Урок лаг-лож
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Урок Лаг-Лож

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lag-lozh.docx18.33 КБ
Microsoft Office document icon turnir_umnikov_i_umnits.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

буквы о-а в корне лаг, лож"

 

Тип урока: комбинированный урок: обобщение и закрепление ранее изученного материала, знакомство с новым материалом.

 

Цели урока:

1.     Обобщить и закрепить знания по морфемике, морфологии (части речи)

2.     Познакомить с правописанием корней лаг, лож.

3.     Развивать внимание, языковое чутье.

4.     Воспитывать любовь к предмету, родной природе.

Оборудование:

        Компьютер и проектор;

        Карточки с индивидуальным заданием;

        Карточки с заданием.

 

 

Ход урока

 

1.     Организационный момент

 

Проверим готовность к уроку.

Хозяин на уроке – учебник.

Его помощники – тетрадь, ручка.

Так что время не теряем.

И работать начинаем.

       2. Запись числа.

              Откройте тетради, запишите число, классная работа

              Ребята, сегодня на уроке нам предстоит, не только познакомится           с новой темой, которую мы запишем чуть позже, но и вспомнить много того, что вы изучали ранее.

3.     Работа с числом.

Ребята, посмотрите на слово восемнадцатое. Сколько букв «е» в этом слове? А чем отличаются эти две буквы? Ребята, посмотрите на слово работа. Какая это часть речи? А слово - классная? Это какая часть речи? Давайте теперь вспомним, какие части речи мы знаем. Поиграем в игру, которая называется «Третий лишний».

4.     Игра «Третий лишний».

Кошка, гладить, кровать

Расти, красивый, написать

Телевизор, кот, медведь

Зеленый, бегать, прекрасный

Весна, Челябинск, Настя

5.     Эмоциональный настрой на весну.

Ребята, посмотрите, лишним словом оказалось слово весна. А вы любите весну?  А чем она вам нравится? Давайте, теперь запишем предложение про весну. Вставим пропущенные буквы, знаки препинания и сделаем синтаксический разбор предложения.

6.     Синтаксический разбор предложения.

Зима заканчивается в лесу, стоит полная тишина.)

7.     Индивидуальная работа с карточками.  (Три ученика во время работы класса над синтаксическим разбором предложения  получают карточки и работают самостоятельно на местах, разбирая  слова по составу).

Трактористы, безлунная, кричать, шоколадная.

8.     Морфемный разбор слова. (Слайд 5)

Ребята, посмотрите на слово полная. Давайте, сделаем морфемный разбор этого слова. А что такое морфемный разбор слова? А с чего мы начинаем делать морфемный разбор слова? Ребята, мы сегодня говорим о весне. Давайте, прочитаем текст о весне.

    Зима заканчивается, в лесу стоит полная тишина. Здесь еще лежит много снега. На нем видны следы разных птиц и зверей. А здесь заяц прол...жил свои следы. Кое-где уже появились проталины. Скоро начнется весна.

    Попытаемся найти в этом тексте слово, которое будет соответствовать следующей схеме.

9.      Игра «Собери слово

А теперь, давайте закрепим наши знания. Посмотрим, как хорошо мы знаем разбор слова по составу. Поиграем в игру «Собери слово». Запишите слово весело, выделите в нем корень, в слове услышали суффикс глагола прошедшего времени. А какой  это суффикс? В слове полюбоваться выделите приставку, в слове смотреть выделите глагольный суффикс. В слове прилетели окончание. Получилось слово?ПОВЕСЕЛЕЛИ. (Ребенок идет к доске и записывает получившееся слово. Появляется слайд. Ребенок начинает разбирать это слово по составу).  

10.                   Воспитательный момент

Ребята, когда мы с вами говорим о весне, у нас сразу поднимается настроение. Появляется улыбка на лице. Давайте, посмотрим, как Иван Алексеевич Бунин пишет о весне.

