9 кл русский
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10
с углубленным изучением отдельных предметов
«Принято» «УТВЕРЖДАЮ»
на Педагогическом Совете Директор МОУ СОШ
Протокол № 1 от ____________Позняк Т.В.
28 августа 2014 г. Приказ № от 28 августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Русский язык»
для 9-В класса
Величко Е. Н.
Первая квалификационная категория
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Главная цель русского языка – формирование у обучающихся способностей и адаптации в современном мире, воспитание у них речевой культуры и обучение языковой грамотности.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Рабочая программа разработана в соответствии с законом « Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012, Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004г № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» ; Приказом от 31 марта 2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Учебный план МБОУ СОШ№10 на 2014-2015 уч.год
Цели обучения:
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности воспитания интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому совершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и
и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи обучения:
- дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики,
2
словообразовании, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь обучающихся, обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартами.
Обоснование выбора программ для разработки рабочей программы.
Русский язык является важнейшей частью культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития обучающихся.
Программа реализуется в учебном комплексе: «Русский язык. Теория.», «Русский язык. Практика», «Русская речь».
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-8 классах. В течение пяти лет книга остаётся в пользовании ученика.
Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачётным работам и т.д. Такой тип учебника способствует формированию у обучающихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Книга «Русский язык. Практика» обеспечивает усвоение обучающимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка.
Важное значение придаётся задачам, вызывающим активацию познавательной деятельности обучающихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.
Третий компонент учебного комплекса – «Русская речь» предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи.
Все компоненты УМК тесно связаны между собой и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил, во второй перечисляются соответствующие
3
умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.
В процессе обучения русскому языку в 5-9 классах обучающиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.
Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы различные дидактические материалы.
В основе программы и комплекса в целом – линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах) и основной (систематический) курс.
Усиление практической направленности обучения обусловило нетрадиционную последовательность изучения некоторых грамматических тем, особенно в морфологии.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане, информация о количестве часов
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования: в 9-м классе в объёме 70 часов (2 часа в неделю), из них К/Р- 4, Р/р- 5
Технологии обучения:
Обучение по данной программе ведётся с использованием элементов технологии индивидуализированного обучения, здоровьесберегающих технологий, а также теории активизации познавательной деятельности школьника; педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, концепции поэтапного формирования умственных действий П.Гальперина, работ по личностно-ориентированному обучению.
Формирование ключевых компетенций обучающихся
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности
и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения и ключевые компетенции:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
4
Контроль выработанных знаний, умений и навыков: входной (тестирование, диктант с грамматическим заданием, промежуточный, итоговый. Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путём устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса завершается проведением контрольной работы.
Формы организации учебного процесса:
- фронтальные;
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- практикумы.
диктант (словарный, объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, творческий, с дополнительными заданиями, цифровой и т.д.); тест, комплексный анализ текста, сочинение по плану, по опорным словам; устное сообщение на лингвистическую тему, устный опрос, тестирование, самостоятельная работа.
Виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый
Информация об используемом учебнике
Планируемый уровень подготовки обучающихся 9 класса.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/уметь – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни
5
Содержание рабочей программы
О русском языке (1). Роль языка в жизни общества.
Повторение (2)
Сложное предложение
Основные виды сложных предложений (1)
Р/Р. Изложение с элементами сочинения.
Сложносочинённое предложение (7+2)
Строение сложносочинённого предложения. Средства связи частей ССП. Смысловые отношения между частями сложного предложения.
К/р №1. Диктант с грамматическим заданием
Умения и навыки: знать классификацию ССП, уметь правильно интонировать ССП, ставить знаки препинания.
Сложноподчинённое предложение (17+3)
СПП, его строение. Главная и придаточная части предложения.
Р/р. Психологический портрет
Средства связи между частями СПП, интонация, подчинительные союзы и союзные слова. СПП с несколькими придаточными.
