Сложные предложения с разными видами связи. 11 кл.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Цель: повторить виды сложных предложений, закрепить умение определять вид связи в сложных предложениях с разными видами связи, расставлять знаки препинания в предложениях данного вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока | 30.43 КБ |
Презентация к уроку "Сложные предложения с разными видами связи" | 91.8 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Цели: повторить виды сложных предложений, закрепить умение определять вид связи в сложных предложениях с разными видами связи, расставлять знаки препинания в предложениях данного вида.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
Слайд 1. 1. Орфоэпическая пятиминутка в рамках подготовки к ЕГЭ (задание 4). 5мин.
-Найдите слова с ошибочным ударением (по вариантам):
1 вариант 2 вариант
1.цЕмент
2.клАла
3.звонИт
4.прИняли
5.апОстроф
6.квАртал
7.мЕстностей
8.прОстыня
9.оцененА
10.нОвостей
11. бралА
12.взялА
13.Эксперт
14.Иконопись
15.сливОвый
16.пОгнутый
17.грушЕвый
18.кровотОчить
19.вероисповедАние
20.добелА
Слайд 2. Самопроверка. 1мин.
Слайд 3-5. 2. Задание «Дай толкование слова» (задание 3 ЕГЭ). 6 мин.
- Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЫХОД. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ВЫ́ХОД, -а, муж.
1. см. выйти.
2. Появление на сцене действующего лица. Ваш в.! (напоминание актёру, находящемуся за сценой).
3. Место, где выходят, а также место, где что-н. выступает наружу, выпускается, вытекает. Стоять у выхода. Запасный в. В. алмазоносной трубки.
4. Способ разрешить трудность, выйти из затруднения. В. из положения.
5. Количество произведённого продукта (спец.). Норма выхода. Высокий в. шерсти у овец.
(1)Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. (2)<...> для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. (3)Этот контроль осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и возможной миграции загрязнений. |
- Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДВИЖЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ДВИЖЕ́НИЕ, -я, ср.
1. см. двигаться.
2. Форма существования материи, непрерывный процесс развития материального мира. Нет материи без движения и движения без материи.
3. Перемещение кого-чего-н. в определённом направлении. Вращательное д. Привести в д. что-н. Д. планет. Д. войск.
4. Изменение положения тела или его частей. Д. руки. Неловкое д. Лежать без движения.
5. перен. Внутреннее побуждение, вызванное каким-н. чувством, переживанием. Д. сердца. Душевное д.
6. Езда, ходьба в разных направлениях. Оживлённое д. транспорта. Правила дорожного движения. Служба движения (отдел управления на транспорте).
7. перен. Оживлённость, напряжённость действия. В пьесе мало движения.
8. Активная деятельность многих людей, направленная на достижение общей социальной цели. Демократическое д. Д. сторонников мира.
9. Переход из одного состояния, из одной стадии развития в другое состояние, другую стадию. Д. событий.
(1)Если Вам довелось во время грозы при кратких вспышках молнии оказаться на оживлённой городской улице, Вы, конечно, заметили одну странную особенность: улица, только что полная движения, кажется в такие мгновения словно застывшей, прохожие останавливаются в напряжённых позах, машины неподвижны, отчётливо видна каждая спица колеса велосипеда. (2)Причина кажущейся неподвижности заключается в ничтожной продолжительности молнии — тысячные доли секунды. (3)Неудивительно <...>, что улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молнии совершенно неподвижной: ведь мы замечаем на ней только то, что длится тысячные доли секунды. |
- Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УЧЁНЫЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
УЧЁНЫЙ, -ая, -ое; -ен.
1. Выученный, наученный чему-н. Учёного учить только портить (посл.). Не учи учёного (говорится в знач. знаю сам, не хуже тебя; разг.). Учёные медведи (дрессированные).
2. Много знающий, образованный. У. человек. Не очень учён кто-н. (не получил образования).
3. полн. Относящийся к науке, научный. У. спор. Учёное звание. Учёная степень. У. совет (научный коллегиальный орган в научно-исследовательских учреждениях, вузах).
4. учёный, -ого, муж. Специалист в какой-н. области науки. У. с мировым именем. У.-экспериментатор.
