Разработка открытого урока в 9 классе "Подгоотвка к сочинению-рассуждению"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Рундина Елена Михайловна

Цель:  выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы. 

Задачи:

1)образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение  самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и  структурной связностью;

2)развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,     как сострадание.милосердие, сочувствие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  по русскому языку в 9 «г» классе

Учитель: Рундина Елена Михайловна

Тема. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Написание сочинения - рассуждения по типу экзаменационного. (Часть 3. Задание 13.3)      

 

Цели: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;

Подготовить учащихся к сдаче ОГЭ, написанию сочинения-рассуждения  13.3, знать структуру текстов и уметь написать текст по выбранной теме.

Задачи:

1)образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение  самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и  структурной связностью;

 2)развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,   как милосердие, отзывчивость, человечность.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.

Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости подготовки к ОГЭ.

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД: знание определения изученных терминов, умение  работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему), анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания

 Тип урока – урок развития речи

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный этап (1мин)
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся (3мин)

1)      Приветствие учащихся.Здравствуйте,  ребята.

У нас сегодня необычный урок, т.к. к нам пришли гости, и урок я хочу начать необычно. Я вам расскажу легенду.

« на земле рождается человек, на небе загорается новая звезда. И Бог сразу определяет его судьбу, и от этой судьбы человеку не уйти. Но мудрый создатель дает нам право выбрать между добром и злом, красотой и уродством, желанием любить других или только себя, приносить людям пользу или вред. От выбора человека зависит, насколько ярко или тускло будет гореть его звезда. И если это настоящая звездочка, то она будет неповторимой и необычайно сложной, будет ярко сверкать и наполнять мир и людские души теплом, светом и красотой. Закройте глаза. Мысленно представьте свою звезду, прикоснитесь к ней, ощутите ее тепло, радость, вдохновение. И пусть эти незабываемые чувства помогут вам сегодня на уроке и, конечно, при сдаче экзамена.  

 

Приветствие учителя

Проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Л

3.Целеполагание

(5мин)

Наш урок сегодня – продолжение цикла уроков по подготовке к ОГЭ. Скажите, пожалуйста, из каких заданий состоит экзамен по русскому языку? Какие задания вам еще кажутся вам сложными?

Обратите внимание на Эпиграф урока:                                                                Пока человек чувствует боль - он жив.

Пока человек чувствует чужую боль - он Человек.

ФрансуА ГизО

- О чем говорится в этом высказывании?

- О каком нравственном качестве говорится в эпиграфе? (Сострадании)

Как вы думаете, ребята, к какому заданию мы сегодня будем готовиться?

Определите тему урока

 Высказывают свои мысли

Отвечают на вопросы ,

Записывают дату, тему урока в тетрадь, эпиграф

Тема:»Подготовка к сочинению-рассуждению (задание 13.3)

К

Л

ПР

4.Актуализация знаний (7мин)

-Ребята, вы неспроста поделены на группы. Каждой группе будет предложено свое задание. Мы будем писать коллективное сочинение.

- Из каких частей состоит сочинение-рассуждение? (тезис, аргументы, вывод)

- С чего начинается сочинение?

- О чём мы будем писать во вступлении? Что значит определить значение слова?

Достаточно ли этого для первого абзаца сочинения-рассуждения? Ещё раз внимательно перечитайте задание 13.3.

Что значит прокомментировать определение? -– 1 группа – тезис (толкование значения слова + комментарий к нему)

Каков следующий этап работы над сочинением-рассуждением?

Подберём аргумент из прочитанного текста.

Какие предложения можно использовать в качестве аргумента в нашем сочинении? – 2 группа – подтверждение тезиса в тексте

Что может служить аргументом из жизненного опыта? – 3 группа – пример из жизни

 

Все ли структурные компоненты сочинения-рассуждения мы выдержали?

Чего не хватает?

Последний абзац сочинения - вывод - это заключение, итог проведённого рассуждения – 4 группа – вывод

 

Слушают, читают, анализируют   текст

Работают с Памяткой композиция  сочинения 13.3 . 

(Дадим определение предложенного в задании слова, т. е напишем тезис - положение, утверждение, которое требуется доказать.)

 

(Определить смысл слова, раскрыть понятие, дать характеристику тому или иному предмету.)

 

 

5.Первичное усвоение новых знаний (11 минут)

Возьмите в руки раздаточный материал и внимательно прочитайте задание.

 Чтение вслух текста Льва Куклина .(3мин)

Выполнение заданий по группам- написание частей сочинения. (8мин)

Отвечают на вопросы , записывают синонимы, антонимы, работают со словарём.

Работают в группах.

 

ПР

Л

6. Этап систематизации знаний (7мин)

-Ребята, каждая команда выполнила свой блок работы. Сейчас по очереди вы будете читать свои записи, и в итоге мы получим целое сочинение-рассуждение.

-Прошу вас быть внимательным к ответам других команд. Если вы будете слышать ошибки в их работе, скажете о них после прочтения сочинения и по возможности исправите друг друга.

Читают записи по группам, исправляют недочеты друг друга

ПР

Л

6. Итог урока (1мин)

Подводит итог, выставляет оценки активным учащимся

-Ребята, вы все большие молодцы. Плодотворно поработали. Показали свои знания и умение работать в команде.

Особо хочу отметить работу следующих учащихся (назвать фамилии, выставить оценки)

слушают, оценивают

Л

7. Рефлексия (2 мин)

Предлагаю вам подвести итог своей работы, выписав для себя 3 момента, которые получились у вас на уроке лучше всего. А также моменты, которые до сих пор остались для вас непонятными. Их обсуждением мы займемся на следующем уроке.

Проводят рефлексию Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке; дают оценку своей работе

Л

Р

ПР

8.Дом. задание (1мин)

Дома предлагаю вам подумать над таким понятием, как справедливость. Сформулировать тезис и написать аргумент из жизни, иллюстрирующий проявление этого понятия.

Записывают домашнее задание.

В заключение урока хочется сказать:

Удивительная вещь –экзамен.

Одних он удивляет вопросами, других – ответами.

Я вам желаю, чтобы на экзамене вы меньше удивлялись сами, а других удивляли только хорошими знаниями!

Большое спасибо за работу! Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Обучение сочинению-рассуждению на примерах произведений И.С.Тургенева"

Данная методическая разработка позволяет менять тексты в зависимости от того, что изучается в данный момент по литературе в этом классе....

Презентация «открытого урока» на тему: "Написание сочинения – рассуждения"

Презентация «открытого урока» с использованием новых образовательных технологийТема: «Написание сочинения – рассуждения»9 класс...

Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"

Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"...

разработка открытого урока развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему" (9 класс)

Урок развития речи в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на экологическую тему". Этот урок был приурочен к Году экологии. Хороший материал для подготоки к ОГЭ, задание 15.3...

Методическая разработка урока по теме: Обучающее сочинение-рассуждение по цитате в 9 классе. (задание ОГЭ 9.2)

Данная разработка урока предоставляется в помощь учителям русского языка 9 классов, а также репетиторам, занимающимся подготовкой к ОГЭ....

Разработка мастер-класса "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в формате задания 9.3 ГИА-9".

В марте 2020 года в нашей школе проводились мастер-классы в рамках методической недели. Я провела занятие для педагогов на тему "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в фо...