Русский язык. Грамматическая основа предложения. Задание 2 ОГЭ-2024
тест по русскому языку (9 класс)

Жалнина Елена Викторовна

Теоретический и практический материал по русскому языку  к заданию 2 ОГЭ-2024 на тему:"Грамматическая основа предложения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО

Подлежащее может быть выражено словом

1. Именем существительным (в И.п.)

Гости приехали утром.

2. Местоимением (в И.п.)

Я был в музее.

Каждый задумался.

3. Именем прилагательным (в И.п.), перешедшим в сущ.

Старшие помогали  младшим.

4. Причастием (в И.п.), перешедшим в сущ.

Желающие могли покататься.

Встречающие вышли на перрон.

5. Именем числительным (в И.п.)

Два да два — четыре.

Семеро одного не ждут.

6. Наречием

Завтра не наступит никогда. 

7. Неопределенной формой глагола

Курить — здоровью вредить.

Друга спасти – высшая честь.

Подлежащее может быть выражено словосочетанием

1. Синтаксически неделимым словосочетанием. (И.п. +  с  + Т.п.)

Мы с сестрой радовались.

Подружились мы с тобой.

2. И.п. числительного + Р.п.

После этого вечера прошло семь недель.

3. Неопределенно-количественное слово (много, сколько) + Р.п.

Пришло несколько новых журналов.

4. Собирательным  числительным +  из + Р.п.

Трое из них приехали недавно.

Двое из ларца одинаковых с лица.

5. Местоимением  (кто, всякий, каждый, любой) + из +Р.п.

Любой из нас готов помочь.

Кто из нас не знает этого?

                       продолжение следует

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СКАЗУЕМОГО

Вид сказуемого

Способ выражения

Примеры

Простое глагольное

Глагол в личной форме

Солнце встает над лесом.

Составное глагольное

Фазисный или модальный глагол в личной форме + инфинитив смыслового глагола

Мы хотим встретиться сегодня. 

Краткое прилагательное с модальным значением + глагол-связка + инфинитив смыслового глагола

Саша должен был скоро приехать.

Составное именное

Глагол-связка + существительное

Это был мой друг.

Глагол-связка + прилагательное

Море стало тёплое. 

Глагол-связка + числительное

Я оказался седьмым на финише.

Глагол-связка + местоимение

Решение было другое. 

Глагол-связка + причастие

Дети хорошо были воспитаны.

Глагол-связка + наречие

На нем рубашка была нараспашку. 

Глагол-связка + слово категории состояния

В доме становится сыро.

Глагол-связка + синтаксически неделимое сочетание

Лень является одним из пороков. 

Глагол-связка + фразеологизм

В результате это оказалось ни то ни сё.

Фазисные глаголы со значением начала, продолжения и завершения действия: стать, начать, начинать, продолжать, продолжить, собираться, перестать, кончать, закончить, бросить и пр.

Модальные глаголы со значением желания, намерения, волеизъявления: хотеть, желать, уметь, мочь, стараться, стремиться, надеется, думать, намереваться и пр.



Предварительный просмотр:

 ОГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ЗАДАНИЕ  2 : грамматическая основа предложения. ЗАДАНИЕ: Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

ВАРИАНТ 1.  

(1)Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить.

1) среда постоянно меняется (предложение 1)

2) нарушения вызывают (предложение 2)

3) они способны адаптироваться (предложение 3)

4) понимается приспособление (предложение 4)

5) изменение могло бы погубить (предложение 5)

ВАРИАНТ 2. 

 (1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.

1) это Мировой океан (предложение 1)

2) разделяют (предложение 2)

3) части есть (предложение 3)

4) выделяют (предложение 4)

5) учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предложение 5)

ВАРИАНТ 3. 

 (1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса.

1) эмоции сформировались (предложение 1)

2) исследования были систематизированы (предложение 2)

3) учёным был приведён (предложение 3)

4) реакции рассматривал (предложение 4)

5) исследования – результат (предложение 5)

ВАРИАНТ 4. 

(1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало – десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.

1) натуралистов поражала (предложение 1)

2) может быть (предложение 2)

3) считают (предложение 3)

4) возможно (предложение 4)

5) установлено (предложение 5)

ВАРИАНТ 5. 

