Слитное и раздельное написание не с прилагательными. Урок русского языка в 6 классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Такменина Вера Александровна

Данный урок позволит учителю познакомить учащихся с правописанием не с прилагательными; показать условия слитного и раздельного написания не с различными по разряду прилагательными; повторить правописание не с различными частями речи; продолжать развивать умение группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора написаний; познакомит с правилами графического обозначения условия выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными. Продолжит формировать умение высказывать свое мнение на грамматическую тему. Продолжит развивать память, логическое мышление, умение слушать и слышать педагога и одноклассников, воспитывать культуру речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение СОШ№ 3

                                           им.Ю.А.Гагарина

        Конспект

урока по русскому языку

в шестом классе на тему:

«Правописание не с прилагательными»

                                                                  Выполнила: учитель русского языка

                                                                  Такменина Вера Александровна

                                         25 марта 2015 года г. Таганрог


Цели урока:

I. Специальные:

 1.Познавательные: познакомить со слитным и раздельным правописанием                              «не» с прилагательными; показать условия выбора слитного и раздельного написания частицы «не» с прилагательными, повторить правописание: «не» с существительными и глаголами, правописание приставок пре- и рас-, непроизносимых согласных в середине слова, правописание мягкого знака после шипящего в существительных.   

   2.Практические: научить правильно писать частицу «не» с прилагательными; развивать умение группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора написаний; познакомить с правилами графического обозначения условия выбора слитного и раздельного написания частицы «не» с прилагательными.

 3.Обогащать синтаксический строй речи путем использования прилагательных. Формировать умение составлять высказывание на грамматическую тему.

  II. Общепредметные:

                               1) развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать;

                              2) воспитывать интерес к урокам русского языка;умение слушать учителя и одноклассников,уважительное отношение друг к другу, коллективизм.

                              3) продолжать учить работать с учебником, словарем.                  

             4) воспитание культуры речи (умения вести дискуссию, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка).

                           

Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: фронтальный опрос, работа с теоретическим материалом, комментированное письмо, самостоятельная работа, выполнение упражнения из учебника и дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).

Оборудование:     1) таблицы;

                                2) сигнальные карточки;

                               3) карточки для самопроверки;

                              4) плакат с алгоритмами,

                              5) «Толковый словарь» С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

                              6) «Словарь синонимов» Тихонов.

                              7) Учебник  «Русского языка» (6 класс) Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, М.»Просвещение» 2012 год.        

       

                              ХОД УРОКА:                                                               

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

      Упражнение № 303, страница 127. Определить разряд прилагательных по значению. К качественным прилагательным подобрать синонимы.

 III. Актуализация знаний:

Задание: раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем.

Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

 (Не) быть гордым и грубым.

(Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.

Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!

(1758 год)- Ребята, М.В.Ломоносов советовал беречь время учебы, так как оно “не вернется, его не наверстаешь”. Согласны вы с его высказыванием?

Задание: Раскройте скобки, графически обозначьте орфограмму.

Красивая (не)забудка, (не)приятель наступал; он мне (не)приятель, а друг, он (не)врач, задержался из-за (не)исправности, берет (не)силой, а умением, пребывать в (не)известности, Пете (не)здоровится.

Вопрос классу:

-Что общего в правилах “ НЕ с существительными”, “ НЕ с глаголами”?

( Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется).

IV. Работа с теоретическим материалом в учебнике  параграфа № 54 на странице 128.

NB! Орфограмма № 36:

Рассмотрите таблицы. Сделайте вывод о слитном и раздельном написании частицы «не» с существительными и качественными прилагательными:

Частица «не» пишется раздельно:

Часть речи

Условие раздельного написания

Если есть противопоставление с союзом «а» или подразумевается противопоставление

Если частица «не» входит в состав усилительных отрицаний «далеко не», «вовсе не», «ничуть не», «нисколько не», «отнюдь не».

1.

Имя существительное

Не ветер, а мороз.

Не погода ему помешала приехать (а что?)

Вовсе не успех.

2.

Имя прилагательное

Не ветреный, а морозный день.

Лестница не деревянная (а какая?)

Далеко не успешный; вовсе не прихотлив.

Частица «не» пишется слитно:

Часть речи

Условие слитного написания

Если слово не употребляется без частицы «не»

Если слово можно заменить синонимом без частицы «не»

Если частицу «не» можно выделить как приставку

1.

Имя существительное

Ненастье, небрежность.

Невежливость (грубость);

невнимательность (рассеянность).

Необходимость, неутомимость.

2.

Имя прилагательное

Ненастный, небрежный.

Невежливый (грубый); невнимательный (рассеянный).

Необходимый, неутомимый; необходим, неутомим.

NB!

