Рабочая программа "Индивидуальные занятия по русскому языку в 11-м классе"
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Рабочая программа содержит материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_11_ind.docx | 54.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Русский язык (индивидуальные занятия)» предназначена для изучения в 11-м классе общеобразовательной школы на базовом уровне.
Рабочая программа составлена на основе Программы, соответствующей Обязательному минимуму содержания образования по русскому языку для основной школы, требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы, с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения.
Содержание курса русского языка максимально приближено к потребностям ученика и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.
В основу настоящей программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования:
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип единой картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка.
Целью изучения предмета «Русский язык» является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у учащихся чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Настоящая программа рассчитана на 35 часов в соответствии с учебным планом школы, на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Программа реализует системно- деятельностный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
- Текст и его структура
- Стили речи. Их особенности, назначение. Культура речи.
- Трудные вопросы орфографии.
- Трудные вопросы пунктуации.
Программа реализует:
- идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;
- идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы;
- культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Программа предусматривает прочное усвоение материала. С этой целью:
- На повторение изученного материала в программе отводится значительное место;
- Выделяются специальные часы для повторения в начале и в конце учебного года. Каждая тема завершается повторением пройденного;
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах;
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– по фонетике и графике: производить фонетический разбор
слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;
– по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;
– по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;
– по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;
– по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены; определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно); различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
– по связной речи, чтению и работе с информацией: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
Достижения учащихся оцениваются в соответствии с существующими «Нормами» (см. Приложение).
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
- Тест
- Контрольное упражнение
- Контрольное сочинение
- Контрольный срез
- Взаимоконтроль
- Самоконтроль
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа разработана на основе Программы, соответствующей Обязательному минимуму содержания образования по русскому языку для 11 класса. Содержательной основой индивидуальных занятий является обобщение ранее приобретённых учащимися знаний и умений по русскому языку, более глубокое осмысление речевой деятельности, обогащение речи изобразительно-выразительными средствами, подготовка учащихся к ЕГЭ.
Программа наряду с этим использует курс русского языка для достижения целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русского языка.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при
необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
В работе используются следующие технологии: технология проектного обучения, личностно-ориентированного обучения, игровая, ТРКМЧП.
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Пути решения поставленных в программе задач:
Объяснительно-иллюстративные методы:
- Беседа с опорой на правило
- Письменное упражнение
- Анализ схем, таблиц, плана, фактов, явления
- ЦОР
Репродуктивные методы:
- Списывание готового материала выполнение задания по образцу
- Работа с книгой
- Воспроизведение правила нахождение подобия с опорой на таблицу
Проблемно-сообщающие методы:
- Сообщение алгоритмов с последующим анализом
- Частично-поисковые методы:
- Эвристическая беседа
- Комментированное письмо с выводом
Методы устного изложения:
- Объяснение
- Дискуссия
Наглядные методы обучения:
- ЭОР
- Использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ
- Практические методы обучения:
- Упражнения
- Дидактические игры
Формы обучения:
- Зачет
- Взаимообучение
Дидактическое обеспечение:
- Раздаточный материал
- Тестовые задания на печатной основе
- Тестовые задания в электронном виде
- Справочная литература
- Коллекция презентаций
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка.
В соответствии с учебным планом школы предусматривается изучение русского языка (индивид.) в X классе – 35 часов (из расчета 1 раз в неделю). Срок реализации программы – 1 год.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ
Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников», которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Личностные результаты:
- развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- увеличение словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- адекватное выражение своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
Метапредметные результаты:
аудирование и чтение
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной, дополнительной, явной и скрытой информации);
- чтение текстов разных стилей и жанров;
- извлечение информации из различных источников, включая средства массовой информации; свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- создание текстов различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
- осуществление выбора и организации языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- свободное, правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме, соблюдение норм построения текста (логичности, последовательности, связности, соответствия теме и др.);
- соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
- соблюдение норм русского речевого этикета;
Предметные результаты:
знание/понимание
- основных признаков разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенностей основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаков текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основных норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных); норм речевого этикета;
умение
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
Лексикология и фразеология:
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в
переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство
устранения неоправданного повтора;
Морфология:
- различать части речи;
- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
Орфография:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами
применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические
обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Содержание курса
- Текст и его структура ( 4 часа)
Анализ основных тем, представленных в демо-версии. Выполнение ч.А, В
Демоверсия 2013 г. Ч.А, В.
Комплексный анализ текста.
Тема, основная мысль, микротемы, средства художественной выразительности, структурные средства связи.
Средства художественной выразительности (тропы).
