рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку на тему

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по УМК В.В. Бабайцевой. Рассчитана на 210 часов (6 часов в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_5_klass.doc499.5 КБ

Предварительный просмотр:

I Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с  Федеральным  компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089), Примерной программой среднего (полного) общего образования по русскому языку, Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год (приказ Минобрнауки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. №253), Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования (русский язык), Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО 09.03.ж2004 г. № 1312), Учебным планом МБОУ СОШ № 92 на 2014-2015 учебный год. За основу взята авторская программа по русскому языку к УМК для 5-9 классов В.В. Бабайцевой и др. – М., Дрофа,2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

        Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

        При сопоставлении Примерной и авторской программ выявлено, что в авторской программе отсутствуют следующие дидактические единицы:

Раздел программы

Дидактические единицы для изучения

Фонетика Орфоэпия

Орфоэпия как наука о языке.

Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слов с помощью элементов транскрипции. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Характеристика отдельного звука речи и анализ звука в речевом потоке. Связь фонетики с графикой и орфографией.

Основные выразительные средства фонетики.

Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Особенности ударения в русском языке.

Допустимые варианты произношения и ударения.
Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.
Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.        

Морфемика и словообразование

Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Возможность исторических изменений в структуре слова. Основные выразительные средства морфемики. Использование авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности. Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Отличие слова от других языковых единиц. Основные способы передачи лексических значений слов.

Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов и признаков).

Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Фразеология как раздел лексикологии.

Основные виды тропов.

Различение омонимов и многозначных слов в речи. Смысловые и стилистические различия синонимов.

Наблюдение за использованием синонимов в устной и письменной речи. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора.

Наблюдение за использованием антонимов в устной и письменной речи. Учет лексической сочетаемости слов в речи.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного уместного и выразительного словоупотребления.

        Названные дидактические единицы включены в изучение в соответствии с Примерной программой.

        Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой:

  • Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова –М.: Дрофа, 2008
  • Русский язык. Практика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2013.
  • Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – М.: Дрофа, 2013

        Рабочая программа рассчитана на 210 (175+35)  учебных часов, в неделю – 6 (федеральный компонент  – 3часа, компонент образовательного учреждения – 3 часа)

        Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия. 

        Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумВ планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:
  • наблюдение, беседа,
  • фронтальный опрос,
  • опрос в парах,
  • практикум,
  • диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями),
  • тесты,
  •  комплексный анализ текста,
  •  устные рассказы по плану на лингвистические темы,
  • сочинения,
  • изложения.

II Учебно-тематический  план

Разделы

Кол-во часов по авторской программе

Кол-во часов по Рабочей программе

  1. Введение

2

2

  1. Вводный курс

6

6

  1. Морфология и орфография

22

22

  1. Синтаксис и пунктуация

44

43

  1. Понятие о литературном языке

1

1

  1. Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.

17

17

  1. Морфемика. Словообразование. Орфография.

42

43

  1. Лексикология и фразеология

22

24

  1. Повторение

19

14

  1. Развитие речи

35

38

  1. Итого

210

210

В Рабочей программе уменьшено кол-во часов на повторение и увеличено на темы, трудные для усвоения уч-ся.

III Содержание тем учебного курса

5 КЛАСС  (175 ч + 35 ч)

Введение

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку (1 ч).

Роль языка в жизни общества (1ч).

ВВОДНЫЙ КУРС

Орфография (6 ч). Орфограмма.

Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.

Морфология и орфография (22 ч)

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные.

Правописание падежных окончаний.

Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.

Морфологические признаки прилагательных.

Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.

Правописание гласных перед суффиксом и в окончании глаголов.

Буква ъ в глаголе 2-го лица единственного числа.

Глаголы с -тс я и -тъся.

Наречие. Различение наречий по вопросу.

Правописание наиболее употребительных наречий по списку.

Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.

Раздельное написание местоимений с предлогами.

Дефис в неопределенных местоимениях.

Предлог. Разграничение предлогов и приставок.

Раздельное написание предлогов с именами существительными .

Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.

Частица. Частицы не, бы (б), ли (лъ), же (ж) и др. Их значение в предложениях.

Раздельное написание частиц с другими словами.

