Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Рабочая программа для 10-12 классов заочной формы получения образования по русскому языку (базовый уровень) составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе программы для 10-11 кл. (базовый уровень) подг. А.И. Власенковым, Л.М. Рыбченковой к уч. А.И. Власенковым, Л.М. Рыбченковой Русский язык 10-11 кл.,- М.: Просвещение, 2011 к учебнику: Русский язык: 10-11 классы: учеб. для. общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова.М.: Просвещение,2011
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 281 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Центр образования Московского района
Рабочая программа
для 10-12 классов заочной формы получения образования
по русскому языку (базовый уровень)
Составила Бочёнкова Анастасия Евгеньевна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории
Составлена на основе:
Программы для 10-11 кл. (базовый уровень) подг. А.И. Власенковым, Л.М. Рыбченковой к уч. А.И. Власенковым, Л.М. Рыбченковой Русский язык 10-11 кл.,- М.: Просвещение, 2011;
УМК:
Русский язык: 10-11 классы: учеб. для. общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова.М.: Просвещение,2011
Русский язык. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой/авт.-сост. Г.В.Цветкова. - Волгоград: Учитель, 2013
Русский язык. 11 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой/авт.-сост. Г.В.Цветкова. - Волгоград: Учитель, 2013
Нижний Новгород
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 10-12 классов заочной формы получения образования по русскому языку (базовый уровень) составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе программы для 10-11 кл. (базовый уровень) подг. А.И. Власенковым, Л.М. Рыбченковой к уч. А.И. Власенковым, Л.М. Рыбченковой Русский язык 10-11 кл.,- М.: Просвещение, 2011 к учебнику: Русский язык: 10-11 классы: учеб. для. общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова.М.: Просвещение,2011
Изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Отличительные особенности данной программы:
Данный вариант рабочей программы, целиком базирующийся на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, отличается от авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой тем, что дополнительно включены темы, предписанные ФКГОС :
«Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации»,
«Культура учебно-научного и делового общения »,
« Культура разговорной речи»,
«Культура публичной речи»,
«Информационная переработка текста»,
«Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)»,
«Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике»,
« Синонимия в системе русского языка»,
«Словари русского языка и лингвистические справочники, их использование»,
« Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур»,
«Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения»
Обучение на третьей ступени в заочных классах осуществляется за три года. В соответствии с учебным планом для классов заочной формы получения образования на преподавание русского языка отводится по 1 часу в неделю в 10, 11, 12 классах, итого 102 часа на весь курс, по 34 часа в год. По программе А.И.Власенкова: 68 часов (1 часа в неделю в 10, 11 классах)) В целях отработки орфографических и пунктуационных навыков, подготовки к ЕГЭ, распределение часов, рекомендованное А.И.Власенковым, изменено следующим образом: увеличено количество часов по темам: «Морфология и орфография» (13 часов), «Синтаксис и пунктуация» (11 часов), «Повторение, подготовка к ЕГЭ» (24часа)
По классам учебный материал распределен на 3 года следующим образом:
10 класс :
раздел | Количество часов |
Общие сведения о языке. Повторение и углубление изученного в основной школе. | 5 |
Русский язык как система средств разных уровней. | 2 |
Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия. | 4 |
Лексика и фразеология. | 6 |
Состав слова (морфемика) и словообразование. | 4 |
Морфология и орфография. | 13 |
11 класс :
Синтаксис и пунктуация | 11 |
Речь, функциональные стили речи | 3 |
Научный стиль | 4 |
Официально-деловой стиль речи | 4 |
Публицистический стиль речи | 6 |
Разговорная речь | 4 |
Повторение. Подготовка к ЕГЭ. | 2 |
12 класс :
Язык художественной литературы | 6 |
Общие сведения о языке | 4 |
Повторение, подготовка к ЕГЭ | 24 |
Основные образовательные технологии: классно-урочная, игровые технологии, проблемное обучение, технология уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения, технология программированного обучения, коллективный способ обучения КСО, групповые технологии, информационные технология и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
10 з класс (34 часа)
Общие сведения о языке. Повторение и углубление изученного в основной школе (5 часов) Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Русский язык как система средств разных уровней (2 часа) Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка. Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения. Единицы языка. Уровни языковой системы. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и лингвистические справочники, их использование Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия. (4 часа) Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное средство. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор. Лексика и фразеология (6 часов) Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Просторечие. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический анализ текста. Состав слова (морфемика) и словообразование (4 часа) Обобщение ранее приобретенных учащимися знаний о составе слова и словообразовании. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор. Морфология и орфография (13 часов) Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Морфологический разбор частей речи. |
11 з класс (34 часа)
Синтаксис и пунктуация (11 часов)
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.
Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Речь, функциональные стили речи (3 часа)
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.
