Модальные (смысловые) частицы
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Онякова Валентина Николаевна

С 2015 года ФГОС вводится в основной школе. Данный урок - попытка освоить новые требования к уроку. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modalnye_chastitsy.doc86 КБ
Office presentation icon Приложение 12.97 МБ

Предварительный просмотр:

 

Автор: Онякова Валентина Николаевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Междуреченская СОШ № 6»

Номинация «Реализация ФГОС ООО»

Урок русского языка в 7 классе на тему

«Смысловые (модальные) частицы»

Рабочая программа «Русский язык 5-9 класс», разработанная на основе   ФГОС, программы «Русский язык. 5-9 класс» под редакцией Н.М. Шанского. - М.: Просвещение, 2010 г.

Урок русского языка в 7 классе на тему

«Смысловые (модальные) частицы»

   Наименование УМК:

- Рабочая программа «Русский язык 5-9 класс», разработанная на основе   ФГОС, программы «Русский язык. 5-9 класс» под редакцией Н.М. Шанского. - М.: Просвещение, 2010 г.

- Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 31-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

   Предмет, класс: русский язык, 7 класс

   Тема урока: Смысловые (модальные) частицы

   Место и роль урока в изучаемой теме: Данный урок – третий в теме «Частицы». На предыдущих уроках учащиеся получили понятие о частице как части речи, познакомились с разрядами частиц (смысловые и формообразующие) и более подробно остановились на формообразующих частицах. Урок даёт более полное представление о группах смысловых (модальных) частиц и, будучи первым из трёх уроков об этом  разряде частиц, подробнее знакомит с вопросительными, восклицательными и указательными модальными частицами.

   Тип урока: урок усвоения новых знаний

   Цель урока: Формировать у обучающихся представление о группах смысловых (модальных) частиц, понимание их роли в тексте, навык использования частиц в речи.

   Задачи урока:

Образовательные:

  Учащиеся должны

- иметь представление о группах смысловых (модальных) частиц по значению;

- уметь распознавать восклицательные, вопросительные и указательные частицы;

- понимать роль частиц в речи;

- уметь использовать частицы в общении.

Развивающие:

   Развивать умения

-самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации,  устанавливать логические связи;

-организовывать и регулировать свою деятельность;

-использовать различные источники информации;

-решать учебные задачи и представлять результаты своей деятельности в форме кластера;

- сотрудничать с соучениками,  работать в паре.

Воспитательные:

- формировать положительную мотивацию к обучению;

- создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету.

   Формируемые универсальные учебные действия:

- личностные УУД:

  • познавательный интерес к русскому языку, гордость за родной язык, его богатство и выразительность;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений;

- регулятивные УУД:

  • самостоятельно ставить учебные цели и задачи;
  • выделять способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • учиться основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

- коммуникативные УУД:

  • аргументировать свою точку зрения;
  • работать в группе;
  • задавать вопросы;
  • вступать в диалог.

- познавательные УУД:

  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять;
  • извлекать нужную информацию;
  • осуществлять классификацию;
  • обобщать понятия;
  • делать умозаключения.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, рабочие тетради, шаблоны для составления кластера, компьютерная презентация (Приложение 1), листы самооценки (Приложение 3), печатный раздаточный материал (Приложение 4), раздаточный материал для изготовления кластера (Приложение 5).

Использованные ресурсы:

- http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/04/23/modalnye-chastitsy

-  http://www.kmspb.narod.ru/posobie/priem.htm

- Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 31-е изд. – М.: Просвещение, 2010.


Технологическая карта урока

Этап урока

Время, мин

Методы и приёмы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

Организационный момент

1

приём авансирования

коллективная

Приветствует учащихся:

- Психологи утверждают: чтобы настроение было весь день хорошим, нужно мысленно каждому, кого встретишь, даже не очень приятным людям, искренне сказать: «Я желаю тебе счастья!», тогда и твой день будет счастливым и удачным. Посмотрите друг на друга и  пожелайте счастья… И я желаю вам всем счастья. Теперь наш урок будет удачным.

