- Оргмомент (слайд 1). Учитель приветствует учащихся, настраивает на урок.
Стихотворение: С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и искать! (Учитель желает плодотворной работы на уроке. Проверяет готовность к уроку.)
Актуализация знаний (слайд 1, 4)
- Какие оболочки Земли вы знаете? (Литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу.) Демонстрируя первый слайд, учитель предлагает учащимся назвать оболочку, которую начинают изучать на уроке.
- Что такое гидросфера? (Гидросфера - водная оболочка Земли.) - В каких трёх агрегатных состояниях бывает вода в природе? (В жидком, в твёрдом, в газообразном.) - Может ли вода переходить из одного состояния в другое? (Да.) - Установите соответствие: 1. Испарение. 2. Замерзание. 3. Конденсация. 4. Таяние. | А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое. Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое. В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное. Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое. |
(1В, 2А, 3Б, 4Г) Мотивация и целеполагание (слайд 3) - Учитель предлагает учащимся поучаствовать в игре «верю – не верю» (проверить правильность утверждений). Самостоятельно, в тетради напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-».
Утверждения: - Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки Земли, я является частью атмосферы.
- Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу.
- В Мировом круговороте воды никак не задействованы подземные воды.
- Из одной части Мирового океана можно попасть в другую, не пересекая сушу.
- Тихий океан омывает берега всех материков Земли.
- Поднимите руку те, кто согласен с первым утверждением, кто не согласен? И т.д. Изучив материал сегодняшнего урока, мы вернемся к этим утверждениям и посмотрим, каким из них верить можно, а каким нельзя. - А вот в одной Африканской школе, ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. И самое интересное, что это был правдивый рассказ!
- А можно ли ходить по воде? (Посмотрите в окно) (Можно, когда она в виде снега) - Видеофрагмент «Мировой океан» (с музыкальным сопровождением).
Во время показа видеофрагмента учитель предлагает угадать детям, о чём пойдёт речь на уроке: «Это неотъемлемая часть существования человечества. По площади он занимает 3/4 площади Земли и примерно столько же людей на планете так или иначе связаны с ним. В современную эпоху все белые пятна более или менее изучены, но в прошлые века существовало немало загадок, легенд и мифов, связанных с ним. Впрочем, некоторые из них живут и по сей день .» - Формулирование темы урока и постановка целей.
Сформулируйте тему урока, зная о названиях оболочек Земли. (Гидросфера) Тема нашего урока сегодня «Гидросфере Земли». - Как Вы думаете, что нового мы должны узнать сегодня на уроке, чему научиться? - Какую на урок цель вы поставите? Что хотели бы узнать?
Изучение нового материала. Используя текст на стр.91 – 5 класс; стр. 68 – 6 класс, дополните схему: гидросфера
мировой океан
96% 0,02% 0,03% Учитель: Объем гидросферы постоянно меняется. 4млд лет назад объем составлял 20млн км3. В семь раз меньше современного, в будущем количество воды увеличится, если учесть объем воды в мантии Земли в 20млд км3, это в 15 раз больше современного объема гидросферы. Предполагают, что поступление воды будет происходить за счет извержения вулканов.
- Роль гидросферы заключатся в том, что она накапливает тепло и предраспределяет его на Земле. С Мирового океана на сушу поступают атмосферные осадки. Карточка с заданиями. На контурной карте найти и подписать океаны: Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский. - Показать на карте океаны.
Работа с картой показать моря. Дети вытягивают карточки и показывают на карте объекты.
2. Какой процесс, происходящий в гидросфере, описал поэт? Спросил на днях Малыш – сосед У струйки, Льющейся из крана: - Откуда ты? Вода в ответ: - Издалека, Из океана! Потом малыш гулял в лесу, Росой искрилась поляна. - Откуда ты?- Спросил росу. - Поверь, и я из океана! На поле лег туман седой. Малыш спросил и у тумана. - откуда ты? Ты кто такой? - И я, дружок, из океана! Удивительно, не так ли? В супе, в чае, В каждой капле, В каждой льдинке И в слезинке, и в дождинке, И в росинке – нам откликнется всегда Океанская вода! А. Дитрих. - Почему капельки стали путешественниками? -Как можно назвать путешествие капелек воды в природе. 3. Минута релаксации. Прослушивание аудиозаписи. 1. Сядьте поудобнее, свободно откинувшись на спинку стула. В течение одной минуты просто подышите медленно и глубоко. Можете даже закрыть глаза, если вам так больше нравится. 2.Вам хочется потянуться? Не сдерживайте это естественное желание. Потянитесь с наслаждением, отведя согнутые руки в стороны, стараясь соединить лопатки. 3. Переведите взгляд вдаль, посмотрите в окно, на небо. 4.Крепко зажмурьте глаза на 3—5 секунд. Откройте. 5. Опустите руки вниз и несколько раз встряхните кистями так, будто вы пытаетесь сбросить с кончиков пальцев капли воды. Затем хорошенько разотрите каждый палец, особое внимание уделяя суставам.