 (1)История человека есть история его свободы. (2)Рост человеческой мощи выражается прежде всего в росте свободы. (3)Свобода не есть осознанная необходимость, она прямо противоположна необходимости, свобода есть преодоленная необходимость. (4)Прогресс в основе своей есть прогресс человеческой свободы. (5)Да ведь и сама жизнь есть свобода, эволюция жизни есть эволюция свободы. 

1) история человека есть (предложение 1) 

2) рост человеческой мощи выражается (предложение 2) 

3) она противоположна (предложение 3) 

4) прогресс есть (предложение 4) 

5) жизнь есть свобода (предложение 5) 

ВАРИАНТ 6. 

 (1)Среда обитания человека и других живых организмов весьма агрессивна: нас подстерегают всевозможные вирусы и бактерии, ожидающие своего часа, чтобы напасть на нас, и задача нашей иммунной системы — защитить нас от их нападения. (2)Некоторые рубежи обороны — чисто анатомические: например, кожа и слизистые оболочки образуют физический барьер, препятствующий вторжению. (3)Если эти внешние границы нарушены, организм часто противопоставляет агрессии генерализованную воспалительную реакцию, при которой усиливается приток крови к пораженному участку. (4)Кровь доставляет лейкоциты, которые, проникнув через стенку капилляров, захватывают внедрившегося агрессора. (5)Именно такой реакцией объясняется хорошо знакомая нам краснота вокруг небольшого пореза.  

1) напасть (предложение 1) 

2) слизистые оболочки образуют (предложение 2) 

3) границы нарушены (предложение 3) 

4) лейкоциты захватывают (предложение 4) 

5) краснота объясняется (предложение 5) 

ВАРИАНТ 7. 

 (1) Главный источник нагрева атмосферы Земли — энергия Солнца. (2) Эта энергия распределяется по земной поверхности неравномерно — прежде всего из-за того, что в высоких широтах солнечные лучи падают под более острым углом к поверхности планеты. (3) Поэтому, как всем хорошо известно, на экваторе воздух теплее, а над полюсами холоднее. (4) Разница температур между экваториальной и полярными зонами — основная движущая сила атмосферной циркуляции, ответственной за погоду и климат на планете. (5) Количественно эту разницу можно выразить в виде широтного температурного градиента — величины, показывающей, на сколько градусов меняется средняя температура воздуха при смещении на один градус географической широты. 

1) главный источник энергия солнца(предложение 1) 

2) энергия распределяется (предложение 2) 

3) всем известно(предложение 3) 

4) разница температур сила циркуляции(предложение 4) 

5) можно выразить (предложение 5) 

ВАРИАНТ 8.  

(1)Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач. (2)То же с ученым. (3)Если ученый — только ученый, то он не может быть крупным ученым. (4)Когда исчезают фантазия и  вдохновение, то вырождается и творческое начало, поскольку оно нуждается в отвлечениях. (5)Иначе у ученого останется лишь стремление к фактам. 

1) существует поговорка (предложение 1) 

2) то же с учёным (предложение 2) 

3) он не может (предложение 3) 

4) исчезают фантазия (и) вдохновение (предложение 4) 

5) останется у ученого (предложение 5) 

ВАРИАНТ 9. 

 (1)Любовь — это жизнь, это главное. (2)От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. (3)Любовь — это сердце всего. (4)Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. (5)Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всём. 

1. это главное (предложение 1) 

2. стихи дела прочее разворачиваются от нее (предложение 2) 

3. любовь (предложение 3) 

4. оно прекратит работу (предложение 4) 

5. сердце работает (предложение 5) 

ВАРИАНТ 10. 

 (1) И еще хочу сказать о неделимости общей и технической культуры. (2) Это неделимые вещи. (3) Если вы кусок какой-то изымаете, связанный с историей нашего отечества или с нашей литературой, если вы к чему-нибудь ослабили внимание, это обязательно бумерангом вернется в силу неделимости культуры. (4)В равной степени нельзя все отдать литературе и искусству и забыть про технику. (5) Мы тогда станем беспомощным обществом. 

1) хочу сказать (предложение 1) 

2) неделимые вещи (предложение 2) 

3) вы изымаете (предложение 3) 

4) нельзя все отдать и забыть (предложение 4)

5) мы станем беспомощным (предложение 5) 

ВАРИАНТ 11. 

 (1)Более 80% информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью зрения, воспринимая глазами свет, который излучают или отражают окружающие нас предметы. (2)Неудивительно, что человечество уже в глубокой древности проявило интерес к изучению всевозможных световых явлений. (3)Для того чтобы выяснить природу света и создать теорию световых явлений, надо было собрать соответствующий экспериментальный материал и установить ряд эмпирических, то есть полученных опытным путём, законов. (4)На этой основе были выдвинуты гипотезы о природе света, а проверка следствий из них позволила опровергнуть одни предположения и подтвердить другие. (5)Так в конце XIX – начале XX века была создана современная теория световых явлений.

1)воспринимая свет (предложение 1)

2)неудивительно (предложение 2)

3)чтобы выяснить (предложение 3)

4)были гипотезы (предложение 4)

5)была создана теория (предложение 5)

ВАРИАНТ 12. 

 (1)Самым первым инструментом счёта у древнего пещерного человека в верхнем палеолите, безусловно, были пальцы рук. (2)Сама природа предоставила человеку сей универсальный счётный инструмент. (3)У многих народов пальцы (или их суставы) при любых торговых операциях выполняли роль первого счётного устройства, для большинства бытовых потребностей людей их помощи вполне хватало. (4)Счёт дюжинами ведёт свое начало от счёта по фалангам пальцев рук, при этом большой палец играл роль счётчика, при помощи которого пересчитывались фаланги других пальцев. (5)Двенадцать получается, если, например, начать с нижней фаланги указательного пальца и закончить верхней фалангой мизинца.

1)были пальцы (предложение 1)

2)природа предоставила (предложение 2)

3)помощи хватало (предложение 3)

4)ведёт начало (предложение 4)

5)начать (и) закончить (предложение 5)

ВАРИАНТ 13. 

 (1)Крылатых слов у каждого народа много. (2)Изданы толстые тома, в которых записаны тысячи остроумных, удачных, язвительных, весёлых, мудрых изречений. (З)Многие из них были пущены в ход писателями и поэтами, другие впервые слетели с уст государственных деятелей, прославленных учёных, а третьи пришли к нам из народных пословиц и поговорок. (4)И чем талантливее человек, тем у большего количества его изречений «вырастают крылья». (5)Его слова повторяют и в Санкт-Петербурге, и во Владивостоке, и в горном ауле, и в сибирских деревнях.

1)много народа (предложение 1)

2)изданы тома (предложение 2)

3)многие из них были пущены в ход (предложение 3)

4)вырастают количества (предложение 4)

5)слова повторяют (предложение 5)

ВАРИАНТ 14. 

 (1)Кинематограф возник в конце XIX века. (2)Он постепенно овладевал звуком, цветом, широкоформатным экраном, а также вырабатывал систему выразительных и изобразительных средств, что помогло ему перерасти в разветвлённую и вполне самостоятельную отрасль культуры. (3)Но кино пользуется выразительно-изобразительными средствами и других видов искусства, что свидетельствует о его синтетичности. (4)Наиболее прочными и многообразными являются его связи с литературой, и это находит своё прямое подтверждение в возросшем значении сценария, который лежит в основе картины. (5)А сценарий есть прежде всего явление литературное, в нём достигается естественный сплав драматического действия с элементами эпического повествования.

1)кинематограф возник (предложение 1)

2)он вырабатывал (предложение 2)

3)свидетельствует (предложение 3)

4)это находит подтверждение (предложение 4)

5)сценарий есть (предложение 5)

ВАРИАНТ 15. 

 (1)Искусное владение несметными сокровищами родного языка мы встречаем у великих русских писателей и поэтов. (2)Они умели чутко вглядываться в слова, находить в них затаённую красоту и силу, дорожить словами и собирать их всю свою жизнь, как самую дорогую коллекцию. (3)Десятки тысяч слов, употреблённых А.С. Пушкиным в его произведениях, безусловно, указывают на огромный круг его представлений и знаний и на его умение мастерски пользоваться безграничными возможностями русского языка. (4)Словесное богатство языка Пушкина заключается в исключительном разнообразии применяемых им слов для выражения своих мыслей и чувств. (5)Однако словарный запас великого поэта не исчерпывался этим количеством: в его произведениях нет многих слов, хотя они во времена Пушкина существовали и, конечно, были ему известны...

