Разработка открытого урока в 9 классе "Подгоотвка к сочинению-рассуждению"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Цель: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
Задачи:
1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как сострадание.милосердие, сочувствие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку в 9 «г» классе
Учитель: Рундина Елена Михайловна
Тема. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Написание сочинения - рассуждения по типу экзаменационного. (Часть 3. Задание 13.3)
Цели: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;
Подготовить учащихся к сдаче ОГЭ, написанию сочинения-рассуждения 13.3, знать структуру текстов и уметь написать текст по выбранной теме.
Задачи:
1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как милосердие, отзывчивость, человечность.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.
Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.
Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости подготовки к ОГЭ.
Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.
Познавательные УУД: знание определения изученных терминов, умение работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему), анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания
Тип урока – урок развития речи
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | УУД |
| 1) Приветствие учащихся.Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок, т.к. к нам пришли гости, и урок я хочу начать необычно. Я вам расскажу легенду. « на земле рождается человек, на небе загорается новая звезда. И Бог сразу определяет его судьбу, и от этой судьбы человеку не уйти. Но мудрый создатель дает нам право выбрать между добром и злом, красотой и уродством, желанием любить других или только себя, приносить людям пользу или вред. От выбора человека зависит, насколько ярко или тускло будет гореть его звезда. И если это настоящая звездочка, то она будет неповторимой и необычайно сложной, будет ярко сверкать и наполнять мир и людские души теплом, светом и красотой. Закройте глаза. Мысленно представьте свою звезду, прикоснитесь к ней, ощутите ее тепло, радость, вдохновение. И пусть эти незабываемые чувства помогут вам сегодня на уроке и, конечно, при сдаче экзамена.
| Приветствие учителя Проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку. | Л |
3.Целеполагание (5мин) | Наш урок сегодня – продолжение цикла уроков по подготовке к ОГЭ. Скажите, пожалуйста, из каких заданий состоит экзамен по русскому языку? Какие задания вам еще кажутся вам сложными? Обратите внимание на Эпиграф урока: Пока человек чувствует боль - он жив. Пока человек чувствует чужую боль - он Человек. ФрансуА ГизО - О чем говорится в этом высказывании? - О каком нравственном качестве говорится в эпиграфе? (Сострадании) Как вы думаете, ребята, к какому заданию мы сегодня будем готовиться? Определите тему урока | Высказывают свои мысли Отвечают на вопросы , Записывают дату, тему урока в тетрадь, эпиграф Тема:»Подготовка к сочинению-рассуждению (задание 13.3) | К Л ПР |
4.Актуализация знаний (7мин) | -Ребята, вы неспроста поделены на группы. Каждой группе будет предложено свое задание. Мы будем писать коллективное сочинение. - Из каких частей состоит сочинение-рассуждение? (тезис, аргументы, вывод) - С чего начинается сочинение? - О чём мы будем писать во вступлении? Что значит определить значение слова? Достаточно ли этого для первого абзаца сочинения-рассуждения? Ещё раз внимательно перечитайте задание 13.3. Что значит прокомментировать определение? -– 1 группа – тезис (толкование значения слова + комментарий к нему) Каков следующий этап работы над сочинением-рассуждением? Подберём аргумент из прочитанного текста. Какие предложения можно использовать в качестве аргумента в нашем сочинении? – 2 группа – подтверждение тезиса в тексте Что может служить аргументом из жизненного опыта? – 3 группа – пример из жизни
Все ли структурные компоненты сочинения-рассуждения мы выдержали? Чего не хватает? Последний абзац сочинения - вывод - это заключение, итог проведённого рассуждения – 4 группа – вывод
| Слушают, читают, анализируют текст Работают с Памяткой композиция сочинения 13.3 . (Дадим определение предложенного в задании слова, т. е напишем тезис - положение, утверждение, которое требуется доказать.)
(Определить смысл слова, раскрыть понятие, дать характеристику тому или иному предмету.)
| |
5.Первичное усвоение новых знаний (11 минут) | Возьмите в руки раздаточный материал и внимательно прочитайте задание. Чтение вслух текста Льва Куклина .(3мин) Выполнение заданий по группам- написание частей сочинения. (8мин) | Отвечают на вопросы , записывают синонимы, антонимы, работают со словарём. Работают в группах.
| ПР Л |
6. Этап систематизации знаний (7мин) | -Ребята, каждая команда выполнила свой блок работы. Сейчас по очереди вы будете читать свои записи, и в итоге мы получим целое сочинение-рассуждение. -Прошу вас быть внимательным к ответам других команд. Если вы будете слышать ошибки в их работе, скажете о них после прочтения сочинения и по возможности исправите друг друга. | Читают записи по группам, исправляют недочеты друг друга | ПР Л |
6. Итог урока (1мин) | Подводит итог, выставляет оценки активным учащимся -Ребята, вы все большие молодцы. Плодотворно поработали. Показали свои знания и умение работать в команде. Особо хочу отметить работу следующих учащихся (назвать фамилии, выставить оценки) | слушают, оценивают | Л |
7. Рефлексия (2 мин) | Предлагаю вам подвести итог своей работы, выписав для себя 3 момента, которые получились у вас на уроке лучше всего. А также моменты, которые до сих пор остались для вас непонятными. Их обсуждением мы займемся на следующем уроке. | Проводят рефлексию Определяют свое эмоциональное состояние | Л Р ПР |
8.Дом. задание (1мин) | Дома предлагаю вам подумать над таким понятием, как справедливость. Сформулировать тезис и написать аргумент из жизни, иллюстрирующий проявление этого понятия. | Записывают домашнее задание. | |
В заключение урока хочется сказать: Удивительная вещь –экзамен. Одних он удивляет вопросами, других – ответами. Я вам желаю, чтобы на экзамене вы меньше удивлялись сами, а других удивляли только хорошими знаниями! Большое спасибо за работу! Урок окончен! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Обучение сочинению-рассуждению на примерах произведений И.С.Тургенева"
Данная методическая разработка позволяет менять тексты в зависимости от того, что изучается в данный момент по литературе в этом классе....
Презентация «открытого урока» на тему: "Написание сочинения – рассуждения"
Презентация «открытого урока» с использованием новых образовательных технологийТема: «Написание сочинения – рассуждения»9 класс...
Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"
Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"...
разработка открытого урока развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему" (9 класс)
Урок развития речи в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на экологическую тему". Этот урок был приурочен к Году экологии. Хороший материал для подготоки к ОГЭ, задание 15.3...
Методическая разработка урока по теме: Обучающее сочинение-рассуждение по цитате в 9 классе. (задание ОГЭ 9.2)
Данная разработка урока предоставляется в помощь учителям русского языка 9 классов, а также репетиторам, занимающимся подготовкой к ОГЭ....
Разработка мастер-класса "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в формате задания 9.3 ГИА-9".
В марте 2020 года в нашей школе проводились мастер-классы в рамках методической недели. Я провела занятие для педагогов на тему "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в фо...
Разработка урока. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения ОГЭ
Подготовка к ОГЭ....