Текст, его строение и виды его преобразования. Информационная переработка текста Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат.
Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста.
Оценка текста. Рецензия.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Научный стиль (4 часа)
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.
Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов.
Терминологические энциклопедии, словари и справочники.
Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
Использование учащимися средств научного стиля.
Культура учебно-научного и делового общения.
Официально-деловой стиль речи (4 часа)
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.
Публицистический стиль речи (6 часов)
Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.
Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе.
Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к ее участникам.
Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Культура публичной речи.
Разговорная речь (4 часа)
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Контроль ЗУН: диагностическая работа в форме ЕГЭ (2 часа)
12 з класс (34 часа)
Язык художественной литературы (6 часов)
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка.
Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Подтекст.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
Общие сведения о языке (4 часа)
Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках
Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.
Выдающиеся ученые-русисты.
Повторение, подготовка к ЕГЭ (24 ЧАСА)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10з класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
Общие сведения о языке. Повторение и углубление изученного в основной школе (5 ЧАСОВ) | ||
1 | Роль языка в обществе. Язык и история народа. | 1 |
2 | Русский язык в современном мире. | 1 |
3 | Активные процессы в русском языке. Проблемы экологии языка. Нормы соблюдения литературного языка и их соблюдение в речевой практике | 1 |
4 | Взаимосвязь языка и культуры. Результат взаимодействия национальных культур. | 1 |
5 | Контрольный диктант(входящая диагностика). | 1 |
Русский язык как система средств разных уровней (2 часа) | ||
6 | Анализ контрольного диктанта. Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и их использование. | 1 |
7 | Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. | 1 |
Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия. (4 ЧАСА) | ||
8 | Фонетика. Обобщение и систематизация. | 1 |
9 | Орфоэпия. Выразительные средства фонетики. | 1 |
10 | Написания, подчиняющиеся принципам русской орфографии. | 1 |
11 | Фонетический разбор. Проверка знаний. Тестирование. | 1 |
Лексика и фразеология (6 ЧАСОВ) | ||
12 | Многозначность. Синонимы. Антонимы. Омонимы. | 1 |
13 | Русская лексика с точки зрения происхождения: исконнорусские слова, заимствованные, старославянизмы. | 1 |
14 | Русская лексика с точки зрения употребления. | 1 |
15 | Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. | 1 |
16 | Фразеологизмы и фразеологические обороты. | 1 |
17 | Изобразительные возможности лексики. Проверка знаний по разделу. Тестирование. | 1 |
Состав слова (Морфемика) и словообразование (4 ЧАСА) | ||
18 | Морфемика и словообразование. | 1 |
19 | Способы образования слов. | 1 |
20 | Выразительные средства словообразования. | 1 |
21 | Практическая работа по теме «Морфемика. Словообразование». | 1 |
Морфология и орфография (13 ЧАСОВ) | ||
22 | Обобщение по теме «Морфология». | 1 |
23 | Правописание падежных окончаний имен существительных. | 1 |
24 | Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий. | 1 |
25-26 | Правописание Н и НН в разных частях речи. | 2 |
27 | О/Е после шипящих и Ц. | 1 |
28 | Правописание личных окончаний глаголов. | 1 |
29 | Правописание Ь после шипящих. | 1 |
30-31 | Правописание НЕ и НИ. | 2 |
32 | Слитное, раздельное и дефисное написание. | 1 |
33 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
34 | Анализ итоговой контрольной работы. | 1 |
11з класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
Синтаксис и пунктуация (11 часов) | ||
1 | Обобщающее повторение синтаксиса. | 1 |
2 | Однородные члены предложения. | 1 |
3 | Обособленные члены предложения. | 1 |
4 | Обращение. Вводные конструкции. | 1 |
5 | Сложное предложение. | 1 |
6 | Знаки препинания в ССП. | 1 |
7 | Знаки препинания в СПП. | 1 |
8 | Знаки препинания в БСП. | 1 |
9 | Диагностическая работа в форте ЕГЭ (тесты). | 1 |
10 | Диагностическая работа в форте ЕГЭ (сочинение) | 1 |
11 | Анализ работ. | 1 |
Речь, функциональные стили речи (3 ЧАСА) | ||
12 | Язык и речь. Правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | 1 |
