Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Предлог как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Лящук Надежда Герасимовна

"Предлог как часть речи" (конспект урока)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predlog_kak_chast_rechi.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  урока  с  материалом  для  работы  с  учащимися.

Тема  урока.  Предлог  как  часть  речи.  ( 7-й  класс )

Тип  урока.  Исследование.

Основная технология, применяемая на уроке. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Цели  урока.  1.  Формирование  умения  узнавать  предлоги,  характеризовать  их.

                       2.  Морфологический  и  грамматический  повтор.

Ход  урока.

1. Организационный  момент.

2.  Слово  учителя.

     - Мы  изучили  все  самостоятельные  части  речи.  Сегодня  приступаем  к  знакомству  со  служебными.  Скажите,  что  выделяет  самостоятельные  части  речи  в  особую  группу?

3.  Работа  со  словами,  записанными  на  доске,  составление  словосочетаний.

                               на,  лежать,  стол

                               три,  прибавить,  к

                               говорить,  о,  она

   - Что  записано  на  доске?

  -  Можно  ли,  расположив  слова  особым  порядком,  составить  фразу?

  -  Что  получилось?

  -  Что  вы  сделали,  чтобы  получить  словосочетание?

  -  Что  помогло  правильно  определить  форму  слова?

  -  Как  связаны  слова  в  словосочетании?

4.  Парная  мозговая  атака.

  -  Итак,  давайте  определим,  что  вы  знаете  о  предлогах.

  Учащиеся  несколько минут  работают    над  заданием парами.

  1. Заполнение  таблицы

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

Остались вопросы

  а) По  результатам  обсуждения  в  паре  заполняются  первые  две  колонки.

Учащиеся  выполняют  работу  не  только  в  тетради,  но  и  на  доске.

  б) Работа  с  текстом  «Предлоги» (раздаточный материал).

 Предлоги

1. Предлоги – это  служебные  части  речи,  выражающие  отношение  имени  существительного,  числительного  и  некоторых  местоимений  к  другим  слова  в  речи.

     сидеть  за  столом,  лежать  на  столе

2. Предлоги  не  изменяются,  не  членятся  на  морфемы.

3. Предлоги  не  являются  членами  предложения,  а  выступают  как  грамматические  признаки  связи  слов  в  словосочетании  и  как  выразители  различных  грамматических  значений.

4. Предлоги  бывают  непроизводными.  Это  те  предлоги,  которые  не  образованы  из  самостоятельных  частей  речи.  Их  немного:  без (безо),  в (во),  до,  для,  за,  из (изо),  к (ко),  над (надо),  о (об,  обо),  от (ото),  по  ради  и  некоторые  другие.

Производных  предлогов  значительно  больше:  вопреки,  вслед,  кроме – от  наречий;  вследствие,  вроде,  наподобие – от  имён  существительных;  благодаря,  включая,  не  считая – от  глаголов.

5.  Предлоги,  составленные  из  одного  слова,  принято  называть  простыми  (в,  с,  после,  вопреки),  а  составленные  из  двух-трёх  слов – составными  (в  продолжение,  в  течение,  по  поводу).

   -  Чтение  текста  вслух.

   -  Всё  ли  в  тексте  понятно?

   -  Что  означает  фраза  «выражающие  отношение  имени  существительного, числительного  и  некоторых  местоимений  к  другим  словам  в  речи»?

.   -  Как  вы  думаете,  какие  местоимения  будут  относиться  к  «некоторым»?

    -  Что  узнали  нового?

Заполнение  третьей  колонки  таблицы.

6.  Дальнейшее  целеполагание.

   -  На  какие  вопросы  не  оказалось  в  тексте  ответов?

Заполнение четвёртой колонки таблицы.

(Учащиеся  хотели  бы  знать  о  правописании  предлогов).

   -  Связаны  ли  ваши  вопросы  с  темой  нашего  урока?

   -  Вот  вы  и  определили  тему  нашего  следующего  урока.

7.  Работа  в  парах.

    Составить  и  записать  словосочетания,  распределяя  их  на  две  группы:  предложные  и  беспредложные.  Объяснить,  какими  средствами  осуществляется  связь  между  словами  в  словосочетаниях.

Спуститься  (гора),  участие  (конкурс), нарисовать  (картина), выбежавший  (дом),  пропустить  (болезнь),  разделить  (три),  отметить  (недостаток),  обратиться  (она),  красный  (смущение),  интересоваться  (жизнь),  собрать  (информация).

8.  Вывод.

9.  Домашнее  задание.  Параграф  и  упражнение  из  учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе

Урок построен с использованием национально-регионального компонента: посвящен государственной символике Республики Калмыкия....

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Конспект урока русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"

Есть презентация. Могу поделиться, пишите в сообщения...

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...