Методическая разработка урока географии с применением системно – деятельностного подхода.
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Методическая разработка урока географии в 6 классе и природоведения 5 класс по теме "Гидросфера Земли" для малокомплектной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА ПРИРОДОВЕДЕНИЯ И ГЕОГРАФИИ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

учителя географии МОУ «Удимская №2 СОШ» структурное подразделение «Ерогодская ООШ»

КРУТОУС А. И.

Предмет: природоведение.

Тема урока: Гидросфера Земли.

Класс: 5

Предмет: география.

Тема урока: Гидросфера Земли.

Класс: 6

Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения.

Тип урока: изучение нового материала с использованием ЦОР.

Цели по содержанию:

1. Обучающие:

-  сформировать мировоззренческую идею о единстве Мирового океана, познакомить с частями океана.

2. Развивающие:

-  развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в группах;

-  продолжить формирование приёмов работы с картой (читать, анализировать, обобщать информацию).

3.Воспитательные

- показать значимость Мирового океана для окружающей среды и человека.

  1. Обучающие:

- способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте воды в природе.

  1. Развивающие:

- создать условия для развития  умения работать с текстом учебной статьи, географической картой, с материалами мультимедийной презентации; составлять описание по плану.

  1. Воспитательные:

- способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда.

Формировать УУД:

Личностные:

-оценивание усваиваемого содержания, овладение основными навыками      нахождения,

- использования и презентации географической информации;

Познавательные:

-умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать  выводы;

  Регулятивные:

   -умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи,     выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом действий.

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально;

-осознанно использовать речевые средства для представления результата.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Необходимое техническое  оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.

Средства обучения:

  1. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/А. А. Плешаков, Н. И. Сонин.-4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2009.
  2. Тетрадь для оценки качества по природоведению. 5 класс. К учебнику Плешаков, Н. И. Сонин «Природоведение  5 класс» /В. И. Сивоглазов, В. Н. Кириленкова, О. В. Павлова.- 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа,2009.
  3.  Природоведение. 5 класс.: Атлас.– М.: Роскартография, 2012.
  4. Мультимедийная презентация «Вода на Земле».

Средства обучения:

  1. География. Начальный курс. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова.-9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Физическая география. Начальный курс. 6 класс.: Атлас.– М.: Роскартография, 2012.
  3. Мультимедийная презентация «Вода на Земле».

  1. карточки для оценивания, карточки с заданиями, фрагмент видеофильма «Океан».

Структура и ход урока:

1.Организация учащихся. Актуализация опорных знаний. Мотивация к учебной деятельности и целеполагание.

2. Формулирование темы урока и постановка целей. Изучение нового материала.

3. Минута релаксации.

4. Закрепление знаний. Контроль полученных знаний.

5. Рефлексия.

Ход урока

  1. Оргмомент (слайд 1).   Учитель приветствует учащихся, настраивает на урок.

Стихотворение:

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и искать!          (Учитель желает плодотворной работы на уроке.  Проверяет готовность к уроку.)

Актуализация знаний (слайд 1, 4)

        - Какие оболочки Земли вы знаете? (Литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу.)

        Демонстрируя первый слайд, учитель предлагает учащимся назвать оболочку, которую начинают изучать на уроке.  

        - Что такое гидросфера? (Гидросфера - водная оболочка Земли.)

        - В каких трёх агрегатных состояниях бывает вода в природе? (В жидком, в твёрдом, в газообразном.)

        - Может ли вода переходить из одного состояния в другое? (Да.)

        - Установите соответствие:

1. Испарение.

2. Замерзание.

3. Конденсация.

4. Таяние.

А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.

Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.

В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.

Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.

(1В, 2А, 3Б, 4Г)

Мотивация и целеполагание (слайд 3)

  1. Учитель предлагает учащимся поучаствовать в игре «верю –  не верю» (проверить правильность утверждений). Самостоятельно,  в  тетради напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-».