1)мы встречаем (предложение 1)

2)умели вглядываться (предложение 2)

3)пользоваться возможностями (предложение 3)

4)словесное богатство в разнообразии (предложение 4)

5)они существовали (и) были известны (предложение 5)

ВАРИАНТ 16. 

 (1)Учёные научились создавать голограммы, на которых изображены предметы, не существующие в реальности. (2)Достаточно компьютеру задать форму объекта и длину волны падающего на него света, и по этим данным рисуется картина интерференции отражённых лучей. (3)Пропустив световой пучок сквозь искусственную голограмму, можно увидеть объёмное изображение предмета. (4)Эта возможность стала настоящим подарком для инженеров: теперь они могут исследовать и регистрировать процессы и явления, описанные порой только теоретически. (5)Например, раньше крайне сложно было узнать, как распределяется напряжение в деталях турбореактивного двигателя, которые во время работы разогреваются до высоких температур, а теперь с помощью голографических методов такие исследования проводят без особого труда.

1)предметы изображены (предложение 1)

2)компьютеру задать (предложение 2)

3)можно увидеть изображение (предложение 3)

4)они могут исследовать (предложение 4)

5)проводят (предложение 5)

ВАРИАНТ 17. 

 (1)Процесс горения – один из важнейших физико-химических процессов на Земле. (2)Без него существование человека было бы невозможным. (3)Изучение процесса горения необходимо для более эффективного расходования углеводородного топлива и защиты от опустошительных пожаров. (4)Несмотря на важную роль процесса горения в нашей жизни, изучен он явно недостаточно, и для этого есть веская причина – притяжение Земли, из-за которого при горении возникает движение воздуха: нагретый воздух устремляется вверх, а холодный снизу приходит ему на смену. (5)Этот поток усложняет исследование процесса горения, поэтому в условиях невесомости изучать горение легче.

1)один на Земле (предложение 1)

2)существование было бы невозможным (предложение 2)

3)необходимо (предложение 3)

4)есть причина (предложение 4)

5)усложняет исследование (предложение 5)

ВАРИАНТ 18. 

 (1)Телефон позволяет просматривать и редактировать заранее составленные графические сообщения. (2)Эти графические сообщения хранятся в памяти телефона. (3)Использовать такую функцию можно только в том случае, если подобная услуга предоставляется текстовым оператором. (4)Приём и отображение графических сообщений возможны, если телефон поддерживает такую функцию. (5)Следует иметь в виду, что каждое графическое сообщение состоит из нескольких текстовых сообщений, поэтому стоимость передачи графического сообщения может оказаться больше, чем стоимость передачи текстового сообщения.

1)телефон позволяет просматривать (и) редактировать сообщения (предложение 1)

2)сообщения хранятся в памяти (предложение 2)

3)использовать функцию можно (предложение 3)

4)приём (и) отображение возможны (предложение 4)

5)следует иметь в виду (предложение 5)

ВАРИАНТ 19. 

 (1)Одним из признаков лженаучных обобщений является отрицание опыта и теории всей предыдущей науки. (2)На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в науке никогда не бывает простым отрицанием старого. (3)Новое – это лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования. (4)Если бы новая теория начисто отрицала сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться. (5)Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину, поэтому стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного.

1)является отрицание (предложение 1)

2)нельзя согласиться (предложение 2)

3)обобщение (предложение 3)

4)наука не смогла бы развиваться (предложение 4)

5)возможен разгул (предложение 5)

ВАРИАНТ 20. (1)В 1928 году Александр Флеминг проводил рядовой эксперимент в ходе многолетнего исследования, посвященного изучению борьбы человеческого организма с бактериальными инфекциями. (2)Вырастив колонии культуры стафилококков, он обнаружил, что некоторые из чашек для культивирования заражены обыкновенной плесенью, а вокруг каждого пятна плесени Флеминг заметил область, в которой бактерий не было. (3)Из этого он сделал вывод, что плесень вырабатывает вещество, убивающее бактерии. (4)Впоследствии он выделил молекулу, ныне известную как «пенициллин». (5)Это и был первый современный антибиотик. 
1) Александр Флеминг проводил (предложение 1)
2) не было (предложение 2)
3) он сделал (предложение 3)
4) он выделил (предложение 4)
5) это был антибиотик (предложение 5)

ВАРИАНТ 21. 