Настраиваются на урок.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

2-3

Лексическая разминка.

Технология критического мышления -

приём «Верите ли вы?»

фронтальная, коллективная  

Предлагает подобрать антонимы к словам  и прочитать ключевое слово.

Озвучивает утверждения упражнения «Знаете ли вы?», требует объяснения в случае ошибочного ответа.

Подбирают антонимы к словам, читают ключевое слово, делают вывод о теме урока.

Отвечают «да» или «нет», рассуждают, объясняют.

Ставят цель урока.

Производят самооценку.

Приложение 1, слайд 2

Приложение 2

Приложение 1, слайд 3

Приложение 3

Актуализация знаний (проверка выполнения домашнего задания)

5-6

Анализ и сравнение предложений, проверка «по цепочке»

фронтальная

Заслушивает ответы и объяснения учащихся, задаёт вопросы, направляет деятельность.

Предлагает сравнить предложения, выяснив синтаксическую роль омонимичных частиц, союзов, наречий.

Объясняют «по цепочке», какими частями речи являются выделенные лова упр. 363.

Анализируют и сравнивают предложения, делают выводы.

Производят самооценку.

Приложение 1, слайд 4

Приложение 3

Первичное усвоение новых знаний

7

Технология критического мышления – приём инсерт (чтение с пометками:

v  - это я знал

- - противоречит моим представлениям (думал иначе)

+   - новая информация

?   - возник вопрос), беседа.

индивидуальная, фронтальная

Предлагает поработать с текстом, делая пометки карандашом, консультирует.

Организует беседу по прочитанному:

- Что нового узнали о частицах?

- Что осталось непонятным?

- Где можно найти недостающую информацию?

Читают текст, делают пометки.

Отвечают, дополняют друг друга, находят недостающую информацию в учебнике, делают записи в текст.

Производят самооценку.

Приложение 4

Приложение 1, слайд 5

Приложение 3

Первичная проверка понимания

3

Составление кластера

работа в парах

Предлагает с помощью цветных кругов и овалов составить кластер по изученному материалу, консультирует, направляет.

Представляет слайд с кластером.

Составляют кластер

Осуществляют самопроверку и самооценку.

Приложение 5

Приложение 1,  слайд 6

Приложение 3

Первичное закрепление

20

Дидактическо-динамическая пауза, работа с учебником.

коллективная, фронтальная, индивидуальная

Читает предложения с вопросительными, восклицательными и указательными частицами, предлагает объяснить в случае ошибки.

Предлагает выполнить упражнения учебника: упр. 365 (устно), 367 (запись только 1 предложения – повторение прямой речи), упр. 368 (после обсуждения самостоятельно), координирует деятельность учащихся.

Встают или остаются сидеть, объясняют свой выбор.

Читают задания, определяют цель выполнения упражнения, отвечают на вопросы, предлагают свои варианты ответов, записывают предложения с объяснением постановки знаков препинания, осуществляют взаимопроверку упр. 368.

Производят самооценку.

Приложение 6

Приложение 3

Рефлексия, подведение итогов урока

4

графический диктант, беседа

индивидуальная, фронтальная

Диктует предложения с изученными частицами.

Проводит беседу по итогам урока и результатам самооценки.

Условными знаками обозначают группы частиц  по смыслу (вопрос. - ?

воскл. - !

указан.

Осуществляют самопроверку.

Отвечают на вопросы, задают вопросы, возникшие в ходе урока.

Приложение 7

Приложение 1, слайд 7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1

коллективная,

индивидуальная

Предлагает составить на выбор текст или отдельные предложения с использованием частиц, выражающих вопрос, восклицание, указание, на тему «Весна»

Осмысливают задание, записывают в дневник.


Приложение 2

«Верите ли вы?»