Лексические изобразительно-выразительные средства языка: тропы (эпитет, метафора, олицетворение, метонимия и т.п.)
Средства художественной выразительности (фигуры речи).
Структурные средства связи предложений в тексте: фигуры речи (порядок слов, анафора, синтаксический параллелизм и т.п.)
- Фонетика. Графика. Орфография. (1 час)
Фонетика. Графика. Орфография.
Понятие фонетики. Понятие звука и буквы. Процессы чередования гласных и согласных звуков. Фонетический разбор слова.
- Лексика. Лексикология. Фразеология. (1 час)
Лексика. Лексикология. Фразеология.
Лексика исконно русская и заимствованная, происхождение исконно русской лексики, пути появления в языке заимствованных слов. Старославянизмы, их признаки и особенности стилистической окраски. Общеупотреби-тельная лексика. Диалектизмы. Профессионализ-мы. Жаргонизмы.
- Состав слова. Словообразование. (1 час)
Состав слова. Тест.
Словообразование. Формообразование.
Морфемика как раздел науки о языке. Состав слова. Морфемный разбор слова. Основные способы словообразования. Различия между однокоренными словами и формами одного и того же слова. Основные способы формообразования.
- Трудные вопросы орфографии (13 часов)
Правописание корней слов.
Безударные гласные в корне. Чередующиеся гласные.
Употребление гласных после шипящих и Ц. Тест.
Традиционные написания гласных после шипящих, правописание гласных о-ё после шипящих и ц в корнях слов, правописание гласных о-е-ё после шипящих и ц в окончаниях слов и суффиксах различных частей речи. Употребление гласных после ц.
Правописание приставок.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-, приставки на З- С.
Правописание падежных окончаний прилагательных, причастий и существитель-ных.
Правописание падежных окончаний прилагательных, причастий и существитель-ных.
Правописание личных окончаний глаголов.
Правописание личных окончаний глаголов.
Трудные случаи орфографии (Н и НН в причастиях и прилагательных)
Трудные случаи орфографии (Н и НН в причастиях и прилагательных)
Правописание служебных частей речи.
Правописание предлогов, союзов, частиц.
НЕ с разными частями речи.
Не с разными частями речи.
Правописание местоимений.
Правописание местоимений.
Знакомство с демоверсией текущего года.
Содержание демоверсии 2013: ч.А (30) – с выбором ответа, ч.В (8), ч.С (сочинение-рассуждение)
Анализ основных тем, представленных в демо-версии. Выполнение ч.А, В
Демоверсия 2013 г. Ч.А, В.
Сочинение-рассуждение. (часть С).
Сочинение-рассуждение. (часть С ЕГЭ) по данному тексту.
- Стили речи (3 часа)
Стили речи. Их особенности: назначение, сфера использования.
Функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, язык художественной литературы. Их особенности.
Публицистичес-кий стиль, его особенности. Жанры: устное выступление, доклад, очерк.
Особенности и жанры публицистичес-кого текста.
Особенности художественного стиля.
Особенности художественного стиля.
- Культура речи (3 часа)
Культура речи.
Речь как использование языка для целей общения. Разновидности речи. Литературный язык и его нормы.
Грамматические нормы. Лексическая сочетаемость.
Лексические нормы как правила употребления слов в языке. Нарушения лексических норм. Анализ отрывков из худ. произведений. Редактирование сочинений.
Синтаксические нормы. Употребление деепричастных оборотов.
Конструирование предложений, тестовые задания.
- Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации (9 часов)
Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения.
Обособленные, уточняющие члены предложения, однородные члены предложения, вводные слова, обращения.
Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения.
Обособленные, уточняющие члены предложения, однородные члены предложения, вводные слова, обращения.
Систематизация сведений о видах сложных предложений и пунктуации в них. ССП.
Знаки препинания в сложносочинён-ном предложении.
Систематизация сведений о видах сложных предложений и пунктуации в них. СПП.
Знаки препинания в сложноподчинён-ном предложении.
Систематизация сведений о видах сложных предложений и пунктуации в них. БСП.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи.
Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи.
Мониторинг подготовленности к ЕГЭ по пройденным темам.
Тестовые задания в форме ЕГЭ
Тематическое планирование по русскому языку
(индивидуальные занятия) на 11 класс.
