Разработка урока в 5 классе по теме "Виды глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МКОУ «СОШ № 14» г. Палласовки
Разработка урока русского языка в 5 классе
«Виды глагола»
Выполнила:
учитель русского языка
Жигалина Светлана Александровна
Цель урока: сформировать знания о видах глагола и способах его определения.
Планируемые результаты:
Предметные - знать о видах глагола, их значениях; видовых парах глаголов и о различии между глаголами совершенного и несовершенного вида; уметь пользоваться способами распознавания видов глаголов по вопросам, по значению; уметь определять видовые пары.
Метапредметные – уметь вести самостоятельный поиск информации.
Личностные – осознавать роль русского языка и его значение в процессе получения школьного образования.
Задачи урока:
Обучающие:
- закрепить правописание Ь в глаголах (-тся-, -ться-);
- научить определять и различать вид глагола;
- научить создавать видовые пары;
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, слайд-презентация, заготовки кластера.
План урока:
- Организационный момент
- Повторение изученного материала
- Постановка проблемной ситуации
- Объяснение нового материала
- Закрепление
- Домашнее задание
- Рефлексия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Орг.момент II.Повторение изученного материала | Вид речевой деятельности: говорение. Прозвенел уже звонок, Здравствуйте, ребята, проверьте: всё ли у вас готово к уроку, тихонько садитесь. Откройте тетради, запишите число и классную работу. Вид речевой деятельности: педагогическое говорение Речевой жанр: педагогическое требование Сейчас мы с вами проверим, как вы справились с домашним заданием. Для этого мы с вами выполним цифровой диктант. Обратите внимание на СЛАЙД. С какой орфограммой использованы словосочетания? (Повторение правила) Если в глаголе ь пишется – ставим 1, если нет – ставим 2. (Словосочетания аналогичны домашнему заданию). На выполнение задания - 3 минуты (по окончанию взаимопроверка, СЛАЙД 2 с критериями оценивания). Опрос учащихся об их результатах. Молодцы! | Вид речевой деятельности: слушание глобальное, письмо (запись в тетради) Образец записи в тетради: Число Классная работа Вид речевой деятельности: слушание, устный ответ, цифровой диктант. Ответ ученика: Все словосочетания с орфограммой –тся и –ться в глаголах. Ответ ученика: Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает? или что делают? что сделают?, то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед –ся буква ь не пишется. Например: заря (что делает?)загорается (3 лицо, мягкий знак перед –ся не пишется) Ответ ученика: Если глагол отвечает на вопрос что делать? Что сделать?, то это глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква ь пишется. Например: начинает (что делать?) загораться (неопр. форма, мягкий знак перед –ся пишется.) Образец записи в тетради:
|
III. Постановка проблемной ситуации IV. Объяснение нового материала | Вид речевой деятельности: педагогическое говорение Жанр речи: слово учителя, беседа с классом Сегодня мы продолжаем узнавать новый материал по теме «Глагол». Обратите внимание на СЛАЙД 3. Перед вами две, казалось бы, одинаковых картинки. Посмотрите на них внимательно и скажите: что между ними общего и чем они различаются? Давайте составим предложения по каждой из этих картинок. Чем различаются эти предложения? Чем различаются глаголы ВЯЗАЛА и СВЯЗАЛА? Молодцы! Глаголы, которые отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? – несовершенного вида (действие еще не завершилось), на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? – совершенного вида. Откройте справочные тетради и запишите всю информацию о видах глагола. СЛАЙД 6. Легко запомнить: в вопросе к глаголу совершенного вида всегда присутствует приставка С. | Ответ ученика: На первой картинке мы видим, что бабушка еще вяжет шарф, а на второй – уже связала. Ответ ученика:1. Бабушка вязала шарф. 2. Бабушка связала шарф. Ответ ученика: 1. Глагол ВЯЗАЛА отвечает на вопрос: что делала? и обозначает действие, которое еще не закончилось, а глагол СВЯЗАЛА – что сделала? И обозначает действие, которое уже завершилось. (запись в справочную тетрадь)СЛАЙД 5 (запись правила в справочной тетради) |
