Разработка комплекта тестовых материалов (типовые задания для подготовки учащихся IX классов к государственной итоговой аттестации (ГИА) по французскому языку)
методическая разработка по французскому языку (9 класс) на тему
I. Технологическая матрица пробного экзамена по французскому языку
Главной целью иноязычного образования в основной школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся, то есть развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании звучащей/устной речи на слух и письменной речи на французском языке.
Для определения уровня сформированности коммуникативной компетенции у выпускников основной школы в экзаменационной работе предусматривается две части: письменная и устная с различными типами заданий (задания с выбором ответа, задание с кратким ответом, задание с развернутым ответом.
Представленная технологическая матрица охватывает более 80% учебного материала по французскому языку в рамках основной школы. Матрица состоит из 14 заданий типа А (задания с выбором ответа из нескольких предложенных); 18 заданий типа В (задания с кратким ответом) и 3 задания С (задания с развернутым ответом).
Раздел 1 (задания по аудированию)
Вы услышите разговор владелицы квартиры и жильца. В заданиях А1-А6 обведите цифру 1, 2 или 3, соответствующую выбранному вами варианту ответа. Вы услышите запись дважды. |
А1 | Pourquoi la propriétaire a demandé au locataire de venir? |
| 1) Parce qu’elle veut augmenter le loyer. 2) Parce qu’elle veut baisser le loyer. 3) Parce qu’elle veut faire des travaux dans la chambre du locataire. |
А2 | Le locataire qu’est-ce qu’il fait dans la vie? |
| 1) Il travaille dans une banque. 2) Il est professeur. 3) Il est étudiant. |
А3 | Combien le locataire paie-t-il sa chambre? |
| 1) Il la paie 50 euros. 2) Il la paie 150 euros. 3) Il la paie 250 euros. |
А4 | Pourquoi le locataire ne prend-il pas la douche dans sa chambre? |
| 1) Il loue la chambre sans douche. 2) La douche ne fonctionne pas. 3) Il ne sait pas comment faire marcher la douche. |
А5 | Qu’est-ce que la propriétaire reproche-t-elle à son locataire? |
| 1) Elle lui reproche de rentrer trop tard. 2) Elle lui reproche de faire trop de bruit. 3) Elle lui reproche de consommer beaucoup d’eau. |
А6 | Comment le locataire paie-t-il le loyer? |
| 1) Il a le salaire suffisant pour payer le loyer. 2) Son père l’aide financement. 3) Il a pris un crédit. |
Раздел 2 (задания по чтению)
Прочитайте текст. Определите, какие из приведенных утверждений А7-А14 соответствуют содержанию текста (1-Vrai), какие не соответствуют (2 - Faux) и о чем в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (3 - Aucune information). |
Téléphones portables: prudence!
Le téléphone portable fait desormais partie de notre univers quotidien; ces appareils sont maintenant plus nombreux que les téléphones fixes.
Ils offrent des fonctoins de plus en plus diversifiées: ce sont non seulement des téléphones, mais aussi des radios, des appareils photos… Le téléphone mobile semble réussir la ou ont échoué des technologies antérieures: devenir un couteau suisse numérique. Comme ce dernier, le téléphone mobile tient dans la poche, est relativement simple à utiliser et recouvre une multitude de fonctions: de simple appareil de communication vocale à l’origine, il permet maintenant d’envoyer des messages textuels (image fixe, image mobile ou son, courriel par Internet), de surfer sur le Web, il sert de montre/chronometre/minuteur, de GPS, et il remplace un agenda en carnet, il a une fonction de dictophone, etc.
Cependant leur usage provoque des polémiques: plusieurs magazines attirent notre attention sur les risques que les portables représenteraient pour notre santé mais aussi pour l’équillibre de notre vie sociale.
Si les experts affirment que ces installations ne peuvent présenter aucun risque, on a pourtant assisté au démontage d’une antenne placée sur le toit d’une école, à la demande des parents et des enseignants de cet établissement.
D’abord, on peut avoir peur que les stations de base, c’est-a-dire les antennes qui permettent le fonctionnement des réseaux de téléphonie, émettent des ondes dangereuses pour la santé.
Autre danger: il semblerait que l’usage du téléphone portable puisse provoquer des cancers dans les organes exposés aux fréquences radios de ces appareils. Une étude réalisée par le Centre International de Recherches sur le Cancer pour l’OMS (Organisation Mondiale de la Santé) est en cours, les résultats seront connus dans proche avenir.
Il y a également des dangers moins visibles, en tout cas plus difficiles à analyser, qui touchent au comportement des usagers et à l’abus du téléphone portable dans toutes les situations de la vie qoutidienne et sociale.
Il arrive souvent de voir dans un restaurant deux personnes déjeuner ensemble et passer le temps du repas collées à leurs téléphones portables; vous avez sans doute déjà agace par un ami qui n’arrêtait pas de téléphoner, ce qui vous empêchait de conduire avec lui une conversation suivie.
On peut donc parler des conséquences négatives du portable sur nos relations avec les autres, on pourrait dire que trop de communication tue la communication.
А7 | Les téléphones portables sont de plus préférés aux téléphones fixes. | ||
| 1) Vrai | 2) Faux | 3) Aucune information |
А8 | Le téléphone portable peut accomplir plusieurs fonctions. | ||
| 1) Vrai | 2) Faux | 3) Aucune information |
А9 | Le reveil-matin est parmi les functions des téléphone portables. | ||
| 1) Vrai | 2) Faux | 3) Aucune information |
А10 | Grâce au téléphone portable on peut enregistrer et écouter sa musique préférée. | ||
| 1) Vrai | 2) Faux | 3) Aucune information |
А11 | Les dangers provoqués par les téléphones portables se limitent à la santé des gens. | ||
| 1) Vrai | 2) Faux | 3) Aucune information |
А12 | Les experts prétendent que les téléphones portables ne sont pas dangereux. | ||
| 1) Vrai | 2) Faux | 3) Aucune information |
А13 | Pourtant les médecins analysent les conséquences néfastes de l’usage du téléphone | ||
| portable. |
|
|
| 1) Vrai | 2) Faux | 3) Aucune information |
А14 | La communication personnelle souffre de l’usage des portables. | ||
| 1) Vrai | 2) Faux | 3) Aucune information |
Раздел 1 (задания по аудированию)
B1 |
| Вы услышите четыре коротких диалога, обозначенных А, B, С и D. Определите, где происходит каждый из этих диалогов. Используйте каждое место действия из списка 1-5 только один раз. В задании есть одно лишнее место действия. Вы услышите запись дважды. Занесите свои ответы в таблицу. |
|
|
1) A la poste.
2) Dans une fromagerie.
3) Au musée.
4) A la gare SNCF.
5) Dans une librairie-papeterie.
Диалог | А | B | С | D |
Место действия |
|
|
|
|
B2 |
| Вы услышите 5 высказываний. Установите соответствие между высказываниями каждого говорящего А-Е и утверждениями, данными в списке 1-6. Используйте каждое утверждение из списка 1-6 только один раз. В задании есть лишь одно лишнее утверждение. Вы услышите запись дважды. Занесите свои ответы в таблицу. |
|
|
1) En 2010 les Restos du cœur ont célébré leur vingt-cinquième anniversaire.
2) Les Camions du cœur apportent des repas chauds dans Paris.
3) Les repas sont simples mais bien équilibrés.
4) Les prix des repas sont raisonnables.
5) Parmi le personnel il y a des gens qui ont vécu dans la rue.
6) Les salariés des Restos du cœur mangent là-bas s’ils le veulent.
Говорящий | А | B | С | D | E |
Утверждение |
|
|
|
|
|
Раздел 2 (задания по чтению)
B3 |
| Прочитайте тексты и установите соответствие между заголовками 1-8 и текстами A-G. Запишите свои ответы в таблицу. Используйте каждую букву только один раз. В задании есть один лишний заголовок. | |
| |||
|
|
| |
|
| 1) Piétons et leurs devoirs. 2) Automobilistes et leurs droits. 3) Protégez les enfants sur la route. 4) Juniors sur la route. | 5) Sachez traverser la chaussée. 6) Respectez le Code routier. 7) Automobilistes et leurs devoirs. 8) Reglement pour les grandes routes. |
A La route est un espace collectif partagé par tous: automobilistes, deux-roues, piétons, sont soumis à l’obligation du respect du Code de la route. Suivez les règles simples à retenir et vous serez toujours en sécurité. Respectez le Code de la route et vous eviterez de grosses amendes, la suspension du permis, des mois de détention etc.
B Les automobilistes ont l’obligation de céder le passage aux piétons dès l’instant où ceux-ci sont engagés sur un passage pour piétons, protégé ou non par des feux tricolores. La loi prevoit une amende de 135 €, la perte de 4 points du permis et une peine complementaire pouvant aller jusqu’à trois ans de suspension de permis. La loi prevoit également l’indemnisation des dommages corporels pour les piétons dans tous les cas.
C Les piétons doivent observer les règles du Code de la route. S’ils ne les respectent pas, ils encourent une amende de première classe de 4 €. Lorsqu’une chaussée a des trottoirs ou des accotements, vous êtes tenu de les emprunter. Hors de l’agglomération, tenez-vous près du bord gauche de la chaussée.
