Урок в 5 классе "Письмо"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цели: 1) расширение знаний учащихся о письменности,
2) развитие и формирование навыков написания личного письма,
3) активизация познавательной деятельности,
4) развитие творческих способностей.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, исследование текстов.
Оборудование: раздаточный материал.
Милый друг, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.
Н.Кузовлева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pisma_v_5_klasse.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок письма в 5 классе.
Цели: 1) расширение знаний учащихся о письменности, 2) развитие и формирование навыков написания личного письма,
3) активизация познавательной деятельности,
4) развитие творческих способностей.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, исследование текстов.
Оборудование: раздаточный материал.
Милый друг, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.
Н.Кузовлева.
Ход урока.
I.Учитель: Сегодня мы совершим необычное путешествие во времени. А чему оно будет посвящено, вы должны определить, отгадав загадку.
Напишу, сложу, вложу, за моря пущу - и там говорит (письмо).
В школе учат писать и читать. Без грамоты мы были бы неучами, невеждами, да и просто людьми без памяти, не могли бы делиться опытом, передавать информацию. А когда-то давно никто не умел писать. Все, что было изобретено человеком, хранилось только в его голове, и знания передавались устно. Трудно было запомнить все. Появилась письменность - настоящее сокровище. Представим далекое прошлое, когда не было письменности.
Инсценировка
Действующие лица: скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий.
Скифский гонец. Я принес тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: лягушка, птица, мышь и пять стрел.
Царь. Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что желают сообщить мне скифские вожди?
Скифский гонец. Мне велено передать тебе эти дары молча и вернуться обратно. Если у тебя
достаточно мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ. (Уходит.)
Царь. Что ж, Гобрий, надо разгадать это послание непокорных скифов. Неужели они решили покориться? Мышь... она живет в земле. Лягушка живет в воде, а птица - в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства, а вместе со стрелами отдают нам свою храбрость и силу.
Учитель: А вы, ребята, как думаете? Что могут обозначать эти предметы? (Высказываются предположения.)
Гобрий. Нет, Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность и воинственность. Скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы, не улетите, подобно птицам, в небеса, не зароетесь, подобно мышам, в землю, не спрячетесь, подобно лягушкам, в воду, то падете под ударами наших стрел». (Оба, недоуменно поглядев на предметы и пожав плечами, уходят.)
Учитель: Видите, ребята, как неудобно было обмениваться информацией, посылая с гонцами разные предметы или наборы предметов. Люди изобрели знаки, чтобы записывать и передавать сообщения от одного человека другому, от одного поколения другому. Нашу славянскую азбуку составили Кирилл и Мефодий.
Учитель: А вы знаете на чем и чем писали в древности? В Ассирии писали на глиняных табличках тонкой палочкой из тростника. Выцарапывали на них значки, рисунки. Такой способ письма назывался клинописью. Письмо обжигали в печи, оно становилось прочным. Такие письма назывались таблетками.
В Египте рисовали иероглифами на папирусе, а позже на пергаменте. На Руси писали на бересте писалом- заостренной палочкой. И только в 10 веке в Европе научились делать бумагу. Появилась письменность, бумага, и люди стали писать письма. Появились почтовые ящики. Послушайте историю почтового ящика.
Ученик: Почтовый ящик был придуман моряками в 16 веке . Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй надежды , а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала четко в течение нескольких столетий.
Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии в 17 веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона..
В России самый первый ящик появился в Санкт-Петербурге. Он сделан из досок и обшит снаружи листовым железом. Дата его рождения 1 декабря 1848 года.
Конструкция его была неудобной. Ящик легко можно было открыть. К тому же злоумышленники часто уносили почтовые ящики вместе с письмами. На смену пришел ящик из чугуна весом более 40 кг. Затем в обиход вошли железные ящики, которые прикреплялись к стенам домов. В 1910 г. конструктор Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.
1.Учитель: Ребята, а во что вкладывают письмо? А вы знаете, как появились конверты?
В 1820 году владелец магазина в английском городе Брайтоне решил для привлечения покупателей устроить в витрине магазина оригинальную выставку. Всю ночь он трудился над сооружением грандиозной пирамиды из бумажных листов. Основанием пирамиды служили листы бумаги. Предназначенные для печатания газет, а вершиной- листок бумаги величиной с визитную карточку.
Эта пирамида привлекла внимание людей. Особое внимание уделили самому маленькому листку. Но оказалось неудобно: чтобы отправить письмо, надо было еще написать адрес, а места было мало. Покупатели стали жаловаться, и решили сделать специальные мешочки для вкладывания в них писем. Эти мешочки получили название «конверт»
С этого времени прошло 200 лет. Менялся формат конверта, оформление, качество бумаги, но суть его одна - нести по почте весть людям.