13 | Устная и письменная речь. Диалог, полилог, монолог. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Соблюдение норм речевого поведения. | 1 |
14 | Текст, его строение. Информационная переработка текста. Функциональные стили речи, их общая характеристика. | 1 |
Научный стиль (4 ЧАСА) | ||
15 | Научный стиль: назначение, стилевые признаки. | 1 |
16 | Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. | 1 |
17 | Использование учащимися средств научного стиля. Культура учебно-научного и делового общения. | 1 |
18 | Речеведческий анализ. Подготовка к ЕГЭ. | |
Официально-деловой стиль речи (4 ЧАСА) | ||
19 | Официально-деловой стиль: назначение, стилевые признаки. | 1 |
20-21 | Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля. | 1 |
22 | Использование учащимися средств официально-делового стиля. | 1 |
Публицистический стиль речи (6 ЧАСОВ) | ||
23 | Назначение, лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. | 1 |
24 | Жанры публицистики. | 1 |
25 | Использование учащимися средств публицистического стиля. Культура публичной речи. | 1 |
26 | Речеведческий анализ. Подготовка к ЕГЭ. (сочинение) | 1 |
27 | Сочинение на основе текста. Подготовка к ЕГЭ. | 1 |
28 | Анализ работ. | 1 |
Разговорная речь (4 ЧАСА) | ||
29 | Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. | 1 |
30 | Фонетические, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. | 1 |
31 | Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. | |
32 | Речеведческий анализ текста. | 1 |
Повторение. Подготовка к ЕГЭ. (2 ЧАСА) | ||
33 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
34 | Анализ работ. | 1 |
12з класс
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
Язык художественной литературы (6 ЧАСОВ) | ||
1 | Художественный стиль. | 1 |
2 | Образность, изобразительно-выразительные средства. Языковые средства других стилей | 1 |
3 | Язык как первоэлемент художественной литературы. | 1 |
4 | Языковая личность автора в произведении. Подтекст. | 1 |
5 | Богатство и выразительность русской речи. Анализ художественного текста. Контрольная работа | 1 |
6 | Нормы построения текста. | 1 |
Общие сведения о языке. (4 ЧАСА) | ||
7 | Язык как система. Основные уровни языка. | 1 |
8-9 | Нормы современного русского литературного языка. | 2 |
10 | Выдающиеся ученые-русисты. | 1 |
Повторение, подготовка к ЕГЭ (24 ЧАСА) | ||
11-12 | Систематизация знаний по фонетике, графике. Подготовка к ЕГЭ | 2 |
13-15 | Систематизация знаний по орфоэпии, орфографии. Подготовка к ЕГЭ. | 3 |
16-17 | Систематизация знаний по лексике и фразеологии. Подготовка к ЕГЭ. | 2 |
18-20 | Систематизация знаний по морфемике и словообразованию. Подготовка к ЕГЭ. | 3 |
21-23 | Систематизация знаний по морфологии. Подготовка к ЕГЭ. | 3 |
24-27 | Систематизация знаний по синтаксису и пунктуации. Подготовка к ЕГЭ. | 4 |
28-29 | Систематизация знаний и умений по русскому языку. Репетиционная работа в форме ЕГЭ Подготовка к ЕГЭ. | 2 |
30-31 | Систематизация знаний и умений по русскому языку. Анализ текста. Практикум. Подготовка к ЕГЭ. | 2 |
32-34 | Подготовка к ЕГЭ. (Уровень С) | 3 |
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произноси-тельные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно исполь-зовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа:
для 10-11 кл. (базовый уровень) подг. А.И. Власенковым, Л.М. Рыбченковой к уч. А.И. Власенковым, Л.М. Рыбченковой Русский язык 10-11 кл.,- М.: Просвещение, 2011;
Учебники:
Русский язык: 10-11 классы: учеб. для. общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова.М.: Просвещение,2011
Методическая литература:
Русский язык. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой /авт.-сост. Г.В.Цветкова. - Волгоград: Учитель, 2013
Русский язык. 11 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой /авт.-сост. Г.В.Цветкова. - Волгоград: Учитель, 2013
Казбек-Казиева М.М. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку (часть С): 10-11 классы.- М.: ВАКО, 2012
Русский язык. Все для ЕГЭ. Книга I / Л.И.Мальцева, Н.М.Смеречинская. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2012
Русский язык. Все для ЕГЭ. Книга II / Л.И.Мальцева, Н.М.Смеречинская. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2013
Электронные образовательные ресурсы
Презентации для использования на уроках
№ | тематика |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Подготовка к ЕГЭ Деепричастие. Повторение. Буквы О и А на конце наречий, буквы О и Е после шипящих Наречие. Повторение. Действительные и страдательные причастия. Причастие. Обобщение. Однородные члены предложения. Осложнённое предложение. Сложноподчиненное предложение. Обобщение. |
Таблицы, схемы.