D L’autoroute et la route express sont strictement interdites aux piétons. Si vous vous deplacez en colonne par deux, marchez sur le bord droit de la chaussée. Si votre groupe est plus important (plus de 20 personnes), partagez-vous en plusieurs groupes de 20 m de longueur avec un intervalle de 50 m entre chaque groupe.
E Assurez-vous qu’il n’y a aucun risque en fonction de la visibilité, de la distance et de la vitesse des véhicules. Empruntez les passages prévus pour les piétons. Lorsqu’il y a des feux de signalisation, attendez le feu vert. Lorsque c’est un agent qui règle la circulation, il faut attendre son signal. Ne passez pas en diagonale, empruntez l’axe perpendiculaire.
F Dans la rue, l’enfant est particulièrement vulnérable. En raison de sa petite taille, il peut se trouver dissimulé par des véhicules en stationnement. En outre, l’enfant ne dispose pas du même champ visuel que l’adulte, ni ne possède la même conscience de son environnement.
G La régle essentielle pour l’automobiliste consiste à respecter les limitations de vitesse de manière à pourvoir anticiper les attitudes imprévisibles des enfants. Habillez les enfants de vêtements clairs ou de couleur vive. Surveillez-les et accompagnez-les. Faites toujours descendre les enfants de la voiture côté trottoir.
Текст | A | B | C | D | E | F | G |
Заголовок |
|
|
|
|
|
|
|
II. Экспертные заключения для тестовых заданий
В экзаменационной работе проверяется иноязычная коммуникативная компетенция выпускников основной школы. Контрольно-измерительные задания экзаменационной работы нацелены на проверку речевых умений выпускников в четырех видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме, говорении), а также некоторых языковых навыков. В частности, в экзаменационной работе проверяются:
- умение понимать на слух основное содержание прослушанного текста и умение понимать в прослушанном тексте запрашиваемую информацию (раздел 1);
- умение читать текст с пониманием общего содержания и умение понимать в прочитанном тексте запрашиваемую информацию (раздел 2);
- умение писать личное письмо в ответ на письмо-стимул (раздел 3);
- умение устного иноязычного общения в предлагаемых коммуникативных ситуациях (раздел 5);
- навыки использования языковых единиц в коммуникативно-значимом контексте (раздел 4).
В разделе 1 (задания по аудированию) используются высказывания собеседников в распространенных ситуациях повседневного общения, прагматические (объявления) и информационные аудиотексты. Длительность звучания каждого текста для аудирования – 1,5-2 минуты. В аудиозаписи все тексты звучат дважды. Тексты для аудирования звучат в исполнении носителей языка.
В разделе 2 (задания по чтению) используются прагматические, научно-популярные, публицистические и художественные тексты. Объем текстов для чтения – 220-600 слов в зависимости от проверяемых умений и навыков и характера задания. Рекомендуемое время на выполнение заданий раздела – 30 минут. Языковая сложность текстов для чтения соответствует заявленному уровню сложности экзаменационной работы (А2 по общеевропейской шкале).
В разделе 3 (задания по грамматике и лексике) для продуктивной деятельности необходимо владение лексическими и грамматическими навыками. Для формирования лексического навыка определяющими будут операции по соединению слов, исходя из специфики их употребления:
- первая операция состоит в актуализации лексической единицы (т.е. переводе ее из долговременной памяти в оперативную);
- вторая операция – определение уровней лексической и синтаксической сочетаемости;
- третьей операцией – операция по замещению свободного места в высказывании.
Для формирования грамматического навыка необходимы такие умения, как восприятие грамматической формы и выделение формальных признаков; овладение операциями идентификации и дифференциации отрабатываемой формы и конструкции и, наконец, формирование связи грамматической формы со значением слов.
В наших заданиях (Раздел 3, задания В4 - В18) необходимо в пропуск поставить нужную форму глагола (временная форма, лицо, число). Таким образом, выполняя это задание, учащийся демонстрирует понимание содержание текста и владение грамматическими знаниями.
В разделе 4 (задания по письму) проверяются продуктивные навыки и умения. Время написания письма не превышает 30 минут, объем – 100-120 слов. Письмо носит личный характер и является ответом на письмо друга по переписке из страны изучаемого языка. Вниманию учащегося предлагается отрывок из письма друга, содержащий новость/сообщение и 3 вопроса, на которые нужно ответить. В нашем случае речь идет о молодежной прессе, о специальных журналах на иностранном языке, чтение которых способствует его совершенствованию.
Письмо должно быть оформлено в соответствии с нормами письменного этикета, принятого во франкоязычных странах.
Рекомендуемое время выполнения задания по письму – 30 минут.
Личное письмо должно содержать:
- адрес автора (в правом верхнем углу письма);
- дату на одной строке с адресом;
- обращение (слева, на отдельной строке), в нашем случае Jules;
- ссылку на предыдущие контакты: благодарность за полученное письмо (начало письма), например: Merci pour ta lettre; Je suis très content(e) d’avoir reçu ta lettre, Ta lettre m’a fait un grand plaisir и т.п.;
- ответы на три вопроса друга по переписке (основная часть письма); для того, чтобы письмо было логичным, можно использовать фразы: Tu veux savoir… Tu me demandes… или En répondant à ta première question… т.п.;
- упоминание о дальнейших контактах, например: En attendant ta réponse avec impatience; En attendant ta réponse; En attendant de tes nouvelles и т.п.;
- завершающую фразу, например: Très amicalement; De tout mon cœur; Bien a toi; Grosses bises (на отдельной строке);
- подпись автора (только имя) на отдельной строке.
В разделе 5 (задания по говорению) представлены 2 задания для устного ответа: С2 – тематическое высказывание и С3 – диалог-расспросс. Оба задания касаются социально-бытовой сферы общения и направлены на выявление языковой и речевой коммуникативной компетенции учащихся. Для монологического высказывания ученик имеет 1,5 – 2 минуты. Окончание выполнения задания определяет экзаменатор. Во время проведения этой части экзамена идет постоянная аудиозапись ответа учащегося, о чем он предупрежден заранее.
В нашем задании С2 – монологическое высказывание затрагивает тему важности книг в нашей жизни, появления электронных книг. Испытуемый обосновывает свои преференции. Диалог-расспрос (С3) длится 2-3 минуты. Тема нашего задания: совместное проживание и учеба в международной лингвистической школе. Роль партнера играет экзаменатор. В карточке испытуемого не только задана тема, но и поставлены вопросы, ориентирующие на возможные варианты ответов.
Материалы для проведения устной части экзамена включают:
- карточки экзаменуемого для заданий С2, С3 (Fiche de l’élève);
- карточки экзаменатора-собеседника для заданий С2, С3 (Fiche du professeur);
- критерий оценивания устных ответов по заданиям С2, С3;
- дополнительные схемы оценивания заданий С2, С3.
Содержание карточки-собеседника и дополнительной схемы оценивания находится в строгом соответствии с заданием, представленным на карточке экзаменуемого. Это позволяет спланировать речевое взаимодействие таким образом, чтобы оно могло обеспечить проверку тех умений, которые предполагается оценить. Кроме того, это обеспечивает равенство требований, предъявляемых к экзаменуемым.
Таблица экспертных заключений для тестовых зданий по пробному экзамену по французскому языку
Обозначение заданий в работе: ВО – задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответом, РО – задания с развернутым ответом.
№ задания п/п | Обозначение задания | Проверяемые виды деятельности, умения, навыки | Уровень сложности задания | Тип задания | Примерное время выполнения задания (мин) |
Раздел 1 (задания по аудированию) | |||||
1 2 | В1 В2 | Понимание основного содержание прослушанного текста | 1 2 | КО КО | 15 |
3 4 5 6 7 8 | А1 А2 А3 А4 А5 А6 | Понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации. Четыре задания 1 уровня (на понимание представленной информации) и два задания 2 уровня (на извлечение имплицитно представленной информации). Задания могут быть представлены в произвольном порядке, но первым дается задание 1 уровня. | 1 1 1 1 2 2 | ВО ВО ВО ВО ВО ВО | 15 |
Итого | 8 |
|
|
| 30 |
Раздел 2 (задания по чтению) | |||||
9 | В3 | Понимание основного содержания прочитанного текста | 1 | КО | 15 |
10 11 12 13 14 15 16 17 | А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 | Понимание в прочитанном тексте запрашиваемой информации. Одно (первое) задание 1 уровня (на понимание эксплицитно представленной информации) семь заданий 2 уровня (на извлечение имплицитно представленной информации) | 1 2 2 2 2 2 2 2 | ВО ВО ВО ВО ВО ВО ВО ВО | 15 |
Итого | 9 |
|
|
| 30 |
Раздел 3 (здания по грамматике и лексике) | |||||
18 19 20 21 22 23 24 25 26 | В4 В5 В6 В7 В8 В9 В10 В11 В12 | Грамматические навыки употребления нужной морфологической формы данного слова в коммуникативно-значимом контексте. Шесть заданий 1 уровня и три задания 2 уровня в произвольном порядке (первым дается задание 1 уровня).