- Частица – это самостоятельная часть речи (нет)

- Некоторые частицы служат для образования форм слова (да)

- Частицы делятся на смысловые и формообразующие (да)

- Формообразующие частицы служат для образования личных форм глагола (нет)

- Частица БЫ (б) служит для образования условного наклонения глагола (да)

- Слова пусть(пускай), да, давай (те) не всегда являются частицами (да)

- Смысловые частицы имеют самостоятельное лексическое значение (нет)

- Смысловые частицы вносят дополнительные оттенки смысла в предложение (да)

- Мы уже всё знаем о частицах (нет)

Приложение 3

Лист самооценки

ФИ_________________________________________________________

3 – справился без ошибок;    2 – справился, но были сомнения и неточности, возникли вопросы;  1 – справился с ошибками;   0 – не справился.

Разминка

Домашнее задание

Работа с текстом

Кластер

Тренировочные упражнения

Итого

Оцени себя:

13-15 б. – «5»;  

10-12 б. – «4»;  

7-9 б. – «3»;

менее 7 б. – поработай дома, договорись о консультации

Приложение 4

Текст

   В предложениях Сегодня к нам приедут артисты? Разве сегодня к нам приедут артисты? спрашивается  об    одном и том же, но во втором предложении, кроме того, выражен дополнительный оттенок значения, заключенного в вопросе,- неуверенность, сомнение, а именно: приезд  артистов, кажется, следует ждать не сегодня. Этот дополнительный оттенок значения, который выделяет в предложении слово сегодня, выражен с помощью частицы разве.

  Частица – это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.

   Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении. Эти частицы выражают вопрос, восклицание, усиление, уточнение, отрицание, смягчение требования. Смысловые частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.

Вопрос: разве, ли, неужели

Восклицание: что за, как

Указание: вот (а вот), вон (а вон)

Сомнение

Уточнение: именно, как раз

Выделение: только,  исключительно, почти, лишь

Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, все.

Смягчение требования: - ка

 

Приложение 5

Раздаточный материал (цветные овалы для составления кластера)

Приложение 6

Дидактическо-динамическая пауза

Учитель проговаривает фразу, в которой есть изучаемая частица, при этом ученики, сидящие на первом варианте встают в том случае, если слышат фразу с вопросительной частицей, на втором  – с восклицательной, весь класс – с указательной:

Неужели не придешь?

Вот мой дом.

Что за фильм!

А вот речка!

Разве это ты сделал?

Как здорово!

Что за прелесть!

Ты ли это?

Вон за той горой!

Приложение 7

Графический диктант

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

вопрос. - ?

воскл. - !

указан. -

Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл…

Как не любить воспоминания о детстве!

Что за спектакль был сегодня!

Неужели и жизнь отшумела, отшумела, как платье твое?

Не правда ли, что Париж – столица Франции?

Посмотри: вон,  вон играет, дует, плюет на меня…

Как хороши весной в лесу цветочки!

Разве можно вести  себя так?

Вот он кричит: поди сюда!

Вот и закончился диктант.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработала: Онякова В.Н., учитель русского языка и литературы, 1 квалификационная категория

Слайд 3

Мал золотник, да дорог. – Да здравствует мир на планете! Командир говорил просто и убедительно. – Я просто ослеп от яркой вспышки света.

Слайд 5

v - это я знал - - противоречит моим представлениям + - новая информация ? - возник вопрос

Слайд 7

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ! ! ? ? ! ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модальные частицы

Урок  русского языка проведен в 7 "А"классе .На данном уроке дается понятие о модальных частицах,о ее роли в предложении,формируется умение выделять частицы  среди других частей речи.При пос...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...

Конспект урока в 7 классе "Смысловые частицы"

Весь урок  был построен на основе развития системы критического мышления, для этого использовала такие методы как ИНСЕРТ, КЛАСТЕР, СИНКВЕЙН. Все эти приёмы способствуют усвоению детьми не разрозн...

Урок русского языка 7 класс по теме "Смысловые частицы"

Данный урок - введение в тему "Смысловые частицы". На этом уроке ребята знакомятся с понятием "Смысловая ( смыслоразличительная) частица,  группы смысловых частиц по значению...

Разработка урока "Употребление модальных частиц" 7 класс

Открытый урок на Дне открытых дверей для родителей "Модальные частицы"...

Смыслоразличительные частицы. Сфера употребления смысловых частиц.

частица - это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки в предложения...