        Утверждения:

  1. Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки Земли, я является частью атмосферы.
  2. Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу.
  3. В Мировом круговороте воды никак не задействованы подземные воды.
  4. Из одной части Мирового океана можно попасть в другую, не пересекая сушу.
  5. Тихий океан омывает берега всех материков Земли.

        - Поднимите руку те, кто согласен с первым утверждением, кто не согласен? И т.д.

Изучив материал сегодняшнего урока, мы вернемся к этим утверждениям и посмотрим, каким из них верить можно, а каким нельзя.

  1. А вот в одной Африканской школе, ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. И самое интересное, что это был правдивый рассказ!
    - А можно ли ходить по воде?  (Посмотрите в окно) (Можно, когда она в виде снега)
     
  2.  Видеофрагмент «Мировой океан» (с музыкальным сопровождением). 

Во время показа видеофрагмента учитель предлагает угадать детям, о чём пойдёт речь на уроке: «Это неотъемлемая часть существования человечества. По площади он занимает 3/4 площади Земли и примерно столько же людей на планете так или иначе связаны с ним. В современную эпоху все белые пятна более или менее изучены, но в прошлые века существовало немало загадок, легенд и мифов, связанных с ним. Впрочем, некоторые из них живут и по сей день .»

  1. Формулирование темы урока и постановка целей.

Сформулируйте тему урока, зная о названиях оболочек Земли. (Гидросфера)

Тема нашего урока сегодня  «Гидросфере Земли».
- Как Вы думаете, что нового мы должны узнать сегодня на уроке, чему научиться?
- Какую на урок
цель вы поставите? Что хотели бы узнать?

Изучение нового материала.

Используя текст на стр.91 – 5 класс; стр. 68 – 6 класс,  дополните  схему:

гидросфера





мировой океан

96% 0,02% 0,03%
Учитель: Объем гидросферы постоянно меняется. 4млд лет назад объем составлял 20млн км3. В семь раз меньше современного, в будущем количество воды увеличится, если учесть объем воды в мантии Земли в 20млд км3, это в 15 раз больше современного объема гидросферы. Предполагают, что поступление воды будет происходить за счет извержения вулканов.

- Роль гидросферы заключатся в том, что она накапливает тепло и предраспределяет его на Земле. С Мирового океана на сушу поступают атмосферные осадки.
Карточка с заданиями.http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/6/5731/5731_html_4641c3ba.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/6/5731/5731_html_m4e7b9bfe.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/6/5731/5731_html_2a42d909.gif

На контурной карте найти и подписать океаны: Тихий,  Атлантический,  Северный Ледовитый, Индийский.

- Показать на карте океаны.

Работа с картой показать моря. Дети вытягивают карточки и показывают на карте объекты.

2. Какой процесс, происходящий в гидросфере, описал поэт?
Спросил на днях
Малыш – сосед
У струйки,
Льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Издалека,
Из океана!
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась поляна.
- Откуда ты?-
Спросил росу.
- Поверь, и я из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана.
- откуда ты?
Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае,
В каждой капле,
В каждой льдинке
И в слезинке, и в дождинке,
И в росинке – нам откликнется всегда
Океанская вода!
А. Дитрих.

- Почему капельки стали путешественниками?

-Как можно назвать путешествие капелек воды в природе.

3. Минута релаксации.

Прослушивание аудиозаписи.

1. Сядьте поудобнее, свободно откинувшись на спинку стула. В течение одной минуты просто подышите медленно и глубоко. Можете даже закрыть глаза, если вам так больше нравится.

2.Вам хочется потянуться? Не сдерживайте это естественное желание. Потянитесь с наслаждением, отведя согнутые руки в стороны, стараясь соединить лопатки.

3. Переведите взгляд вдаль, посмотрите в окно, на небо.

4.Крепко зажмурьте глаза на 3—5 секунд. Откройте.