| 1 1 1 1 1 1 2 2 2 | КО КО КО КО КО КО КО КО КО | 20 |
27 28 29 30 31 32 | В13 В14 В15 В16 В17 В18 | Лексико-грамматические навыки образования и употребления родственного слова нужной части речи с использованием аффиксации в коммуникативно-значимом контексте. Четыре задания 1 уровня и два задания 2 уровня в произвольном порядке (первым дается задание 1 уровня) | 1 1 1 1 2 2 | КО КО КО КО КО КО | 10 |
Итого | 15 |
|
|
| 30 |
Раздел 4 (задания по письменной речи) | |||||
33 | С1 | Письмо личного характера в отчет на письмо-стимул | 2 | РО | 30 |
Итого |
|
|
|
| 30 |
Раздел 5 (задания по говорению) | |||||
34 | С2 | Тематическое монологическое высказывание с вербальной опорой в тексте задания | 1 | РО | 3 |
35 | С3 | Комбинированный диалог с вербальной опорой в тексте задания | 2 | РО | 3 |
Итого | 2 |
|
|
| 6 (на 1 человека) |
Всего заданий – 35, из них: По типу заданий: ВО – 14, КО – 18, РО – 3; По уровню сложности: уровень 1 – 18 заданий; уровень 2 – 17 заданий. Чистое время выполнения работы – 120/126 мин |
Показатель трудности заданий
(индекс трудности и уровень знания по общеевропейской шкале А1, А2)
| Аудирование | Чтение | Грамматика и лексика | |||
А | А1-А2 | 40% | А2 | 30% | - | - |
В | А1-А2 | 50% | А2 | 50% | А2 | 30% |
С1 Личное письмо | С2 Монологическое высказывание | С3 диалогическое высказывание | |||
А2 | 40% | А2 | 50% | А2 | 30% |
Примечание: Индекс трудности показывает, сколько учащихся (в процентном соотношении) справились с заданием полностью правильно, т.е. на высший балл.
III. Тестовая тетрадь
Главной целью иноязычного образования в основной школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как способность и готовность учащихся общаться на иностранном языке в пределах, определенных стандартом основного (общего) образования по иностранному языку. Эта цель подразумевает формирование и развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании звучащей/устной речи на слух и письменной речи на иностранном языке.
Государственная итоговая аттестационная работа (ГИА) состоит из двух частей:
- письменная (разделы 1-4, включающие задания по аудированию, чтению, письменной речи, а также задания на контроль лексико-грамматических навыков выпускников);
- устная (раздел 5, содержащий задания по говорению).
В работу по иностранному языку включены:
- 14 заданий с выбором ответа – А;
- 18 заданий с кратким ответом – В;
- 3 задания с развернутым ответом – С.
Задания типа А – это задания с выбором ответа из нескольких предложенных. В данной экзаменационной работе представлено 14 заданий данного типа: 6 заданий на проверку аудитивных умений выпускников (раздел 1 «Задания по аудированию») и 8 заданий на проверку умений учеников в чтении (раздел 2 «Задания по чтению»).
Примеры заданий.
Раздел 1 (задания по аудированию)
Вы услышите разговор владелицы квартиры и жильца. В заданиях А1-А6 обведите цифру 1, 2 или 3, соответствующую выбранному вами варианту ответа. Вы услышите запись дважды. |
А1 | Pourquoi la propriétaire a demandé au locataire de venir? |
| 1) Parce qu’elle veut augmenter le loyer. 2) Parce qu’elle veut baisser le loyer. 3) Parce qu’elle veut faire des travaux dans la chambre du locataire. |
А2 | Le locataire qu’est-ce qu’il fait dans la vie? |
| 1) Il travaille dans une banque. 2) Il est professeur. 3) Il est étudiant. |
А3 | Combien le locataire paie-t-il sa chambre? |
| 1) Il la paie 50 euros. 2) Il la paie 150 euros. 3) Il la paie 250 euros. |
А4 | Pourquoi le locataire ne prend-il pas la douche dans sa chambre? |
| 1) Il loue la chambre sans douche. 2) La douche ne fonctionne pas. 3) Il ne sait pas comment faire marcher la douche. |
А5 | Qu’est-ce que la proprietaire reproche-t-elle à son locataire? |
| 1) Elle lui reproche de rentrer trop tard. 2) Elle lui reproche de faire trop de bruit. 3) Elle lui reproche de consommer beaucoup d’eau. |
А6 | Comment le locataire paie-t-il le loyer? |
| 1) Il a le salaire suffisant pour payer le loyer. 2) Son père l’aide financement. 3) Il a pris un crédit. |
Текст для аудирования
Задания А1-А6
Le loyer
Propriétaire: Bonjour, monsieur Fisher, comment ça va?
Locataire: Bonjour, ça va bien. Mais je ne suis pas content de votre idée.
Propriétaire: Quelle idée? Je ne comprends pas.
Locataire: Vous voulez changer de prix du logement.
Propriétaire: Ah oui! C’est vrai, j’avais oublé! Je vous ai demandé de venir parce que je veux augmenter votre loyer. Et vous n’êtes pas d’accord?
Locataire: Ah non, ce n’est pas nécessaire!
Propriétaire: Comment ce n’est pas nécessaire?
Locataire: Ça suffit comme ça.
Propriétaire: Ecoutez, monsieur Fisher, vous êtes un bon locataire. Mais je dois changer la douche dans votre chambre…
Locataire: Non, ce n’est pas nécessaire… Je prends la douche chez…
Propriétaire: Comment ça? Ou est-ce que vous prenez la douche?
Locataire: La douche chez… Localement.
Propriétaire: Localement? Vous ne vous lavez pas? Une douche c’est nécessaire!
Locataire: Mais oui!
Propriétaire: Et alors?
Locataire: Je prends la douche en bas.
Propriétaire: Ou en bas? Chez la voisine?
Locataire: Oui.
Propriétaire: Ah bon! Chez la voisine! Mais la voisine c’est aussi ma locataire!
Locataire: Elle me dit de prendre sa douche!
Propriétaire: Ah bon! Oui mais… la douche, la douche, peut-être! Mais tous les prix de logement augmentent maintenant. Alors 150 euros votre chambre ce n’est pas possible!
Locataire: Oui, ça c’est vrai… mais je suis etudiant, je n’ai pas de travail.
Propriétaire: Oui, mais c’est votre père qui paie pour vous!.. Alors vous écrivez à votre père, et vous dites “Papa, la chambre coûte 50 euros de plus!”
Locataire: Non, c’est moi qui paie! J’ai un crédit pour ça!
Propriétaire: Ah bon! Mais il y a encore une troisième raison, monsieur Fisher. Vous êtes un bon locataire, mais le soir vous laissez la lumière allumée, vous consommez beaucoup d’eau, le chauffage, vous ne le fermez pas dans la journée quand vous partez…
Locataire: Mais je vais faire attention maintenant…
Propriétaire: Bon, alors il faut trouver une solution, hein?
Locataire: Oui…
Propriétaire: Alors qu’est-ce que vous proposez?
Locataire: Je… je crois je pourrais payer 25 euros de plus?
Propriétaire: Moi, je voulais augmenter de 50 euros. Vous proposez 25 euros?
Locataire: Oui.
Propriétaire: Alors maintenant vous payer 25 euros de plus et dans six mois nous parlons de nouveau?
Locataire: Oui, OK! Et je fais attention avec la lumière, le chauffage, tout ça…
Propriétaire: Bon alors c’est d’accord! Au revoir, monsieur Fisher!
Locataire: Au revoir, merci!
Раздел 2 (задания по чтению
Прочитайте текст. Определите, какие из приведенных утверждений А7-А14 соответствуют содержанию текста (1-Vrai), какие не соответствуют (2- Faux) и о чем в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (3 - Aucune information). |
Téléphones portables: prudence!
Le téléphone portable fait desormais partie de notre univers quotidien; ces appareils sont maintenant plus nombreux que les téléphones fixes.
Ils offrent des fonctoins de plus en plus diversifiées: ce sont non seulement des téléphones, mais aussi des radios, des appareils photos… Le téléphone mobile semble réussir la ou ont échoué des technologies antérieures: devenir un couteau suisse numérique. Comme ce dernier, le téléphone mobile tient dans la poche, est relativement simple à utiliser et recouvre une multitude de fonctions: de simple appareil de communication vocale à l’origine, il permet maintenant d’envoyer des messages textuels (image fixe, image mobile ou son, courriel par Internet), de surfer sur le Web, il sert de montre/chronometre/minuteur, de GPS, et il remplace un agenda en carnet, il a une fonction de dictophone, etc.
Cependant leur usage provoque des polémiques: plusieurs magazines attirent notre attention sur les risques que les portables représenteraient pour notre santé mais aussi pour l’équillibre de notre vie sociale.
Si les experts affirment que ces installations ne peuvent présenter aucun risque, on a pourtant assisté au démontage d’une antenne placée sur le toit d’une école, à la demande des parents et des enseignants de cet établissement.
