Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (Планирование изучение темы в 5 классе)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) на тему

Выполнено с учетом требований ФГОС, включает в себя образовательные результаты: предметные, метапредметные и личностные, а также характеристику видов деятельности с указанием обязательных проектных продуктов, учебные средства, включая ИКТ, и используемые КИМы как инструменты, диагностирующие достижение образовательных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык. 1 триместр. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (38+5)

№ п/п

Тема изучения

Кол-во уроков

Соответствие cтандарту и расширяемое содержание

Образовательные результаты

Характеристика видов деятельности с указанием обязательных проектных продуктов

Учебные средства, включая ИКТ

Используемые КИМы как инструменты, диагностирующие достижение образовательных результатов

предметные

метапредметные

личностные

1

Синтаксис. Пунктуация.

1

Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи. Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении.

Овладевают основными понятиями синтаксиса,  со значением знаков препинания для понимания текста. Получат возможность учиться опознавать и анализировать лингвистические явления,

анализировать текст с точки зрения роли в них знаков препинания.

Формировать умения извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения,  принимать и сохранять учебную задачу;

осознанно строить

понятные для партнера монологические высказывания.

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду

Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют тексты. Списывают тексты, пишут краткие изложения.  

2

Словосоче-тание. Строение словосочетания.

1

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Основные признаки словосочетания. Главное и зависимое слово  в словосочетании.

Учатся выделять словосочетание из состава предложения, устанавливать связи между слова в словосочетании, анализировать строение словосочетаний, строить схемы словосочетаний, классифицировать словосочетания

Формировать умение извлекать фактуальную информацию из теоретических текстов; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду

Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слова. Обозначают смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании.

Презентация

3

Способы выражения грамматической связи в словосочетании.

1

Смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова.

Учатся анализировать строение словосочетаний, устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетаниях; строить схемы словосочетаний, классифицировать словосочетания

Учатся принимать и сохранять учебную задачу;

 понимать информацию,

представленную в виде схем, моделей

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду

Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи. Выполняют разборы словосочетаний.

4

5

Виды словосочетаний. Разбор словосочетания.

Виды словосочетаний. Разбор словосочетания.

2

Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные Свободные и несвободные словосочетания. Наблюдение над ролью именных и глагольных словосочетаний в тексте. Порядок разбора словосочетания

Учатся анализировать строение словосочетаний, определять строение словосочетаний; распознавать именные и глагольные словосочетания, определять их роль в тексте строить схемы словосочетаний, классифицировать словосочетания

Учатся принимать и сохранять учебную задачу,  понимать информацию,

представленную в виде схем, моделей

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду

Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи. Упражнения по синонимической замене словосочетаний. Выполняют разбор словосочетаний.

Smart-доска

«Русский язык. Тематический контроль. Под редакцией И.П.Цыбулько. 5 класс» Самостоятельная работа №6 2 варианта

6

Грамматическая основа предложения

1

Предложение как основная единица синтаксиса. Границы предложений. Знаки препинания в конце предложений. Структура предложений и текста в целом

Познакомятся с понятиями предложение, границы предложения, знак конца предложения, интонация конца предложения; с особенностями предложения как основной единицы синтаксиса и его признаки.

Научатся определять и обозначать знаками препинания границы предложений в тексте; восстанавливать структуру предложений и текста в целом; выразительно читать текст; самостоятельно составлять предложения

Формировать умение извлекать фактуальную информацию из теоретических текстов; принимать и сохранять учебную задачу;

понимать информацию,

представленную в виде таблиц, схем, моделей;

строить небольшие монологические

 высказывания.

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду,  формировать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности

Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализируют интонационные конструкции. Учатся выделять грамматические основы предложений

Материалы ЦОР, Smart-доска

Т.А.Богданова «Рабочая тетрадь»

7

Обучающее сжатое изложение

1

Изложения разных типов (полное и сжатое). Тема, основная мысль, план текста. Абзац. Приемы сжатия, текста

Познакомятся с  особенностями сжатого изложения; приемами сжатия текста; понятием абзац.

Овладевают умением определять тему и основную мысль текста, составлять его план; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; использовать различные приемы сжатия текста

Формировать навыки смыслового чтения,

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,

соблюдать в процессе воспроизведения текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Учатся осознавать свои возможности в учении.

Учатся письменно воспроизводить прочитанный текст, составлять его  план,  применять приемы сжатия, сохранять абзацное членение

Презенация

8

Виды предложений по цели высказыва-ния.

1

Знакомство с понятием виды предложений по цели высказывания. Повествовательная, вопросительная, побудительная интонация предложения. Синтаксический разбор предложений

Познакомятся с

понятиями цель высказывания, интонационный слух; видами предложений по цели высказывания.

Овладевать умением распознавать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, конструировать их самостоятельно и употреблять в речи; при чтении текста соблюдать нужную интонацию.

Формировать навыки смыслового чтения умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду,  формировать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности

Распознают виды предложений по цели высказывания. Пишут диктант. Моделируют интонационную окраску различных по цели высказываний предложений.

Материалы ЦОР

Т.А.Богданова «Рабочая тетрадь»

9

Восклицатель-ные предложения

1

Тон голоса. Интонация. Восклицательные и невосклицательные предложения

Познакомятся с понятиями тон голоса, интонация; виды предложений по интонации.

Формируется умение  различать восклицательные и невосклицательные предложения

Формировать навыки смыслового чтения,  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду,  формировать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности

Распознают виды предложений по эмоциональной окраске. Соотносят эмоциональную окраску и цель выказывания предложений. Составляют предложения по схеме.

Материалы ЦОР

Т.А.Богданова «Рабочая тетрадь»

10

Вопроситель-ные предложения

1

Интонационные и смысловые особенности вопросительных предложений.

Закрепят понимание

Понятий цель высказывания, интонационный слух; видами предложений по цели высказывания.

Продолжат овладевать умением распознавать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, конструировать их самостоятельно и употреблять в речи; при чтении текста соблюдать нужную интонацию.

Формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду,  формировать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности

Распознают виды предложений по цели высказывания. Моделируют интонационную окраску вопросительных  предложений

Материалы ЦОР

11

Основная мысль высказывания. Подготовка к домашнему сочинению «Памятный день».

1

Углубление представлений об основной мысли высказывания. Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению

Продолжат формировать умение самостоятельно писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли

Формировать навыки смыслового чтения

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,

соблюдать в процессе создания высказывания основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду,  формировать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности.

Знакомятся  с приемами систематизации материала. Создают рабочие материалы и корректируют их после коллективного анализа  

Презентация

12

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

1

Грамматическая основа предложения. Подлежащее как главный член предложения. Способы выражения подлежащего. Синтаксический разбор предложений

Познакомятся с понятиями главный член предложения, грамматическая основа предложения, подлежащее; со способами выражения подлежащего.

Учатся разграничивать главные и второстепенные члены предложения; находить в предложении подлежащее и определять способ его выражения; выполнять синтаксический разбор предложении

Извлекать фактуальную информацию из теоретических текстов;

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду,  

Выделяют основы в предложениях, определяют способы выражения подлежащего и его связи со сказуемым, пишут сочинение-миниатюру.

Smart-доска

Т.А.Богданова «Рабочая тетрадь»

13

Сказуемое.

1

Сказуемое как главный член предложения. Способы выражения сказуемого. Лингвисты о сказуемом. Двусоставное предложение

Познакомятся с понятием сказуемое; способами выражения сказуемого; взаимосвязью подлежащего и сказуемого; с достижениями лингвистов в изучении сказуемого, с понятием о двусоставном предложении.

Учатся распознавать сказуемое среди других членов предложения, ставить к нему вопросы и определять способ выражения; конструировать предложения, вставляя в них подходящие по смыслу сказуемые

Формировать умение извлекать фактуальную информацию из теоретических текстов; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду,  

Определяют виды сказуемого и способы его выражения. Описывают действие, используя односоставные предложения

Smart-доска

Т.А.Богданова «Рабочая тетрадь»

14

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными .

Сформулируют условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Формируют умения  определять способы выражения главных членов предложения; обосновывать употребление тире между подлежащим и сказуемым

Извлекать фактуальную информацию из теоретических текстов,  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду,  

Распознают опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами предложения. Конструируют предложения с использованием тире между П и С.

Материалы ЦОР

«Русский язык. Тематический контроль. Под редакцией И.П.Цыбулько. 5 класс» Самостоятельная работа №7 2 варианта

15

Нераспространенные и распространенные предложения.

1

Виды предложений по наличию второстепенных членов

Познакомятся с видами предложений по наличию второстепенных членов. Учатся  различать распространенные и нераспространенные предложения; подчеркивать главные члены предложения; распространять предложения второстепенными членами

Извлекать фактуальную информацию из теоретических текстов; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду,  

Различают распространенные и нераспространенные предложения. Создают текст, распространяя предложенные конструкции однородными членами и эпитетами.

