Модальные частицы
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Наримбетова Айнагуль Куатовна

Урок  русского языка проведен в 7 "А"классе .На данном уроке дается понятие о модальных частицах,о ее роли в предложении,формируется умение выделять частицы  среди других частей речи.При построении данного урока используются элементы технологии Критическое мышление  ребенка через письмо и чтение,(Чтение с пометками - инсерт,синквейн,кластер).,исценировка  лингвистической сказки о частицах.Было проверено усвоение материала детьми цифровым тестом.На уроке мы говорим о великом поэте,писателе Казахстана,основоположнике казахской письменности  Абае Кунанбаеве.,о романе М .Ауезове "Путь Абая".Используем отрывки  из данного произведения для усвоения материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modalnye_chasticy.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Модальные частицы

Цель: дать понятие   о   модальных частицах,  ее роли в предложении;

Задачи: формировать умение выделять модальные частицы среди других частей речи: актуализировать имеющие знания по данной теме;

              развивать познавательные умения, самостоятельность, аналитическое мышление;

              воспитывать дисциплинированность, ответственность за свою деятельность, уважение друг другу;

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: портрет А.Кунанбаева, аудиозапись , Схемы, тест, текст

Ход урока

1 Оргмомент

Здравствуйте , ребята! Начнем наш урок с лексической разминки.

Посмотрите на слова, записанные на доске, и подберите антонимы:

                      Родной              -    ч ужой

                     Неряшливый     -    а ккуратный

                     Горький             -    с ладкий

                     Светлый             -    т емный

                     Ложный             -    и стинный

                     Разбитый          -      ц елый

                     Пассивный         -    а ктивный

 

     - Какое слово получилось? (частица)

       -Мы продолжим наш разговор о частице, и познакомимся ещё с новым видом разряда частиц.

    Звучит запись песни на слова Б. Окуджавы

       

         Давайте понимать друг друга с полуслова,

         Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова,

         Давайте жить, во всем друг друга потакая,-

         Тем более что жизнь короткая такая.

 

  -  Как вы понимаете эти строки?

     - Определите роль и значение частиц?

(работа с орфограммами и пунктуацией)

         Запишите этот отрывок.

К какому разряду относится частица давайте?

 Какие разряды вы знаете? Как вы думаете, все и вам известно о частицах?

 - Сейчас вы увидите многообразие модальных частиц или смысловых. Для разрешения возникших вопросов предлагаю вам текст для чтения, в котором вы сделаете определенные пометки (инсерт)

v – это я знал

.  – противоречит моим представлениям

+   - новая информация

?   - возник вопрос

Текст

В предложениях Сегодня к нам приедут артисты? Разве сегодня к нам приедут артисты? Спрашивается  об    одном и том же, но во втором предложении, кроме того , выражен дополнительный оттенок значения, заключенного в вопросе,- неуверенность, сомнение, а именно: приезд  артистов, кажется, следует ждать не сегодня. Этот дополнительный оттенок значения, который выделяет в предложении слово сегодня, выражен с помощью частицы разве.

Частица – это служебная часть речи , которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.

Смысловые ( модальные )частицы вносят различные смысловые оттенки . а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении. Эти частицы выражают вопрос, восклицание , усиление, уточнение, отрицание, смягчение требования. Смысловые частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.

Вопрос- разве, ли, неужели

Восклицание- что за, как

 Указание_ вот (а вот) , вон ( а вон)

Сомнение –

Уточнение – именно, как раз

Выделение –только ,  исключительно, почти,лишь

Усиление- даже, даже и, ни, и, же, ведь, Уж, все.

Смягчение требования- ка

 

Выполните кластер по модальным частицам

                             

                                  Модальные частицы

 усиление                    восклицание              вопрос            ограничение

             

      Сомнение       указание         уточнение

 Инсценировка «Бы, ли, же»

 Были же сомнения, были же мечты, но были же и надежды, что сомнения развеваются, а мечты осуществляются! Были же……

   - Какие значения показаны каждой частицы?( бы –мечтает, ли- сомневается, же- утверждает)

  - Проверим на практике как вы разобрались в том , что мы изучаем.

 

 - Кто изображен на портрете ?

- это великий поэт, писатель, основоположник современной казахской письменной литературы Абай Кунанбаев.

Сообщение :

Родился в Чингизских горах Семипалатинской области, от одной из 4-х жен Кунанбая, старшего султана Каркаралинского окружного приказа.

Он похоронен около своей зимовки Жидебай, вблизи Чингихзских гор, на 60 году жизни.

Особое место в творчестве занимает «Қара сөз»Под этим наименованием объединены 45 «слов» - небольших законченных фрагментов. Это откровенный разговор- собеседование, это философия жизни на фоне судеб народа.

 - Благодаря какому роману запечатлено имя Ибрагима Кунанбаева?  (Роман «Путь Абая» М.Ауезова)

Запишим отрывки из этого романа.

  Аулы, расположенные на переливах и в долинах Чингиза, уже прикочевали к зимовьям.

Люди ещё оставались в юртах, но зорко следили за погодой.

В Жидебае все уже перебрались в юрты. В этом году река Караул разлилась очень широко, и пойменные луга уже покрылись зеленым ковром.

Выполните синтаксический разбор предложении, определите разряды частиц,

Сделайте схему последнего предложения.

Меняется ли значение частицы уже встретившейся 3 раза?

Цифровый тест

1- вопросительная частица.

2- восклицательная

3-указательная

4- усилительная

1.Вот и пионерский лагерь.2. Был такой грохот, что даже котенок забился под кровать 3. Как горько понимать, что ты обманут был. 4. Что за жизнь! Что за нравы?! 5. Все-таки нужно попытаться еще раз .Вон домишки мелькают вдали. 7 Ходил ли ты сегодня в школу?

Взаимопроверка.

Составление  синквейна. Чтение своих работ.

Ребята, что мы изучали на уроке ?

Подведение итога урока . Д/ З  составьте небольшой рассказ на свободную тему с максимальным содержанием частиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 7 класс Частицы. Разряды частиц

Урок для учащихся 7 класса  разработан с использованием модульной технологии. Модуль позволяет ученику, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанные в...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...

Модальные (смысловые) частицы

С 2015 года ФГОС вводится в основной школе. Данный урок - попытка освоить новые требования к уроку. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

Разработка урока "Употребление модальных частиц" 7 класс

Открытый урок на Дне открытых дверей для родителей "Модальные частицы"...

Категория состояния, модальные слова и модальные функции

В статье даётся чёткое и ясное определение модальности, указывается, по каким признакам смысловая единица речи может рассматриваться как модальное слово, а также приводятся сведения о семантических зн...