D’abord, on peut avoir peur que les stations de base, c’est-a-dire les antennes qui permettent le fonctionnement des réseaux de téléphonie, émettent des ondes dangereuses pour la santé.
Autre danger: il semblerait que l’usage du téléphone portable puisse provoquer des cancers dans les organes exposés aux fréquences radios de ces appareils. Une étude réalisée par le Centre International de Recherches sur le Cancer pour l’OMS (Organisation Mondiale de la Santé) est en cours, les résultats seront connus dans proche avenir.
Il y a également des dangers moins visibles, en tout cas plus difficiles à analyser, qui touchent au comportement des usagers et à l’abus du téléphone portable dans toutes les situations de la vie qoutidienne et sociale.
Il arrive souvent de voir dans un restaurant deux personnes déjeuner ensemble et passer le temps du repas collées à leurs téléphones portables; vous avez sans doute déjà agace par un ami qui n’arrêtait pas de téléphoner, ce qui vous empêchait de conduire avec lui une conversation suivie.
On peut donc parler des conséquences négatives du portable sur nos relations avec les autres, on pourrait dire que trop de communication tue la communication.
А7 | Les téléphones portables sont de plus préférés aux téléphones fixes. | ||
| 1) Vrai | 2) Faux | 3) Aucune information |
А8 | Le téléphone portable peut accomplir plusieurs fonctions. | ||
| 1) Vrai | 2) Faux | 3) Aucune information |
А9 | Le reveil-matin est parmi les functions des téléphone portables. | ||
| 1) Vrai | 2) Faux | 3) Aucune information |
А10 | Grâce au téléphone portable on peut enregistrer et écouter sa musique préférée. | ||
| 1) Vrai | 2) Faux | 3) Aucune information |
А11 | Les dangers provoqués par les téléphones portables se limitent à la santé des gens. | ||
| 1) Vrai | 2) Faux | 3) Aucune information |
А12 | Les experts prétendent que les téléphones portables ne sont pas dangereux. | ||
| 1) Vrai | 2) Faux | 3) Aucune information |
А13 | Pourtant les médecins analysent les conséquences néfastes de l’usage du téléphone | ||
| portable. |
|
|
| 1) Vrai | 2) Faux | 3) Aucune information |
А14 | La communication personnelle souffre de l’usage des portables. | ||
| 1) Vrai | 2) Faux | 3) Aucune information |
Задания типа В – это задания с кратким ответом, например: заполнить пропуск в тексте, преобразовав слово так, чтобы оно лексически и грамматически соответствовало содержанию текста; или задания на поиск соответствий – найти соответствие между услышанными высказываниями и утверждениями, данными в списке. В работе предусмотрено 18 заданий данного типа: 2 задания на проверку аудитивных умений, 1 задание на проверку умений в чтении и 15 заданий на проверку лексико-грамматических навыков выпускников.
Примеры заданий.
Раздел 1 (задания по аудированию)
B1 |
| Вы услышите четыре коротких диалога, обозначенных А, B, С и D. Определите, где происходит каждый из этих диалогов. Используйте каждое место действия из списка 1-5 только один раз. В задании есть одно лишнее место действия. Вы услышите запись дважды. Занесите свои ответы в таблицу. |
|
|
1) A la poste.
2) Dans une fromagerie.
3) Au musée.
4) A la gare SNCF.
5) Dans une librairie-papeterie.
Диалог | А | B | С | D |
Место действия |
|
|
|
|
Тексты для аудирования
Задание В1
Dialogue A
A: Madame, vous désirez?
B: Je voudrais un Crottin de Chavignol pour cuite et un camembert pas trop fait.
A: Voila. Et avec ça?
B: Je vais prendre un morceau de Roquefort.
A: Ça va comme ça?
B: Non, donnez-m’en un peu moins.
A: Ça sera tout?
B: Oui, merci. Est-ce que je règle ici?
A: Non, Madame, vous reglez tout à la caisse.
Dialogue B
A: Monsieur?
B: Euh… Je voudrais un bloc-notes, s’il vous plaît. Un grand.
A: On n’a que ceux-là, Monsieur, de ce format.
B: Ah, non, il m’en faut un plus grand que ça.
A: Je suis désolée Monsieur, nous n’en avons pas.
B: Tant pis. Euh… vous avez des gros feutres, des lavables? C’est pour écrire sur un tableau blanc.
A: Voila des marqueurs, Monsieur. Regardez, mais je crois qu’ils sont permanents.
B: Vous avez raison. Vous ne savez pas où je pourrais en trouver des lavables?
A: Oh, le seul endroit ou vous êtes sûr d’en trouver, c’est chez Delarue. Vous savez, c’est la grande librairie en face de la faculté.
B: Ah oui, euh… je vois, Euh… Merci, Madame. Il n’y a pas de quoi, Monsieur.
Dialogue C
A: Mademoiselle?
B: Je voudrais envoyer cette lettre en Argentine, Monsieur.
A: Oui, par avion?
B: Par avion.
A: Bon, alors, vous me les donnez, je la pèse… Il faut l’affranchir à 1 euro.
B: Comment? Je n’ai pas compris.
A: Je dis qu’il faut payer 1 euro.
B: Ah bon. Voila. Merci.
A: Merci, Mademoiselle.
B: Au revoir, Monsieur.
A: Au revoir, Mademoiselle.
Dialogue D
A: Deux éntrees, s’il vous plait.
B: On ne vend plus de billets aujourd’hui, Monsieur. On ferme dans dix minutes.
A: Comment! Mais c’est ridicule! On veut simplement voir les peintres de la région.
B: Non, Monsieur, je regrette. Il faut revenir demain matin à 10 heures.
A: Allez, vous ne pourriez pas faire une petite exception. Cinq minutes, c’est tout ce qu’on vous demande.
B: Ce n’est pas la peine d’insister, Monsieur. Je vous dis de revenir demain.
A: Mais on part demain matin!
B: Eh bien, tant pis! Revenez plutôt l’année prochaine.
A: Ah, la la! C’est pas croyable! Il y a peu de chance qu’on revienne, hein.
B2 |
| Вы услышите 5 высказываний. Установите соответствие между высказываниями каждого говорящего А-Е и утверждениями, данными в списке 1-6. Используйте каждое утверждение из списка 1-6 только один раз. В задании есть лишь одно лишнее утверждение. Вы услышите запись дважды. Занесите свои ответы в таблицу. |
|
|
1) En 2010 les Restos du cœur ont célébré leur vingt-cinquième anniversaire.
2) Les Camions du cœur apportent des repas chauds dans Paris.
3) Les repas sont simples mais bien équilibrés.
4) Les prix des repas sont raisonnables.
5) Parmi le personnel il y a des gens qui ont vécu dans la rue.
6) Les salariés des Restos du cœur mangent là-bas s’ils le veulent.
Говорящий | А | B | С | D | E |
Утверждение |
|
|
|
|
|
Тексты для аудирования
Задание В2
Dans les coulisses des Restos du coeur
Speaker A
Plus de 100 millions de repos distribués en 2010. Vingt-cinq ans après leur création, les Restos du cour ne sont pas près de fermer... Alors que s'ouvre leur campagne d'hiver, nous sommes entrés dans leurs cuisines pour suivre les camions qui partent à la rencontre des sans-abri.
Speaker B
Alors, qu'est-ce qu'on sert, ce soir? — Omelette, pâtes et ratatouille. Dans les discrets entrepôts des Restos du coeur, les chauffeurs s'intéressent de près au menu. Et pour cause: avant d'emporter les repas chauds aux quatre coins de Paris, ils s'attableront pour dîner, comme les autres salariés qui le souhaitent. Dans ces Restos-la, il ne s'agit pas juste de cuisine. Chauffeurs, plongeurs ou conducteurs de chariots, tous travaillent à temps partiel.
Speaker C
En préparant les repas de ceux qui sont dans la rue, les salariés de ce chantier d'insertion reprennent le rythme du travail, se forment et s'arment pour reprendre pied dans leur vie. Pour l'instant, je dors en foyer. Je travaille là depuis un an. Mais bientôt, j'aurai un appartement, comme avant. J'ai passé quelques mois dans la rue. Maintenant je peux confier: la nuit, tu ne dors pas. Il y a le froid, la peur aussi. Et dans les foyers d'urgence, tu dors habillé, chaussures sous l'oreiller, pour qu'elles ne soient pas volées. Alors oui, ça a du sens de travailler ici, aux cuisines des Restos du coeur. Surtout quand on a été de l'autre côté.
Speaker D
Les repas, bien sûr, n'ont rien d'un festin, mais ils sont plutôt variés et équilibrés: soupe, viande, poisson ou oeufs, yaourts, céréales... Peu de produits frais, plutôt des surgelés, des conserves -question de coût. Mais certains dons améliorent l'ordinaire. On vient de recevoir des excédents de plateaux d'avion. Tartare de homard, terrine au chocolat... C'est de la première classe! Les bouteilles de vin sont soigneusement écartées. Nous ne distribuons jamais d'alcool.
