Урок развития речи 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Новикова Лия Павловна

Подготовка к сочинению-описанию "Мое любимое животное"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  В 5 КЛАССЕ

преподавателя КМКК ОД «Русский язык и литература» Новиковой Л. П.

Место проведения: КМКК, 13 класс

Дата проведения: 27.04.2015г.

Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию «Мое любимое животное»

Тип урока: урок развития речи

       Технология: Технология критического мышления через чтение и письмо

Методы и приемы: поисковый, исследовательский, эвристический, прием прогнозирования, открытие и применение нового знания.

Цели урока:

Обучающие: формировать умения кадет  подбирать и систематизировать рабочие материалы к сочинению - описанию на тему “Моё любимое животное”; расширить словарный запас кадет, обогатить их речь описательными конструкциями, связанными с внешним видом и повадками животных; закрепить знания о типах и стилях речи.

Развивающие: развивать творческие способности, навыки критического мышления, связную речь обучающихся.

 Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к животным

          Планируемые результаты:

Предметные -  осознают роль прилагательных в речи, употребляют прилагательные в сочинении-описании, умеют работать по словарю, конструировать и редактировать текст; осуществляют подбор синонимов для характеристики животных, отвечают на вопросы в устной и письменной формах, осознают композиционные особенности текста-описания, используют языковые средства, характерные для художественного стиля; совершенствуют навык орфографических, пунктуационных, речевых и грамматических норм языка, вступают в диалог.

Метапредметные:

Познавательные – структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы

Личностные - дают адекватную оценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого этикета, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению других.

Используемые средства: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  мультимедийная  презентация Power Point, подготовленная преподавателем и кадетами, раздаточный материал (карточки с индивидуальным заданием), толковый словарь под ред. С. Ожегова, учебник Русский язык 5 класс под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта

       

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент

Цель этапа: создать положительный настрой кадет на учебную деятельность, условия для совершенствования коммуникативных умений.

 

Приветствие. Пожелание плодотворной работы

Доклад старшины взвода о готовности кадет к уроку. Приветствие кадет

 Регулятивные УУД:

Осуществлять самоконтроль готовности; принимать и сохранять учебную цель                

  1. Актуализация знаний

Цель этапа: организовать актуализацию изученного материала по речеведению. Сформулировать тему урока.

 

Речеведческая разминка:

1.Тестовое задание по теории речеведения (слайд1.)

2.Тестовое задание в формате ЕГЭ с последующей взаимопроверкой

(слайды 2 – 3)

-В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился законченный текст?

3.Работа с текстом

-Определите тему текста.

-Озаглавьте его.

-Определите тип речи. Докажите.

-Укажите способ связи 1-ого и 2-ого

предложений в тексте.

-Определите стиль речи. Докажите свою точку зрения.

4.Минутная пауза: «Отдыхая, размышляем…»

Обращение к русской классической литературе

(из воспоминаний И. А. Бунина об А. П. Чехове)

5.Высказать предположение о тематике урока, целях и задачах

1.Кадеты выполняют тестовое задание по теории речеведения:

Найдите неверное утверждение.

А.Текст- это группа предложений, объединенных

в целое темой и основной мыслью.

Б. Предложения в тексте связаны между собой

с помощью лексических и грамматических  средств.

В. В тексте, состоящем из трех предложений ,невозможно определить тему.

Г. В тексте предложения расположены в определенной

последовательности.

Кадеты аргументируют выбранный ответ, формулируют речеведческие положения, правила, определения.

2.Кадеты выполняют тестовое задание в формате ЕГЭ с последующей взаимопроверкой.

А.Вблизи оно прозрачно и чисто, как стекло, а в отдалении лежит густой темно-синей полосой.

Б.Скоро море поглотит его, и  он исчезнет в бесконечной пучине волн.

В.В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море.

Г. В ней едва заметен одинокий парус.

 1)Б,В,Г,А   2)А,В, Г,Б  3)В,Г,А,Б  4)В,А,Г,Б

Кадеты формулируют ответ, демонстрируют доказательную базу, фиксируют последовательность предложений полученного текста в тетрадях.

3.Работа с текстом, составленным кадетами

1.Определение темы текста.

2.Формулировка заголовка.

3.Определение типа речи.