(1)Любители понаблюдать за живой палитрой осенних листьев обратили внимание на то, что она потускнела, и пришли к такому выводу: глобальное потепление климата планеты влияет на интенсивность окраски осенней листвы. (2)Изучая, каким образом климат влияет на цвет листьев, учёные пришли к выводу, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента. (3)<...>, интенсивность цвета осенних листьев зависит от погоды. |
Слайд 6. 3. Расставить знаки препинания, составить схему, дать характеристику предложения:
6мин.
Есть дерево о четыре дела: первое дело – мир освещать, другое дело – крик утишать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело – чистоту соблюдать.
– Объясните постановку двоеточия и тире.
– О каком же дереве говорится в загадке?
– Действительно, это береза. Издревле любима и почитаема она на Руси. Образ ее опоэтизирован в народных песнях и сказках, воспет музыкантами и художниками, писателями и поэтами. И сейчас с их помощью мы повторим виды сложных предложений.
Слайд 7. Определение темы и целей урока.
- На примере этого предложения назовите тему урока и сформулируйте цели урока. 2 мин.
2. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Фронтальный опрос. 1 мин.
– Какие виды сложных предложений вам известны?
– Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных предложений?
- Этап первичной проверки понимания изученного. 10 мин.
Слайды 8-10
∙ Определить вид сложного предложения, назвать виды связи, составить схему.
а) В глуши на почве раскаленной
Береза старая стоит;
В ее вершине обнаженной
Зеленый лист не шелестит.
И. Никитин
б) Без березы не мыслю России –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена.
О. Шестинский
в) Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Н. Рубцов
г) Кора березы находит применение при изготовлении различных поделок, а как бумагу бересту использовали не только в древности, но и в Великую Отечественную войну в партизанских отрядах.
– Какой тип связи простых предложений в составе сложного встречается в предложении?
Слайд 11. Работа со схемами: 2 мин.
– Сравните предложенные схемы:
[ ], и, (хотя), [ ]. [ ], и (хотя), но [ ].
[ ], и, (но), [ , (если), ]. [ ], и (но) [ (если), то ].
– Чем отличается постановка знаков препинания в данных предложениях?
ЗАПОМНИТЕ: либо то (но, так), либо другое (запятая).
-Какое это задание в КИМах ЕГЭ? (задание 19)
-Прочитайте, как звучит задание 19.
4. Этап закрепления и применения изученного.
Сборник ЕГЭ - 2015, задание 19, варианты 1-5. 10мин.
Слайд 12. 5.Подведение итогов урока, рефлексия и запись д\з: Сборник ЕГЭ - 2015, задание 19, варианты 6-15. 2мин.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ответы: 1 вариант 1.цЕмент 5 . апОстроф 6.квАртал 8.прОстыня 10.нОвостей 2 вариант 13.Эксперт 15.сливОвый 17.грушЕвый 18.кровотОчить 19.вероисповедАние
«Дай толкование слова» (задание 3 ЕГЭ ) Прочитайте фрагмент словарной статьи , в которой приводятся значения слова ВЫХОД. Определите значение , в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста . Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ВЫ́ХОД , -а, муж. 1. см. выйти. 2. Появление на сцене действующего лица. Ваш в. ! ( напоминание актёру, находящемуся за сценой ). 3. Место, где выходят , а также место, где что-н. выступает наружу , выпускается , вытекает . Стоять у выхода . Запасный в. В. алмазоносной трубки . 4. Способ разрешить трудность , выйти из затруднения . В. из положения . 5. Количество произведённого продукта (спец.). Норма выхода . Высокий в. шерсти у овец. ( 1)Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрязнения грунтов , грунтовых и подземных ( глубинных ) вод. (2)<...> для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику . (3)Этот контроль осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и возможной миграции загрязнений .