Speaker E
Vaisselle jetable («pour l'hygiène»), conténeurs isothermes, cartons de biscuits, thermos de café: tout est chargé dans les Camions du coeur. Chaque soir, onze mois sur douze, quatre à six camions partent d'ici pour apporter des repas chauds dans Paris. Une heure avant le début de la distribution, place de la République, Paris, une cinquantaine de personnes patientent déjà sous la pluie fine. Ils sont déjà là. Un peu plus loin, près de la gare de l'Est, les gens se massent aussi sur le lieu de rendez-vous.
Раздел 2 (задания по чтению)
B3 |
| Прочитайте тексты и установите соответствие между заголовками 1-8 и текстами A-G. Запишите свои ответы в таблицу. Используйте каждую букву только один раз. В задании есть один лишний заголовок. | |
| |||
|
|
| |
|
| 1) Piétons et leurs devoirs. 2) Automobilistes et leurs droits. 3) Protégez les enfants sur la route. 4) Juniors sur la route. | 5) Sachez traverser la chaussée. 6) Respectez le Code routier. 7) Automobilistes et leurs devoirs. 8) Reglement pour les grandes routes. |
A La route est un espace collectif partagé par tous: automobilistes, deux-roues, piétons, sont soumis à l’obligation du respect du Code de la route. Suivez les règles simples à retenir et vous serez toujours en sécurité. Respectez le Code de la route et vous eviterez de grosses amendes, la suspension du permis, des mois de détention etc.
B Les automobilistes ont l’obligation de céder le passage aux piétons dès l’instant où ceux-ci sont engagés sur un passage pour piétons, protégé ou non par des feux tricolores. La loi prevoit une amende de 135 €, la perte de 4 points du permis et une peine complementaire pouvant aller jusqu’à trois ans de suspension de permis. La loi prevoit également l’indemnisation des dommages corporels pour les piétons dans tous les cas.
C Les piétons doivent observer les règles du Code de la route. S’ils ne les respectent pas, ils encourent une amende de première classe de 4 €. Lorsqu’une chaussée a des trottoirs ou des accotements, vous êtes tenu de les emprunter. Hors de l’agglomération, tenez-vous près du bord gauche de la chaussée.
D L’autoroute et la route express sont strictement interdites aux piétons. Si vous vous deplacez en colonne par deux, marchez sur le bord droit de la chaussée. Si votre groupe est plus important (plus de 20 personnes), partagez-vous en plusieurs groupes de 20 m de longueur avec un intervalle de 50 m entre chaque groupe.
E Assurez-vous qu’il n’y a aucun risque en fonction de la visibilité, de la distance et de la vitesse des véhicules. Empruntez les passages prévus pour les piétons. Lorsqu’il y a des feux de signalisation, attendez le feu vert. Lorsque c’est un agent qui règle la circulation, il faut attendre son signal. Ne passez pas en diagonale, empruntez l’axe perpendiculaire.
F Dans la rue, l’enfant est particulièrement vulnérable. En raison de sa petite taille, il peut se trouver dissimulé par des véhicules en stationnement. En outre, l’enfant ne dispose pas du même champ visuel que l’adulte, ni ne possède la même conscience de son environnement.
G La régle essentielle pour l’automobiliste consiste à respecter les limitations de vitesse de manière à pourvoir anticiper les attitudes imprévisibles des enfants. Habillez les enfants de vêtements clairs ou de couleur vive. Surveillez-les et accompagnez-les. Faites toujours descendre les enfants de la voiture côté trottoir.
Текст | A | B | C | D | E | F | G |
Заголовок |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3 (задания по грамматике и лексике)
Прочитайте приведенный ниже текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами В4-В12, так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует заданию В4-В12. |
Les calots d’oncle Jean
B4 |
| Une nouvelle race de billes a fait son apparition en même temps que se dévéloppait la fabrication des automobiles: celle des lourdes billes d’acter retrées des roulements usages. Ces grosses billes appelées “calots” ______________________ l’objet de bien des échanges et de bien des disputes. | DEVENIR |
|
B5 |
| Un jour que la maladie retenait Petit-Pierre au lit, oncle Jean, qui ______________________ dans un atelier de réparation des autobus, lui a apporté trois énormes calots. | TRAVAILLER |
|
B6 |
| Si le cadeau d’oncle Jean ______________________ immédiatement la santé à Petit-Pierre, du moins lui a-t-il apporté une grande joie. | NE PAS RENDRE |
|
B7 |
| Avant même que Petit-Pierre n’a pas été complement retabli, sa maman lui ______________________ promettre de ne pas emporter les calots en classe. | FAIRE |
|
B8 |
| Petit-Pierre ______________________. Mais, poussé par le désir d’etonner ses camarades, il a oublié rapidement sa promesse. | PROMETTRE |
|
B9 |
| Plus rapidement encore, les cales ______________________ de sa poche dans celle de ses compagnons. | PASSER |
|
B10 |
| Et c’est en pleurs que Petit-Pierre ______________________ un soir à la maison. | RENTRER |
|
B11 |
| Pour toute consolation, sa maman s’est contentée de dire: “C’est bien fait!.. Avec tes petites mains maladroites, tu devais bien ______________________!.. | S’EN DOUTER |
|
B12 |
| Et puis, comme ca, ils ne tomberont plus sur le parquet et tu ne ______________________ plus tes poches…” | PERCER |
|
Прочитайте приведенный ниже текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами В13-В18, так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует заданию В13-В18. |
La partie de billes
B13 |
| Loulou, vêtu d’un costume de velours noir sur lequel tranchait la blancheur d’un col Danton, dit à Olivier ______________________ sur un sac de billes à cordonnet: - On fait une partie? Je t’en donne cinq… | TAPER |
|
B14 |
| Ils se deplacerent en sautant à pieds ______________________ pas petits coups et entreprirent au milieu de la rue une partie de “tique et patte”, | JOINDRE |
|
B15 |
| …jetant à chacun son tour les billes qui s’immobilisaient vite parmi les ______________________ herbes, entre les pavés. | COURT |
|
B16 |
| De temps en temps, l’un d’eux, ayant bien visé, criait: “Y’a patte!” et l’autre répondait: “Des clous, oui!” le premier, alors, écartait les doigts entre les deux ______________________ pour montrer… | BILLE |
|
B17 |
| …que l’espacement correspondait ______________________. | RÉGLE |
B18 |
| Ou bien, “on tiquait”, levant la bille pincée entre le pouce et l’index ______________________ en forme de monocle à hauteur de l’oil droit, visant bien et la laissant retomber sur l’autre. Olivier perdit les cinq billes prêtées et se lassa du jeu… | ARRONDIR |
|
Задания типа С – это задания с развернутым ответом. В данной экзаменационной работе предусмотрено три задания типа С: С1 – написание личного письма в разделе 4 («Задание по письменной речи»); С2 – тематическое монологическое высказывание и С3 – комбинирванный диалог (раздел 5 «Задания по говорению»).
Примеры заданий:
Раздел 4 (задания по письму)
При выполнении задания С1 особое внимание обратите на то, Что выши ответы будут оцениваться только по записям, сделанным на бланке. Никакие записи черновика не будут учитываться экспертом. Обратите внимание также на необходимость соблюдения указанного объема письма. Письма недостаточного объема, а также часть текста писбьма, превышающая требуемый объем, - не оценивается. |
С1 |
| Vous avez 30 minutes pour écrire une lettre. Vous avez reçu une lettre de votre correspondant français Pierre. | |
|
| ||
Votre ami vous écrit la lettre ou il parle de son déménagement. Pierre vous demande où se trouve votre appartement, si c’est un quartier animé et si vous avez votre chambre à vous. |
| ||
Ecrivez-lui une lettre et répondez à ses 3 questions.
(En 100-120 mots).
Respectez les règles de la correspondence.
Раздел 5 (задания по говорению)
На карточке представлены два задания для устного ответа: С2 – тематическое монологической высказывание и С3 – диалог-расспрос. Окончание выполнения каждого задания определяет экзаменатор. Во время проведения этой части экзамена идут постоянная аудиозапись вашего ответа. |
С2 |
| Fiche de l’élève Devoir 1 Parlez de l’ordinateur N’oubliez pas de dire:
Vous aurez 1.5-2 minutes pour présenter votre exposé. Le professeur vous donnera la possibilité de terminer votre exposé. Ensuite il vous posera quelques questions |
|
|
С3 |
| Fiche de l’élève Devoir 2 (2-3 minutes) Parlez des voyages Ta copine et toi, vous parlez des voyages. Tu es pour les voyages organisés, elle aime partir à l’aventure. Jouez vos rôles.
Vous commencez la conversation. L’examinateur va jouer le rôle de votre copine. N’oubliez pas:
|
|
|
Инструкция для учащихся по выполнению тестов пробного экзамена по французскому языку (в рамках ГИА)
(на примере выполнения устной части)
Правила выполнения устной части экзамена
Проведение устной части ГИА по французскому языку требует строгого следования инструкциям в целях достижения максимальной объективности оценивания. Ваше перемещение во время устной части экзамена будет проходить согласно установленному расписанию через следующие помещения:
- аудитория для ожидания (в которой проходит письменная часть экзамена);
- аудитория для подготовки к ответу на устной части экзамена;
- аудитория, в которой проходит собеседование с экзаменатором.