4.Определение  способа связи 1-ого и 2-ого

предложений в тексте.

5.Определение  стиля речи.

Кадеты участвуют в обсуждении заявленных вопросов, формулируют речеведческие определения, озвучивают собственное мнение, анализируют текст.

4.Кадеты размышляют над поставленным вопросом: «Легко ли создать свой текст?»

Работа с презентацией

(слайды 4-5)

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение.

5.Озвучиваются предполагаемые версии кадет:

-характеристика текста: типы речи, стили речи;

-работа над созданием текста

(В процессе урока цели и задачи, сформулированные кадетами, корректируются)

 

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД:  умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи, формулировать собственное мнение

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка.

Познавательные УУД: работа с текстом, моделирование,  установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.

Познавательные УУД: работа с текстом, моделирование,  установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения.

Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, нахождение причинно-следственных связей.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

Коммуникативные УУД:

взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

Согласованность действий с товарищами.

  1. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

1.Эмоциональный настрой кадет

2.Беседа по вопросам:

-Понравилась ли вам история об отважном Сэме?

-Сэм был любимчиком на корабле. Есть ли у вас любимые животные?

3.Чтение высказывания

М. Горького

 (зпиграф к уроку)

Постановка проблемных вопросов:

«Что писать?»

«Как писать?»

4.Фронтальная беседа:

1)Какой тип речи подходит для нашего сочинения?

2)Какие стили речи вам известны?

3)Какой стиль выбираем?

4)Какова задача художественного стиля?

5)Какие языковые средства художественного стиля вам известны?

 5    Физминутка.

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Приседание, хлопок.

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

1.Кадеты слушают историю о непотопляемом коте Сэме, пережившем три кораблекрушения (слайд 6)

2.Отвечают на вопросы, демонстрируют своих любимых животных на заранее подготовленных слайдах презентации, дают оценку.

3.Кадеты записывают эпиграф.

Выявляют «ключевые», опорные слова высказывания М. Горького; фиксируют алгоритм написания сочинения: «Что?» «Как?» «Для чего?»

4.Работа с презентацией.

Формулируют цели и задачи, отвечают  на поставленные вопросы.

Предполагаемые ответы:

«Что писать?»

Сочинение «Мое любимое животное»

«Как писать?

Тип речи – описание: это изображение предмета путем перечисления его постоянных  признаков; своеобразные ответы на вопрос «какой» использование  слов, обозначающих качества, свойства предметов.

Задачей художественного стиля является нарисовать живую картинку,

передать читателю чувства, которые испытывает автор.

    Высказывание обычно бывает конкретным, образным (живым, выразительным).

  • слова в переносном значении, сравнения;
  • - эмоционально-оценочные слова:
    а) с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
    б) с суффиксом – оват;
  • - глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия;
  • - предложения вопросительные, побудительные, восклицательные;
  • - предложения сложные, с однородными членами.

5. Дежурный проводит физкультминутку.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация; доброжелательное отношение к окружающим.

Познавательные УУД:

выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий, структурировать изученный материал.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее; задавать вопросы, необходимые для собственной деятельности.

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической речью, учитывать разные мнения.

Регулятивные УУД:

соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

Личностные УУД:

готовность к самообразованию

Личностные УУД:

доброжелательное отношение к окружающим

  1. Первичное закрепление

 Цель этапа: Организовать выполнение учащимися заданий на новый способ действий. Зафиксировать затруднения при выполнении самостоятельного творческого задания.

1.Представление  слайда

«Композиция текста-описания»

1. Вступление (о чем буду писать)

2.Общее представление о предмете.

3. Отдельные признаки предмета.

4.Авторская оценка, вывод

2.Лексическая работа

-Продолжить ассоциативный лексический ряд прилагательных, характеризующих животное

3.Орфографическая работа

-Вставить пропущенные буквы, графически обозначить орфограммы в словах.

4.Синтаксический анализ предложений, используемых в сочинении.

Индивидуальное (дифференцированное задание) по карточкам: синтаксический разбор предложений №№2,3

5.Редактирование текста.

(Устранение речевых и грамматических ошибок)

У меня есть любимое животное. У меня есть кошка. Кошка светло-коричневая с серыми пятнышками. Лицо у кошки овальное, немного вытянутое, а ножки маленькие. Потому что он еще котенок.

