Разработка урока в 5 классе по теме "Виды глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vid_glagola.docx24.82 КБ
Файл urok.pptx909.45 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ № 14» г. Палласовки

Разработка урока русского языка в 5 классе

«Виды глагола»

Выполнила:

 учитель русского языка

Жигалина Светлана Александровна

Цель урока:  сформировать знания о видах глагола и способах его определения.

Планируемые результаты:

Предметные - знать о видах глагола, их значениях; видовых парах глаголов и о различии между глаголами совершенного и несовершенного вида; уметь пользоваться способами распознавания видов глаголов по вопросам, по значению; уметь определять видовые пары.

 Метапредметные – уметь вести самостоятельный поиск информации.

 Личностные – осознавать роль русского языка и  его значение в процессе получения школьного образования.

Задачи урока:

Обучающие:

- закрепить правописание Ь в глаголах (-тся-, -ться-);

- научить определять и различать вид глагола;

- научить создавать видовые пары;

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, слайд-презентация,  заготовки кластера.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Повторение изученного материала
  3. Постановка проблемной ситуации
  4. Объяснение нового материала
  5. Закрепление
  6. Домашнее задание
  7. Рефлексия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Орг.момент

II.Повторение изученного материала

Вид речевой деятельности: говорение. 

 Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

Здравствуйте, ребята, проверьте: всё ли у вас готово к уроку, тихонько садитесь. Откройте тетради, запишите число и классную работу.

Вид речевой деятельности: педагогическое говорение

Речевой жанр: педагогическое требование

Сейчас мы с вами проверим, как вы справились с домашним заданием.  Для этого мы с вами выполним цифровой диктант. Обратите внимание на СЛАЙД. С какой орфограммой использованы словосочетания? (Повторение правила) Если в глаголе ь пишется – ставим 1, если нет – ставим 2. (Словосочетания аналогичны домашнему заданию). На выполнение задания - 3 минуты (по окончанию взаимопроверка, СЛАЙД 2 с критериями оценивания). Опрос учащихся об их результатах.

Молодцы!

Вид речевой деятельности:  слушание  глобальное, письмо (запись в тетради)

Образец записи в тетради:

Число

Классная работа

Вид речевой деятельности: слушание, устный ответ, цифровой диктант.

Ответ ученика:

Все словосочетания с орфограммой –тся и –ться в глаголах.

Ответ ученика:

Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает? или что делают? что сделают?, то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед –ся буква ь не пишется. Например: заря (что делает?)загорается (3 лицо, мягкий знак перед –ся не пишется)

Ответ ученика:

Если глагол отвечает на вопрос что делать? Что сделать?, то это глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква ь пишется. Например: начинает (что делать?) загораться (неопр. форма, мягкий знак перед –ся пишется.)

Образец записи в тетради:

  1. 2
  2. 2
  3. 1
  4. 2
  5. 1
  6. 1
  7. 1
  8. 2
  9. 1
  10. 1

III. Постановка проблемной ситуации

IV. Объяснение нового материала

Вид речевой деятельности: педагогическое говорение

Жанр речи: слово учителя, беседа с классом

 Сегодня мы продолжаем узнавать новый материал по теме «Глагол». Обратите внимание на СЛАЙД 3. Перед вами две, казалось бы, одинаковых картинки. Посмотрите на них внимательно и скажите: что между ними общего и чем они различаются?

Давайте составим предложения по каждой из этих картинок.

Чем различаются эти предложения? Чем различаются глаголы ВЯЗАЛА и СВЯЗАЛА?

Молодцы!

Глаголы, которые отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? – несовершенного вида (действие еще не завершилось), на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? – совершенного вида.

Откройте справочные тетради и запишите всю информацию о видах глагола.

СЛАЙД 6. Легко запомнить: в вопросе к глаголу совершенного вида всегда присутствует приставка С.

Ответ ученика: На первой картинке мы видим, что бабушка еще вяжет шарф, а на второй – уже связала.

Ответ ученика:1. Бабушка вязала шарф.

2. Бабушка связала шарф.

Ответ ученика: 1. Глагол ВЯЗАЛА отвечает на вопрос: что делала? и обозначает действие, которое еще не закончилось, а глагол СВЯЗАЛА – что сделала? И обозначает действие, которое уже завершилось.

(запись в справочную тетрадь)СЛАЙД 5

(запись правила в справочной тетради)

IV.

Закрепле

ние

нового

материала

Вид речевой деятельности: слово учителя инструктирующее

Установка на чтение

А сейчас закрепим полученные знания.  СЛАЙД 7. Сравните два предложения и определите, в каком из них мальчик выстрелил случайно.

1. Мальчик натянул рогатку и выстрелил.

2. Мальчик натягивал рогатку и выстрелил.

СЛАЙД 8-9 (аналогично СЛ 7)

Образование видовых пар:

С помощью приставки образуйте однокоренные слова, но разного вида. СЛАЙД 10.