Р/р. Аннотация
Вопрос о классификации сложноподчинённых предложений. Виды придаточных предложений. Придаточные определительные, дополнительные.
Р/р. Сжатое изложение.
Придаточные обстоятельственные.
К/р № 2. Диктант с грамматическим заданием.
Умения и навыки: знать классификацию СПП, уметь интонировать данные предложения, ставить знаки препинания.
Бессоюзное сложное предложение (8+1)
Определение смысловых отношений между частями БСП, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.
Р/р. Портретный очерк.
Знаки препинания в БСП
К/р №3. Тест.
Типы сложных предложений с разными видами связи. Правильное построение сложных предложений разных видов. Синонимия простого и сложного предложения.
Умения и навыки: уметь определять смысловые отношения между частями БСП, знать условия постановки запятой, точки с запятой, двоеточия, тире в БСП.
6
Р/р. Стили речи.
Урок-зачёт по теме «Сложное предложение»
Р/р. Изложение с элементами сочинения
Предложения с чужой речью (5+1)
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.
К/р № 4. Диктант с грамматическим заданием.
Р/р. Стили речи
Уметь: ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, в цитатах.
Общие сведения о языке (4+3)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире.
Р/р. Стили речи. Изложение с элементами сочинения.
Умения и навыки: знать роль языка в обществе, роль родного языка в современном мире; уметь пользоваться функциональными стилями для создания собственного высказывания.
7
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Часы | К/р | Р/р | ||
1. | Введение. О русском языке | 1 | ||||
2. | Повторение | 2 | ||||
Сложное предложение | ||||||
3. | Основные виды сложных предложений | 1 | ||||
4. | Сложносочинённые предложения | 6 | 1 | 2 | ||
5. | Сложноподчинённые предложения | 16 | 1 | 3 | ||
6. | Бессоюзные сложные предложения | 10 | 1 | 1 | ||
7. | Сложные предложения с разными видами связи | 6 | 3 | |||
8. | Урок-зачёт по теме «Сложное предложение» | 2 | ||||
9. | Предложения с чужой речью | 4 | 1 | 1 | ||
10. | Общие сведения о языке | 4 | 3 | |||
11. | Повторение | 7 | ||||
12. | Резерв | 2 | ||||
Итого: | 61 | 4 | 5 |
Всего за год 70 уроков
8
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь письменная и устная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить разные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значения слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных типов и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степень свёрнутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (статья, аннотация, реферат и т.д.);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога и диалога;
9
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, редактировать собственные тексты;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;
-использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
10
Литература и средства обучения
- Сборник нормативных документов. Русский язык. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по русскому языку. М., Дрофа. 2009.
- В.В.Бабайцева. Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы.М., Дрофа. 2006.
- Е.Н.Никитина. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. М., Дрофа. 2007
- Ю.С.Пичугов, А.Ю. Купалова и др. Русский язык. Практика. 9 класс. М., Дрофа. 2006.
- Русский язык. Поурочные планы по УМК под редакцией В.В.Бабайцевой. 9 класс. Автор-составитель Т.И.Ермоленко. Волгоград. «Учитель». 2007.
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. М.,ВАКО. 2013.
- Методический журнал «Русский язык в школе»
- Т.Г.Егораева. ГИА. Практикум. М., Экзамен. 2013.
