Из опыта работы над итоговыми сочинениями разных жанров
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Трухина Елена Леонидовна

Алгоритм работы над итоговым сочинением разных жанров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogie_ucheniki_ne_lyubyat_pisat_sochineniya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы над итоговыми сочинениями разных жанров

                                                    Е.В.Исмагилова, учитель русского  языка и                                                                                                                                                                                                                                                                                                              литературы  высшей категории ГБОУ г. Москвы СОШ № 1929

                                                               Е.Л.Трухина, учитель русского  языка и литературы  высшей категории ГБОУ г. Москвы СОШ № 1929

                                                             

           Многие ученики не любят писать сочинения, но при этом никаких сомнений в том, что они умеют это делать, у них не возникает. С их (учеников) точки зрения, это самая простая вещь: выбираешь тему, кажущуюся самой легкой, и вперед. Правда, результат часто не оправдывает ожидания авторов. Мало того, многие учащиеся сами крайне удивлены тем, что им удалось написать. В чем же причины подобных результатов и можно ли научить выпускников 9 и 11 классов писать ясно, логично и, по возможности, образно.

           В девятом классе ученики пишут сочинение-рассуждение с опорой на текст, а в одиннадцатом классе, помимо сочинения – рассуждения, еще и президентское сочинение. Подготовка к написанию каждого из этих сочинений должна быть различной.

           Итак, для начала поговорим о подготовке к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. В предыдущей статье мы уже говорили о том, как важно каждый вид деятельности разделить на действия. Здесь мы рассмотрим подробно схему ориентировочных основ деятельности при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.  В работе можно выделить два этапа: подготовительный и основной.

                                                   Подготовительный этап

  1. Внимательно читаю высказывание, подчеркиваю лингвистический термин.
  2. Вспоминаю определение этого термина.
  3. Нахожу в тексте примеры подобного лингвистического понятия.

Основной этап

                  Схема ООД  «Написание сочинения на лингвистическую тему»

  1. Прочитай тему сочинения.
  2. Выдели в ней лингвистический термин. ( Например: Зачем нужны знаки препинания в русском языке? Термин – знаки препинания.)
  3. С красной строки запиши этот термин, поставь после него многоточие. (Знаки препинания…)
  4. Запиши несколько вопросов, которые можно задать к этому термину, чтобы выяснить его значение в русском языке. (Что это такое? Можно ли обойтись без… Какую роль в языке они выполняют?)
  5. С красной строки начни отвечать на эти вопросы (Знаки препинания – пунктуационные знаки русского языка. Они выполняют как смысловую, так и интонационную функции.)
  6. Отвечая на каждый вопрос, используй в качестве доказательства примеры из текста.
  7. С красной строки указывай каждую функцию отдельно.
  8. С красной строки запиши вывод.

Примерное сочинение

           Знаки препинания… Что это такое? Можно ли без них обойтись? Какова их функция в языке?

        Знаки препинания – это пунктуационные знаки, использующиеся в письменной речи. В русском языке они выполняют две функции : смысловую и интонационную. Знаки препинания разделяют простые предложения в составе сложного (предложение №…), выделяют обособленные члены предложения (предложение №) – это их смысловые функции.

           В качестве интонационного знака они передают различные чувства (предложение №), помогают верно прочитать предложение.

           Таким образом, на письме без знаков препинания не обойтись, и автор абсолютно прав, утверждая это.

        Работа над президентским сочинением должна строиться совсем по другому плану. Для успешной работы необходимо четко представлять для чего, что и как надо писать. Разберем на примере, как следует работать над таким сочинением. В декабре 2014 года выпускникам были предложены пять тем.

        1 Чем творчество М.Ю.Лермонтова может быть интересно современному читателю.

        2."Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне".

        3."Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс"

        4."Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?"

         5."Что важнее: любить или быть любимым?".

           Самое трудное, на наш взгляд, - это определиться с темой сочинения.         Подчас ученики не могут верно выбрать тему, т.к. не знают, на что следует ориентироваться. А нужно, в первую очередь, представлять, на основе каких литературных произведений ты будешь доказывать свою точку зрения. И если ты хорошо знаком с творчеством М.Ю.Лермонтова, то, скорей всего, следует писать именно об этом.

