Сочинение-рассуждение. Подготовка к ЕГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Материал, изложенный в лаконичной форме, поможет Вам вспомнить все, чему Вас учили на уроках подготовки к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_teoriya_razdatka.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН
написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту
- Сформулировать проблему.
- Прокомментировать проблему.
- Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме.
- Высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором.
- Доказать свою точку зрения, приведя не менее двух аргументов (каждый из них дается в новом абзаце):
- первый аргумент – из русской или зарубежной литературной классики;
- второй аргумент – из собственного жизненного опыта или жизненного опыта других людей.
- Итоговый вывод (заключение).
* Может присутствовать вступление.
ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ
Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья, размышления.
Способы формулировки проблемы | Примеры |
1. В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор исходного текста и который требует решения). | Как найти пути взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений и мировоззренческих позиций? Этой сложной проблеме посвящен текст писателя NN. |
2. Сочетанием слова проблема с именем существительным в родительном падеже: проблема (чего?). | Автор данного текста затрагивает проблему (чего?) отцов и детей. Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека. В тексте писателя NN поднимается проблема (чего?) одиночества. |
Речевые клише
- В своем тексте публицист (писатель) NN рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)
- Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?)
- Сложная, важная, серьезная, актуальная, злободневная, острая, философская проблема
- Серия вопросов – эти и другие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя NN. Однако наиболее детально автором рассматривается проблема (чего?).
Проблематика текстов
1. Взаимоотношения отцов и детей.
- Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений.
- Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви.
- Проблема предательства детьми своих родителей.
2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.
- Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров.
- Проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка.
- Проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу.
3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
- Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека.
- Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе.
- Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе.
4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.
- Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений.
- Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации.
- Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.
5. Человеческое благородство.
- Проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека.
- Проблема совести и ответственности человека за свои поступки.
- Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей.
- Проблема человеческого благородства.
6. Честь и человеческое достоинство.
- Проблема утраты моральных ценностей.
- Проблема защиты чести и собственного достоинства.
- Проблема истинных и ложных жизненных ценностей.
7. Отношения человека с другими людьми.
- Проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми.
- Проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом.
- Проблема истинной дружбы.
- Проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу.
- Проблема отношения к пожилым людям.
- Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.
8. Восприятие человеком окружающего мира.
- Проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц.
- Проблема обретения радостного мировосприятия.
9. Одиночество человека.
- Проблема одиночества человека.
- Проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей.
- Проблема одинокой старости.
10. Человек и искусство.
- Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми.
- Проблема назначения подлинного искусства.
- Проблема восприятия музыки человеком.
11. Отношение человека к миру природы.
- Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы.
- Проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы.
- Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека.
- Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы.
- Проблема бездомных животных.
12. Бережное отношение человека к языку.
- Проблема экологии языка.
13. Человек и власть, которой он наделен.
- Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделенного ею.
14. Сострадание окружающим.
- Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию.
- Проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи человеку.
15. Отношение человека к войне.
- Проблема отношения человека к войне.
- Проблема душевного состояния человека в условиях войны.
- Проблема поведения человека на войне.
- Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний.
- Проблема проявления гуманизма в тяжелых военных условиях.
КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ
Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.
Тип комментария | Примеры |
1. Текстуальный – объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:
| Автор данного текста рассматривает проблему отношения человека к войне. Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, Л.Андреев приводит развернутый монолог героя, который убеждает своего брата в том, что безумие войны способно лишить человека его лучших качеств. Его собеседник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее позабыть о том тяжелом времени. Л.Андреев восхищается мудростью этого человека, который, пройдя через тяжелые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях. |
Речевые клише:
| |
2. Концепционный – интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу):
| Автор данного текста рассматривает проблему отношения человека к войне. Приводя нравственные оценки военных действий своими героями, Л.Андреев размышляет над тем, почему человеческое сознание не может принять сам факт войны. Этот вопрос актуален, как никогда. В последние годы вооруженные столкновения между людьми то и дело наблюдаются в разных частях земного шара. Поэтому проблема отношения человечества к войне является предметом постоянного обсуждения в средствах массовой информации. Как и автор данного текста, участники дискуссий уверены в одном: смысл и радость человеческого существования заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях. |
Речевые клише:
|
ПОЗИЦИЯ АВТОРА
Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет.
Авторская позиция может быть отражена через | Примеры |
1. рассмотрение содержания проблемы и предложенных автором способов ее решения | 1) Позиция автора текста выражена ясно и раскрывается в следующем предложении: (далее идет цитата из текста). NN уверен: (далее идет разъяснение цитаты). 2) Позиция автора текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: (далее идет цитата из текста). NN утверждает, что… 3) Точка зрения автора на рассматриваемую им проблему (чего?) обозначена прямо: (далее идет цитата из текста). NN считает, что (далее идет разъяснение цитаты) / По мнению NN, … (далее идет разъяснение цитаты). |
2. разъяснение авторского эмоционального отношения к тому, о чем он говорит | 1) Позиция автора текста довольно ясна. Публициста NN волнует (беспокоит, тревожит, печалит, радует, возмущает) то, что… 2) Автор озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что… 3) С горечью (с глубокой сердечной болью) автор говорит о том, что… . NN уверен: … 4) Автор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но читатели все же ощущают его сожаление по поводу того, что… 5) Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что… 6) Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: … |
3. обращение к авторским аргументам, примерам, раскрывающим тезис | 1) Обосновывая свой тезис, автор приводит ряд веских, весьма убедительных аргументов в пользу того, что… 2) Публицист приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что… |
4. обращение к выводам, к формулировке основной авторской идеи | 1) Автор завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что… 2) Данные аргументы позволяют автору прийти к обоснованному выводу о том, что… 3)Автор, оставляя читателю право выбора, достаточно четко обозначает свое отношение к проблеме (чего?)… Он убежден: … |
ФОРМУЛИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Собственное мнение выражается согласием или несогласием с позицией автора исходного текста по данной проблеме.