( показать конверты современные и фронтовые)
2. Учитель: Ребята, а зачем пишут письма? Почему в наш век письмам нет цены? Какие виды письма вам известны? Откроем учебник стр. 88. (запись)
Письма бывают деловые, личные. Личные письма бывают: письмо-поздравление, письмо – просьба, благодарственное письмо, письмо- рассказ. | - | |
А сейчас посмотрим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма. Отгаданные слова ззззззззззззззаписываем в тетрадь | ||
записываем в тетрадь. |
1) Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние. (письмо)
2) Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (конверт)
3) Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (адрес)
4) Цифровое условное обозначение населенного пункта. (индекс)
5) Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы. (почтальон(
Мы забыли еще два слова, без которых не обойдется ни одно письмо. Назовите их.
(здравствуйте, до свидания)
(физминутка)
Знакомство с письмами в учебнике (Островского к матери и друга, письмо Вани Жукова.) Как начинаются? Как заканчиваются?
Назовите обращения . О чем они говорят? Где стоят обращения? Обратите внимание на знаки препинания при обращении. А как еще можно обратиться к человеку? О чём мы узнаём из письма? Что вы узнали из письма о жизни Ваньки? О чём он просит? Какие чувства вызвало у вас это письмо? А какой вид письма? (письмо- просьба, письмо-рассказ)
Мы рассмотрели примеры писем. Есть общее что-то в написании писем?
II. Обратимся к предложению и сделаем синтаксический разбор предложения. ( 1 человек у доски)
Разнообразие обращений к друзьям, знакомым, соседям – показатели не только вежливости, но и богатства чувств и изобретательности.
Учитель: Написать письмо – это настоящее искусство. Сегодня мы будем учиться писать письма личного характера. Познакомимся с алгоритмом написания письма. (листочки с алгоритмом лежат на столе у ребят)
Алгоритм написания письма
1) Приветствие или обращение - имя того, кому предназначено письмо. Здравствуйте ,многоуважаемый, дорогой, милый,
- Вступление- вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
- Основная часть- изложение информации, интересующей адресата.
- Заключение- выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
Подпись. Дата.
Учитель: А еще мы должны знать при написании письма? (Почерк должен быть четким, аккуратным почерком. Это знак уважения к тому, кто будет читать твое письмо. Было время, когда письма писались по шпаргалке: готовые образцы писем на разные случаи жизни. Но такие письма писали малограмотные и скучные люди, которым самим нечего было сказать. Ведь в них украденные мысли, чувства. Сейчас вы попробуете сами написать письма.
Задания для групп. Напишите письмо
1. Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам на каникулы
Слова-подсказки: У меня к Вам(тебе) большая просьба...
Очень прошу Вас (тебя)..
С приветом..
Заранее благодарен..
2. Напишите первой учительнице письмо-поздравление
Слова-подсказки: Поздравляю.. Разрешите поздравить.. Позвольте пожелать Дорогая..
Уважаемая,, от всей души., от всего сердца., сердечно..
3. Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок.
Слова-подсказки: Сердечно. От всего сердца., от всей души.. Я очень благодарен., как я благодарен., большое(огромное) спасибо., благодарю Вас (тебя) зато, что...
4. Напишите другу письмо-рассказ о делах в классе
Слова-подсказки: Дорогой.. Хочу рассказать тебе о.. Мы очень скучаем без тебя.. Напиши нам о.. С нетерпением ждем ответа...
(Чтение лучших работ)
Учитель: Ребята, я хочу познакомить вас с необычным письмом. Это письмо учительнице от бывшего ученика. А необычно оно потому. Что написано в стихотворной форме.
Анна Константиновна!
Вам за давней давностью и не вспомнить неслуха с челочкой торчком
Шлю Вам запоздалое слово благодарности за мои чернильные палочки с крючком. Анна Константиновна! Если Вы позволите, к Вам на арифметику в детство удеру-Поучиться заново крестикам и ноликам, самой главной грамоте- правде и добру.
Анна Константиновна! А в конце послания Вам желает радостей и хороших слов Ваш не отличавшийся по чистописанию с третьей парты- помните- Леша Иванов.
К какому виду писем оно принадлежит?
4) Ребята, скоро Новый год и у нас объявлен конкурс на лучшее письмо Деду Морозу. Примите в нем участие.
Домашнее задание: написать письмо Деду Морозу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...