           Но вот тема выбрана. С чего же надо начать? Разберем схему ориентировочных основ деятельности на примере сочинения по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Этапы работы над сочинением

  1. Читаю тему сочинения с конца.
  2. Делю ее на смысловые части. (Чем творчество М.Ю.Лермонтова       может быть интересно современному читателю?)
  3. Анализирую каждую смысловую часть. Порядок частей определяет построение сочинения.
  4. Первая часть дает мне вступление. (Раскрываю понятие «современный читатель». Обращаю особое внимание на понятие «современный». Строю вступление в вопросно-ответной форме. Кого можно назвать современным читателем? Чем отличается современный читатель от читателя прошлого века?)
  5. С красной строки раскрываю вторую смысловую часть. Каковы интересы современного читателя и почему? (Здесь можно анализировать состояние современного общества, опираясь на социологические исследования (если  имеются такие сведения) или личный опыт (интересы окружающих меня людей).
  6. Далее кратко описываю творчество М.Ю.Лермонтова, подробно останавливаясь на тех произведениях, которые вызывают у меня особый интерес. ! Важно не пересказывать текст произведения, а выявлять те проблемы, которые меня особенно волнуют и которые могут представлять, с моей точки зрения, интерес для современного читателя.  
  7. Объясняю, почему проблемы, затронутые в произведениях М.Ю.Лермонтова, волнуют современного читателя. Помню о том, что я выражаю лишь собственную точку зрения, поэтому будет уместно употреблять выражения «с моей точки зрения», «на мой взгляд», «как мне кажется»
  8. Делаю вывод.
  9. Сочинение готово.

           Естественно, что подобная помощь нужна только тем учащимся, которые  испытывают затруднения с  написанием сочинением. Но и тем, кто успешно справляется с подобными творческими заданиями, следует помнить, что такая памятка помогает учесть все аспекты, на которые обращают внимание проверяющие. Ниже представлена универсальная памятка по написанию сочинения.

Памятка по написанию сочинения.

  1. Выбираю тему сочинения, опираясь на читательский опыт, сведения по истории, обществознанию, а не на внешнюю привлекательность темы. Пишу то, о чем знаю.
  2. Читаю тему с конца – так проще выделить ключевые понятия. Делю предложение на смысловые части.
  3. Раскрываю каждое из понятий в строго определенном порядке. Последняя смысловая часть – вступление.
  4. Строю вступление в вопросно-ответной форме. Это помогает логично выстроить сочинение.
  5. Высказывая тезис, подкрепляю его примером, взятым из художественной литературы, истории, жизненного опыта.
  6. Работая, помню о том, что высказываю свою точку зрения, поэтому ввожу в повествование выражения: «с моей точки зрения», «как мне кажется», «я думаю»…
  7. Каждую смысловую часть оформляю с красной строки.
  8. Приводя примеры из художественной литературы, не пересказываю содержание произведения, а анализирую его в соответствии с обозначенной проблемой.
  9. Заканчиваю сочинение выводом, подтверждающим мои рассуждения.
  10. Прочитываю сочинение еще раз, обращая внимание на изобразительно-выразительные средства языка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка.   Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...

Обучение сочинениям разных жанров

Презентация содержит опыт работы по развитию речи...

Элективный курс по русскому языку "Теория и практика сочинений разных жанров"

Данную работу можно использовать в 8-9 классах для дополнительных занятий с учащимися, для платных занятий, для ведения кружка по русскому языку....

Сочинения разных жанров (5 - 8 классы)

К сожалению, на уроках русского языка у учителя не хватает времени на развитие творческих способностей детей. Как выйти из этой ситуации? Я предлагаю одаренным детям индивидуальные задания, остальные ...

Программа для работы кружка. "Теория и практика сочинений разных жанров". 10 класс

Программа для занятий в системе дополнительного образования. "Теория и практика разных жанров" 10 класс....

Из опыта работы над итоговыми сочинениями разных жанров

Алгоритм работы над итоговми сочинениями разных жанров....