Карточки по теме «Предлог» 7 класс
материал по русскому языку (7 класс) на тему

Полехина Елена Андреевна

Карточки по теме "Предлог" для изучения в 7 классе можно также использовать при повторении темы в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_po_teme_predlog_7_klass.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Карточки по теме «Предлог» 7 класс

 59. Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте ещё раз текст, составьте его план, подготовьтесь к пересказу текста по плану.

В настоящ,..е время предлоги поп...лняю(т, ть)ся новыми словами (за) счёт того, что в предлоги переход...т существительные, деепричастия, наречия.

Есть, конечно, древние предлоги, которые отл...чаю(т,ть)ся (от) тех, что образован... ы сравнительно (не) давно. Древнейш...е предлоги называются непроизводными, и сост...ят они только из одного, реже — из двух слогов, а иногда даже из одного согласного звука: в, без, до, из, к, на, по, о, от, перед, через, при, с, у ж некоторые другие.

На основе непроизводных предлогов давно были образован...ы сложные, которые имеют дефисное написание: из-за, из-под, по-над.

Постелен...о непроизводные предлоги уже не в состоянии были полностью удовлетворить возр...стающ...ю потребность более полно и тонко перед...вать информа цию. И (по) этой причине пр...бл...зительно с конца XVII в. начался активный процесс, се) создания новых предлогов на базе самостоятельных частей речи. Такие предлоги получили название производных.

Например, предлог В ТЕЧЕНИЕ по...вился (от) сочетания первообразного предлога В и существительного ТЕЧЕНИЕ в форме винительного падежа; БЛАГОДАРЯ, СПУСТЯ — от деепричастий. В таких случаях самостоятельные части речи утрач…вают постепен...о своё лексическое значение и пр...обр...тают свойства служебных. (По С. Львовой)

Составьте план.

Определите стиль речи. Докажите.

 Подберите антонимы к слову АКТИВНЫЙ.

Сделайте фонетический разбор слова ПО…ВИЛСЯ

62. Прочитайте текст, составленный по книге В. А. Ивановой, 3. А. Потихи, Д. Э. Розенталя «Занимательно о русском языке».

Многие люди допускают ошибки, когда говорят ПРИЕХАЛ С МОСКВЫ, ПРИШЁЛ СО ШКОЛЫ. Предлоги вина имеют антонимические предлоги из и с, поэтому если мы говорим НА ПОЧТУ, НА УЧАСТОК, НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК, то НУЖНО сказать С ПОЧТЫ, С УЧАСТКА, С ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. Если мы говорим ПОЕХАЛ В МОСКВУ, ПОШЁЛ В ШКОЛУ, то противоположным предлогу в должен быть предлог из: ПРИЕХАЛ ИЗ МОСКВЫ, ПРИШЁЛ ИЗ ШКОЛЫ.

 Допишите предложение: Антоним предлога в — предлог…; предлога с  предлог …        

65. Определите часть речи выделенных слов. Выполните задание по образцу.

предл.

ВОКРУГ (= около, у) дома росли кусты сирени.

нар.

Всё притихло ВОКРУГ (где?).

предл.

ВДОЛЬ (== около, у) дороги тянулись тополя.

нар.        нар.

Он исходил этот край ВДОЛЬ и ПОПЕРЁК (как?).        

1. Отлив оставил ВОКРУГ (     ) корабля по колено воды. — Все столпились ВОКРУГ (         ) стола. — Всё ВОКРУГ (    _) дышало покоем и тишиной. — Дворов двадцать лепилось ВОКРУГ (     ) старой деревянной церкви. 2.Полоски были наклеены ВДОЛЬ (    ). — Пыль мчалась ВДОЛЬ (     ) улицы лёгкими клубами и, поднимаясь, алела. 3.Сорока ВБЛИЗИ (           ) жилья летает — быть вьюге (примета).  Вдруг раздался ВБЛИЗИ (        ) короткий выстрел, и пуля прошла почти ОКОЛО (     ) уха.— Ты всё ходишь ВОКРУГ да ОКОЛО   (        ).  4. Что ожидало их ВПЕРЕДИ (     )? — ВПЕРЕДИ (    ) грозового фронта шёл ветровой вал, который превратил воздух в кромешное месиво из тьмы и пыли.

