Сложные предложения с разными видами связи.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Конспект урока разработан для учащихся 9 класса.
Ход урока способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации. Будет полезен при подготовке к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 113.01 КБ |
Предварительный просмотр:
9 классСложные предложения. Обобщение.Клюбина И.Б.
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Цели урока:
- систематизировать знания по теме «Сложное предложение»;
- проверить умение различать предложения по структуре и способам связи;
- научить использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции
- проверить умение объяснять постановку знаков препинания;
- составлять схемы предложений;
- совершенствовать умение конструировать предложения по заданной схеме,
- научить самостоятельно извлекать необходимую информацию из различных источников
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения,
- развивать интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельной деятельности; самореализации,
- повторить орфограммы н и нн в разных частях речи.
- совершенствовать коммуникативные способности.
Оборудование:
- мультимедийная программа с подготовленной компьютерной презентацией;
- дидактический материал,
- Конспекты – опоры,
- тестовые задания.
Дидактическая модель изучения: частично - поисковая
Педагогические средства: организация совместной учебной деятельности
Тип урока. Урок комплексного применения знаний – практикум
Ход урока.
I ЭТАП
1. Работа над содержанием эпиграфа.
Мир освещается солнцем,
А человек освещается знанием!
Пословица
- Определите вид предложения по наличию грамматических основ.
- Дайте характеристику предложения.
- Определите вид предложения по способу выражения главного члена.
- Какие есть еще сложные предложения?
- Назовите тему сегодняшнего урока.
2.Погружение в тему - разминка.
- 1.Работа в группах. (Учащиеся, сидящие за первыми партами)
- 1 ряд, используя конспекты – опоры, готовит материал о сложносочиненных предложениях.
- 2 ряд – о СПП
- 3 ряд – о БСП
- 2. Словарный диктант. (выполняют остальные учащиеся). С последующей самопроверкой.
- Каждый учащийся получает карточку с пропуском орфограмм на тему «Н и нн в разных частях речи».
- Задание: вставить буквы, используя конспекты – опоры, исправить ошибки. Проверить сделанную работу, используя материал, размещенный на слайде, самостоятельно оценить свою работу.
Рождё..ые в неволе медвежата, полирова..ая мебель, золочё..ый купол, глиня..ые дощечки, масл..ный крем, маринова..ый огурец, ране..ый боец, масле..ица, жела…ый, стари..ый, смышле..ый ученик, оловя..ый, отчая..ый, жаре..ый картофель, жаре…ый в духовке, свежезамороже..ый, ране..ый в руку, гости..ица.
3. Выступление групп об основных видах сложных предложений.
II ЭТАП
А теперь, ребята, вам предстоит доказать, что вы умеете на практике применять теоретические знания, полученные в процессе изучения темы «Сложное предложение».
1.Устная коллективная работа. Дайте характеристику предложений.
(Тексты проецируются на экран)
Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Этот рост начинается именно с корней, а человек должен сохранять культуру страны. Краеведение является самым массовым видом науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники. Каждый город – это синтез нескольких культур.
III ЭТАП
1 Слово учителя.
Сложные предложения могут состоять из частей, связанных различными видами связи.
(Тексты проецируются на экран)
Определите виды связи, составьте схемы.(по рядам)
— Сочинительная и подчинительная:
Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов)
— Сочинительная и бессоюзная:
Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев)
— Подчинительная и бессоюзная:
Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский)
— Сочинительная, подчинительная, бессоюзная:
После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.
За эту работу поставьте себе оценку.
2. Работа в парах.
Конструирование предложений. [ ] ( ) [ ]
Задание: из отдельных слов составьте предложение, запишите его, определите виды связи, объясните знаки препинания.
Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного: он начал жить только по велению сердца.
IV ЭТАП
Самостоятельная работа.
Тестовая работа с взаимопроверкой.
(3)Мы долго сидели на берегу под вязами. (4)Комары пропали. (5)Лёгкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться Маленьких демонов.
(6)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (7)Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (8)Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распалённые злобой, вернулись назад. (9)Мы перестали сопротивляться. (10)Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (11)Казалось, то парят зёрнышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.
(12)Послышался тяжёлый топот: это вернулось с пастбища небольшое деревенское стадо; слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек. (13)Голос «молодой» не звучал среди них, но в её дворе появились без всякого зова четыре овцы, слипшиеся, как дешёвые конфеты, — три взрослые, одна подросткового возраста. (14)Потом померещилось, что это одна четырёхголовая овца, настолько синхронны были все движения и настолько неразделимы тела. (15)Эту единую овцу разрушил не поспевавший за стремительными манёврами подросток.
В4. Из предложений 8—11 выпишите слово, в котором правописание НН определяется тем, что это полное страдательное причастие образовано от глагола совершенного вида.
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 14.
В13. Среди предложений' 12—15 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
В14. Среди предложений 3—11 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
B4 | распаленные |
B12 | 4 |
B13 | 12 |
B14 | 7 |
V ЭТАП
Подведение итога: что повторили на уроке?
- Ребята сами задают друг другу вопросы по теме.
- Рефлексия.
- Сегодня я узнал..
- Было интересно..
- Было трудно..
- Я понял, что..
- Я попробую…
- У меня получилось..
- Я смог…
- Мне захотелось..
Домашнее задание. Творческая работа. Сжать предложенный текст.
Вид сжатия текста.
1 Исключение подробностей. Сначала выделить главное, а затем убрать подробности.
2 Обобщение. Сначала вычленяем существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем текст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая – углубление пре...
Сложные предложения с разными видами связи.
Презентация позволит зрительно объяснить материал....
Готовимся к ЕГЭ. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Обобщение изученного по теме «Сложное предложение с разными видами связи». Повторение изученного. Защита исследовательского проекта «Использование в разговорной речи сложных предложений»
маршрутный лист дистанционного урока...
Обобщение изученного по теме «Сложное предложение с разными видами связи». Контрольная работа № 4 по теме «Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...
Урок-практикум «Сложное предложение с разными видами связи. Пунктуация в СП с разными видами связи» в 11 классе.
Цели урока:-систематизировать и обобщить знания и умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить ...