Как правильно понять исходный текст
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Текст
1. О чем? ( Ты увидишь тему.)
2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы.)
3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего?
(Ты найдешь основную проблему текста.)
4. Зачем автор написал текст? (Ты определишь цель.)
5. Как автору удалось помочь тебе определить цель?
(Вот здесь ты увидишь роль языковых средств.)
6. Почему были использованы именно эти языковые средства?
7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?
(Это поможет тебе понять авторскую позицию.)
Проблема, рассматриваемая автором, может быть:
Общественно значимой
Социальной
Философской
Политической
Идеологической
Нравственной
Межнациональной
Морально-этической
Злободневной
Животрепещущей
Актуальной
Насущной
Острой
Важной
Серьезной
Спорной
Основной
Глубокой
Назревшей
Наболевшей
Первоочередной
Главной
Сложной и т.п.
Проблема может заставить читателя:
глубоко задуматься
серьезно размышлять
рассуждать вместе с автором
лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего; красоту мира, природы, человека и т.п.)
серьезнее относиться к …
переосмыслить свое отношение к …
по-иному посмотреть на …
поделиться мыслями о …
оценить истинный масштаб чего-либо
открыто выразить свое отношение к …
оценить собственную позицию
заняться самовоспитанием и т.п.
с горечью понять, что …
заняться ее глубоким изучением
Авторская позиция может быть выражена:
1. Четко и прямо:
В названии текста.
В отдельных предложениях текста.
Через ряд аргументов.
2. Через модальный план текста:
Риторические вопросы.
Риторические восклицания.
Порядок слов.
Оценочную лексику.
Лексические повторы.
Вводные слова.
Модальные частицы.
Языковые средства выразительности могут:
1. Отражать позицию автора авторское отношение к чему-либо реальную картину происходящего авторское чувство (гнев, радость, горечь, восхищение).
2. Передавать эмоциональное состояние автора глубокую заинтересованность красоту мира (слова, природы и т.п.) ощущение радости жизни (тревоги, боль и т.п.)
3. Делать авторскую мысль более точной (полной, убедительной, наглядной) текст динамичным, выразительным выводы убедительными авторскую речь живой
4. Подчеркивать открытость чувсв автора контрастность изображаемых явлений трагизм происходящего особое отношение автора к … типичность подобных явлений основную мысль
5. Помочь автору эмоционально воздействовать на читателя усилить положительное или отрицательное отношение образно воссоздать (описать) картину происходящего заинтересовать читателя эмоционально рассказать о герое ( о своем впечатлении и т.п.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научиться понимать исходный текст
Конспект урока русского языка (10 класс)...
Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».
Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...
ЕГЭ.Часть С. Как сформулировать и прокомментировать проблему исходного текста
На основе юмористического рассказа А.П.Чехова "Моя"она"....
Открытый урок в 10 классеТема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С).
Цели урока: Обучающая: подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту. (Часть С, ЕГЭ); Развивающая: совершенствовать монологическую и диаллогическую речь, развивать аналитическое ...
Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".
Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...
Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).
Предложенная разработка может использована для подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....
Технологическая карта урока. «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту»
Цели урока:Образовательная:подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-...