Растаял в поле снег, леса повеселели,

Даль заливных лугов лазурна и ясна,

Стыдливо белая береза зеленеет,

Проходят облака все выше и сильней,

А ветер сушит сад и мягко в окна веет

Теплом апрельских дней.

   Понравилось стихотворение? Ребята, посмотрите, Иван Алексеевич Бунин говоря о весне, употребляет слово повеселели, которое мы с вами собрали. Ребят, а разве могут леса повеселеть? Какой прием использует Бунин? (Олицетворение)

11.                   Знакомство с новой темой урока.

Ребята, давайте, вернемся к  первому нашему тексту о весне.

    Зима заканчивается, в лесу стоит полная тишина. Здесь еще лежит много снега. На нем видны следы разных птиц и зверей. А здесь заяц прол...жил свои следы. Кое-где уже появились проталины. Скоро начнется весна.

    Обратите внимание, в нем есть слово, в котором пропущена буква. Нашли? Давайте подумаем, какую букву нужно вставить в этом слове. Ребята, чтобы никогда не ошибиться, давайте, запишем новую тему нашего урока  себе в тетради.

       12. Объяснение нового материала. (Создание проблемной ситуации)     

        Посмотрите на слайд. Я сейчас буду изменять слова. Попробуем вместе    найти, что изменилось в этом слове и сформулировать орфографическое правило. Давайте, посмотрим, что учебник нам еще предлагает.

13.                   Работа с учебником.

Ребята, откроем учебники. Страница 177.  Прочитаем в нем правило.

14.                   Закрепление нового материала.

Сколько правил, мы с вами уже знаем. Сколько их много. И их всех надо запомнить. Тяжело! Поэтому один ученик предложил отказаться от всех правил. Но ему на это дали хороший ответ, с которым мы сейчас с вами познакомимся и обязательно согласимся.  У вас на партах лежат карточки с этим ответом. Вставьте самостоятельно  в этих же карточках пропущенные буквы.

15.                   Взаимопроверка. (Слайд 11)

Ребята, давайте, проверим. Поменяйтесь карточками.

16.                   Игра «Эстафета». (Здоровьесберегающая технология).

Ребята, а теперь закрепим все вместе.

Изл…гать

Изл…жение

Сл…жение

Прил…гательное

Пол…житься

Отл…жение

Сл…гаемое

Прил…жение

Пол….жение

Сл….гать

17.                   Итог урока. Комментирование оценок.

18.                   Домашнее задание.

Ребята, так как мы сегодня говорим о весне и у нас весеннее настроение  домашнее задание у вас будет небольшим. Придумайте дома пять слов, в которых есть корни лаг, лож.

Урок окончен. Спасибо!!!



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класс «Турнир умников и умниц»

 

Цель: 1.Прививать детям любовь к родному языку

              2. Развивать дух соревновательности, умения принимать собственные решения.

              3.Совершенствовать основные психические процессы, креативность мышления.

Оборудование: Карточки для индивидуальной работы, ордена умников.

Пояснения: Игра проходит в два этапа, участвуют по 3 ребенка из каждого пятого класса в два потока. При отсутствии или неправильном ответе право ответа переходит к зрителям, отвечает тот, кто первым поднимает руку.

Участники выходят на дорожки( на красной два этапа, но ни разу нельзя ошибаться, на желтой три этапа, но ошибку можно допустить лишь один раз, на зеленой дорожке 4 этапа, но при этом можно допустить две ошибки).

Ход мероприятия:

1 тур: участники получают карточки со словами, куда надо вставить пропущенные буквы (10 слов) – на работу 5 минут, в это время зрители отвечают на вопросы разминки

      Карточка

  1. Уча…ствовать
  2. Сверс…ник
  3. Во…зал
  4. Шос…е
  5. Инт…рьер
  6. Параш…т
  7. Тер…аса
  8. Ар…мат
  9. Бат…рея
  10. Магн…тофон

1 вопрос:

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

( Имя прилагательное)

2 вопрос:

Вспомните точное название картины художника Васнецова о трех богатырях.