Материалы ЦОР

«Русский язык. Тематический контроль. Под редакцией И.П.Цыбулько. 5 класс» Самостоятельная работа №8 2 варианта

16

Второстепенные члены предложения. Дополнение

1

Второстепенные члены, поясняющие подлежащее и сказуемое. Дополнение как второстепенный член предложения. Значение и способы выражения дополнений. Приглагольное дополнение. Косвенные падежи. Синтаксический разбор предложений.

Познакомятся с понятиями второстепенные члены предложения; функции второстепенных членов предложения; дополнение, приглагольное дополнение, косвенные падежи; со значением и способами выражения дополнений.

Научатся разграничивать главные и второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения; выделять второстепенные члены, поясняющие подлежащее и сказуемое выделять дополнения вместе с теми словами, к которым они относятся, подчеркивать их в предложении; выполнять синтаксический разбор предложений; конструировать предложения по схемам.

Извлекать фактуальную информацию из теоретических текстов; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду,  

Анализируют связи главных и второстепенных членов предложения. Распространяют предложения дополнениями. Конструируют предложения по схемам

Материалы ЦОР

Т.А.Богданова «Рабочая тетрадь»

17

Определение

1

Определение как второстепенный член предложения. Значение и способы выражения определений. Определяемое слово. Согласование. Смысловая и художественная функция определений.

Познакомятся с понятиями определение, определяемое слово, согласование; значением и способами выражения определений.

Научатся  распознавать определения и подчеркивать их в предложении; при сравнении текстов определять смысловую и художественную функцию определений; выполнять синтаксический разбор предложений

Извлекать фактуальную информацию из теоретических текстов; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду,  

Распознают определения в предложении, выделяют их графически. Пишут мини-сочинение

Материалы ЦОР

Т.А.Богданова «Рабочая тетрадь»

18

19

Обстоятельство

2

Обстоятельство как второстепенный член предложения. Значения, способы выражения обстоятельств, их роль в предложении.

Познакомятся с понятием обстоятельство; значением и способами выражения обстоятельств.

Получат возможность научиться  распознавать обстоятельства и подчеркивать их в предложении; различать обстоятельства, отличающиеся по значению; определять роль обстоятельств в предложении; дополнять предложения подходящими по смыслу обстоятельствами.

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду,  

Распознают обстоятельства в предложении, выделяют графически. Устный рассказ по предложенным иллюстрациям с использованием обстоятельств

Материалы ЦОР, Smart-доска

«Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. К учебникам Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростецовой и др. Издание второе, переработанное. 5 класс»,  М., «ВАКО»

Тест9. Второстепенные члены предложения, 2 варианта.

20

Предложения с однородными членами.

1

Однородные члены предложения. Признаки однородности. Союзная и бессоюзная связь однородных членов предложения. Интонация перечисления и пунктуация в предложениях с однородными членами

Познакомятся с  понятием однородные члены предложения, союзная/бессоюзная связь; признаками однородности. Получат возможность научиться находить однородные члены в предложении; определять, какие члены предложения являются однородными, способ связи однородных членов; читать предложения с однородными членами, соблюдая интонацию перечисления, и комментировать пунктуацию в них

Извлекать фактуальную информацию из теоретических текстов; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду,  

Характеризуют предложения с однородными членами. Оставляют схемы. Создают описание предмета  с использованием однородных членов.

Презентация, Smart-доска

21

22

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

2

Союзная и бессоюзная связь однородных членов предложения. Запятые при однородных членах предложения. Синтаксический разбор предложений

Познакомятся с  условиями постановки запятой в предложениях с однородными членами. Получат возможность учиться  различать союзную и бессоюзную связь однородных членов предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; исправлять речевые ошибки в предложениях с однородными членами; выполнять синтаксический разбор предложений

Извлекать фактуальную информацию из теоретических текстов; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду,  

Составляют схемы предложений, выявляя опознавательные признаки постановки знаков препинания в предложениях с ОЧ.

Smart-доска

Т.А.Богданова «Рабочая тетрадь»

23

Обобщающие слова при однородных членах

1

Обобщающие слова при однородных членах. Пунктуация в предложениях с обобщающими словами при однородных членах, стоящими до и после однородных членов.

Познакомятся с  понятием обобщающее слово т правилами пунктуации в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

Учатся  расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и в предложениях с обобщающими словами при однородных членах; исправлять речевые ошибки в предложениях с однородными членами; выполнять синтаксический разбор предложений.

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду,  

Составляют схемы предложений, выявляя опознавательные признаки постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при  ОЧ. Тест.

Презентация

«Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. К учебникам Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростецовой и др. Издание второе, переработанное. 5 класс»,  М., «ВАКО»

Тест10. Однородные члены предложения, 2 варианта.