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | |
| ||
Демоверсия 2013 г. Ч.А, В. Тема, основная мысль, микротемы, средства художественной выразительности, структурные средства связи. Лексические изобразительно-выразительные средства языка: тропы (эпитет, метафора, олицетворение, метонимия и т.п.) Структурные средства связи предложений в тексте: фигуры речи (порядок слов, анафора, синтаксический параллелизм и т.п.) | Анализировать и обобщать, делать выводы (П), планировать деятельность (Р), использовать речевые средства в соответствии с ситуацией (К), создавать письменный текст (К) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К), коррекция, оценка (Р), умение структурировать знания (П), самоопределение (Л) Организовывать исследование (П), делать умозаключения и выводы на основе аргументации (П), выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ (Р), адекватная позитивная самооценка (Л) Целеполагание (Р), планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К), анализ объектов с целью выделения признаков (П), прогнозирование (Р), самоопределение (Л) | |
| ||
Понятие фонетики. Понятие звука и буквы. Процессы чередования гласных и согласных звуков. Фонетический разбор слова. | Адекватная самооценка (Л); умение сотрудничать в совместном решении задач (К); умение логически мыслить (П) | |
| ||
Лексика исконно русская и заимствованная, происхождение исконно русской лексики, пути появления в языке заимствованных слов. Старославянизмы, их признаки и особенности стилистической окраски. Общеупотребительная лексика. Диалектизмы. Профессионализмы. Жаргонизмы. | Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и ситуацией общения (П), оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления (Р), извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей и отвечать за свой выбор (П) | |
| ||
Морфемика как раздел науки о языке. Состав слова. Морфемный разбор слова. Основные способы словообразования. Различия между однокоренными словами и формами одного и того же слова. Основные способы формообразования. | Находить информацию, необходимую для решения поставленных задач (П), анализировать и обобщать (П), представлять информацию в разных формах (П), планировать деятельность (Р), излагать своё мнение, принимать позицию другого (К), аргументированно оценивать свои и чужие поступки (Л) | |
| ||
Безударные гласные в корне. Чередующиеся гласные. Традиционные написания гласных после шипящих, правописание гласных о-ё после шипящих и ц в корнях слов, правописание гласных о-е-ё после шипящих и ц в окончаниях слов и суффиксах различных частей речи. Употребление гласных после ц. Приставки ПРЕ- и ПРИ-, приставки на З- С. Правописание падежных окончаний прилагательных, причастий и существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Трудные случаи орфографии (Н и НН в причастиях и прилагательных) Правописание предлогов, союзов, частиц. Не с разными частями речи. Правописание местоимений. Содержание демоверсии 2013: ч.А (30) – с выбором ответа, ч.В (8), ч.С (сочинение-рассуждение) Демоверсия 2013 г. Ч.А, В. Сочинение-рассуждение. (часть С ЕГЭ) по данному тексту. | Самостоятельно находить информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) (П) Способность действовать с учётом позиции другого и умение согласовывать свои действия (К) Умение сравнивать, использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей (Р) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К), коррекция, оценка (Р), умение структурировать знания (П), самоопределение (Л) Классифицировать по заданным основаниям (П), представлять информацию в разных формах (Р), планировать деятельность (Р), излагать своё мнение, понимать позицию другого (К), вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к другим (Л) Находить достоверную информацию, необходимую для решения поставленных задач (П), выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально (Р), излагать своё мнение (К) Организовывать исследование (П), делать умозаключения и выводы на основе аргументации (П), выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ (Р), адекватная позитивная самооценка (Л) Осознание качества и уровня усвоения (Р), целеполагание (Р), умение проводить исследование (П), умение строить монологическое высказывание К) Осознание качества и уровня усвоения (Р), целеполагание (Р), умение проводить исследование (П), умение строить монологическое высказывание К) Умение сравнивать, использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей (Р) Организовывать исследование (П), делать умозаключения и выводы на основе аргументации (П), выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ (Р), адекватная позитивная самооценка (Л) Анализировать и обобщать, делать выводы (П), планировать деятельность (Р), использовать речевые средства в соответствии с ситуацией (К), создавать письменный текст (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К), следование моральным нормам и этическим требованиям (Л), контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) | |
| ||
Функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, язык художественной литературы. Их особенности. Особенности и жанры публицистичес-кого текста. Особенности художественного стиля. | Оперировать понятиями, суждениями по теме (П), делать выводы на основе обобщённых знаний (П), извлекать информацию, представленную в разных формах (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К), следование моральным нормам и этическим требованиям (Л), контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Целеполагание (П), выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К), осознанное построение речевого высказывания (П) | |
| ||
Речь как использование языка для целей общения. Разновидности речи. Литературный язык и его нормы. Лексические нормы как правила употребления слов в языке. Нарушения лексических норм. Анализ отрывков из худ. произведений. Редактирование сочинений. Конструирование предложений, тестовые задания. | Формирование приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) (П), умение извлекать информацию, представленную в разных форматах (К), планирование своей деятельности (Р) Анализировать и обобщать (П), представлять информацию в разных формах (П), планировать деятельность (Р), излагать своё мнение, принимать позицию другого (К) Целеполагание (П), выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К), осознанное построение речевого высказывания (П) | |