(1)Известно, что наш небольшой космический дом – Земля – мчится в мировом пространстве по очень сложной траектории, участвуя во многих механических движениях. (2)Вследствие этого непрерывно изменяются координаты Земли по отношению к Солнцу и Луне, которые, в свою очередь, не стоят на месте. (3)В результате Солнце и Луна оказывают на Землю не всегда одинаковое влияние. (4)Поскольку Земля сжата у полюсов, Солнце и Луна сильнее притягивают ту ее часть у экватора, которая ближе к ним. (5)При этом возникают так называемые прецессионные силы, стремящиеся как бы повернуть ось вращения Земли.

1) известно (предложение 1)

2) не стоят (предложение 2)

3) оказывают одинаковое влияние (предложение 3)

4) Земля сжата у полюсов (предложение 4)

5) силы возникают (предложение 5)

ВАРИАНТ 22. 

 (1)Согласно центральной догме молекулярной биологии, химическая индивидуальность каждого живого организма определяется последовательностью пар оснований в ДНК этого организма. (2)Теория эволюции утверждает, что виды развиваются в течение времени и параллельно этому развитию изменяются их ДНК. (3)К изменению ДНК могут привести различные события. (4)Например, медленное накапливание мутаций, массовые ошибки при копировании или проникновение последовательности вирусных нуклеиновых кислот. (5)Но одно можно утверждать смело: чем больше прошло времени с тех пор, как жил общий предок двух видов, тем длиннее период, в течение которого происходили эти изменения, и, следовательно, тем сильнее отличаются последовательности ДНК этих двух видов. 

1) согласно догме

2) виды развиваются

3) различные события могут привести

4) например

5) можно утверждать

ВАРИАНТ 23. 

 (1) То, как птицы учатся петь свои песни, во многом сходно с освоением языка ребенком: как и в случае с человеческой речью, птицам необходима «модель для подражания». (2) В естественной среде молодые особи подражают песням взрослых птиц, а без этого они не способны овладеть пением в полной мере. (3) Но развитие речи у человека не сводится к имитации: ключевой момент состоит в том, что ребенок способен следить за реакцией взрослых на свои слова и корректировать речь в соответствии с ней. (4) Теперь же исследователи продемонстрировали, что социальный контекст играет важную роль в освоении песни у зебровой амадины — одного из самых популярных модельных видов в экспериментах этологов. (5) Их исследование позволяет предположить, что этот феномен широко распространён среди певчих воробьиных. 

1) птицы учатся (предложение 1)

2) они не способны (предложение 2)

3) развитие речи не сводится к имитации (предложение 3)

4) контекст играет важную роль (предложение 4)

5) феномен распространён (предложение 5)

ОТВЕТЫ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

35

45

12

45

35

135

25

14

45

13

25

25

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

23

14

15

15

24

45

24

245

15

25

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕГЭ Русский язык. Грамматическая основа предложения. А9

Егэ. Русский язык. А9. Грамматическая основа предложения. Презентация "По следам ошибок". Разбирали допущенные ошибки после проверки тестовой работы....

Интегрированный урок русского языка — английского языка по теме: «Грамматическая основа предложения. Порядок слов»

Интегрированный урок русского языка — английского языка  по теме: «Грамматическая основа предложения. Порядок слов»...

Готовимся к ОГЭ. Русский язык. Грамматическая основа. Теория.

Презентация содержит теоретический материал по теме "Грамматическая основа предложения", может быть использована на уроке русского языка или элективном занятии для проверки уровня подготовки к выполне...

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Разбор задания № 8 (нахождение грамматической основы предложения).

Данный материал систематизирует темы "Подлежащие"и "Сказуемое", изученные в 8 классе, и помогает учащимся успешно выполнить экзаменационное задание....

Задание 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языку

Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — ...

ОГЭ по русскому языку грамматическая основа

Данный материал может быть полезен при подготовке к ОГЭ по русскому языку...