Организатор, обеспечивающий перемещение участников ГИА во время экзамена, пригласит Вас из аудитории ожидания в аудиторию для подготовки, где у Вас будет 10 минут на выполнение следующих действий:
- сесть за парту, где Вы можете ознакомиться с заданиями по устной части экзамена;
- прочесть и понять содержание двух заданий;
- при необходимости сделать записи для ответа на чистом листе бумаги (записи можно делать на любом языке, они не оцениваются, но рекомендуется делать пометки на французском языке).
Использовать словари или какие-любо другие справочные материалы НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ.
По истечении отведенного на подготовку времени Вас пригласят в аудиторию для устного ответа. С собой Вы берете только лист со своими записями. Помните, что если во время устного ответа Вы читаете вслух текст, написанный в аудитории для подготовки к устному ответу, Ваш ответ будет оценен в 0 баллов.
В аудитории для устного ответа находятся три экзаменатора. Один из них проводит с Вами собеседование, выполняя роль партнера по общению; два других экзаменатора не участвуют в беседе, они только оценивают Ваши ответы по специально разработанным критериям.
Перед началом выполнения заданий Вам будет предложено несколько вводных вопросов, ответы на которые не оцениваются (в течение 1-2 минут).
На каждое задание отводится определенное время. Обращайте внимание на время, указанное в каждом задании. Предполагаемое время устного ответа не более 6 минут.
Ваше общение с экзаменатором-собеседником ограничивается только экзаменационными заданиями.
По окончании экзамена Вы должны покинуть этаж/ППЭ.
НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ заходить в аудитории для ожидания и подготовки, общаться с участниками ГИА, не сдавшими экзамен. Хождение по этажу/ППЭ запрещено.
IV. КЛЮЧИ
Раздел 1 (задания по аудированию)
Задание | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 |
ответы | 1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 |
Раздел 2 (задания по чтению)
Задание | А7 | А8 | А9 | А10 | А11 | А12 | А13 | А14 |
ответы | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Раздел 1 (задания по аудированию)
В1 | Диалог | А | В | С | D |
Место действия | 2 | 5 | 1 | 3 |
В2 | Говорящий | А | В | С | D | Е |
Утверждение | 1 | 6 | 5 | 3 | 2 |
Раздел 2 (задания по чтению)
В3 | Текст | А | В | С | D | Е | F | G |
Заголовок | 6 | 7 | 1 | 8 | 5 | 3 | 4 |
Раздел 3 (задания по грамматике и лексике)
В4 | В5 | В6 | В7 | В8 |
sont devenues | travaillait | n’a pas rendu | a fait | a promis |
В9 | В10 | В11 | В12 | В13 |
sont passées | est réntre | t’en douter | perceras | tapant |
В14 | В15 | В16 | В17 | В18 |
joints | courtes | billes | à la règle | arrondi |
Раздел 4 (задание по письму)
Письмо прилагается вместе с его оцениванием
Раздел 5 (задание по говорению)
1) Монологическое высказывание
2) Диалог-расспрос
Прилагаются вместе с оцениванием.
V. БЛАНК ОТВЕТА
ГБОУ СОШ 1278
Предмет Французский язык
Название экзамена Пробный экзамен в рамках подготовки к ГИА
Класс ___________
ФИО ученика _____________________________
Раздел 1 (задания по аудированию)
Задание | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 |
ответы |
|
|
|
|
|
|
Раздел 2 (задания по чтению)
Задание | А7 | А8 | А9 | А10 | А11 | А12 | А13 | А14 |
ответы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 1 (задания по аудированию)
В1 | Диалог | А | В | С | D |
Место действия |
|
|
|
|
В2 | Говорящий | А | В | С | D | Е |
Утверждение |
|
|
|
|
|
Раздел 2 (задания по чтению)
В3 | Текст | А | В | С | D | Е | F | G |
Заголовок |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3 (задания по грамматике и лексике)
В4 | В5 | В6 | В7 | В8 |
|
|
|
|
|
В9 | В10 | В11 | В12 | В13 |
|
|
|
|
|
В14 | В15 | В16 | В17 | В18 |
|
|
|
|
|
Раздел 4 (задание по письму)
Письмо прилагается вместе с его оцениванием
Раздел 5 (задание по говорению)
1) Монологическое высказывание
2) Диалог-расспрос
Прилагаются вместе с оцениванием
VI. Руководство к тесту
Наличие заданий двух уровней
Для дифференцирования испытуемых по уровням владения иностранным языком, которые позволяют выявить потенциальную возможность и готовность учащихся изучать иностранный язык на профильном уровне в средней (полной) общеобразовательной школе, в экзаменационную работу наряду с заданиями уровня 1 включаются задания уровня 2. Задания обоих уровней в рамках данной экзаменационной работы не превышают требований уровня А2 (по общеевропейской шкале), что соответствует требованиям Стандарта основного общего образования по иностранному языку.
Уровень сложности заданий определяется сложностью языкового материала и проверяемых умений, а также типом задания. В разделах экзаменационной работы представлены задания, относящиеся к разным уровням сложности (уровень 1 и уровень 2).
Распределение заданий по уровням сложности представлено в следующей таблице:
Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности | Количество заданий | Максимальный балл | % максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла (за всю работу) |
Уровень 1 | 14 | 33 | 47% |
Уровень 2 | 21 | 37 | 53% |
Итого: | 35 | 70 | 100% |
Жанрово-стилистическая принадлежность текстов
Кроме того, в работе определена жанрово-стилистическая принадлежность текстов, используемых в разделе 1 (задания по аудированию) и разделе 2 (задания по чтению). В разделе 1 (задания по аудированию) используются высказывания собеседников в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, прагматические (объявления) и информационные аудиотексты.
Регламентированный объем текстов и длительность звучания текстов для аудирования
Объемы текстов для чтения и длительность звучания текстов для аудирования также строго регламентированы. Длительность звучания текста для аудирования — 1,5—2 мин. В аудиозаписи все тексты звучат дважды. Тексты для аудирования звучат в исполнении носителей языка. В разделе 2 (задания по чтению) используются прагматические, научно-популярные, публицистические и художественные тексты. Объем текстов для чтения — 220—600 слов в зависимости от проверяемых умений и навыков и характера задания. Языковая сложность текстов для чтения соответствует заявленному уровню сложности экзаменационной работы (А2 по общеевропейской шкале).
Тематическое содержание текстов для аудирования и чтения
Тематика текстов для аудирования и чтения определяется предметным содержанием речи, представленным в Стандарте основного общего образования по иностранному языку и Примерных программах по иностранным языкам. Общение происходит в рамках следующих сфер общения:
- Социально-бытовая сфера общения: общение в семье и школе, межличностные отношения с друзьями и сверстниками»;
- Социально-культурная сфера: досуг и увлечения молодежи; страны изучаемого языка; родная страна; выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру; природа и проблемы экологии; здоровой образ жизни»;
- Учебно-трудовая сфера: проблема выбора профессии и роль иностранного языка».
Руководство к конкретным тестам
Тестовые задания закрытого типа
Раздел 1 (задания по аудированию)
Выполняя задание по аудированию, учащиеся прослушивают текст 2 раза. После первого и второго прослушивания у них есть время для выполнения и проверки заданий. Все паузы включены в аудиозапись. Остановка и повторное воспроизведение аудиозаписи не прудсмотрены.
