«Путешествие с Грамматейкиным к приставкам ПРЕ- и ПРИ-».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
На уроке русского языка в 5-м классе в игровой форме отрабатывается орфографическое правило о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_konkurs.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие с Грамматейкиным к приставкам ПРЕ- и ПРИ-». (5 класс)
Луканина М.Ю., учитель русского языка и литературы лицея №8 г.Томска
Цели:
- повторить известные сведения о приставках в русском языке;
- увидеть зависимость написания гласных в приставках пре- и при- от их лексического значения;
- уметь определять лексическое значение приставок пре- и при-.
- отработка правильного написания приставок пре- при.
Методы и приёмы: лингвистическое наблюдение
лексико-орфографическая работа
проблемное задание
работа с текстом
лексический диктант
Оборудование: кукла-образ Грамматейкин
таблицы «Правописание приставок ПРЕ-ПРИ».
раздаточный материал
Ход урока:
I.
Грамматейкин: Люблю я путешествовать, это очень интересно, когда-то пришлось побывать в объединённом королевстве Словообразования и Орфографии, иду по улицам и наслаждаюсь красотой, зашёл на площадь Приставочную, а там стоят в ряд аккуратные домики, в которых живут милые и доброжелательные приставки, давайте, ребята, заглянем к ним в окошечки и постараемся разгадать, почему они живут такими семьями.
Задание № 1. Лингвистическое наблюдение
Обыграть, подъехать, сожалеть, сознавать, поражать ,въехать, изменяться, приобрести, надломить, исцарапать, погулять, отдавать, рассказ, улететь, узнать, причудливый.
( Приставки состоят из трёх букв, двух букв и одной).
II. Лексико-орфографическая работа
Грамматейкин: Молодцы, ребята. И вдруг на зелёное крылечко выскакивает приставка пере-, она была самая капризная и сердитая, а потому считала себя главной среди приставок и утверждала, что она главнее самого короля Самообразование. Как вы думаете, почему?
( Состоит из четырёх букв).
Задание № 2: к данным словам прибавьте приставку пере- и попробуйте назвать лексические значения приставки.
Играть, делать, прыгнуть, сказать, петь, стелить, выполнить
( Лексические значения «слишком» и «выполнить ещё раз» ).
Грамматейкин: И так бы пере- ещё долго кричала, но услышал шум король Словообразование, он как раз гулял по городу.
Король Словообразование: Что ты кричишь, что шумишь? У тебя всего два значения, а
вот у твоей близкой родственницы при- их целых четыре.
Ребята, определите какие.
III. Проблемное задание
Задание № 3.
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход, 1) (Приставка ПРИ- придаёт словам значение
Космонавт прилетел из Вселенной- «приближения»)
В словах придёт, прилетит, приплывёт
Пишем ПРИ-, несомненно.
Винт привинтил, прикрутил колесо, 2) (Приставка ПРИ- придаёт словам значение
Приклеил, пришил умело- «присоединения»)
Пишем мы ПРИ-, говоря обо всём,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил- не совсем откусил, 3) (Приставка ПРИ- придаёт словам значение
Пригорело- не значит сгорит. «неполноты действия»)
Помни- что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой ПРИ-.
Задание № 4: подчеркните слова, в которых приставка ПРИ- придаёт значение
нахождения около чего-то.
Приклеить, приморский, прибежать, приписать, прибрежный, пришкольный, приготовить, приусадебный, присмотреться, прикрикнуть, привокзальный, прикаспийский.
Задание № 5: укажите значение приставки ПРИ-.
Припаять, пригореть, приближение, приподняться, прищурить, приморье, прибрежный, призадуматься, прибирать, прикоснуться, прикупить, приклеить, примчаться, придорожный.
IV. Лингвистическое наблюдение
Грамматейкин: Задумалась ПЕРЕ-, очень уж ей от родственницы не хотелось отставать, и вот когда была перепись в государстве, то секретарь Графика заполняла журнал и оформляла все слова на букву П, таков был указ Орфографии, тогда ПЕРЕ- обратилась к государственному секретарю коленопреклоненно: «Хочу быть такой же многозначной, как ПРИ». Подумала Графика и решила пожалеть капризную ПЕРЕ-, но чтобы та больше не ссорилась с жителями, то сократила её на одну букву. ПЕРЕ- превратилась в ПРЕ, а значений осталось по-прежнему – два.
