Открытый урок в 6 классе "Роль числительных в речи"( сочинение-рассуждение).
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Тараненко Наталья Викторовна

Урок в 6 классе по программе В.В.Бабайцевой (углубленное изучение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе по программе В.В.Бабайцевой (углубленное изучение)

Тема: Роль числительных в речи(сочинение-рассуждение)

Тип : урок развития речи

Цели: выяснить роль числительных в речи, понимать важную роль этой части речи в текстах, определять роль числительных в тексте, понимать  значение слова «мечтать», важность мечты в жизни человека.

  На дворе весна – прекрасное время года. Через четыре недели наступит третий месяц весны – май, который завершит 2014-2015 учебный год. Три прекрасных месяца летних каникул  пройдут как один день.  И вы, подросшие сантиметров на десять и поправившиеся от полутора до двух килограммов, на правах учащихся 7 класса первого сентября соберётесь в своём двадцать втором кабинете. Это я немножко помечтала. Ребят, а люди должны мечтать? Конечно, без мечты жить будет очень скучно и сложно. Сегодня шестое апреля две тысячи пятнадцатого года. Первый день недели. Каникулы наступят через сорок восемь дней. Третий урок русского языка. Скажите, вы уже догадались, о чём мы будем говорить на уроке?

-Ребят, а если мы уберём  все числительные из текста?

На дворе весна – прекрасное время года. Через  недели наступит месяц весны – май, который завершит учебный год. Прекрасные месяцы летних каникул  пройдут.  И вы, подросшие и поправившиеся, на правах учащихся  класса в сентябре соберётесь в своём кабинете. Сегодня  день недели. Каникулы. Урок русского языка.

Тема урока – роль числительных в речи.

Какова цель нашего урока?

Да, ребят, но урок наш сегодня – урок развития речи. Это значит, что мы будем писать сочинение- сочинение на лингвистическую тему и будем мы это делать так, как это делают на экзамене ученики 9 класса. В этом году мы уже с вами писали такое сочинение, кто помнит тему этого сочинения?(Роль прилагательных в речи) Было ли сложно?

- Какого типа будет это сочинение? Какова структура?

- Как будет звучать тезис ?(роль числительных в речи велика, важна или без числительных в речи  обойтись нельзя) Как подойти к тезису? (вспомнить параграф д.з.)

Для аргументации я предлагаю вам текст  Владимира Железникова «Вожак». Чтение текста учителем.

 (1) — Пойдём на Чатыр-Даг, — сказал первый мальчик.

 (2)— Скучно, — сказала девочка.(3) — Мы там недавно были.

(4) — Давайте искать сердолики, — сказал второй мальчик.

 (5)— Жарко, — ответила девочка. (6)— Солнце слепит глаза, и ничего не видно.

(7) Они сидели поджав ноги.(8) Мальчики спиной ко мне — я видел их тоненькие шеи.(9) А девочка — лицом. (10)У неё было обветренное, загорелое лицо, исцарапанные ноги и мокрые волосы.(11) Ребята только что вылезли из моря и сидели на пустынном берегу.

(12) — Что, не можете договориться, как провести время? — спросил я, приблизившись к ним.

 (13)Они посмотрели на меня, и девочка, пригорюнившись, сказала:

 (14)— Каждый день придумывают одно и то же, а мне скучно.(15) Очень скучно…

(16) — А она ничего не придумывает, а только скучает, — сказал первый мальчик.

(17) — Да, тяжёло.

 (18)Они вздохнули. (19)Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.

 (20)— А знаете что, — сказал я, — вы по очереди на один день или на неделю выбирайте себе вожака, и в этот день, что он придумает, то вы и будете делать.(21) Только обязательно.

(22) — Интересно.(23) А кто будет первым вожаком? — спросила девочка.

 (24)— Ну кто?(25) Кто-нибудь из вас троих.

 (26)— Нас не трое, — сказал второй мальчик. (27)— Нас четверо.(28) Сейчас ещё Димка придёт.

 (29)— Димка у нас странный, — сказала девочка.

(30) — Чем же он у вас странный?

 (31)Она засмеялась:

 (32)— Он иногда заплывает вон на ту скалу в море и поёт песни из кинофильмов или читает стихи.