Задания А1-А6
Вы услышите разговор владелицы квартиры и жильца. Вы услышите разговор двух друзей. В заданиях А1-А6 обведите цифру 1,2 или 3, соответствующую выбранному вами варианту ответа. Вы услышите запись дважды. У вас есть 60 секунд, чтобы ознакомиться с заданиями. |
Раздел 2 (задания по чтению)
Задания А7-А14
Прочитайте текст. Определите, какие из приведенных утверждений А7-А14 соответствуют содержанию текста (1-Vrai), какие не соответствуют (2 - Faux) и о чем в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (3-Aucune information). У вас есть 15 минут на выполнение этого задания |
Раздел 1 (задания по аудированию)
У вас есть 15 минут на выполнение заданий В1 и В2
B1 |
| Вы услышите четыре коротких диалога., обозначенных А, В, С и D). Определите, где происходит каждый из этих диалогов. Используйте каждое место действия из списка 1-5 только один раз. В списке 1-5 есть одно лишнее место действия. Вы услышите запись дважды. Занесите свои ответы в таблицу. У вас есть 20 секунд, чтобы ознакомиться с заданием |
|
|
B2 |
| Вы услышите 5 высказываний. Установите соответствие между высказываниями каждого говорящего А-Е и утверждениями, данными в списке 1—6. Используйте каждое утверждение из списка 1-6 только один раз. В списке 1-6 есть одно лишнее утверждение. Вы услышите запись дважды. Занесите свои ответы в таблицу. У вас есть 30 секунд, чтобы ознакомиться с заданием. |
|
|
Раздел 2 (задания по чтению)
B3 |
| Прочитайте тексты и установите соответствие между заголовками 1-8 и текстами A-G. Запишите свои ответы в таблицу. Используйте каждую букву только один раз. В задании есть один лишний заголовок. У вас есть 15 минут на выполнение задания |
|
Раздел 3 (задания по грамматике и лексике)
B4-В12 |
| Прочитайте приведенный ниже текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами В4-В12, так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию В4-В12. У вас есть на выполнение этого задания 15 минут |
|
B13-В18 |
| Прочитайте приведенный ниже текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами В13-В18, так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию В13-В18.У вас есть на выполнение этого задания 10 минут |
|
Тестовые задания открытого типа
Задание С1
С1 |
| Для ответа на задание С1 (письмо личного характера) используйте один чистый лист. При выполнении задания С1 особое внимание обратите на то, что ваши ответы будут оцениваться только по записям, сделанным на отдельном чистом листе. Никакие записи черновика не будут учитываться экспертом. Обратите внимание на необходимость соблюдения указанного объема письма. Письма недостаточного объема, а также часть текста письма, превышающая требуемый объем, — не оцениваются. У вас есть на выполнение этого задания 30 минут |
|
|
Задания С2 – С3
С2-С3 |
| Вы получите карточку, на которой представлены два задания для устного ответа: С2 — тематическое монологическое высказывание, СЗ — диалог-расспрос. Окончание выполнение каждого задания определяет экзаменатор. Во время проведения этой части экзамена идет постоянная аудиозапись вашего ответа. У вас есть не более 3 минут на каждое задание |
|
|
VII. Инструкция для учащегося
В качестве примера приводим инструкцию для участников пробного ГИА по устной части экзамена по французскому языку, обосновывая свой выбор тем, что именно проведение устной части экзамена наиболее трудно с организационной, психологической и поведенческой точек зрения.
Инструкция для участников пробного экзамена по французскому языку
в рамках ГИА
Правила поведения
сдающего пробный экзамен по французскому языку
Во время рассадки в аудитории:
- в сопровождении организатора пройти в аудиторию, взяв с собой только паспорт, ручку и разрешенные для использования дополнительные материалы (не разрешается иметь при себе мобильные телефоны, иные средства связи и электронно-вычислительной техники);
- занять место, указанное организатором (меняться местами без указания организаторов запрещено).
При раздаче комплектов экзаменационных материалов:
- внимательно прослушать инструктаж, проводимый организаторами;
обратить внимание на целостность упаковки доставочных пакетов с индивидуальными комплектами экзаменационных материалов перед вскрытием их организаторами;
- получить от организаторов запечатанные индивидуальные комплекты с вложенными в них КИМами, бланками;
- получить от организаторов черновики;
- вскрыть по указанию организаторов индивидуальные комплекты;
- проверить качество бланков ГИА и КИМов и отсутствие в них полиграфических дефектов;
- в случае обнаружения брака и (или) некомплектности экзаменационных материалов индивидуальный комплект полностью заменяется организаторами.
При заполнении регистрационных полей бланков:
- внимательно прослушать инструктаж по заполнению области регистрации бланков ГИА и по порядку работы с экзаменационными материалами;
- под руководством организаторов заполнить регистрационные поля бланков ГИА.
Во время экзамена:
- после объявления организаторами о времени начала экзамена (время начала и окончания экзамена фиксируется на доске) приступить к выполнению экзаменационной работы;
- в случае возникновения претензий по содержанию КИМов сообщить об этом организатору.
По окончании экзамена:
- сдать все бланки, черновик и КИМы и покинуть аудиторию;
- остаться в аудитории по требованию организаторов, если до конца экзамена осталось 15 минут, чтобы присутствовать при запечатывании доставочных пакетов с экзаменационными работами.
Выходить из аудитории участник ГИА может только по уважительной причине (в туалет, в медицинскую комнату) в сопровождении одного из организаторов, предварительно сдав бланки ГИА ответственному по аудитории.
Участники пробного экзамена не имеют права:
- общаться друг с другом;
- свобдно перемещаться по аудитории и школе;
- обмениваться любыми материалами и предметами;
- иметь при себе мобильные телефоны или иные средства связи, электронно-вычислительные устройства и справочные материалы;
- ходить по ППЭ во время экзамена без сопровождения.
При нарушении указанных выше требований и отказе в их соблюдении организаторы вправе удалить участника экзамена. В этом случае составляется акт об удалении участника экзамена. После проведения экзамена акт об удалении передается в Региональную экзаменационную комиссию для проведения служебного расследования по факту удаления участника с экзамена и принятия решения о возможности допуска участника к повторной сдаче экзамена.
VII. Инструкция для ведущего (экзаменатора)
Экзамен по французскому языку в 9 классе состоит из письменной и устной частей, которые проводятся в один день в соответствии с инструктивными документами по проведению экзамена.
Длительность письменной части составляет 120 минут. Длительность устной части состоит из времени ответа экзаменуемого (до 6 минут на каждого экзаменуемого) и времени ожидания и подготовки к ответу в устной части экзамена. Суммарное время пребывания учащегося на экзамене не должно превышать 6 часов (360 минут), включая время ожидания своей очереди устного ответа.
Специфика структура и формата экзамена по иностранному языку определяет специфику кадрового обеспечения экзамена.
Проведение экзамена по иностранному языку осуществляется с привлечением специалистов по данному предмету, выполняющих следующие функции:
1. Председатель предметной комиссии;
2. Ответственные эксперты по подготовке и проведению установочных семинаров для экспертов, проверяющих выпонение заданий раздела 4 (задание по письменной речи) и раздела 5 (задания по говорению);
3. Эксперты, оценивающие личные письма в разделе 4 (задание по письменной речи);
4. Ответственный экзаменатор по говорению;
5. Экзаменатор(ы)-собеседник(и), ведущие собеседование;
6, Эксперт(ы), оценивающие устные ответы экзаменуемых.
Кроме того, привлекаюся организаторы:
- проводящие письменную часть;
- обеспечивающие порядок и проводящие инструктыж экзаменуемых в аудитории в ожидании устного ответа;
- ответственные за передвижения экзаменуемых во время устной части;
- дежурные возле аудитории для устного ответа.
Для проведения экзамена по иностранному языку необходимо несколько аудиторий:
- аудитория для проведения письменной части (1 аудитория на группу экзаменуемых в 15 человек);
- аудитория для ожидания устного ответа (могут быть использованы аудитории для проведения письменной части или одна большая аудитория для всех групп экзаменуемых);
- одна аудитория для подготовки экзаменуемых к устному ответу;
- аудитория для устного ответа экзаменуемых (1 аудитория на 1 экзаменатора-собеседника).
Каждая аудитория для проведения письменной части экзамена и каждая аудитория для устных ответов экзаменуемых должны быть оснащены аппаратурой, которая может обеспечивать качественную запись и воспроизведение аудиозаписей.
Проведение устной части экзамена должно быть организовано таким образом, чтобы потоки ожидающих своей очереди и сдавших экзамен не пересекались.
Во время устного ответа экзаменуемого в аудитории не должно быть других учащихся, которые готовятся к ответу или ожидают своей очереди для получения задания по говорению.
Все письменные и устные ответы экзаменуемых на задания разделов 4 и 5 оцениваются двумя независимыми экспертами. При необходимости к оцениванию может привелекаться и третий эксперт.
IX. Инструкция по проверке и анализу полученных результатов
Система оценивания и способы проверки заданиц закрытого и открытого типов пробного экзамена в рамках ГИА по французскому языку
За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить 70 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся за выполнение письменной части экзаменационной работы, - 55. максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся за выполнение устной части экзаменационной работы, - 15.
Перед проведением экзамена устанавливается минимальное количество баллов по иностранному языку, подтверждающее освоение выпускником 9 класса общеобразовательных учреждений программы основного общего образования по иностранному языку.
Минимальная граница по иностранному языку определяется объемом знаний и умений, без которых в дальнейшем невозможно продолжение образования в старшей школе.
За неверное выполнение каждого хадания с выбором ответа и с кратким ответом ученик получает 1 балл. Если в кратком ответе сделана орфографическая ошибка, ответ считается неверным. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов. В заданиях В1, В2, В3 оценивается каждое правильно установленное соответствие. За выполнение задания В1 учащийся может получить от 0 до 4 баллов; за задание В2 – от 0 до 5 баллов; за задание В3 – от 0 до 7 баллов.
Уровень сформированности продуктивных речевых умений и навыков выпускников определяется экспертами, прошедшими специальную подготовку для проверки выполнения экзаменационных заданий по письменной речи и говорению. Особенностью оценивания знаний раздела 4 (задание С1 – личное письмо) и 5 (задания С2 – монологическое высказывание, С3 – комбинированный диалог) является то, что при получении экзаменуемым 0 балло по критерию «Решение коммуникативной задачи (содержание)» все задания оцениваются в 0 баллов.