IV. Закрепле ние нового материала | Вид речевой деятельности: слово учителя инструктирующее Установка на чтение А сейчас закрепим полученные знания. СЛАЙД 7. Сравните два предложения и определите, в каком из них мальчик выстрелил случайно. 1. Мальчик натянул рогатку и выстрелил. 2. Мальчик натягивал рогатку и выстрелил. СЛАЙД 8-9 (аналогично СЛ 7) Образование видовых пар: С помощью приставки образуйте однокоренные слова, но разного вида. СЛАЙД 10. Что мы с вами получили? Сейчас мы с вами закрепим понятие вид глагола с помощью работы в КЛАСТЕРЕ. (к доске приглашаются два ученика) Первый ученик работает с кластером на тему ШКОЛА и использует глаголы только несовершенного вида, второй – ПРИРОДА и использует глаголы совершенного вида. Проверка. Работа у доски. Приглашается один ученик, доска делится на два столбика. Первый – несовершенный вид, второй – совершенный вид. Учащиеся должны распределить слова по столбикам: Думает Купается Поскользнется Проспит Улыбнется Решает Трудится Упал Работают Выспался Проверка. Слова ПОСКОЛЬЗНЕТСЯ на морфемный разбор. | Вид речевой деятельности: слушание, устные ответы Вид речевой деятельности: говорение, беседа Дети самостоятельно приходят к понятию ВИДОВЫЕ ПАРЫ. Учащиеся работают с заготовками на доске. Несовершенный вид: Думает Купается Решает Трудится Работают Совершенный вид: Поскользнется Проспит Улыбнется Упал Выспался |
V.Дом. задание | Вид речевой деятельности: слово учителя Жанр: педагогическое требование Пришло время записать домашнее задание. СЛАЙД 11 1. с. 254, правило, упражнение 647 (641) 2. Выбрать из рассказа «Васюткино озеро» отрывок, выписать глаголы и указать их время и вид. (10-15 глаголов) | Вид речевой деятельности: слушание и письмо |
VI.Рефлексия | Вид речевой деятельности: беседа Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Сегодня вы хорошо поработали. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили. Обратите внимание на СЛАЙД 12. Выберите для себя предложение и скажите, как вам сегодня работалось на уроке, все ли было понятно, интересно, возникли ли трудности, нужно ли к чему-то еще раз вернуться? Вы сегодня очень активно работали на уроке. Спасибо за урок. Выставление и комментирование оценок. | Вид речевой деятельности: слушание детальное, критическое 1. Я сегодня узнал… 2.Ясегодня научился… 3. Мне было интересно… 4. У меня возникли трудности… 5. Я не понял… |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка 2 2 1 2 1 1 1 2 1 1 0 ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-5 ошибок – «3» 6 и более – «2»
Что общего и чем различаются картинки?
Бабушка ВЯЗАЛА шарф. Бабушка СВЯЗАЛА шарф.
Вид глагола Что сделать? Что делать? Совершенный Несовершенный ¬ Связала Вязала Действие завершилось. Действие продолжается.
Учимся играя. Вопрос с приставкой. Легко запомнить : глаголы совершенного вида отвечают только на те вопросы, которые имеют приставку с-.
Клуб знатоков. Случайный выстрел. Сравните два предложения и определите, в каком из них выстрел получился случайно. Мальчик натянул рогатку и выстрелил. Мальчик натягивал рогатку и выстрелил.
Какое действие обозначают глаголы?
Подберите однокоренные глаголы другого вида с помощью приставок. Коптить - за-коптить , под-коптить , на-коптить . Манить - … планируешь - … расту - … лепечет - … стрекочу - … рокочу - …
1. Я сегодня узнал… 2. Я сегодня научился… 3. Мне было интересно… 4. У меня возникли трудности… 5. Я не понял…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Конспект урока 6 класса по теме "Глагол"
Конспект урока для учащихся 6 классов, изучение темы "Глагол как часть речи"...
Наклонения глагола. Методическая разработка урока. 6 класс
Цели урока:знакомство с изъявительным, условным и повелительным наклонениями;отработка умения различать наклонения глагола;предупреждение ошибок в употреблении наклонений глагола в речи;упражнение в к...
Разработка урока 6 класс "Чудодейственная сила глагола"
Цель урока: показать роль глагола в построении связных высказываний; обогатить речь школьников глаголами разных групп: движения, речи, чувства, звучания; привить школьникам интерес к изучению русского...
методическая разработка урока 5 класс по русскому языку по теме " Вид глагола"
Презентация к уроку, подсказка по ходу урока, маршрутный лист. Урок проводился по технологии " Перевернутый класс"...
Методическая разработка урока русского языка "Личные окончания глаголов"
Почему я преподаю русский язык и литературу?«Любовь, что движет солнце и светила» – вот ответ, простой и вечный, не мой, но какой же точный!Почему я преподаю язык этим оголтелым подр...
Методическая разработка урока по теме "Неличные формы глагола: инфинитив и герундий", английский язык
Технологическая карта урока английского языка для 9 класса...