Что мы с вами получили?

Сейчас мы с вами закрепим понятие вид глагола с помощью работы в КЛАСТЕРЕ. (к доске приглашаются два ученика)

Первый ученик работает с кластером на тему ШКОЛА и использует глаголы только несовершенного вида, второй – ПРИРОДА и использует глаголы совершенного вида.

Проверка.

Работа у доски. Приглашается один ученик, доска делится на два столбика. Первый – несовершенный вид, второй – совершенный вид. Учащиеся должны распределить слова по столбикам:

Думает

Купается

Поскользнется

Проспит

Улыбнется

Решает

Трудится

Упал

Работают

Выспался

Проверка. Слова ПОСКОЛЬЗНЕТСЯ на морфемный разбор.

Вид речевой деятельности: слушание, устные ответы

Вид речевой деятельности: говорение, беседа

Дети самостоятельно приходят к понятию ВИДОВЫЕ ПАРЫ.

Учащиеся работают с заготовками на доске.

Несовершенный вид: Думает

Купается

Решает

Трудится

Работают

Совершенный вид:

Поскользнется

Проспит

Улыбнется

Упал

Выспался

V.Дом.

задание

Вид речевой деятельности: слово учителя

Жанр: педагогическое требование

Пришло время записать домашнее задание. СЛАЙД 11

1. с. 254, правило, упражнение 647 (641)

2. Выбрать из рассказа «Васюткино озеро» отрывок, выписать глаголы и указать их время и вид. (10-15 глаголов)

Вид речевой деятельности: слушание и письмо 

VI.Рефлексия

Вид речевой деятельности: беседа

Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Сегодня вы хорошо поработали. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили. Обратите внимание на СЛАЙД 12. Выберите для себя  предложение и скажите, как вам сегодня работалось на уроке, все ли было понятно, интересно, возникли ли трудности, нужно ли к чему-то еще раз вернуться?

Вы сегодня очень активно работали на уроке. Спасибо за урок.

Выставление и комментирование оценок.

Вид речевой деятельности: слушание детальное, критическое

1. Я сегодня узнал…

2.Ясегодня научился…

3. Мне было интересно…

4. У меня возникли трудности…

5. Я не понял…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цифровой диктант Если Ь пишется – ставим цифру 1 Если Ь не пишется – ставим цифру 2 Мальчик улыбает … ся Они собирают… ся Начал занимат … ся Она согласит… ся Береч … природу Задумат … ся над прочитанным Сломат … ся невовремя Растение развивает… ся Разжеч … костер Записат … ся в кружок

Слайд 2

Проверка 2 2 1 2 1 1 1 2 1 1 0 ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-5 ошибок – «3» 6 и более – «2»

Слайд 3

Что общего и чем различаются картинки?

Слайд 4

Бабушка ВЯЗАЛА шарф. Бабушка СВЯЗАЛА шарф.

Слайд 5

Вид глагола Что сделать? Что делать? Совершенный Несовершенный ¬ Связала Вязала Действие завершилось. Действие продолжается.

Слайд 6

Учимся играя. Вопрос с приставкой. Легко запомнить : глаголы совершенного вида отвечают только на те вопросы, которые имеют приставку с-.

Слайд 7

Клуб знатоков. Случайный выстрел. Сравните два предложения и определите, в каком из них выстрел получился случайно. Мальчик натянул рогатку и выстрелил. Мальчик натягивал рогатку и выстрелил.

Слайд 8

Какое действие обозначают глаголы?

Слайд 10

Подберите однокоренные глаголы другого вида с помощью приставок. Коптить - за-коптить , под-коптить , на-коптить . Манить - … планируешь - … расту - … лепечет - … стрекочу - … рокочу - …

Слайд 11

1. Я сегодня узнал… 2. Я сегодня научился… 3. Мне было интересно… 4. У меня возникли трудности… 5. Я не понял…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Конспект урока 6 класса по теме "Глагол"

Конспект урока для учащихся 6 классов, изучение темы "Глагол как часть речи"...

Наклонения глагола. Методическая разработка урока. 6 класс

Цели урока:знакомство с изъявительным, условным и повелительным наклонениями;отработка умения различать наклонения глагола;предупреждение ошибок в употреблении наклонений глагола в речи;упражнение в к...

Разработка урока 6 класс "Чудодейственная сила глагола"

Цель урока: показать роль глагола в построении связных высказываний; обогатить речь школьников глаголами разных групп: движения, речи, чувства, звучания; привить школьникам интерес к изучению русского...

методическая разработка урока 5 класс по русскому языку по теме " Вид глагола"

Презентация к уроку, подсказка по ходу урока, маршрутный лист. Урок проводился по технологии " Перевернутый класс"...

Методическая разработка урока русского языка "Личные окончания глаголов"

Почему я преподаю русский язык и литературу?«Любовь, что движет солнце и светила» – вот ответ, простой и вечный, не мой, но какой же точный!Почему я преподаю язык этим оголтелым подр...