- Интернет-ресурсы
11
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | УМК В.В.Бабайцевой. 9-ый класс. 1-я четверть. 18 часов | Общее к-во часов | Часы по теме | Дата | ||||
1. | Введение. О русском языке | 1 | ||||||
2-3. | Повторение | 2 | ||||||
Сложное предложение | 36 | |||||||
4. | Основные виды сложных предложений | 1 | ||||||
5-6. | Р/р.Изложение с элементами сочинения | 2 | ||||||
Сложносочинённое предложение | 6 | |||||||
7. | Союзы и значения ССП. Знаки препинания. | 1 | ||||||
8. | К/р №1. Директорская контрольная работа | 1 | ||||||
9 | Работа над ошибками. Знаки препинания в ССП |
| ||||||
10. | Знаки препинания в ССП | 1 | ||||||
11. | Обобщение по теме «ССП» | 1 | ||||||
12. | Повторим орфографию | |||||||
13. | Повторим орфографию | 1 | ||||||
Сложноподчинённое предложение | 15 |
| ||||||
14. | Строение СПП | 1 | ||||||
15. | Р/р. Психологический портрет | 1 | ||||||
16. | Подчинительные союзы и союзные слова | 1 | ||||||
17. | Роль указательных слов в предложении | 1 | ||||||
18. | Роль указательных слов в предложении | 1 | ||||||
2-я ч. | 14 часов |
| ||||||
19. | Особенности присоединения придаточных предложений к главному | 1 | ||||||
20. | СПП с несколькими придаточными | 1 | ||||||
21. | Виды придаточных предложений | 1 | ||||||
22. | Р/р. Аннотация | 1 | ||||||
23-24. | Придаточные определительные | 2 | ||||||
25. | Придаточные дополнительные | 1 | ||||||
26. | Р/р.Сжатое изложение | 1 | ||||||
27. | Работа над ошибками. Придаточные обстоятельственные | 1 | ||||||
28. | Пробное тестирование | 1 | ||||||
29. | Работа над ошибками. Придаточные обстоятельственные | 1 | ||||||
30. | К/р. №2 (в форме ГИА) | 1 |
12
31. | Работа над ошибками. Придаточные обстоятельственные |
1 | ||
32. | Обобщение по теме «СПП» | 1 | ||
33. | Повторение по теме «СПП» | |||
К/р-1, р/р-2 |
| |||
3-я ч. | 20 часов | 1 | ||
Бессоюзное сложное предложение | 7 |
| ||
34. | Понятие о БСП | 1 | ||
35. | Запятая, точка с запятой в БСП | 1 | ||
36. | Двоеточие в БСП | 1 | ||
37. | Р/р. Портретный очерк | 1 | ||
38. | Тире в БСП | 1 | ||
39. | Повторим орфографию | 1 | ||
40. | Повторим орфографию | 1 | ||
41. | БСП. Обобщение по теме | 1 | ||
42. | К/р. №3. Тест. | 1 | ||
43. | Работа над ошибками. Сложное предложение с разными видами связи | 1 | ||
44. | Сложное предложение с разными видами связи | 1 | ||
45. | Р/р. Стили речи | 1 | ||
46. | Повторение по теме «Сложное предложение. | 1 | ||
47.-48. | Урок по теме «Сложное предложение» | 2 | ||
49. | Предложения с чужой речью | 1 | ||
50. | Предложения с прямой речью | 1 | ||
51. | Р/р. Сжатое изложение | 1 | ||
52. | Предложения с косвенной речью | 1 | ||
53 | Предложения с косвенной речью | 1 |
4-я ч. | 16 часов | |||
54. | Цитаты и способы цитирования | 1 | ||
55. | Знаки препинания при цитатах | 1 | ||
56. | К/р. №4. Диктант с г/з | 1 | ||
Общие сведения о языке | ||||
57. | Работа над ошибками. Общие сведения о языке | 1 | ||
58. | Р/р. Сжатое изложение | 1 | ||
59. | Язык как развивающееся явление | 1 | ||
60. | Пробное цитирование в форме ГИА | 1 | ||
61. | Работа над ошибками | 1 | ||
62. | Роль языка в жизни общества | 1 | ||
63. | Р/р. Стили речи | 1 | ||
64. | Русский язык в современном мире | 1 | ||
65. | Повторение. Морфология. | 1 | ||
66. | Повторение. Лексика и орфография | 1 | ||
67. | Р/р. Изложение с творческим заданием | 1 | ||
68.-70. | Систематизация и повторение | 3 |
13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"
Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...