Синтаксис и пунктуация (44 ч)

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.

Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.

Знаки препинания в конце предложения.

Главные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).

Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).

Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.

Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.

Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.

Предложения с обращениями.

Знаки препинания в предложении с обращением.

Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).

Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Сложное предложение.

Сложносочиненные предложения.

Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью (прямая речь после4 слов автора и перед ними). Диалог.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.

ОСНОВНОЙ КУРС

Понятие о литературном языке (1ч).

Литературный язык — основа русского национального языка. Нормы литературного языка (произносительные (орфоэпические), морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные и др.).

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (17 ч)

Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог.

Правила переноса слов.

Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные.

Выразительные средства фонетики.

Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.

Правописание безударных гласных в корне.

Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.

Твердые и мягкие согласные звуки.

Обозначецие мягкости согласных на письме с помощью ъ.

Значение букв я, ю, е, ё.

Правописание разделительных ъ и ь.

Правописание гласных после шипящих.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов.

Правописание гласных и и ы после ц.

Орфографический словарь.

Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь.

Морфемика. Словообразование. Орфография (42 ч)

Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы.

Словообразовательные и словоизменительные морфемы.

Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка.

Элементы этимологического анализа слова.

Выразительные средства морфемики и словообразования.

Правописание сложных и сложносокращенных

СЛОВ.

Чередование звуков в корне слова.

Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание корней с чередованием гласных и — о.

Правописание корней с чередованием гласных г и.

Правописание согласных и гласных в приставках.

Правописание приставок, оканчивающихся на |(с).

Правописание приставок роз- {рос) раз-(рас).

Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

Правописание приставок при- и пре-.

Словообразовательные и этимологические словари русского языка.

Лексикология и фразеология (22 ч)

Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка.

Лексическое значение слова. Основные способы его толкования.

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения.

Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении.

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антонимов.

Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.

Старославянизмы. Их стилистические функции.

Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование.

Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших Слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение 98 использованием устаревших слов и неологизмов в текстах.

Нейтральные и стилистически окрашенные слона. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи.

Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов.

Повторение (19 ч)

Развитие связной речи (35 ч)

Устная и письменная формы речи.

Речь диалогическая и монологическая.

Понятие о связном тексте.

Тема.

Основная мысль текста. Смысловые части текста.

Простой план.

Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.

Выразительные средства в устной речи.

Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.

IV Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

        Обучающиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

К концу 5 класса обучающиеся должны уметь:

речевая деятельность:

        аудирование:

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

        чтение:

  • владеть техникой чтения;
  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
  • разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
  • правильно расставлять логические ударения, паузы;
  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

  • доказательно отвечать на вопросы учителя;
  • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
  • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
  • создавать письменные высказывания разных типов речи;
  • составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
  • делить текст на абзацы;
  • писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  • выражать свое отношение к предмету речи;
  • находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
  • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

  • выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
  • различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
  • использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
  • находить в художественном тексте явления звукописи;
  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
  • работать с орфоэпическим словарем;

графика:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита;
  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

  • выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
  • учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
  • пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
  • объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

  • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
  • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
  • распределять слова на тематические группы;
  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
  • различать прямое и переносное значение слов;
  • отличать омонимы от многозначных слов;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
  • находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
  • владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
  • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

  • различать части речи;
  • правильно указывать морфологические признаки;
  • уметь изменять части речи;

орфография:

  • находить орфограммы в морфемах;
  • группировать слова по видам орфограмм;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
  • самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

  • выделять словосочетания в предложении;
  • определять главное и зависимое слово;
  • составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
  • выделять основы предложений с двумя главными членами;
  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
  • характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
  • правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
  • находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
  • устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

 план

факт

ВВЕДЕНИЕ

2+3

Знакомство с УК и организацией занятий по русскому языку. Культура  работы с книгой

Роль языка в жизни общества

Р/ р. Для чего людям нужна речь? Как  различают формы речи?

Р/р. Разновидности речевого общения: непосредственное и опосредованное, устное и письменное, их особенности.