Учитель: 2% пресной воды- это не так много. Такого количества хватило бы всего на несколько лет. А между тем воды в наших реках, озёрах не убывает год от года. Кто же сделал наши пресные водоёмы неиссякаемыми? Оказывается Солнце. Ибо под действием солнечных лучей происходит круговорот воды в природе. Пользуясь рисунком (слайд), расскажите, как вода может вернуться с суши в океан через атмосферу.
Работа с геословарем: слова «гидросфера», «малый круговорот», «большой круговорот», «мировой круговорот воды» заносятся в геословарь с одновременным расшифровыванием понятий ( в тетрадь) Испарение с поверхности океана и суши – перенос воды на сушу воздушными потоками - конденсация водяного пара, выпадение осадков - просачивание вглубь Земли, сток с суши в океан-испарение.
- творческая работа: нарисовать объекты на земле, в которых находится вода
- пояснение значения Мирового круговорота воды Таблица рекордов по обмену воды: ! человек – несколько часов 2-3 воздух – 8 суток река - 14 суток озеро - 7 – 300 лет океан – 3000 лет подземные воды – 5000 лет ! ледники – 8000 лет
Карточка для ученика 6 класса.. 1. Прочитай с. 68-70 (6 класс), выполни задание №1, 2 на карточке и ответь устно на вопросы. - Что такое гидросфера.
- Из каких частей состоит гидросфера?
- В какой части гидросферы самый большой объём воды?
- Перечисли воды суши.
- Заполните таблицу.
Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов по плану (слайд 12). Описание Тихого океана ребята делают с учителем, а три оставшиеся океана – по рядам. Оформить ответы можно в виде таблицы. План | Тихий океан | Атлантический океан | Индийский океан | Северный Ледовитый океан | Какое место занимает по площади? |
|
|
|
| С какими другими океанами связан? |
|
|
|
| Какие материки омывает? |
|
|
|
| Какова максимальная глубина? |
|
|
|
|
Проверка выполнения работы проходит у доски с использованием слайда 11, настенной карты. Карточка для 5 класса. Прочитай с. 91-93 и выполни задание в печатной тетради с. 36 №1, 2 и ответь устно на вопросы. - Что такое гидросфера.
- Из каких частей состоит гидросфера?
- В какой части гидросферы самый большой объём воды?
- Перечисли воды суши.
- Вы знаете, что вода бывает пресная и солёная. Какие части гидросферы состоят из пресной воды, а какие – из солёной? (Мировой океан солёный, воды суши могут быть пресными и солёными, вода в атмосфере только пресная.) - Почему вода в атмосфере всегда пресная? (При испарении все соли остаются в водоёме, а испаряется только вода.)
«Хоть в это поверить не очень легко, Но Волги вода есть в реке Лимпопо… И. Якимов (слайд 7) - Как вы думаете, возможно ли это?
Используя слайд 8, учитель кратко рассказывает о Мировом круговороте воды в природе. А затем предлагает по схеме выполнить задания и ответить на вопросы: - Чем малый круговорот воды отличается от большого? - Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан? - Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой? - Докажите, что все части гидросферы взаимосвязаны.
- Итак, главной, самой большой частью гидросферы является Мировой океан (слайд 9). Изучение водной оболочки Земли мы начнём именно с него. Океан занимает ¾ площади Земли (слайд 10), он един, то есть из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу, и Океан состоит из четырёх частей (океанов). Учитель предлагает найти океаны на карте океанов в атласе и показать их на мировой карте (слайд 11). 4.Закрепление. Работа с картой (разноуровневое задание): Сектор 3. на «3» - покажите 4 океана. - Реки Нил и Средиземное море. -Какие океаны окружают Африку и Антарктиду? - Завершите перечень оболочек Земли: атмосфера, гидросфера,….,…. .
- Вода на планете находится больше всего в жидком состоянии, газообразном, твердом (выбрать правильный ответ).
Гидросфера – это водная оболочка, воздушная, название океана (выбрать правильный ответ)
Сектор 4.
на «4» - в каких океанах находятся остров Мадагаскар, Японское море. - Завершите перечень: в гидросферу входит:
вода на суше
…………….
……………. В малом круговороте участвуют: суша – океан океан - атмосфера суша – атмосфера ( выбрать правильный ответ) В какой оболочке происходят явления: течения, цунами, приливы, вулканизм.
Сектор 5. на «5» - по координатам определите объекты: 50о ю.ш., 70о в.д. (о. Кергелен) 23о с.ш., 90о з.д. (Мексиканский залив) - Расставьте в правильном порядке составляющие Мирового круговорота: ледники, океан, осадки, сток с суши, испарение.
- Вода в твердом состоянии больше всего находится в атмосфере , в Антарктиде, на вершинах гор ( выбрать правильный ответ)
В большом круговороте воды участвуют: суша – океан- атмосфера; суша – океан; атмосфера – океан
- самооценка: выбрать
сектор 3 – балл – «3» сектор 4 – балл – «4» сектор 5 – балл – «5» Ученики ставят оценки. |