Тема: «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цели урока:
Образовательная:
познакомить учащихся с понятиями: этикет, этикетные слова, речевая ситуация.
Развивающие:
способствовать развитию умения уместного использования этикетных слов в речи;
развивать умения анализировать свои поступки и поступки окружающих людей;
расширять кругозор учащихся.
Воспитательные:
воспитывать любовь и уважение к богатству, красоте, правильности русской речи;
совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
Оборудование урока:
- таблица с этикетными словами
- фотоколлаж с разными ситуациями поведения людей
- презентация
План урока.
1.Орг.момент.
2.Вступительное слово учителя.
Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступали волшебные слова-слова речевого этикета.
Кто знает, сколько раз в день мы произносим слова здравствуйте, прощай, благодарю Вас, спасибо, извините, пожалуйста, каждый раз одаривая улыбкой того, кому мы их адресуем. Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Об этом напоминает нам в своём стихотворении поэтесса Веселовская:
Слова с рожденья ждёт жестокий выбор-
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века спасибо-
Спаси, мол, брат, тебя за это Бог!
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umeem_li_my_upotreblyat_v_rechi_etiketnye_slova.docx | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова»
Цели урока:
Образовательная:
познакомить учащихся с понятиями: этикет, этикетные слова, речевая ситуация.
Развивающие:
способствовать развитию умения уместного использования этикетных слов в речи;
развивать умения анализировать свои поступки и поступки окружающих людей;
расширять кругозор учащихся.
Воспитательные:
воспитывать любовь и уважение к богатству, красоте, правильности русской речи;
совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
Оборудование урока:
- таблица с этикетными словами
- фотоколлаж с разными ситуациями поведения людей
- презентация
План урока.
1.Орг.момент.
2.Вступительное слово учителя.
Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступали волшебные слова-слова речевого этикета.
Кто знает, сколько раз в день мы произносим слова здравствуйте, прощай, благодарю Вас, спасибо, извините, пожалуйста, каждый раз одаривая улыбкой того, кому мы их адресуем. Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Об этом напоминает нам в своём стихотворении поэтесса Веселовская:
Слова с рожденья ждёт жестокий выбор-
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века спасибо-
Спаси, мол, брат, тебя за это Бог!
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.
Вот из такого старинного русского пожелания « спаси Бог» и родилось слово спасибо - одно из самых распространённых в русском языке этикетных слов. А в какой жизненной ситуации мы его употребляем?
Конечно, в ситуации благодарности.
Объявление темы и целей урока.
3.Объяснение нового материала и закрепление.
1.Знакомство с определением речевого этикета (презентация, выписать в тетр. определение речевого этикета, знакомство с группами этикетных слов)
2.Беседа.
О слове спасибо мы уже немного узнали.
-К какой группе этикетных слов оно относится? (благодарность)
-А каково лексическое значение слова благодарность? (об-ся высказывают свои мнения)
БЛАГОДАРЮ, благодарность - одни из самых важных в жизни каждого человека слов, американские учёные провели опыты и выяснили, что слова «любовь» и «благодарность» (однокоренное слову «благодарю») способны улучшить структуру воды
3.Работа со словарём.
-А какое толкование дано в словаре С. И. Ожегова? (работа со словарём)
Благодарность - чувство признательности к кому–нибудь за оказанное добро, внимание. (Запись в тетради)
-А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке. Назовите их.
-Вы назвали… слова. Много их или мало? Как вы считаете, ребята?
Я тоже думаю, что это очень мало. Но, может быть, пополнят этот небольшой список ваши одноклассники, вернувшиеся из творческой командировки? Они наблюдали, как используются слова благодарности в окружающей нас жизни. Пожалуйста, ребята, даю вам слово.
4.Об-ся знакомят класс с результатами своих наблюдений:
1)---------исследовал употребление слов благодарности в общественном транспорте.
2)-----------раздевалка, столовая, библиотека
3)----------магазин, рынок.
5.Знакомство с речевыми формулами.
Учитель благодарит ребят за предоставленный материал и сообщает:
-А вот исследователь русского речевого этикета Н. И. Формановская в одной из своих книг предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может поблагодарить другого. Вот некоторые из них (презентация):
Спасибо.
Благодарю вас.
Я вам очень признателен.
Я вам многим обязана.
У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас.
Как я вам благодарен!
Моя благодарность не знает границ.
Я хочу поблагодарить вас.
Вы очень любезны.
Я тронута вашим вниманием.
Это очень мило с вашей стороны.
Вы меня так выручили!