Речевые клише (СОГЛАСИЕ)
1. Нельзя не согласиться с автором текста в том, что… (далее идет формулировка важного тезиса).
В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики.
Вспомним роман / повесть / рассказ … (далее идет пример-аргумент).
2. Я согласен с автором данного текста в том, что (далее идет формулировка важного тезиса).
Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним судьбу главного героя романа….
3. Я с интересом прочитал текст писателя NN. Автор помог мне увидеть проблему (далее идет формулировка проблемы) с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моей собственной жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что… (далее идет формулировка важного тезиса).
4. Я согласен с автором данного текста и тоже считаю: … (далее идет формулировка важного тезиса).
В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры.
У меня есть знакомая Марина, довольно образованная девушка. К моему удивлению, она…
5. Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет… (далее идет авторский тезис, вывод).
К сожалению, в наше время часто… (далее идет пример-аргумент).
6. Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден, что…
Речевые клише (НЕСОГЛАСИЕ)
1. Текст писателя NN произвел на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, (идет согласие) …, но с другой - … (выражается свое мнение). Попытаюсь обосновать свою точку зрения по этому вопросу.
2. В целом доводы автора текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что… (формулируется авторская мысль). Готов объяснить свою точку зрения…
3. Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все его аргументы показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что… (далее идет мысль автора + свой аргумент).
4. Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что …(далее идет мысль автора + свой аргумент).
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СОБСТВЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Аргумент – суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения.
Можно использовать следующие типы аргументов:
- примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;
- поучительные события из жизни выдающихся личностей;
- примеры из читательского опыта;
- ссылки на мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля;
- цитаты из авторитетного источника;
- выводы науки и статистические данные;
- события из жизни страны;
- обсуждаемые в телевизионных программах актуальные проблемы современности.
В этой части работы необходимо следовать правилам построения текста-рассуждения:
- тезис (ваше мнение, которое вы должны обосновать);
- аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования собственного мнения);
- вывод (общий итог).
Речевые клише (ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ)
- В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман / рассказ / пьесу NN (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении … / Главную героиню этого произведения отличает…
- Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ / роман / пьесу NN (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении…
Речевые клише (ВТОРОЙ АРГУМЕНТ)
- Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что…
- Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним дополнительным аргументом в пользу того, что…
- Приведу еще один литературный пример, который показывает…
- О том, как важно…, говорит в своем рассказе / романе писатель NN.
- У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость / важность … (далее идут примеры-аргументы).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Типичные цели заключения | Примеры |
1) суммировать итоги размышлений над поднятой проблемой, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении | В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну: важно не только своевременное раскаяние за зло, причиненное близким, но и конкретные поступки, которыми каждый из нас загладит свою вину перед ними. |
2) дать оценку сказанному, четко высказать свое мнение | Все вышесказанное позволяет сделать вывод: русский язык несет в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России. Поэтому задача государства, школы, семьи – сформировать у подрастающего поколения бережное отношение к слову, не допустить обеднения и разрушения русского языка. Не обесценивайте бесценное! Экология языка – наш долг перед прошлым и будущим! |
3) сделать прогноз каких-то событий или явлений, высказать предположение | Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Д.Шеварова, расставят приоритеты в своей жизни и станут жить не только исключительно для себя, но и для других людей, пробуя повторить подвиг русских подвижников. |
4) призвать читателя к выполнению тех или иных задач, закончить сочинение призывом к действию, пожеланием | В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки понятиям чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому из нас, когда мы хотим осуществить тот или иной нравственный выбор. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь, а следовательно, способствовать деградации человеческой личности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ
подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...
Сочинение-рассуждение для подготовки к ГИА по русскому языку
Разные примеры сочинений на лингвитсическую тему...
«Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ (11 класс)» Фрагмент
Урок подготовки к ЕГЭ. Сочинение. Использование информационных технологий на уроках русского языка....
«Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ (11 класс)» Фрагмент
Урок подготовки к ЕГЭ. Сочинение. Использование информационных технологий на уроках русского языка....
Алгоритм написания сочинения-рассуждения при подготовке к ЕГЭ.
Данный алгоритм по написанию сочинения-рассуждения по русскому языку помогает учащимся одиннадцатого класса написать экзаменационную работу....
ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНОВ.
Здесь представлены материалы выступления учителя на августовском совещании на секции учителей русского языка в виде схем-блоков....