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДВИЖЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ДВИЖЕ́НИЕ , -я, ср. 1. см. двигаться . 2. Форма существования материи , непрерывный процесс развития материального мира. Нет материи без движения и движения без материи . 3. Перемещение кого-чего-н . в определённом направлении . Вращательное д. Привести в д. что-н. Д. планет . Д. войск. 4. Изменение положения тела или его частей . Д. руки. Неловкое д. Лежать без движения . 5. перен. Внутреннее побуждение , вызванное каким-н. чувством , переживанием . Д. сердца. Душевное д. 6. Езда, ходьба в разных направлениях . Оживлённое д. транспорта . Правила дорожного движения . Служба движения (отдел управления на транспорте ). 7. перен. Оживлённость, напряжённость действия . В пьесе мало движения . 8. Активная деятельность многих людей, направленная на достижение общей социальной цели. Демократическое д. Д. сторонников мира. 9. Переход из одного состояния , из одной стадии развития в другое состояние , другую стадию . Д. событий. (1)Если Вам довелось во время грозы при кратких вспышках молнии оказаться на оживлённой городской улице, Вы, конечно , заметили одну странную особенность : улица, только что полная движения , кажется в такие мгновения словно застывшей, прохожие останавливаются в напряжённых позах, машины неподвижны , отчётливо видна каждая спица колеса велосипеда . ( 2)Причина кажущейся неподвижности заключается в ничтожной продолжительности молнии — тысячные доли секунды . ( 3)Неудивительно <...>, что улица, полная разнообразных движений , представляется при свете молнии совершенно неподвижной : ведь мы замечаем на ней только то, что длится тысячные доли секунды .
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УЧЁНЫЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. УЧЁНЫЙ , - ая , - ое ; - ен . 1. Выученный , наученный чему-н. Учёного учить только портить (посл.). Не учи учёного ( говорится в знач. знаю сам, не хуже тебя; разг.). Учёные медведи ( дрессированные ). 2. Много знающий , образованный . У. человек . Не очень учён кто-н. (не получил образования ). 3. полн. Относящийся к науке, научный . У. спор. Учёное звание . Учёная степень . У. совет ( научный коллегиальный орган в научно-исследовательских учреждениях , вузах). 4. учёный, -ого, муж. Специалист в какой-н. области науки. У. с мировым именем . У.- экспериментатор . (1)Любители понаблюдать за живой палитрой осенних листьев обратили внимание на то, что она потускнела, и пришли к такому выводу: глобальное потепление климата планеты влияет на интенсивность окраски осенней листвы. (2)Изучая, каким образом климат влияет на цвет листьев, учёные пришли к выводу, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента. (3)<...>, интенсивность цвета осенних листьев зависит от погоды.
Расставить знаки препинания, составить схему, дать характеристику предложени я : Есть дерево о четыре дела первое дело мир освещать другое дело крик утишать третье дело больных исцелять четвертое дело чистоту соблюдать . Есть дерево о четыре дела: первое дело – мир освещать, другое дело – крик утишать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело – чистоту соблюдать.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ Цели : повторить виды сложных предложений , закрепить умение определять вид связи в сложных предложениях с разными видами связи , расставлять знаки препинания в предложениях данного вида.
Определить вид сложного предложения , назвать виды связи, составить схему. а ) В глуши на почве раскаленной Береза старая стоит; В ее вершине обнаженной Зеленый лист не шелестит. И. Никитин
б ) Без березы не мыслю России – Так светла по-славянски она, Что, быть может, в столетья иные От березы вся Русь рождена. О. Шестинский
в) Я люблю, когда шумят березы, Когда листья падают с берез. Н. Рубцов г) Кора березы находит применение при изготовлении различных поделок, а как бумагу бересту использовали не только в древности, но и в Великую Отечественную войну в партизанских отрядах.
Чем отличается постановка знаков препинания в данных предложениях? [ ], и, (хотя), [ ]. [ ], и (хотя), но [ ]. [ ], и, (но), [ , (если), ]. [ ], и (но) [ (если), то ].
д\з : Сборник ЕГЭ - 2015, задание 19, варианты 6-15. Продолжите фразу: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я попробую… У меня получилось… Я смог… Мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая – углубление пре...
Сложные предложения с разными видами связи.
Конспект урока разработан для учащихся 9 класса. Ход урока способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализаци...
Сложные предложения с разными видами связи.
Презентация позволит зрительно объяснить материал....
Готовимся к ЕГЭ. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Обобщение изученного по теме «Сложное предложение с разными видами связи». Повторение изученного. Защита исследовательского проекта «Использование в разговорной речи сложных предложений»
маршрутный лист дистанционного урока...
Обобщение изученного по теме «Сложное предложение с разными видами связи». Контрольная работа № 4 по теме «Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...