Смотрите, какое богатство! И мы им будем постоянно овладевать. Конечно, за один урок нам не запомнить все эти слова и выражения. Мы лишь постараемся обогатить свою речь некоторыми из них, будем учиться употреблять их в речи.
6.Презентация (вставить добрые слова - «Волшебная сила слова»)
7. Стихотворение «Здравствуйте» (ученик читает наизусть стихотворение + презентация)
8.Упр. Школьники учатся правильно писать и произносить этикетные слова
Здра(ствуй*)те, а не здра(с*)те
До( с*в*)идания и доп. До (св*)идания
Работа с орфоэпическим словарём +презентация – словарная работа)
9. Послушайте ряд диалогов и попробуйте определить характер взаимоотношений участников и их возраст. (Диалоги разыгрываются обучающимися). Эксперт.
1.
-Я принёс тебе книгу.
-Спасибо, Руслан!
-Не за что!
2.
-Настенька, как я тебе благодарна за то, что ты помогла Андрюше исправить двойку!
-Ну что Вы, Светлана Алексеевна, не надо благодарить меня. Андрюша сам очень старался.
3.
-Ольга Петровна, у меня нет слов, чтобы отблагодарить Вас за Вашу заботу и внимание, которыми Вы меня окружали.
-Что Вы, Елена Борисовна, мне было так приятно! Вам спасибо, что вы приняли приглашение. Приезжайте ещё.
-Большое спасибо.
Итак, в ситуацию благодарности входят 3 основных компонента:
1)человек, которого благодарят
2)человек, который благодарит
3)услуга.
10. А сейчас попытайтесь, используя формулы благодарности, с которыми вы сегодня познакомились, и учитывая особенности компонентов благодарности, составить письменно диалоги по следующим ситуациям. (Презентация)
11. Ребята, а какие пословицы, поговорки о добрых словах вы знаете?
(Презентация)
Ничто не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.
-Как вы понимаете эти слова?
(Поприветствовать человека, поблагодарить кого-то, сделать это тактично, вежливо - значит подарить ему капельку солнца, радости. Недаром в слове благодарить 2 корня. Благодарить - значит дарить людям благо, дарить людям добро.
12. Стихотворение Н. Рыленкова о добре (презентация)
4.Итог урока.
- Поблагодарить за сотрудничество на уроке. Выставить оценки.
- ОТРЫВОК ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА И ПЕСНЯ КОТА Леопольда «Если добрый ты»
5.Домашнее задание:
- Упражнение 313 (сочинение по картинкам), упражнение 314 (3 задание письменно).
Заповеди речевого поведения.
1)Всегда знай, с какой целью и зачем ты говоришь.
2)Умей находить общий язык с собеседником.
3)Помни, что вежливость - основа речевого поведения.
4)Избегай многословия.
5) Владей культурой языка.
6) Умей не только говорить, но и слушать.
7) Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.
Заповеди речевого поведения.
1)Всегда знай, с какой целью и зачем ты говоришь.
2)Умей находить общий язык с собеседником.
3)Помни, что вежливость - основа речевого поведения.
4)Избегай многословия.
5) Владей культурой языка.
6) Умей не только говорить, но и слушать.
7) Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Учимся употреблять в речи этикетные слова"
Методические материалы к уроку включают конспект урока, памятку, презентацию. На уроке учащиеся 5 класса учатся употреблять в речи этикетные слова, самостоятельно составляют диалоги с этикетными выраж...
Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"
Урок развития речи в 5-м классе по теме:"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важно...
Открытый урок по русскому языку в 5 классе. УМЕЕМ ЛИ МЫ УПОТРЕБЛЯТЬ В РЕЧИ ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА
На уроке вводится понятие речевого этикета. На конкретном материале учащиеся тренируются в правильном, уместном употреблении отдельных этикетных формул приветствия, прощания, просьбы, благ...
Конспект урока "Употребление в речи этикетных слов". 5-й класс
Конспект урока Тема урока: "Употребление в речи этикетных слов". 5-й класс...
Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова
Технологическая карта урока...
Разработка урока «Употребление в речи этикетных слов»
Цели урока: формировать представление о речевой ситуации; тренировать обучающихся в уместном использовании этикетных слов в различных речевых ситуациях.Задачи урока:Образовательная – познакомить...
Исследовательская работа по русскому языку "Употребление в речи этикетных слов"
Актуальность исследования обусловлена рядом причин: правильное применение этикетных формул в разговоре; преодоление языковых барьеров в межличностном и межнациональном общении. Почему эта тема так акт...