Модальные частицы
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Урок русского языка проведен в 7 "А"классе .На данном уроке дается понятие о модальных частицах,о ее роли в предложении,формируется умение выделять частицы среди других частей речи.При построении данного урока используются элементы технологии Критическое мышление ребенка через письмо и чтение,(Чтение с пометками - инсерт,синквейн,кластер).,исценировка лингвистической сказки о частицах.Было проверено усвоение материала детьми цифровым тестом.На уроке мы говорим о великом поэте,писателе Казахстана,основоположнике казахской письменности Абае Кунанбаеве.,о романе М .Ауезове "Путь Абая".Используем отрывки из данного произведения для усвоения материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modalnye_chasticy.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Модальные частицы
Цель: дать понятие о модальных частицах, ее роли в предложении;
Задачи: формировать умение выделять модальные частицы среди других частей речи: актуализировать имеющие знания по данной теме;
развивать познавательные умения, самостоятельность, аналитическое мышление;
воспитывать дисциплинированность, ответственность за свою деятельность, уважение друг другу;
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: портрет А.Кунанбаева, аудиозапись , Схемы, тест, текст
Ход урока
1 Оргмомент
Здравствуйте , ребята! Начнем наш урок с лексической разминки.
Посмотрите на слова, записанные на доске, и подберите антонимы:
Родной - ч ужой
Неряшливый - а ккуратный
Горький - с ладкий
Светлый - т емный
Ложный - и стинный
Разбитый - ц елый
Пассивный - а ктивный
- Какое слово получилось? (частица)
-Мы продолжим наш разговор о частице, и познакомимся ещё с новым видом разряда частиц.
Звучит запись песни на слова Б. Окуджавы
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова,
Давайте жить, во всем друг друга потакая,-
Тем более что жизнь короткая такая.
- Как вы понимаете эти строки?
- Определите роль и значение частиц?
(работа с орфограммами и пунктуацией)
Запишите этот отрывок.
К какому разряду относится частица давайте?
Какие разряды вы знаете? Как вы думаете, все и вам известно о частицах?
- Сейчас вы увидите многообразие модальных частиц или смысловых. Для разрешения возникших вопросов предлагаю вам текст для чтения, в котором вы сделаете определенные пометки (инсерт)
v – это я знал
. – противоречит моим представлениям
+ - новая информация
? - возник вопрос
Текст
В предложениях Сегодня к нам приедут артисты? Разве сегодня к нам приедут артисты? Спрашивается об одном и том же, но во втором предложении, кроме того , выражен дополнительный оттенок значения, заключенного в вопросе,- неуверенность, сомнение, а именно: приезд артистов, кажется, следует ждать не сегодня. Этот дополнительный оттенок значения, который выделяет в предложении слово сегодня, выражен с помощью частицы разве.
Частица – это служебная часть речи , которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.
Смысловые ( модальные )частицы вносят различные смысловые оттенки . а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении. Эти частицы выражают вопрос, восклицание , усиление, уточнение, отрицание, смягчение требования. Смысловые частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.
Вопрос- разве, ли, неужели
Восклицание- что за, как
Указание_ вот (а вот) , вон ( а вон)
Сомнение –
Уточнение – именно, как раз
Выделение –только , исключительно, почти,лишь
Усиление- даже, даже и, ни, и, же, ведь, Уж, все.
Смягчение требования- ка
Выполните кластер по модальным частицам
Модальные частицы
усиление восклицание вопрос ограничение
Сомнение указание уточнение
Инсценировка «Бы, ли, же»
Были же сомнения, были же мечты, но были же и надежды, что сомнения развеваются, а мечты осуществляются! Были же……
- Какие значения показаны каждой частицы?( бы –мечтает, ли- сомневается, же- утверждает)
- Проверим на практике как вы разобрались в том , что мы изучаем.
- Кто изображен на портрете ?
- это великий поэт, писатель, основоположник современной казахской письменной литературы Абай Кунанбаев.
Сообщение :
Родился в Чингизских горах Семипалатинской области, от одной из 4-х жен Кунанбая, старшего султана Каркаралинского окружного приказа.
Он похоронен около своей зимовки Жидебай, вблизи Чингихзских гор, на 60 году жизни.
Особое место в творчестве занимает «Қара сөз»Под этим наименованием объединены 45 «слов» - небольших законченных фрагментов. Это откровенный разговор- собеседование, это философия жизни на фоне судеб народа.
- Благодаря какому роману запечатлено имя Ибрагима Кунанбаева? (Роман «Путь Абая» М.Ауезова)
Запишим отрывки из этого романа.
Аулы, расположенные на переливах и в долинах Чингиза, уже прикочевали к зимовьям.
Люди ещё оставались в юртах, но зорко следили за погодой.
В Жидебае все уже перебрались в юрты. В этом году река Караул разлилась очень широко, и пойменные луга уже покрылись зеленым ковром.
Выполните синтаксический разбор предложении, определите разряды частиц,
Сделайте схему последнего предложения.
Меняется ли значение частицы уже встретившейся 3 раза?
Цифровый тест
1- вопросительная частица.
2- восклицательная
3-указательная
4- усилительная
1.Вот и пионерский лагерь.2. Был такой грохот, что даже котенок забился под кровать 3. Как горько понимать, что ты обманут был. 4. Что за жизнь! Что за нравы?! 5. Все-таки нужно попытаться еще раз .Вон домишки мелькают вдали. 7 Ходил ли ты сегодня в школу?
Взаимопроверка.
Составление синквейна. Чтение своих работ.
Ребята, что мы изучали на уроке ?
Подведение итога урока . Д/ З составьте небольшой рассказ на свободную тему с максимальным содержанием частиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок 7 класс Частицы. Разряды частиц
Урок для учащихся 7 класса разработан с использованием модульной технологии. Модуль позволяет ученику, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанные в...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»
Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
Модальные (смысловые) частицы
С 2015 года ФГОС вводится в основной школе. Данный урок - попытка освоить новые требования к уроку. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Разработка урока "Употребление модальных частиц" 7 класс
Открытый урок на Дне открытых дверей для родителей "Модальные частицы"...
Категория состояния, модальные слова и модальные функции
В статье даётся чёткое и ясное определение модальности, указывается, по каким признакам смысловая единица речи может рассматриваться как модальное слово, а также приводятся сведения о семантических зн...