С относительными и притяжательными именами прилагательными частица «не» пишется раздельно:

Не железная (крыша), не шерстяное (платье), не мамина (книга), не осиное (гнездо).

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А                                                                                                          Ветер дует нам в лицо                                                                                                                                                            Закачалось деревцо                                                                                                                        Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе детьми в классе имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

V. этап.  Закрепление нового материала. Выполнение упражнений из учебника.

           

 1. Устный орфографический разбор.

Дети объясняют правописание слов, грамотно написанных на доске, пользуясь алгоритмом. Учитель графически обозначает орфограмму.

Дом не панельный, нечаянная радость, не внимательный, а рассеянный ученик; отнюдь не единственное решение, несладкая, но вкусная ягода; непонятный мне вопрос, нелегкая ноша, не заячья нора.

Чтобы вам было легче различать частицу и приставку не в прилагательных, предлагаю вам алгоритм правописания не с прилагательными

1.Слово употребляется без НЕ ?

Да Нет

2.Есть ли в предложении Слитно 

противопоставление

с союзом а? Ненавистный 

Да Нет

Раздельно Слитно

Неумный.

Не умный, а глупый

3. Относятся ли к

прилагательным слова

далеко не, вовсе не,

ничуть не, нисколько не?

Да Нет

Раздельно Слитно

Нисколько не интересная Некрасивый

книга. рисунок.

2. Предупредительное осложненное списывание. (Задание должно быть у каждого ученика на парте)

Раскрыть скобки, графически обозначить орфограмму.

(Не)брежное письмо, нисколько (не)жаркий день, (не)папин портфель, деревья (не)высокие, но раскидистые, (не)внимательный, а рассеянный ученик, далеко (не)приятная процедура, (не)глубокий колодец, совсем (не)строгий учитель.

Учащиеся по очереди выходят к доске, сначала объясняют правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом, потом вставляют пропущенную букву. Все пишут в тетрадях.       

3. Выборочный диктант.

Задание: записать словосочетания  в  два столбика со слитным и раздельным написанием не со словами.

                        

В ЛЕСУ

Лес утонул в дремучих сугробах. Вместе со снегом налетели в лес диковинные невиданные существа. Странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, расселись по пням и сучкам. У белой реки грустит о братце невесёлая Алёнушка. Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной шапке. А там и вовсе не понятный зверёк. Но сделай шаг в сторону, и обернётся зверёк сучком, запорошенным снегом.

4. Работа по учебнику. (Упражнение № 305 страница 129).

Спишите словосочетания двумя группами: со слитным; с раздельным написанием не со словами. В каких прилагательных приставка не придает слову противоположное значение? Подчеркните непроизносимые согласные в корнях слов.

VI. Работа с  карточками.

1..В предложенных вам карточках найдите третье “лишнее”:

  • (не)добрый, (не)умный, (не)уклюжий;
  • (не)мягкий, (не)лепый, (не)робкий;
  • (не)жный, (не)старый, (не)сильный;
  • (не)брежный, (не)молодой, (не)храбрый.

Почему? ( Слова неуклюжий, нелепый, небрежный не употребляются без не)

2.  Работа с сигнальными карточками.

У каждого ученика две карточки – красная (раздельно), синяя (слитно).

Учитель называет словосочетания, учащиеся поднимают карточки соответственно правописанию прилагательного.

Перед выполнением задания обсуждается вопрос: как пишутся с НЕ относительные и притяжательные прилагательные?

Неряшливый вид

неинтересная книга

вовсе не грустный

портфель не кожаный

кабинет не папин

далеко не легкое дело

не молодой, а старый

Устно объяснить правописание.

VII. Итоги урока:

1.С чем познакомились на уроке?

2.Какой опознавательный признак орфограммы?

3.Что нужно знать, чтобы правильно писать «не» с прилагательными?

Задание на дом.

Знать алгоритм. Упражнение 307.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя прилагательное" урок русского языка 5 класс

Урок русского языка по теме: "Имя прилагательное" для 5 класса с учетом требований  ФГОС...

"Слитное и раздельное написание омонимичных частей речи" . Урок повторения и обобщения материала. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

Цель данного урока - отработка навыков слитного, раздельного, дефисного написания омонимичных частей речи; выработка орфографической зоркости; развитие речи учащихся....

"Слитное и раздельное написание НЕ с причастием". Урок русского языка в 6 классе.

Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».Тип урока: урок усвоения новых знаний....

Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.

Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...

презентация к уроку " Слитное и раздельное написание не с прилагательными"

Урок содержит элементы развивающего обучуния. Закрепление материала дается в форме игрового тестирования....

«Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными»

Урок по русскому языку в 6 классе на тему «Слитное и раздельное написание не с прилагательными»...