5. Опустите руки вниз и несколько раз встряхните кистями так, будто вы пытаетесь сбросить с кончиков пальцев капли воды. Затем хорошенько разотрите каждый палец, особое внимание уделяя суставам.


Учитель: 2% пресной воды- это  не так много. Такого количества хватило бы всего на несколько лет. А между тем воды в наших реках, озёрах не убывает год от года. Кто же сделал наши пресные водоёмы неиссякаемыми? Оказывается Солнце. Ибо под действием солнечных лучей происходит круговорот воды в природе. Пользуясь рисунком (слайд), расскажите, как вода может вернуться с суши в океан через атмосферу.

 Работа с геословарем: слова «гидросфера», «малый круговорот», «большой круговорот», «мировой круговорот воды» заносятся в геословарь с одновременным расшифровыванием понятий ( в тетрадь) Испарение с поверхности океана и суши – перенос воды на сушу воздушными потоками - конденсация водяного пара, выпадение осадков - просачивание вглубь Земли, сток с суши в океан-испарение.

- творческая работа: нарисовать  объекты на земле, в которых находится вода

- пояснение значения Мирового круговорота воды


Таблица рекордов по обмену воды:
! человек – несколько часов 2-3
воздух – 8 суток
река - 14 суток
озеро - 7 – 300 лет
океан – 3000 лет
подземные воды – 5000 лет
! ледники – 8000 лет

Карточка для ученика 6 класса..

 1. Прочитай  с. 68-70 (6 класс), выполни задание №1, 2 на карточке  и ответь устно на вопросы.

  1. Что такое гидросфера.
  2. Из каких частей состоит гидросфера?
  3. В какой части гидросферы самый большой объём воды?
  4. Перечисли воды суши.
  5. Заполните таблицу.

Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов по плану (слайд 12). Описание Тихого океана ребята делают с учителем, а три оставшиеся океана – по рядам. Оформить ответы можно в виде таблицы.

План

Тихий океан

Атлантический океан

Индийский океан

Северный Ледовитый океан

Какое место занимает по площади?

С какими другими океанами связан?

Какие материки омывает?

Какова максимальная глубина?

Проверка выполнения работы проходит у доски с использованием слайда 11, настенной карты.

Карточка для  5 класса.

Прочитай  с. 91-93 и выполни задание в печатной тетради с. 36 №1, 2    и ответь устно на вопросы.

  1. Что такое гидросфера.
  2. Из каких частей состоит гидросфера?
  3. В какой части гидросферы самый большой объём воды?
  4. Перечисли воды суши.

- Вы знаете, что вода бывает пресная и солёная. Какие части гидросферы состоят из пресной воды, а какие –  из солёной? (Мировой океан солёный, воды суши могут быть пресными и солёными, вода в атмосфере только пресная.)

        - Почему вода в атмосфере всегда пресная? (При испарении все соли остаются в водоёме, а испаряется только вода.)

«Хоть в это поверить не очень легко,

Но Волги вода есть в реке Лимпопо…

                                И. Якимов (слайд 7)

        - Как вы думаете, возможно ли это?

        Используя слайд 8, учитель кратко рассказывает о Мировом круговороте воды в природе. А затем предлагает по схеме выполнить задания и ответить на вопросы:

        - Чем малый  круговорот воды отличается от большого?

        - Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?

        - Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?

        - Докажите, что все части гидросферы взаимосвязаны.

        - Итак, главной, самой большой частью гидросферы является Мировой океан (слайд 9). Изучение водной оболочки Земли мы начнём именно с него. Океан занимает ¾ площади Земли (слайд 10), он един, то есть из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу, и Океан состоит из четырёх частей (океанов).

        Учитель предлагает найти океаны на карте океанов в атласе и показать их на мировой карте (слайд 11).

4.Закрепление.
Работа с картой (разноуровневое задание):

Сектор 3.
на «3» - покажите 4 океана.
- Реки Нил и Средиземное море.
-Какие океаны окружают Африку и Антарктиду?