Р/р. Ситуация речевого  общения

ВВОДНЫЙ КУРС

ОРФОГРАФИЯ

6

Орфограмма

Правописание безударных гласных в корне слова

Правописание безударных гласных в приставках. Гласные И, А, У после шипящих

Правописание глухих и звонких согласных.

Правописание непроизносимых и удвоенных согласных

Диктант с дополнительным заданием. Входной контроль

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

22+2

Самостоятельные и служебные части речи

  1. 3

Имя существительное

  1. 1

Морфологические признаки имени существительного

  1. 1

Правописание падежных окончаний

Имя прилагательное

Морфологические признаки имени прилагательного

P/р. Что такое диалог и монолог?

Глагол. Морфологические признаки глагола.

Прошедшее, настоящее и будущее время.

Спряжение глаголов

Правописание гласных перед суффиксом –л- и окончаний глаголов.

Буква ь в глаголе 2-го лица единственного числа

Глаголы с -тся, -ться

Контрольный диктант по теме: «Морфология и орфография»

Анализ контрольного диктанта

P.р. Как вести беседу?

Наречие. Различение наречий по вопросу

Правописание наиболее употребительных наречий по списку

Местоимение. Раздельное написание местоимений с предлогами

Дефис в неопределённых местоимениях

Предлог. Разграничение предлогов и приставок

Союз. Союзы и, а, но между однородными членами предложения и в сложных предложениях.

Частица. Раздельное написание частиц с другими словами

Повторение изученного в разделе «Морфология и орфография»

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

43+10

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Понятие о пунктуации

P.р. Что такое текст?

Предложение. Грамматическая основа предложения

Виды предложений по цели высказывания.

Невосклицательные и восклицательные предложения.

Знаки препинания в конце предложения

Р.р. Что значит писать и говорить на тему?

P.р. Выборочное изложение.

Главные члены предложения. Подлежащее.

Главные члены предложения. Сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым

Закрепление пунктограммы «Тире между подлежащим и сказуемым»

P/р. Подготовка к домашнему сочинению о летнем происшествии.

Второстепенные члены предложения

Определение

Дополнение

Обстоятельство

Практикум по теме: «Второстепенные члены предложения»

Контрольное тестирование по теме: «Синтаксис и пунктуация»

Анализ контрольного тестирования

Словосочетание.

Сочинительные и подчинительные словосочетания

Словосочетание в предложении

Предложения с однородными членами

Пунктуация при однородных членах предложения

Закрепление пунктуации при однородных членах предложения

Обобщающее слово перед однородными членами

Закрепление пунктуации при обобщающем слове перед однородными членами

Предложения с обращениями

Знаки препинания в предложении с обращением

Закрепление пунктуации в предложении с обращением

P/р. Главное в тексте — идея, основная мысль.

P/р. Подготовка к изложению по теме: «Синтаксис и пунктуация»

Р/р. Написание изложения

Предложения с вводными словами.

Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Закрепление пунктуации предложений с вводными словами.

Сложное предложение.

Сложносочинённые предложения.

Сложноподчинённые предложения

Сложные бессоюзные предложения

Запятая между частями сложного предложения

Закрепление постановки запятой между частями сложного предложения

P/р. Для чего нужен план?

Предложения с прямой речью.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Диалог

Повторение изученного в разделе: «Синтаксис и пунктуация»

Контрольный диктант по теме: «Синтаксис и пунктуация»

Анализ контрольного диктанта

P/р. Как связать предложения в тексте?

Р/р. Способы связи предложений в тексте.

ОСНОВНОЙ КУРС

Понятие о литературном языке. Нормы литературного языка

1

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА.

 ОРФОГРАФИЯ. ОРФОЭПИЯ

17+4

Звуки речи и буквы. Алфавит.

P/р. Учитесь выразительно читать.

Элементы фонетической транскрипции

Гласные и согласные звуки.  Слог. Правила переноса слов.

Ударение, его особенности в русском языке

Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.

Правописание безударных гласных в корне

Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные

Правописание парных звонких и глухих согласных

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь.

P/р. Закрепление по теме: «Цепная и параллельная связь предложений в тексте»

Значение букв Я, Ю, Е, Ё.

Правописание разделительных Ь и Ъ.

Правописание гласных после шипящих

Правописание мягкого знака после шипящих на конце слова

Правописание гласных И и Ы после Ц.