(Богатыри)

3 вопрос:

Как пишется слово кое-кто?

(Через дефис)

Участники на основании выполненных заданий выбирают получают места и право выбирать дорожки.

Задания для 1 дорожки

1.Почему в старину говорили: «Аз, буки и веди страшат, как медведи»?

( Обучение грамоте на Руси было очень трудным, давалось зубрежкой)

2. Какая грамматическая ошибка допущена учеником в высказывании?

Учитель:  Приведи пример трения.

Ученик: Человек на льду скользит, чтобы не скользил, его посыпают песком.

(Неверное употребление местоимения «его» создает в предложении двусмысленность. Нужно заменить местоимение существительным: Чтобы человек не скользил, лед посыпают песком.)

Задания для 2 дорожки

1.Сколько падежей в русском языке?

( Шесть падежей)

2.Слова базар и рынок – синонимы, но в некоторых сочетаниях отличаются друг от друга. Что означают выражения птичий базар и птичий рынок?

(Птичий базар – место массового сбора птиц на берегу, пустая болтовня (перен.)

Птичий рынок – место, где продают птиц и другую живность)

3.Грамотный человек должен знать названия букв своего алфавита. Поэтому вспомните, названия каких букв составляют целую эпоху?

(ЭР-А)

Задания для 3 дорожки

1.Вспомните последнее слово в пословице: Того, кто любит труд, дела не …

(Затрут или перетрут)

2.Сколько звуков в слове «ВЬЮГА»?

( Пять звуков)

3. О чем ведется разговор:

- Это черная?

-Нет, это красная.

- А почему она белая?

- Потому что еще зеленая.

( О смородине)

4. Какие две формы речи существуют в языке?

( Устная и письменная формы речи)

2 тур: участники получают карточки со словами, куда надо вставить пропущенные буквы (10 слов) – на работу 5 минут, в это время зрители отвечают на вопросы разминки

Карточка

  1. Чу…ствовать
  2. Ровес…ник
  3. Э…замен
  4. Комис…ия
  5. Веет…ран
  6. Брош…ра
  7. ак…вариум
  8. Трен…р
  9. Сан…торий
  10. Ф…нтастика

1 вопрос

Чтобы отгадать метаграмму, нужно заменить одну букву другой, тогда вы получить новое слово:

С К в полях меня найдете.

С Г романсы запоете.

С В косички заплетете

( Колос, Голос, Волос)

2 вопрос

Имеют ли наречия окончания?

( Не имеют)

3 вопрос

Назовите подлежащее в предложении:

Сегодня с утра подморозило.

( Нет подлежащего)

Задания для 1 дорожки

1.Почему по-разному можно понять предложение?

Из дома бабушки смех доносился.

(Из дома / бабушки смех доносился, то есть бабушкин смех.

Из дома бабушки/ смех доносился, то есть смеялись в бабушкином доме)

2.Найдите загаданный звук:

Я – в озерах и реках, но в воде меня нет.

Я – в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет.

( Это звук «Р»)

Задания для 2 дорожки

1.Сколько в русском языке служебных частей речи?

(Четыре части)

2.Что объединяет следующие слова: Тбилиси, Дели, Токио, кофе?

( Все эти существительные мужского рода)

3.Отгадайте загадку:

Я от солнца, от огня,

Яркий луч несет меня,

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной.

(Свет)

Задания для 3 дорожки

1.Вспомните пословицу, по которой создан следующий газетный заголовок:

Каков факт, таков и акт.

(Каковы сани, таковы и сами)

2.Сколько звуков в слове ХЛОПЬЯ?

( Шесть звуков)

3.Пословицы есть только в русском языке или эти выражения интернациональные? Докажите.

( Это интернациональные выражения, при переводе чаще всего подбирается эквивалент пословицы в другом языке)

4. О каком языковом явлении идет речь?

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

( Слова с разными значениями  - это омонимы)

Подведение итогов игры, награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...