  • Завершите перечень оболочек Земли: атмосфера, гидросфера,….,…. .
  • Вода на планете находится больше всего в жидком состоянии, газообразном, твердом (выбрать правильный ответ).
    Гидросфера – это водная оболочка, воздушная, название океана (выбрать правильный ответ)

Сектор 4.

на «4» - в каких океанах находятся остров Мадагаскар, Японское море.

  • Завершите перечень: в гидросферу входит:
    вода на суше

    …………….

    …………….
    В малом круговороте участвуют:
    суша – океан
    океан - атмосфера
    суша – атмосфера ( выбрать правильный ответ)
    В какой оболочке происходят явления: течения, цунами, приливы, вулканизм.

Сектор 5.
на «5» - по координатам определите объекты:

 50о ю.ш., 70о в.д.                                          (о. Кергелен)
23
о с.ш., 90о з.д.                                              (Мексиканский залив)

  • Расставьте в правильном порядке составляющие Мирового круговорота: ледники, океан, осадки, сток с суши, испарение.
  • Вода в твердом состоянии больше всего находится в атмосфере , в Антарктиде, на вершинах гор ( выбрать правильный ответ)
    В большом круговороте воды участвуют:
    суша – океан- атмосфера; суша – океан; атмосфера – океан

    - самооценка: выбрать

сектор 3 – балл – «3»
сектор 4 – балл – «4»
сектор 5 – балл – «5»
Ученики ставят оценки.

5.Рефлексия (слайд)

        Учитель предлагает учащимся вернуться к игре «верю – не верю» и снова в  тетради напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-».

                                                                        (1-, 2+, 3-, 4+, 5-)

Учитель инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Скоро прозвенит   звонок,

Пора заканчивать урок.

О чём мы говорили сегодня на уроке?

По плану охарактеризуйте оболочку, которая была изучена сегодня на уроке.

План: 1. название
          2. составные части
          3. явления
          4. связь с другими оболочками.

Всё ли было понятно на уроке?

Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке.

Вывод урока.

С каким настроением вы уходите с урока?

Домашнее задание  (слайд 13)

На «5»- стр.96 ответить на вопросы и приготовить сообщение о морях омывающих материк Евразия.

На «4»- Приготовить сообщения о крупных реках России.

На «3»- стр.96 ответить на вопросы.

На «5»- стр.70  ответить на вопросы 1,2,3,5 (у)  и приготовить сообщение о морях омывающих материк Евразия

На «4»- Приготовить сообщения о крупных реках России

На «3»- стр.70 ответить на вопросы 1,2,3,5,6 (У)

Спасибо, за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии с применением ИКТ

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении накопленных к настоящему времени теоретических положений по применению ИКТ в географии....

Методические рекомендации по применению системно-деятельностного подхода на уроке физики в 10 классе

Урок разработан с учетом требований ФГОС второго покаления. Для определения учащимися цели и задач урока создается проблеммная ситуация. На уроке запланирована исследовательская работа учащихся. Приме...

Организация урока литературы в рамках системно-деятельностного подхода: урок по теме "Эмоциоанально-образный анализ рассказа В.М.Шукшина "Дядя Ермолай"(с применением интернет-ресурсов)

Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода: определена деятельность ученика (учащиеся организованы в группы) и учителя на уроке, мотивация к целеполаганию, цели и задачи, рефлек...

Урок географии с позиции системно -деятельностного подхода обучения.

“Великая цель образования - это не знания, а действия”. Герберт СпенсерМногие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память у...

«Конспект урока математики с применением системно- деятельностного подхода».

«Конспект урока математики 6 класса с применением системно- деятельностного подхода». Тема : "Пропорции"....

Методическая разработка урока с точки зрения системно-деятельностного подхода "Русский язык - один из развитых языков мира"

Данный урок разработан по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Предполагает использование УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова "Русский язык"....

Методическая разработка урока по химии на основе деятельностного подхода

Особенности преподавания в школе при  исправительной колонии...