Орфоэпические нормы литературного произношения

P/р. Основные выразительные средства фонетики.

Р/р. Звукопись как одно из выразительных средств русского языка.

Контрольный диктант по теме: «Фонетика. Орфография»

Анализ контрольного диктанта

МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

ОРФОГРАФИЯ.

43+11

Понятие о морфемике.

Основа слова

Окончание слова

Корень слова.

Исторические изменения в составе слова. Понятие об этимологии.

Приставки. Суффиксы.

Словообразовательные и словоизменительные морфемы

P/р. Стили речи. Разговорный стиль. Сферы речевого общения.

Чередование звуков в корне слова.

Чередование полногласных и неполногласных сочетаний.

Закрепление по теме: «Чередование в корне»

Элементы этимологического анализа слова

P.Р. Подготовка к домашнему сочинению о слове.

Морфемный разбор слова

Р.Р. Книжные стили. Научный стиль. Сферы речевого общения.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Закрепление правописания безударных гласных в корне слова.

Правописание корней с чередование гласных а - о.

Правописание корней лаг-лож, кас-кос

Закрепление правописания корней лаг-лож, кас-кос

Правописание корней гар-гор, зар-зор

Закрепление правописания корней гар-гор, зар-зор

Правописание корней с чередованием гласных е - и

Закрепление правописания корней с чередованием гласных е - и

Контрольное тестирование по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография»

Анализ контрольного тестирования

  1. -

P/р. Художественный стиль.

P/р. Сферы речевого общения.

Правописание согласных и гласных в приставках

Правописание согласных и гласных в приставках

Правописание приставок, оканчивающихся на з (с).

Закрепление правописания приставок, оканчивающихся на з (с).

Правописание приставок роз- (рос-) –раз- (рас)

Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

Закрепление правописание буквы Ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

P/р. Изложение, близкое к тексту.

Правописание приставки пре- 

Правописание приставки при-

Закрепление правописания приставок при- и при-

Практикум по теме: «Правописание приставок пре-, при-»

Обобщение изученного о правописании приставок.

Контрольный диктант  по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография»

Анализ контрольного диктанта

  1. 1

Словообразование.

  1. 1

Основные способы словообразования

Закрепление по теме: «Основные способы словообразования»

  1. 1

Богатство словообразовательной системы русского языка

  1. 1

Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография».

Практикум по теме: «Морфемика. Орфография».

  1. 1

P/р. Основные выразительные средства морфемики и словообразования.

  1. 1

P.р. Типы речи.

  1. 1

Р.р. Повествование

  1. 1

Р.р. Подготовка к  сочинению

Р.р. Написание сочинения

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ

24+8

  1. 1

Понятие о лексикологии

  1. 1

Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка.

  1. 1

Лексическое значение слова.

  1. 1

Основные способы толкования слова

  1. 1

Однозначные и многозначные слова.

  1. 1

Закрепление по теме: «Однозначные и многозначные слова

  1. 1

Прямое и переносное значения слова.

  1. 1

Р.р. Подготовка к  изложению по теме: «Лексика и фразеология»

  1. 1

Р.р. Написание изложения

  1. 1

Омонимы.

  1. 1

Закрепление по теме: «Омонимы»

  1. 1

Синонимы.

  1. 1

Закрепление по теме: «Синонимы»

  1. 1

Антонимы.

  1. 1

Закрепление по теме: «Антонимы»

  1. 1

Текстообразующая роль синонимов и антонимов

  1. 1

P.р. Как описать предмет?

  1. 1

Контрольный диктант по теме: «Лексика и фразеология»

  1. 1

Анализ диктанта

  1. 1

Историческая изменчивость словарного состава языка

  1. 1

Старославянизмы. Их стилистические функции

  1. 1

Исконно русские и заимствованные  слова.

  1. 1

Устаревшие слова и неологизмы

  1. 1

Нейтральные и стилистически окрашенные слова

  1. 1

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления

  1. 1

P.Р. Как описать животное?

  1. 1

Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов.

  1. 1

Особенности употребления фразеологизмов в речи

  1. 1

Р.р. Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

  1. 1

P.р. Подготовка к сочинению.