 (33)— А однажды он устроил там обсерваторию, — сказал первый мальчик.(34) Всю ночь глядел в какую-то трубу: хотел увидеть космический корабль, чудак.

(35) — А я слышал, — сказал второй мальчик, — как он разговаривал с морем. (36)Иду я. (37)Тихо.(38) И вдруг слышу: (39)«Молчишь, не отвечаешь?(40) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой! (41)Иногда ты мне кажешься очень хитрым. (42)А иногда добрым, когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения». (43)Смотрю — никого. (44)Один Димка на берегу и кричит все эти слова. (45)Я ему говорю: «Димка, с кем ты разговариваешь?»(46) А он посмотрел на меня и отвечает: «С морем».

 (47)— С морем? — удивился я.

(48) — Ну да.(49) Оно ведь живое.

(50) И в это время появился сам Димка.(51) Он летел стрелой.(52) Лицо у него маленькое, волосы кудрявые и спутанные.

 (53)Ребята повернулись в его сторону.

 (54)— Я видел, я видел гремучую змею! — сказал Димка.(55) — Она ползла, тихо пошёптывая, и я слышал её шипение. (56)Я хотел её тут же убить, чтобы добыть яд для лекарств.(57) Но потом я подумал, что вам тоже будет интересно посмотреть на живую змею. (58)И я примчался за вами.

 (59)Мальчишки тут же вскочили.

 (60)— А она нас не укусит? — спросила девочка.

 (61)— Трусиха! — сказал первый мальчик.

 (62)— Девчонка! — поддержал его второй. (63)— Пошли, Димка, без неё.

(64) — Что ты, — сказал Димка девочке и тихо добавил: (65)— Эта змея обыкновенный уж.(66) Про гремучую я придумал для интереса.(67) И убивать мы её не будем.(68) Ужи — безвредные змеи.

 (69)Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.

(70) Так я и не успел сказать ребятам, что самым лучшим вожаком для них будет Димка. (71)Он научит их всех ____________ .

- Ребята, какое слово пропущено в тексте?(мечтать)

Важно уметь мечтать о многом, хорошем. Есть очень хорошая фраза: «Умеющие мечтать, в отличие от тех, кто мечтать не умеет, получают желаемое». Вот таким мечтателем был Димка.

Как эту мысль помогают понять нам числительные, которые автор использует в тексте?

Собирательное числительное обозначает несколько предметов как одно целое. В данном тексте автор использует  числительное «четверо», чтобы показать дружбу ребят - они единое целое.

Порядковые числительные называют  порядковый номер  предметов при счёте.  Автор в тексте использует числительные «первый», «второй» (пр.1,4 и др.),  называя мальчиков.  Употребляя числительные « первый» и «второй», автор разграничивает речь этих ребят. Давая имя только Диме, автор подчёркивает, что именно он вожак.

Делая вывод, мы должны обобщить.  

Следовательно, используя в речи числительные, человек считает предметы, устанавливает порядок предметов при счёте. Без числительных обойтись невозможно.

Ребята работают до конца второго урока самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока с применением ЭОР 1. «Подготовка сочинения-рассуждения по заданию «С» ЕГЭ. Урок № 3

статья содержит подробный конспект урока развития речи - способы выявления и формулировки проблемы по прочитанному тексту, ссылки на использование ЭОР, готовые приложения (дидактический материал), мет...

Урок развития речи Сочинение-рассуждение "Книга - наш друг и советчик"

Данный материал может быть использован в качестве обучающего  по написанию текстов типа рассуждения на уроках развития речи...

Открытый урок "Использование имени числительного в речи".

Цели: Познакомить обучающихся с приёмом «инсерт» как одного из элементов технологии развития критического мышления (ТРКМ)Помочь обучающимся приобрести практический опыт использования приёма «инсерт» н...

Открытый урок по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Открытый урок  по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Рассуждение как тип речи.Сочинение- рассуждение".

Данный урок является не первым в системе уроков развития речи в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3). Ему предшествовала работа по подготовке к выполнению задани...

Разработка открытого урока в 9 классе "Подгоотвка к сочинению-рассуждению"

Цель:  выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы. Задачи:1)образовательные:  расшире...