24

Предложения с обращениями

1

Обращение и его функции в предложении. Различия между подлежащим и обращением. Звательная интонация - опознавательный признак обращения. Знаки препинания при обращении. Предложения с обращениями к неодушевленным предметам

Получат представление об обращении, звательной интонации; о функции обращения в предложении и различиях между подлежащим и обращением.

Получат возможность научиться  распознавать обращения в предложениях, отличать их от подлежащих; ставить знаки препинания при обращениях; находить предложения с обращениями к неодушевленным предметам; выразительно читать предложения с обращениями, использовать их в собственной речи.

Извлекать фактуальную информацию из теоретических текстов,  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач,  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,  готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Осознают основные функции обращения. Выразительное чтение предложений с обращениями. Составляют предложения с обращениями. Упражнения по речевому этикету.

Презентация

«Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. К учебникам Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростецовой и др. Издание второе, переработанное. 5 класс»,  М., «ВАКО»

Тест11. Предложения с обращениями, 2 варианта.

25

Письмо

1

Виды речевой деятельности. Письмо. Основные особенности письменного высказывания. Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем и жанром. Виды писем. Правила написания писем. Пунктуация в предложениях с обращениями

Познакомятся с видами писем и правилами их написания.

Получат возможность поработать над написанием письма; продолжат формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращениями

Формировать навыки смыслового чтения

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,

соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,  готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Учатся различать письма по назначению и целям. Выделяют обращения. Пишут письмо другу или родственнику.

26

Синтаксический разбор простого предложения

1

Порядок синтаксического разбора предложения. Схема простого предложения

Познакомятся с  порядком синтаксического разбора простого предложения. Продолжат  выполнять синтаксический разбор простых предложений; строить схемы простых предложений

Формировать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду,  

Выполняют устный и письменный синтаксический разбор  простого предложения по цели высказывания, по интонации, по членам предложения. Составляют предложения по указанной характеристике. Исправляют ошибки в характеристике и разборе предложений

Smart-доска

«Русский язык. Тематический контроль. Под редакцией И.П.Цыбулько. 5 класс» Лабораторная  работа №3

27

Пунктуацион-ный разбор простого предложения

1

Порядок пунктуационного разбора предложения. Схема простого предложения

Изучат порядок пунктуационного разбора простого предложения. Продолжат формирование умения  выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простых предложений; строить схемы простых предложений.

Формировать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду,  

Выполняют устный и письменный пунктуационный разбор  простого предложения. Составляют предложения по графическим схемам  схемы к предложениям.

Smart-доска

28

Контрольный диктант по теме «Простое предложение»

1

Продолжат формирование умения писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

 Формируется умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности.

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду,  

проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.

Пишут диктант с грамматическим заданием

29

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

1

Продолжат учиться выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду,  формировать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков, учатся рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Выполняют работу над индивидуальными ошибками.

30

Заголовок и основная мысль текста. Устное описание картины «Опять двойка».

1

Соответствие названия текста и его основной мысли.  Биографические сведения о художнике Ф.П. Решетникове. Творческая история картины «Опять двойка!». Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения по картине

Получат возможность создавать и анализировать высказывание  с точки зрения стиля и типа речи, продолжат учиться  собирать материал для сочинения.

Формируется умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,

соблюдать в процессе воспроизведения текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

формировать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности.

Сбор материалов для устного высказывания. Устное сочинение-описание картины с использованием собранного языкового материала.

Презентация

31

32

33

Простые и сложные предложения

3

Признаки простого и сложного предложений, их функции в тексте. Структура сложного предложения. Средства связи частей сложного предложения. Запятая между частями сложного предложения. Союзные и бессоюзные предложения. Отличие ССП и СПП.

Сформулируют признаки простого и сложного предложения, получат представление об их функциях в тексте; проанализируют различия между простым и сложным предложением.

Учатся различать простые и сложные предложения и правильно расставлять в них знаки препинания

Извлекать фактуальную информацию из теоретических текстов; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду,  

Различают простые и сложные предложения. Определяют средства связи в сложных предложениях. Составляют кластер. Строят схемы сложных предложений и определяют средства связи в них. Составляют схемы к предложениям.

Smart-доска

Т.А.Богданова «Рабочая тетрадь»

34

35

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения

2

Порядок синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения. Схема сложного предложения. Конструирование сложных предложений

Познакомятся с  порядком синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения.

Формируют умение  выполнять устный и письменный синтаксический разбор сложных предложений; составлять схемы предложений.