Написание сочинения

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

В 5 КЛАССЕ

14

Систематизация и обобщение изученного по орфографии.

Практикум по орфографии.

  1. 7

Орфограммы-гласные

Практикум по теме: «Орфограммы-гласные»

  1. 1

Орфограммы-согласные

Практикум по теме: «Орфограммы-гласные»

Слитное и раздельное написание

Систематизация и обобщение изученного по пунктуации.

  1. 2

Пунктуация простого предложения

Пунктуация сложного  предложения

Контрольный диктант по теме: «Повторение»

  1. 2

Анализ диктанта

  1. 2

Систематизация и обобщение изученного по культуре речи.

Практикум по культуре речи.

  • Контрольных диктантов - 6
  • Контрольное тестирование – 2
  • Изложение – 2
  • Сочинение - 2

п/п

№ урока

Вид работы

Дата

25

Контрольный диктант по теме: «Морфология и орфография»

55

Контрольное тестирование по теме: «Синтаксис и пунктуация»

69-70

Изложение по теме: «Синтаксис и пунктуация»

86

Контрольный диктант по теме: «Синтаксис и пунктуация»

109

Контрольный диктант по теме: «Фонетика. Орфография»

135

Контрольное тестирование по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография»

152

Контрольный диктант  по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография»

163, 164

Сочинение

172, 173

Изложение по теме: «Лексика и фразеология»

182

Контрольный диктант по теме: «Лексика и фразеология»

194, 195

Сочинение

207

Контрольный диктант по теме: «Повторение»

Контрольный диктант по теме: «Морфология и орфография»

Кодификатор проверяемых умений:

  • различать части речи;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.

Текст диктанта

Сказка про одуванчики

        Встало доброе весеннее солнышко4. Умылось оно теплым дождем и пошло гулять. Хороша была земля! Взмахнуло солнышко золотым рукавом. Брызнули солнечные пылинки. Засветились на земле маленькие желтые огоньки. Это золотые одуванчики.

        А суровая зима пряталась в дремучем лесу, в сыром овраге. Выглянула она из своего укрытия, а в траве миллионы маленьких золотых солнышек. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом веселые огоньки. И ушла сама на далёкий север. Так и щеголяют теперь одуванчики сначала в желтом солнечном платье, а потом в белой пушистой шубке. (По Н. Толмачевой)

        

        Грамматическое задание

  1. Подчеркните все члены предложения и укажите части речи в первом предложении.
  2. Укажите морфологические признаки слова  дождём.

Контрольное тестирование по теме: «Синтаксис и пунктуация»

Кодификатор проверяемых умений:        

  • выделять словосочетания в предложении;
  • определять главное и зависимое слово;
  • находить орфограммы в морфемах;
  • выделять основы предложений с двумя главными членами;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.

1. Укажите, в каком словосочетании главное слово выделено неверно.

  1. ЗАБОТИТЬСЯ о детях                
  2. площадка для ИГРЫ
  3. бронзовый ЗАГАР
  4. громко СМЕЯТЬСЯ

2. Укажите, где надо писать окончание – И:

  1. говорили об уровн.. жизни
  2. лечился в госпитал..
  3. мылся в бан..
  4. мчался по магистрал...

3. Укажите, где надо писать окончание – ОМ

  1. с добр.. советом
  2. за лилов.. туманом
  3. в свободн.. полёте
  4. со страшн.. зверем

4. Найдите ошибку в анализе предложения.

        Над седой равниной моря ветер тучи собирает.

  1. это предложение повествовательное
  2. это предложение простое
  3. главные члены – тучи собирает
  4. это предложение распространённое

5. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. Набежал ветер, и лодки закачались на волне.
  2. Белка песенки поёт, и орешки всё грызёт.
  3. Колючий иней тут же стаял с ресниц, с мохнатой шапки, с воротника.
  4. Ты не пой, косарь, про широку степь.

6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. В комнате всё смотрелось уютно, чисто, светло.
  2. В зоопарке живут разные звери: тигры, слоны, львы, крокодилы.
  3. «Не смей трогать Тотошку!» гневно закричала на Льва Элли.
  4. Мама вошла в комнату и сказала: «Помогите мне, девочки, вымыть посуду».