| ||
Обособленные, уточняющие члены предложения, однородные члены предложения, вводные слова, обращения. Обособленные, уточняющие члены предложения, однородные члены предложения, вводные слова, обращения. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи. Тестовые задания в форме ЕГЭ | Анализировать и обобщать, делать выводы (П), планировать деятельность (Р), использовать речевые средства в соответствии с ситуацией (К) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К), коррекция, оценка (Р), умение структурировать знания (П), самоопределение (Л) Формирование познавательного интереса (Л), умение самостоятельно формулировать цель, проговаривать последовательность действий на уроке (Р), организовывать работу в парах (К), представлять информацию в разных формах (синквейн, рисунок) (П) Осознание качества и уровня усвоения (Р), целеполагание (Р), умение проводить исследование (П), умение строить монологическое высказывание К) Формирование приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) (П), умение извлекать информацию, представленную в разных форматах (К), планирование своей деятельности (Р) Формирование познавательного интереса (Л), умение самостоятельно формулировать цель, проговаривать последовательность действий на уроке (Р), организовывать работу в парах (К), представлять информацию в разных формах (синквейн, рисунок) (П) Умение определять последовательность действий для решения поставленной задачи (Р), самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи (П), делать выводы на основе обобщённых знаний (П) |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Программа по русскому языку для 11 класса общеобразовательных учреждений под ред. Н.Г. Гольцовой.
Учебник:
Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 кл.: Учебное пособие / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. – М.: Русское слово, 2013
Дополнительная литература:
- Владимирская Г.Н. Тренажёр для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 класс. – М. Дрофа, 2012
- Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений./А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.; Просвещение, 2012
- Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 кл.: Учебное пособие / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. – М.: Русское слово, 2012
- Дейкина А.Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов/ А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. – М.: Вербум – М., 2012
- ЕГЭ – 2013, 2014. Русский язык. КИМы для подготовки учащихся ФИПИ.
- Малюшкин А.В. Комплексный анализ текста. Рабоча тетрадь. 10-11 кл. – М.: ТЦ «Сфера», 2013
- Меркин Г.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. – М: ОО ТИД «Русское слово – РС», 2012
- Меркин Г.С. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. – М.: Русское слово 2012
- Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку. – М.: Вербум – М, 2012
- Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточный материал. 11 класс. – М.: Дрофа 2013
- Тростенцова Л.А. Пунктуация без секретов: пособие для старшеклассников. – М.: Дрофа 2012
ИКТ: компьютер, образовательные коллекции и электронные издания по русскому языку (электронный репетитор «Русский язык», репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия, орфотренажер «Грамотей»), обучающая программа «Фраза».
Наглядные пособия: таблицы, демонстрационные карточки для составления подвижных справочных таблиц.
Раздаточный материал: карточки для выполнения индивидуальных заданий; материал для тестирования, иллюстративный раздаточный материал.
Планируемые результаты изучения
русского языка (индивидуальные занятия) в 11-м классе
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в X классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ЧТЕНИЕ:
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
ГОВОРЕНИЕ:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
ПИСЬМО:
- создавать письменное высказывание разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать своё отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок;
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ:
- пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
МОРФОЛОГИЯ:
- различать части речи;
- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
ОРФОГРАФИЯ:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в сложных предложениях и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционных занятий по русскому языку для учащихся 7 класса
Программа коррекционных занятий по русскому языку предназначена для учащихся 7 класса с ограниченными возможностями здоровья...
групповое занятие по русскому языку для учащихся 8 класса
групповое занятие по русскому языку для учащихся 8 класса...
Консультационные и коррекционные занятия по русскому языку 5, 7, 9 классы
Планирование коррекционных занятий с учащимися школы 7 вида...
Консультационные и коррекционные занятия по русскому языку 5, 7, 9 классы
Планирование коррекционных занятий с учащимися школы 7 вида...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативных занятий по русскому языку «Устойчивая грамотность» 9 класс
Рабочая программа предназначена для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ...
Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 5 «Б» классе VII вида (ЗПР) "Турнир знатоков русского языка"
Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе коррекционной школы. Этот материал будет полезен учителям при проведении Недели русского языка. Он поможет:привлечь в...
Внеурочное занятие по русскому языку в 5-7 классах "Фразеологиечкий турнир". Занятие проводилось на фестивале ИКТ "1 ученик - 1 компьютер"
Тема «Фразеология» современными детьми усваивается сложно. В качестве закрепления и повторения была выбрана форма турнира. Это интересно, повышает мотивацию учащихся, позволяет в игровой ф...