Из опыта работы над итоговыми сочинениями разных жанров
статья по русскому языку (9 класс) на тему
Алгоритм работы над итоговым сочинением разных жанров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogie_ucheniki_ne_lyubyat_pisat_sochineniya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы над итоговыми сочинениями разных жанров
Е.В.Исмагилова, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ г. Москвы СОШ № 1929
Е.Л.Трухина, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ г. Москвы СОШ № 1929
Многие ученики не любят писать сочинения, но при этом никаких сомнений в том, что они умеют это делать, у них не возникает. С их (учеников) точки зрения, это самая простая вещь: выбираешь тему, кажущуюся самой легкой, и вперед. Правда, результат часто не оправдывает ожидания авторов. Мало того, многие учащиеся сами крайне удивлены тем, что им удалось написать. В чем же причины подобных результатов и можно ли научить выпускников 9 и 11 классов писать ясно, логично и, по возможности, образно.
В девятом классе ученики пишут сочинение-рассуждение с опорой на текст, а в одиннадцатом классе, помимо сочинения – рассуждения, еще и президентское сочинение. Подготовка к написанию каждого из этих сочинений должна быть различной.
Итак, для начала поговорим о подготовке к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. В предыдущей статье мы уже говорили о том, как важно каждый вид деятельности разделить на действия. Здесь мы рассмотрим подробно схему ориентировочных основ деятельности при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. В работе можно выделить два этапа: подготовительный и основной.
Подготовительный этап
- Внимательно читаю высказывание, подчеркиваю лингвистический термин.
- Вспоминаю определение этого термина.
- Нахожу в тексте примеры подобного лингвистического понятия.
Основной этап
Схема ООД «Написание сочинения на лингвистическую тему»
- Прочитай тему сочинения.
- Выдели в ней лингвистический термин. ( Например: Зачем нужны знаки препинания в русском языке? Термин – знаки препинания.)
- С красной строки запиши этот термин, поставь после него многоточие. (Знаки препинания…)
- Запиши несколько вопросов, которые можно задать к этому термину, чтобы выяснить его значение в русском языке. (Что это такое? Можно ли обойтись без… Какую роль в языке они выполняют?)
- С красной строки начни отвечать на эти вопросы (Знаки препинания – пунктуационные знаки русского языка. Они выполняют как смысловую, так и интонационную функции.)
- Отвечая на каждый вопрос, используй в качестве доказательства примеры из текста.
- С красной строки указывай каждую функцию отдельно.
- С красной строки запиши вывод.
Примерное сочинение
Знаки препинания… Что это такое? Можно ли без них обойтись? Какова их функция в языке?
Знаки препинания – это пунктуационные знаки, использующиеся в письменной речи. В русском языке они выполняют две функции : смысловую и интонационную. Знаки препинания разделяют простые предложения в составе сложного (предложение №…), выделяют обособленные члены предложения (предложение №) – это их смысловые функции.
В качестве интонационного знака они передают различные чувства (предложение №), помогают верно прочитать предложение.
Таким образом, на письме без знаков препинания не обойтись, и автор абсолютно прав, утверждая это.
Работа над президентским сочинением должна строиться совсем по другому плану. Для успешной работы необходимо четко представлять для чего, что и как надо писать. Разберем на примере, как следует работать над таким сочинением. В декабре 2014 года выпускникам были предложены пять тем.
1 Чем творчество М.Ю.Лермонтова может быть интересно современному читателю.
2."Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне".
3."Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс"
4."Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?"
5."Что важнее: любить или быть любимым?".
Самое трудное, на наш взгляд, - это определиться с темой сочинения. Подчас ученики не могут верно выбрать тему, т.к. не знают, на что следует ориентироваться. А нужно, в первую очередь, представлять, на основе каких литературных произведений ты будешь доказывать свою точку зрения. И если ты хорошо знаком с творчеством М.Ю.Лермонтова, то, скорей всего, следует писать именно об этом.
Но вот тема выбрана. С чего же надо начать? Разберем схему ориентировочных основ деятельности на примере сочинения по творчеству М.Ю.Лермонтова.
Этапы работы над сочинением
- Читаю тему сочинения с конца.
- Делю ее на смысловые части. (Чем творчество М.Ю.Лермонтова может быть интересно современному читателю?)
- Анализирую каждую смысловую часть. Порядок частей определяет построение сочинения.
- Первая часть дает мне вступление. (Раскрываю понятие «современный читатель». Обращаю особое внимание на понятие «современный». Строю вступление в вопросно-ответной форме. Кого можно назвать современным читателем? Чем отличается современный читатель от читателя прошлого века?)
- С красной строки раскрываю вторую смысловую часть. Каковы интересы современного читателя и почему? (Здесь можно анализировать состояние современного общества, опираясь на социологические исследования (если имеются такие сведения) или личный опыт (интересы окружающих меня людей).
- Далее кратко описываю творчество М.Ю.Лермонтова, подробно останавливаясь на тех произведениях, которые вызывают у меня особый интерес. ! Важно не пересказывать текст произведения, а выявлять те проблемы, которые меня особенно волнуют и которые могут представлять, с моей точки зрения, интерес для современного читателя.
- Объясняю, почему проблемы, затронутые в произведениях М.Ю.Лермонтова, волнуют современного читателя. Помню о том, что я выражаю лишь собственную точку зрения, поэтому будет уместно употреблять выражения «с моей точки зрения», «на мой взгляд», «как мне кажется»
- Делаю вывод.
- Сочинение готово.
Естественно, что подобная помощь нужна только тем учащимся, которые испытывают затруднения с написанием сочинением. Но и тем, кто успешно справляется с подобными творческими заданиями, следует помнить, что такая памятка помогает учесть все аспекты, на которые обращают внимание проверяющие. Ниже представлена универсальная памятка по написанию сочинения.
Памятка по написанию сочинения.
- Выбираю тему сочинения, опираясь на читательский опыт, сведения по истории, обществознанию, а не на внешнюю привлекательность темы. Пишу то, о чем знаю.
- Читаю тему с конца – так проще выделить ключевые понятия. Делю предложение на смысловые части.
- Раскрываю каждое из понятий в строго определенном порядке. Последняя смысловая часть – вступление.
- Строю вступление в вопросно-ответной форме. Это помогает логично выстроить сочинение.
- Высказывая тезис, подкрепляю его примером, взятым из художественной литературы, истории, жизненного опыта.
- Работая, помню о том, что высказываю свою точку зрения, поэтому ввожу в повествование выражения: «с моей точки зрения», «как мне кажется», «я думаю»…
- Каждую смысловую часть оформляю с красной строки.
- Приводя примеры из художественной литературы, не пересказываю содержание произведения, а анализирую его в соответствии с обозначенной проблемой.
- Заканчиваю сочинение выводом, подтверждающим мои рассуждения.
- Прочитываю сочинение еще раз, обращая внимание на изобразительно-выразительные средства языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"
Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка. Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...
Обучение сочинениям разных жанров
Презентация содержит опыт работы по развитию речи...
Элективный курс по русскому языку "Теория и практика сочинений разных жанров"
Данную работу можно использовать в 8-9 классах для дополнительных занятий с учащимися, для платных занятий, для ведения кружка по русскому языку....
Сочинения разных жанров (5 - 8 классы)
К сожалению, на уроках русского языка у учителя не хватает времени на развитие творческих способностей детей. Как выйти из этой ситуации? Я предлагаю одаренным детям индивидуальные задания, остальные ...
Программа для работы кружка. "Теория и практика сочинений разных жанров". 10 класс
Программа для занятий в системе дополнительного образования. "Теория и практика разных жанров" 10 класс....
Из опыта работы над итоговыми сочинениями разных жанров
Алгоритм работы над итоговми сочинениями разных жанров....
Из опыта работы над итоговым сочинением
образцы сочинений...