Задание №6: прочитайте шуточное стихотворение А.Каютиной о приставке ПРЕ-, выделите в словах эту приставку, определите, какие значения она имеет.
В прекрасном замке на горе Значения приставки ПРЕ-:
Жила-была приставка ПРЕ-. 1) (близкое к значению слова «очень»)
Особа преотважная, 2) (близкое к значению приставки«пере-»)
Важная- преважная,
Гордая- прегордая,
Добрая- предобрая.
Её считали очень мудрой,
И называли все премудрой.
Был у неё прелестный пудель,
Прехрабрый пёс по кличке Дудель.
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка ПЕРЕ-.
Она сказала: «На заре
Я уезжаю. Друг мой, ПРЕ-,
Меня не будет два- три дня,
Ты поработай за меня.
Позаменяй меня, прошу.
Спокойной ночи. Я спешу».
Задание № 7: объясните значения приставки ПРЕ в словах.
Прервать ( ) разговор, претихий ( ) переулок, превышение
( ) скорости, прехорошенький ( ) малыш, пресытиться ( ) едой, превосходство ( ) перед кем-то, превозносить ( ) кого-то, прекратить ( ) разговоры.
V. Работа с текстом
Грамматейкин: Вот так и завершилась эта история, на площади Приставочной теперь тихо- претихо, поют прекрасные птички и приезжают к приставкам долгожданные гости.
Задание № 8: замените в данном тексте выделенные словосочетания синонимичными словами с приставками ПРЕ-, ПРИ-; текст озаглавить и определить основную мысль.
Мне подарили очень хорошенького ( ) и очень забавного ( ) щенка. Назвали мы его Ужиком. Щенок очень привязался ко мне. Если я уходил в комнату, чтобы ненадолго сесть ( ) в кресло и почитать книгу, он слегка открывал ( ) дверь и звонко лаял. Но к коту Ваське Ужик относился очень скверно ( ). Он не давал ему даже на короткое время лечь ( ) на подоконнике – любимом месте Васьки. Слегка поднявшись ( ) на задних лапах, щенок ухитрялся спихнуть кота, хотя тот в таких случаях очень сильно
( ) царапался.
Задание № 9. Лексический диктант: замените слова антонимами с приставками ПРЕ-, ПРИ-.
Удалился, безобразный, ушёл, отвёз, очень милый, отбавлять, отсутствовать, очень злой, убежать, очень добрый, очень скорый, отучить, отбить, отступить, отвлечь, отбытие.
VI. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание: написать сочинение- миниатюру на тему «Весна в лесу»,
включая в него слова с приставками ПРЕ- ПРИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для 10 класса "Орфограммы в приставках"
Правописание приставок...
Фрагмент урока русского языка. Понятие о приставке.
Данная мини-презентация дает понятие учащимся 5 класса коррекционной школы VIII вида о приставке, о её роли в нашей речи...
Методическая разработка. Орфография. Ы, И в приставках.
Задания предназначены тем, кто решил избавиться от ошибок в письменной речи. Русский язык по праву считается одним из самых трудных, и наибольшие трудности вызывает орфография и пунктуация. Кто ...
Урок русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Предлоги и приставки"
Повторительно - обобщающий урок по теме "Состав слова"...
План урока – путешествия в страну «Приставка»
Задачи: образовательная: выделять приставки в словах; определять (в простых случаях) их значение. развивающая: развивать у учащихся умение выделять главное при определении орфограммы, ...
Конспект урока по русскому языку по теме: Приставки третьей группы при - и пре - . Правописание в словах приставки пре-». 6 класс
Цели:Познавательный аспект цели. Развитие умений, которые были сформированы ранееРазвивать умение работать с текстом:Определять тему текста;Определять стиль р...
Презентация.Путешествие в княжество русского языка. Приставки и предлоги
Презентация сопровождает урок в 5 классе на тему:"Приставка и предлог"Учебник: «Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)*»...