66.        Раскройте скобки, выполните задание по образцу:

шёл (куда?) навстречу (нар.)        

шёл на встречу (с кем?) с другом (сущ. с предл.)

 шёл навстречу (= ко) мне (предл.)

Броситься мне (на) встречу

плыть (на) встречу кораблю

она не пришла (на) встречу

надо было торопиться (на) встречу с одноклассниками        

ей (на) встречу летели брызги

гнал (на) встречу стадо

поскакал (на) встречу стаду

Укажите, какими частями речи могут быть записанные слова: НАВСТРЕЧУ- ;  НА ВСТРЕЧУ-

67.        Раскройте скобки, надпишите над выделенными словами часть речи.

1. Волна б...ёт (НА) ВСТРЕЧУ текучей волне — быть дождю. 2. От озера (НА) ВСТРЕЧУ путникам в бе...порядке летели стаи птиц. 3. Быстрые руч...и срывались с отвесной крут...зны и падали (НА) ВСТРЕЧУ солёной морской воде, шумно и звонко разл...таясь тысячами брызг.  4. Он кинулся (НА) ВСТРЕЧУ потоку машин. 5. Однако (НА) ВСТРЕЧУ со мной (ни) кто (не) спешил. 6. (Не) большой костёр выпускал дымные клубы (НА) ВСТРЕЧУ лёгкому ветерку.   7. Небо, покрытое отарами белых облаков, медлен...о плыло (НА) ВСТРЕЧУ. 8. Потом выбежали нам (НА) ВСТРЕЧУ зар...сли молоденьких сосен.

Найдите в школьном толковом словаре русского языка значение слова ОТАРЫ;

Найдите в двух последних предложениях художественные средства выразительности:

68.        Раскройте скобки, выполните задание по образцу:

ввиду (= из-за) болезни (предл.)        договориться насчёт (= о) похода (предл.)

корабль остановился (где?) (нар.)      на (мой) счёт в банке (сущ. с предл.)

в виду города (сущ. с предл.)

     Говорили (на) счёт (         ) фильма (       );

испортился (в) виду (              ) перегрузки (       );

надо иметь это (в) виду (         );

спонсоры перевели деньги (на) счёт (       ) школы (    );

проплыть (в) виду (      ) пристани (                );

(в) виду (     ) приближающихся холодов (        );

распорядиться (на) счёт (       ) обеда (       );

стоять (в) виду (     ) берега (       );

условиться (на) счёт экскурсии (       ).

69. А.        Раскройте скобки, выполните задание по образцу. В именах существительных выделите

окончания.

предл.

Образец: Опоздали вследствие (= из-за) задержки автобуса.

сущ. В. п.

включено в следстви\ё\ (во что? куда?) по делу о пропаже;

сущ. П. п.      

обнаружены новые факты в следстви\и\ (в чём? где?) по делу.

(В) следствие (      ) плохой погоды;

(в) следстви... (        ) допущены ошибки;

не приехал (в) следстви... (       ) болезни;

(в) следстви... (        ) дождей река вышла из берегов;

расширяется (в) следстви... (      ) перегрева;

(в) следстви... (      ) переутомления;

озеро образовано (в) следстви... ) землетрясения

    (в) следстви... (           ) включены новые факты;

    (в) следстви... (    _) не было обнаружено ошибок

    показания, содержащиеся (в) следстви... (     ).

69. Б. Раскройте скобки, выполните задание по образцу. В именах существительных выделите окончания.

Отсутствовать (в) течени... (        ) недели;  читать о герое (в) продолжени... (      ) книги;

путешествовать (в) продолжени... (       ) месяца; (в) течени...  (      ) минуты; улучшения (в) течени...    (    ) болезни; встретиться с героями в продолжении… (    ) фильма;  (в) течени...  

