю на домашние задания. Они должны быть строго дозированными, чтобы не допустить перегрузки учащихся, разноуровневыми, предполагать ситуацию выбора и при этом носить творческий характер.

При личностно-ориентированном обучении ученикам предоставляется свобода выбора, т.е. он сам выбирает наиболее интересные задания по содержанию, виду, форме и тем самым наиболее активно принимает участие на уроке.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

– Сегодня я узнал…– Было интересно…– Было трудно…– Я выполнял задания…– Я понял, что…

Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, учат осмысленно работать. В

Личностно ориентированный урок предъявляет серьезные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу. Стараюсь всей своей работой, всем своим поведением настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня как более старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины, который способен прислушаться к чужому мнению, поддержать учащихся, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за их маленькие и большие победы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решен...

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ"СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

ДОКЛАД О ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ...

Доклад на тему: "Применение компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены варианты использования компьютерных технологий на уроках...

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности на уроках русского языка и литературы» ( из опыта работы)

Перед современным образованием стоят сложные проблемы: с одной стороны, дать прочные знания, с другой стороны, научить применять эти знания на практике, развить инициативу, помочь проявить свои способ...

Доклад по теме: « Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в старшей школе»

Данный материал поможет раскрыть вопрос по теме :  "Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в старшей школе»...

Доклад на тему: "Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены личностно-ориентированные  технологии обучения на уроках русского языка и литературы....

Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...