1 | «Основные правила орфографии, пунктуации» таблицы демонстрац. |
2 | - склонение существительных |
3 | - спряжение глаголов |
4 | - гласные в приставках пре- и при- |
5 | -н и нн в суффиксах прилагательных |
6 | -н и нн в суффиксах страдательных причастий и прилагательных |
7 | - тире между подлежащим и сказуемым |
8 | -обособление определений |
9 | -обособление обстоятельств |
10 | -знаки препинания в ССП |
11 | -знаки препинания в СПП |
12 | -знаки препинания в БСП |
13 | - тире между подлежащим и сказуемым |
14 | -союзы при однородных членах |
15 | -обобщающие слова при однородных членах |
16 | -предложения с прямой речью |
17 | -односоставные предложения |
18 | -обособление определений |
19 | -обособление обстоятельств |
20 | -знаки препинания в ССП |
21 | -знаки препинания в СПП |
22 | -СПП с несколькими придаточными |
23 | - пунктуация в сложном предложении с сочинительной и подчинительной связью |
24 | -знаки препинания в БСП |
25 | - стили речи |
Раздаточный материал
1. | Разноуровневые карточки |
2. | Тесты для подготовки к ЕГЭ |
Диски
1. | Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 10 кл. |
2. | Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 11 кл. |
Контрольно-измерительные материалы за курс русского языка.
1 | Демонстрационный вариант ЕГЭ 2012 |
2 | Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 |
3 | Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 |
4 | Материалы из единого банка заданий ЕГЭ 2014 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования. Русский язык (утв. Приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089) (электронный ресурс : http:www.ed/gov/ru/ob-edu/noc/rub/standart/p2/1288)
Программа для 10-11 кл. (базовый уровень) подг. А.И. Власенковым, Л.М. Рыбченковой к уч. А.И. Власенковым, Л.М. Рыбченковой Русский язык 10-11 кл.,- М.: Просвещение, 2011;
Русский язык: 10-11 классы: учеб. для. общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова.М.: Просвещение,2011
Русский язык. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Власенкова,
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе для 10-12 классов заочной формы получения образования
по русскому языку (базовый уровень)
Рабочая программа для 10-12 классов заочной формы получения образования по русскому языку (базовый уровень) составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе программы для 10-11 кл. (базовый уровень) подг. А.И. Власенковым, Л.М. Рыбченковой к уч. А.И. Власенковым, Л.М. Рыбченковой Русский язык 10-11 кл.,- М.: Просвещение, 2011 к учебнику: Русский язык: 10-11 классы: учеб. для. общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова.М.: Просвещение, 2011
Изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Отличительные особенности данной программы:
Данный вариант рабочей программы, целиком базирующийся на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, отличается от авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой тем, что в нее дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта :
«Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации»,
«Культура учебно-научного и делового общения »,
« Культура разговорной речи»,
«Культура публичной речи»,
«Информационная переработка текста»,
« Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)»,
«Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике»,
« Синонимия в системе русского языка»,
«Словари русского языка и лингвистические справочники, их использование»,
« Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур»,
«Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения»
Обучение на третьей ступени в заочных классах осуществляется за три года. В соответствии с учебным планом для классов заочной формы получения образования на преподавание русского языка отводится по 1 часу в неделю в 10, 11, 12 классах, итого 102 часа на весь курс, по 34 часа в год. По программе А.И.Власенкова: 68 часов (1 часа в неделю в 10, 11 классах)) В целях отработки орфографических и пунктуационных навыков, подготовки к ЕГЭ, распределение часов, рекомендованное А.И.Власенковым, изменено следующим образом: увеличено количество часов по темам: «Морфология и орфография» (13 часов), «Синтаксис и пунктуация» (11 часов), «Повторение, подготовка к ЕГЭ» (24часа)
По классам учебный материал распределен на 3 года следующим образом:
10 класс :
раздел | Количество часов |
Общие сведения о языке. Повторение и углубление изученного в основной школе. | 5 |
Русский язык как система средств разных уровней. | 2 |
Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия. | 4 |
Лексика и фразеология. | 6 |
Состав слова (морфемика) и словообразование. | 4 |
Морфология и орфография. | 13 |
11 класс :
Синтаксис и пунктуация | 11 |
Речь, функциональные стили речи | 3 |
Научный стиль | 4 |
Официально-деловой стиль речи | 4 |
Публицистический стиль речи | 6 |
Разговорная речь | 4 |
Повторение. Подготовка к ЕГЭ. | 2 |
12 класс :
Язык художественной литературы | 6 |
Общие сведения о языке | 4 |
Повторение, подготовка к ЕГЭ | 24 |
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произноси-тельные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно исполь-зовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Формы контроля:
Промежуточная аттестация согласно Положения МБОУ ЦО о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
Составитель: Бочёнкова Анастасия Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МБОУ ЦО Московского района г. Нижнего Новгорода
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-340331-1384194909.jpg)
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/14/picture-241998-1365931255.jpg)
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/19/picture-516590-1731982378.jpg)
Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/26/picture-696643-1445890336.jpg)
Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...
Рабочая программапо русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). - М.: Просвещение, 2016г.
Рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования и авторской программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В...