При оценивании задания С1 следует учитывать объем письменного текста, выраженный в количестве слов. Требуемый объем для личного письма – 100-120 слов. Если в личном письме менее 90 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. При превышении обяъема, т.е.. если в выполненном задании С1 более 132 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемуму объему. Таким образом, при проверки задания С1 отсчитываются от начала работы 120 слов, оценивается только эта часть работы и выставляется соответствующая оценка по решению коммуникативных задач.
Поскольку наиболее трудно оценить выполнение заданий открытого типа, подробно остановимся именно на них.
Рассмотрим критерии оценивания выполнения задания С1 «Личное письмо».
К1 – решение коммуникативной задачи – позволяет оценить:
- полноту рещения поставленной коммуникативной задачи (в частности, наличие ответов на 3 заданных вопроса)
- использование соответствующего стиля речи в личном письме (неофициального стиля);
- соблюдение принятых в языке норм вежливости;
- объем письма (его соответствие заданному: 100-120 слов).
Если при проверке письма ставится 0 баллов за содержание, то письмо дальше не провряется, за каждый критерий ставится 0 баллов.
Если объем письма менее 90 слов, то задание оценивается в 0 баллов. Если объем более 132 слов, то проверке подлежат только 120 слов с соответствующей оценкой по решению коммуникативной задачи.
При определении соответствия объема представленной работы требованиям считают все слова, начиная с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. В личном письме адрес, дата, подпись также подлежать подсчету.
При этом:
- стяженные (краткие) формы (напрмер, J’aime, Nous l’ecoutons, Ce qu’il dit); или слова, соединенные дефисом (C’est-a-dire, … pense-t-il) считаются как одно слово;
- числительные, выраженные цифрами (например, 5, 29, 2011, 123204), считаются как одно слово;
- сложные слова (например, arc-en-ciel, chef-d’œuvre) сичтаются как одно слово;
- сокращения (например, SVP, e-mail, sms, TV) ситаются как одно слово.
Критерий К2 – организация текста – включает:
- логичность текста письма;
- связность текста, которая обеспечивается использованием языковых средств логической связи (вводных слов, союзов, союзных слов и т.д.);
- структурирование текста (деление на абзацы, наличие вступления и заключения);
- оформление текста в соответствии с нормами этикета, принятыми во франкоязычных странах (наличие обращения, завершающей фразы, имени автора на отдельной строке; адреса и даты в правом верхнем углу).
Критерий К3 – лексико-грамматической оформление речи – учитывает:
- соответствие использованных лексических единиц и грамматических структур поставленной коммуникативной задаче;
- правильность использования лексических словосочетаний и грамматических структур;
- разнообразие используемой лексики (в частности, ее соответствие уровню А2) и грамматических структур;
- сложность использованных грамматических структур.
Критерий К4 – орфография и пунктуация. При оуенивании учитывается:
- наличие орфографических ошибок;
- правильное оформление начала и конца предложений (заглавная буква, точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки).
Критерии (К5, К6, К7) оценивания выполнения задания С2 «Говорение. Монологическая речь» (максимум 6 баллов):
К5: Решение коммуникативной задачи – 0-3 балла;
К6: Лексико-грамматическое оформление – 0-2 балла;
К7: Произносительная сторона речи – 0-1 балл.
Критерии (К8, К9, К10, К11) оценивания выполнения задания С3 «Говорение. Диалогическая речь» (максимум 9 баллов):
К8: Решение коммуникативной задачи – 0-3 балла;
К9: Взаимодействие с собеседником – 0-3 балла;
К10: Лексическое и грамматическое оформление речи – 0-2 балла;
К11: Произносительная сторона речи – 0-1 балл.
Во всех видах заданий при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи (содержание), все задание оценивается в 0 баллов.
Приведем анализ результатов пробного экзамена в рамках ГИА по французскому языку.
Анализ результатов пробного экзамена в рамках ГИА
по французскому языку в 9 «Б» классе
| Аудирование | Чтение | Грам-матика и лексика | Личное письмо | Монолог | Диалог | Общ. балл | ||
| А | В | А | В | В | С1 | С2 | С3 |
|
1. Ермилов Алексей | 6 | 9 | 7 | 7 | 15 | 10 | 6 | 9 | 68 |
2. Калинин Валентин | 5 | 9 | 7 | 6 | 15 | 10 | 6 | 9 | 67 |
3. Котий Юлия | 3 | 5 | 6 | 6 | 10 | 9 | 5 | 8 | 52 |
4. Куприянов Сергей | 4 | 6 | 6 | 7 | 11 | 8 | 5 | 8 | 55 |
5. Сапрыкина Мария | 5 | 7 | 6 | 7 | 12 | 8 | 5 | 8 | 58 |
6. Сетдиков Сабир | 6 | 9 | 8 | 7 | 13 | 10 | 6 | 9 | 68 |
7. Чижиков Николай | 5 | 9 | 8 | 7 | 12 | 10 | 6 | 8 | 65 |
8. Чиханцов Василий | 6 | 8 | 7 | 5 | 13 | 9 | 5 | 8 | 61 |
9. Юркевич Виктория | 3 | 8 | 6 | 6 | 12 | 9 | 6 | 8 | 58 |
10. Яхонтова Екатерина | 6 | 9 | 8 | 6 | 15 | 9 | 5 | 8 | 66 |
Максимальный балл | 6 | 9 | 8 | 7 | 15 | 10 | 6 | 9 | 70 |
Индекс трудности хадания | 40% | 50% | 30% | 50% | 30% | 405 | 50% | 30% |
|
Показатель трудности заданий
(индекс трудности и уровень знания по общеевропейской шкале А1, А2)
| Аудирование | Чтение | Грамматика и лексика | |||
А | А1-А2 | 40% | А2 | 30% | - | - |
В | А1-А2 | 50% | А2 | 50% | А2 | 30% |
С1 Личное письмо | С2 Монологическое высказывание | С3 диалогическое высказывание | |||
А2 | 40% | А2 | 50% | А2 | 30% |
Примечание: Индекс трудности показывает, сколько учащихся (в процентном соотношении) справились с заданием полностью правильно, т.е. на высший балл.
Сводная таблица индекса трудности заданий
Типы и виды заданий | Кол-ко заданий | Индекс трудности (%) | Общее кол-во заданий |
А7-14 Чтение | 8 | 30 | 24 |
В4-18 Грамматика и лексика | 15 | ||
С3 Диалогической высказывание | 1 | ||
А1-6 Аудирование | 6 | 40 | 7 |
С1 Личное письмо | 1 | ||
В1-2 Аудирование | 9 | 50 | 17 |
В3 Чтение | 7 | ||
С2 Монологическое высказывание | 1 | ||
Итого: | 48 |
Заключение
Выполненный анализ заданий позволяет говорить о том, что в итоговой аттестационной работе (ГИА) проверяется иноязычная коммуникативная компетенция выпускников основной школы. Контрольно-измерительные задания экзаменационной работы нацелены на проверку речевых умения выпускников в четырех видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме, говорении), а также некоторых языковых навыков. В частности, проверяются:
- умение понимать на слух основное содержание прослушанного текста и умение понимать в прослушанном тексте запрашиваемую информацию (раздел 1);
- умение читать текст с пониманием общего содержания и умение понимать в прочитанном тексте запрашиваемую информацию (раздел 2);
- умение писать личное письмо в ответ на письмо-стимул (раздел 3);
- умение устного иноязычного общения в предлагаемых коммуникативных ситуациях (раздел 5);
- навыки использования языковых единиц в коммуникативно-значимом контексте (раздел 4).
Аттестационная работа включает задания на продукцию и репродукцию, при этом общий максимальный балл за выполнение заданий продуктивного характера по письму и говорению составляет 35% от общего максимального балла за выполнение всей работы, что отражает важность продуктивных умений при оценке иноязычной коммуникативной компетенции экзаменуемого.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовительные материалы и методические рекомендации по геометрии для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации
В работе представлено нормативно-правовое обеспечение, методическое и дидактическое обеспечение , электронные образовательные ресурсы и методические рекомендации учителю математики по подг...
Задания по алгебре для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации
Материал представляет собой задачник. Задачи разделены на три части: задания на 2 балла, задания на три балла, задания на четыре балла. Также прилагаются ответы к заданиям. Сборник можно использовать ...
Задания по комбинаторике для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации
Материаал представляет собой задачник. Задания разделены на две части; задания первой части и задания второй части. Сборник можно использовать при подготовке к урокам, при проведении индивидуальных и ...
Задания по теории вероятностей для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации
Материал представляет собой задачник. Пособие разделено на две части: задания первой части и задания второй части. Задачник можно использовать при подготовке к урокам, а также при проведении инд...
Задания по теории вероятностей для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации
Материал представляет собой задачник. Пособие разделено на две части: задания первой части и задания второй части. Задачник можно использовать при подготовке к урокам, а также при проведении инд...
Задания по статистике для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации
Материал представляет собой задачник. Пособие разделено на две части: задания первой части и задания второй части. Задачник можно использовать при подготовке к урокам, при проведении индивидуаль...
Дидактические материалы по геометрии для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации
Основной целью государственной (итоговой) аттестации по геометрии выпускников девятых классов общеобразовательных учреждений является проведение открытой и объективной процедуры оценивания учебных дос...