Формировать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач,

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду,  

Выполняют синтаксический и пунктуационный  разбор сложных предложений. Пишут графический диктант

Т.А.Богданова «Рабочая тетрадь»

36

37

Прямая речь

2

Структура предложений с прямой речью. Место слов автора и прямой речи. Глаголы, вводящие прямую речь в предложение. Знаки препинания при прямой речи. Роль предложений с прямой речью в художественном тексте. Схемы предложений с прямой речью

Познакомятся со способами передачи чужой речи; понятием прямая речь; структурой предложений с прямой речью; правилами пунктуации при прямой речи.

Учатся  распознавать предложения с прямой речью; разграничивать прямую речь и слова автора и по необходимости менять их местами; расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью; определять глаголы, вводящие прямую речь в предложение; конструировать предложения с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью; : расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью; конструировать предложения с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью.

Формировать  умение извлекать фактуальную информацию из теоретических текстов; навыки смыслового чтения

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду,  формировать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности

Выделяют в предложении прямую речь после слов автора и перед ними, объясняют постановку знаков препинания, интонационные особенности предложений. Выполняют замену порядка следования прямой речи. Включение прямой речи в предложенный текст.

Презентация

«Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. К учебникам Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростецовой и др. Издание второе, переработанное. 5 класс»,  М., «ВАКО»

Тест12. Прямая речь, 2 варианта.

38

Диалог

1

Диалог. Структура диалога. Пунктуационное оформление реплик диалога. Диалог в художественном тексте. Составление диалогов по схемам. Монолог и диалог, знакомство с понятием речевой этикет.

Познакомятся с понятиями диалог, реплика; структуру диалога; правилами пунктуационного оформления диалогов.

научатся определять, сколько человек участвует в диалоге; записывать и правильно оформлять реплики диалога; составлять диалоги по схемам.

Формировать умение  извлекать фактуальную информацию из теоретических текстов; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач,

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду,  формировать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности, способствовать освоению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах

Различают предложения с прямой речью и диалогом. Чтение схем диалогов и составление текстов по этим схемам. Составление диалогов по предложенным ситуациям.

39

Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

Систематизация и коррекция знаний по теме

Систематизируют теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Получат возможность  применить на практике изученные правила пунктуации.

Формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, планировать и регулировать своею деятельность; формировать умение владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Формировать уважительное отношения к учебному труду,  формировать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков, учатся рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием..

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут лингвистические сочинения по изученным разделам темы.

40

Урок-зачет по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

Формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

формировать уважительное отношения к учебному труду,  формировать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков, учатся рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием..

«Русский язык. Тематический контроль. Под редакцией И.П.Цыбулько. 5 класс» Контрольная работа №2 2 варианта

41

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

Продолжить формирования умения писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему.

Формировать умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Формировать и поощрять желание приобрести новые знания и

 умения, формировать уважительное отношения к учебному труду, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.  

Пишут диктант

42

43

Контрольное подробное изложение

2

Продолжить формирование умения слушать и анализировать текст, составлять его план, писать изложение близко к тексту, сохраняя авторский стиль.

Продолжить формирование навыков смыслового чтения,

умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

соблюдать в процессе воспроизведения текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.

Пишут контрольное подробное изложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и систематизация знаний по теме “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи” в 5 классе. Урок-путешествие в сказку.

Урок необычный – урок-путешествие в сказку “Добрыня Никитич и Змей Горыныч”.Путешествуя по сказке и помогая Елисею в поисках Любавы, мыповторили теоретические сведения о главных и второстепенных...

урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...

Дидактические материалы по русскому языку 8 класс. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса».

Данные дидактические материалы соответствуют федеральному  государственному образовательному стандарту. Использование материалов позволит педагогу:-целенаправленно и систематически работать ...

Дидактические материалы по русскому языку 8 класс. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Тема: «Синтаксические связи слов в словосочетаниях».

Данные дидактические материалы соответствуют федеральному  государственному образовательному стандарту. Использование материалов позволит педагогу:-целенаправленно и систематически работать ...

Итоговый тест по теме "Синтаксис, пунктуация, культура речи".(5 класс)

Учителям и ученикам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к ЕГЭ, ставшему обязательным. Структура теста соответствует структуре аналогичных материалов ЕГЭ, что позволить начать подгото...

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Повторение изученного в 4 кл. (фрагмент урока в 5 кл.)

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Повторение изученного в 4 кл. (фрагмент урока в 5 кл.). В данной презентации представлены теоретические сведения об основных понятиях выбранной темы и практически...