(    )  реки встречаются водовороты; мечтать об этом (в) течени... (   ) целого года; видеть изменения (в) течени... (    ) ручья;

Допишите: В существительных ТЕЧЕНИЕ, ПРОДОЛЖЕНИЕ, СЛЕДСТВИЕ в

винительном падеже с предлогом в пишется окончание  …., в предложном —  ….

На конце предлогов   В ТЕЧЕНИ...   В ПРОДОЛЖЕНИ...   ВСЛЕДСТВИ...  пишется суффикс ...

70. Раскройте скобки, сделайте по образцу:

Шел, не смотря (не глядя) по сторонам .(деепр.) Пошли в поход, несмотря на дождь (хотя был дождь). (предлог)

Отвечал, (не) смотря в книгу; собрали хороший урожай, (не) смотря на засуху; судно вышло в море, (не) смотря на непогоду; поднимались по склону, (не) смотря вниз; принялись за работу, (не) смотря на усталость; говорил с отцом, (не) смотря на него; шли по дороге, (не) смотря под ноги; соревнования продолжались, (не)смотря на снегопад.

72. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки,

(По) старин...ому поверью, солнце и месяц (с) начал... зимы расходятся в разные стороны: один на восток, другой на запад. И с той поры они (не) встречаются друг (с) другом до самой весны. (В) течени... всей зимы солнце н...чего (не) знает о месяце, а месяц н...чего (не) знает (на) счёт солнца. Повстречавшись весной, они (с) начал... долго рассказывают о своём житье (бытье), но бывает, что месяц с солнцем при этой встрече доходят до ссоры, (в) следстви... чего случаются земл...тр...сения. Согласно пр...дани..., чаще в ссоре бывает виноват месяц (в) виду его гордого и заносч...вого характера.

 Выпишите два предлога, сделайте их морфологический разбор:

73. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

ЕЩЁ ОДИН ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ...

(При) каких условиях луч...ше запоминае(т, ть)ся содержание трудного учебного материала?

Проверите сами. Предложите одному из одноклассников прочитать п...рагр...ф учебника три раза. Другому разрешите разобраться в нём (с) помощью готового плана. Третий, в отличи... от второго, пусть составит план самостоятельно. Споров (на) счёт э(ф, фф)ективности последнего приёма (не) будет: (в) течени... (полу) часа вы убедитесь в том, что, (не) смотря на сложность материала п...рагр...фа, благодаря активной мыслительной работе при самостоятельном планировани..., третий ученик доб...ё(т, ть)ся луч...ших результатов.

Сформулируйте основную мысль высказывания, запишите его:  

Дайте толкование слов Э(Ф, ФФ)ЕКТИВНЫЙ и Э(Ф, ФФ)ЕКТНЫЙ.

В случае затруднений обратитесь к школьному толковому словарю русского языка. Составьте с этими словами предложения.

Э...ЕКТИВНЫЙ — Э...ЕКТНЫЙ — Выпишите по два предлога:

простых:        

составных:        

 Сделайте морфологический разбор любых двух предлогов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Предлог". 7 класс.

Мастер-класс для учителей русского языка и литературы в  рамках  "Школы молодого педагога"....

Урок русского языка в 7 классе по теме повторение по теме предлог

Данный урок относится к типу изучениеповторение и обобщение узученного материала.Различные виды работ помогают хорошему обобщению узученного материала и закреплению  знаний . Данный урок проходил...

Карточки по теме "Правописание производных предлогов, наречий"

Карточки предназначены для индивидуальной работы учащихся по отработке навыков написания производных предлогов....

Карточки по русскому языку по теме "Предлог" в 7 классе

Материал позволит быстро проверить языковые компетенции обучающихся 7 класса по теме "Производные и непроизводные предлоги"...

Конспект урока письма в 3 классе специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Предлог. Написание предлогов раздельно со словами."

Данная работа представляет собой конспект урока по письму для 3 класса в коррекционной школе VIII вида учителя МБСКОУ "СКОШ №20 VIII вида" г.Перми Хохряковой С.А....