6.Конструирование текста

Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.

Мое любимое животное – кот. Вы когда-нибудь видели такого красавца? У него___________  мордоч(?)ка, ______ ___ушки, _____________лапки, ________________хвост…к  и ______м…нишка на груди. На мордоч(?)ке _________усы.

А какие красивые глаза у него! Они_________________. Их цвет  меняется, когда кот злится или угр…жает кому-то. Зрач(?)ки его становятся то красные, то ________ . Уши у кота_____.Они улавливают м..лейший ш…рох.

Мой кот очень добрый: первым в драку  не вступает. Я люблю его.

                               

1.Опираясь на полученные знания, кадеты составляют план сочинения-описания «Мое любимое животное»

План

  1. Я хочу рассказать о моем любимом животном.
  2. Описание животного:

а) внешний вид животного;

б) повадки животного.

       3.  Мое отношение к животному.

2.Индивидуальная работа кадет по карточке с последующей проверкой

Глаза: большие, овальные…

Зрачки: желтые…

Усы: длинные…

Ушки: маленькие…

Манишка: белая…

Хвост: черный с белым кончиком…

Лапки: как сапожки, с мягкими подушечками…

Окрас: дымчатый, черный с белым ожерельем, серый…)

3.Индивидуальная работа кадет по карточкам с последующей проверкой.

Орфографическая работа:

П…рода-________________________

Мордоч(?)ка -_____________________

Гла…ки-_________________________

Зрач(?)ки-________________________

Ч…рные-_________________________

Ж…лтые-________________________

Зелен…ватый    о(т,тт)енок

М…няется-______________________

М…нишка-______________________

Хвост…к-_______________________

М…лейший-_____________________

Ш…рох-_________________________

Угр…жает-______________________

 

4.Кадеты характеризуют предложения по цели высказывания, по интонации; выполняют индивидуальное задание различного уровня сложности.

  1. А какие красивые глаза у кошки! (Восклицательные предложения)
  2. Вы когда-нибудь видели такую  красавицу? (Вопросительные предложения)
  3. Посмотрите внимательнее, и вы увидите, что
    на блестящей черной спинке есть серые пятнышки. (Побудительное предложение).

5.Кадеты редактируют текст на карточках; исправляют и классифицируют речевые, .грамматические ошибки; записывают исправленный вариант текста.

6. Кадеты конструируют текст, строят речевые высказывания в устной форме и письменной форме, обмениваются собственными вариантами текста.

Личностные УУД: самоопределение

Познавательные УУД:

выделять главное,  структурировать изученный материал.

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно  регулировать время на отведенное задание.

Познавательные УУД:

работать со справочной литературой, анализировать, обобщать, делать выводы

Познавательные УУД:

давать определения

понятиям, соблюдать орфографические нормы русского языка.

Регулятивные УУД:

находить и исправлять ошибки, оценивать,

 осуществлять самопроверку и взаимопроверку.

Регулятивные УУД:

соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

Личностные УУД:

готовность к самообразованию

Познавательные УУД: работа с текстом, моделирование,  установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.

Регулятивные УУД:

находить и исправлять ошибки, оценивать,

осуществлять самопроверку и взаимопроверку.

Познавательные УУД: работа с текстом, моделирование,  установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД:  умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи, формулировать собственное мнение

V.Итог урока

Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

Рефлексия

1.Слово учителя.

-Какую учебную задачу ставили перед собой?

(«Что» писать? «Как» писать?)

- Удалось ли ее решить?

-Вернемся к эпиграфу…

Остался один вопрос: «Для чего?» (В нем заключена основная мысль текста)

- Что понравилось на уроке?

Оцените свою работу на уроке:                                                1. На уроке я работал…активно/пассивно.

2. Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему?

3.Материал урока мне был понятен / не понятен?

2.Домашнее задание: сочинение-описание «Мое любимое животное»

Кадеты ищут ответ на вопрос: «Для чего?», анализируя упр.791 (1-ая часть) на стр.279

Формируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала, как усвоили его,  что получилось, и чего не получилось, почему?

2.Кадеты фиксируют д/з.

ПознавательныеУУД: сравнение, оценивание.

Личностные УУД:

доброжелательное отношение к окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...