"Слитное и раздельное написание НЕ с причастием". Урок русского языка в 6 классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Спиридонова Нина Михайловна

 Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Конспект урока.

        Русский язык. 6 класс.

Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели:

  1. Учащиеся должны знать правила написания НЕ с причастиями; уметь различать частицу НЕ-, НЕ-часть корня; обозначать условия выбора орфограмм, составлять алгоритм и   использовать его  при рассуждении;
  2. Учащиеся должны уметь работать в группе, анализировать и классифицировать изученные языковые единицы, делать выводы на основе наблюдений; обобщать знания о правописании НЕ с другими частями речи, делать выбор написания, использовать в речи, исправлять ошибки.

        Ход урока.

  1. Повторение изученного.

        Словарный диктант

Необыкновенный аквариум, неизвестный аквалангист, не трогал акварель, нелепая колонна, не утрамбовали площадку; не торопливая, а медленная походка; недруг, невежда.

- Какими правилами правописания НЕ со словами вы пользовались? Приведите примеры.  

-Встретилась ли в тексте диктанта изучаемая нами часть речи?

-Что такое причастие?

-Что называется причастным оборотом?

       2.  Синтаксическая минутка.

Диктант с сигнальными карточками, на которых схемы предложений с причастными оборотами.

  1. Постановка целей урока.

Учащиеся получают распечатанный текс т  диктанта.

  1. (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне. 2. Светлая полоса, еще(не)закрытая черной тучей, озаряла нашу спальню. 3. Вдруг полил дождь, (не)прекращавшийся в течение целого часа. 4. Сквозь (не)занавешенные окна постоянно  была видна молния. 5. Раскаты грома, (не)смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии (не)прекращающегося страха.

-В словах какой части речи нужно раскрыть скобки?

-Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно?

-Какой будет цель нашего урока?

4. Работа в группах по изучению нового материала.

1 группа

  1. Проанализируйте примеры , сформулируйте условия , когда НЕ пишется слитно, а когда  раздельно.
  2. Приведите собственные примеры, составив текст или продолжив исходный.

С моря надвигались тучи, они были темно-лиловыми, непросвечивающими. Раскаты грома держали нас в состоянии не прекращающегося ни на минуту  страха. Сквозь не занавешенные, а открытые окна постоянно видна была молния. Казалось, что какая-то сила снесет наш домик. Он стоял на высоком берегу реки и был не защищен.

  1. группа

1.Перепишите в тетрадь таблицу.

2.Заполните ее примерами.

 3.   Составьте алгоритм рассуждения при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями.

Слитно

                Раздельно

1. Не употребляется без не.

2. Нет противопоставления с союзом А

3.  Нет зависимого слова.

1.Без  НЕ  не  употребляется.

2. Есть противопоставления с союзом А.

Ветер ворвался через незакрытое окно. Вдалеке слышится гром, не раскатывающийся, а глухо рокочущий. Не прекращающийся весь день шум ливня.  Не просохшая после дождя земля. Неизгладимое впечатление оставила гроза на море.

3 группа

  1. Ученики работают с учителем.

-Записать слова нелепый, невежда, недоумевать, негодующий, неправда.

-Найти лишнее слово.

-Определить , какими частями речи являются записанные слова.

-Чем они объединены?

      2. Прочитать предложения, записанные на доске.

Шел не мелкий, а крупный дождь.

Он мне не друг, а враг.

Не прекращающийся, а набирающий силу ливень.

-Почему НЕ с существительными , прилагательными, причастиями пишутся раздельно?

 3. Записать примеры в тетрадь.

Непрекращающийся шум ливня.- Не прекращающийся весь день шум ливня.

Непросохшая земля.  - Не просохшая после дождя земля.

-Сравнить записанные примеры. Сделать вывод, в каком случае НЕ с причастиями  пишется раздельно. Проверить себя по учебнику.

4. Переписать, раскрыть скобки.

Воздух, еще (не)ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращающиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхают за рекой.

5.Выступление групп.

        1 группа выдает связный ответ с примерами.

        2 группа приводит алгоритм рассуждения с примерами.

        3 группа объясняет записанные примеры.

6. Закрепление нового материала.

Чтение параграфа…

Выполнение упражнения…

7. Подведение итогов урока.

-Какие цели ставили в начале урока?

-Что нового узнали?

-Какой темой объединены все предложения, с которыми мы работали?

-Что помогает авторам сделать описание грозы достоверным? Почему?

8. Домашнее задание.

-Подготовить связный ответ по таблице.

-Упражнение по учебнику…

-Сочинение- миниатюра «Летняя гроза».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" (урок-презентация)

Методическая разработка урока-презентации по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями". Третий урок по теме....

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" с использованием ЭОР. Технологическая карта урока....

Урок русского языка в 6 классе на тему :"СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ»

Данный урок был разработан в полном соответствии с новыми ФГОС ООШ...

Урок русского языка в 7 классе на тему: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Цель урока: формировать навык слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. На уроке используется тхнология диффренцированного обучения....

Урок русского языка в 7 классе. Тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».

Тип урока: открытие нового знания. Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по  решению вопроса о слитном или раздельном написании  НЕ с причасти...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему"Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему"Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями", построенный по ФГОС ООО, с презентацией, технологической картой, оценочным листом учащегося и ...

Слитное и раздельное написание не с прилагательными. Урок русского языка в 6 классе.

Данный урок позволит учителю познакомить учащихся с правописанием не с прилагательными; показать условия слитного и раздельного написания не с различными по разряду прилагательными; повторить правопис...