Изложение по теме: «Синтаксис и пунктуация»

Кодификатор проверяемых умений:        

  • подробно пересказывать текст;
  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
  • делить текст на абзацы;
  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.

Текст изложения «Отважный пингвинёнок»

Упражнение 54, стр. 34

Контрольный диктант по теме: «Синтаксис и пунктуация»

Кодификатор проверяемых умений:        

  • выделять основы предложений с двумя главными членами;
  • характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.

Текст диктанта

Ночь в лесу

                Быстро наступает вечер в глухом лесу4. Темные тени ложатся под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые ели. Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, опавшей листвой.

                Скрылось за дальними деревьями вечернее солнце, но еще не спят птицы в лесу. Слышишь торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червячков. Скоро наступила в лесу темная, непроглядная ночь. Только в полночь замолкнут и заснут дневные птицы.

                Глухая, беззвучная ночь накрывает землю. Но вот прошуршала под ногами мышь. И опять тихо.

                Потрескивает костер, и колышутся над огнем лохматые еловые ветви. А у огня на смолистой постели беззаботно похрапывает охотник.

Грамматическое задание

  1. Подчеркните все члены предложения и укажите части речи в первом предложении.
  2. Найдите сложное предложение, подчеркните грамматические основы.
  3. Найдите предложение с однородными членами, подчеркните их.

Контрольный диктант по теме: «Фонетика. Орфография»

Кодификатор проверяемых умений:        

  • выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
  • различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
  • использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
  •   владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  •    владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.

        Текст диктанта

Деревья1 в плену

        Полагаю, что вы не были снежной зимой в холодном лесу1. Там лежат согнутые деревья и так низко, что только зайцу под ними проскакать. Березка вершиной, как ладонью, забирала падающий снег. От этого вырос ком и вершина стала сгибаться. Вершина клонилась, наконец погрузилась в снег1 и примерзла до весны. Под этой аркой проходили звери, пробирались люди на лыжах.

        Я знаю волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке*, не наклоняясь. Беру хорошую палочку и стучу по склоненному дереву. Снег валится вниз. Дерево прыгает вверх* и уступает мне дорогу. Медленно иду разгорающимся утром и волшебным ударом с наслаждением освобождаю дерево. (100 слов. По М. Пришвину)

Грамматическое задание

Произведите фонетический разбор слов деревья, (в) лесу, снег

Контрольное тестирование по теме: «Морфемика. Словообразование.

Орфография»

Кодификатор проверяемых умений:        

  • выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
  • учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
  • пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
  • объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

1.        Найдите неверное утверждение.

1) Корни, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, являются разными корнями

2) Окончание - это часть слова, которая изменяется при образовании форм слова (падежа,

числа, липа и т.д.)

3) Чтобы найти окончание существительного, нужно сравнить формы разных падежей этого

существительного.        

4) Любое слово имеет окончание, окончание - это последние буквы (и звуки) слова.

2.        В каком ряду даны только разные формы одного слова?

1)        слон, слоник, слонёнок

2)        дом, домом, о доме

3)скрипач, скрипачка, скрипка

3.        В каком ряду все слова однокоренные?
1) залечить, прилечу, лететь

2) рос, роспись, вопрос

  1. росток, наращивай, вырасти
  2. ложь, приложить, прилагать

4.        В каком ряду все слова с непроверяемой безударной гласной в корне?

  1. г ..рдероб, к...нфета. м…раж
  2. к...р...ндаш, пол...жить, прив…зать

3)        выр...сла, ц..рк, к…пуста

4) ур...жай. п...стyx. разъ...снить

5. В каком ряду все слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением?

  1. изл…гать, выр...стает, обл.. гчить
  2. м...лина. ог..рчиться, иозр...ст
  3. к..нфетти, р..сток, возвр..щать
  4. разд.. .вить, укр..шать,. гл...деть

6.Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б); в), г) д), в котором

последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам;

а)

б)

в)

г)

д)

е

и

е

и

е

я

с

е

и

е

е

и

и

е

и

и

е

и

и

е

е

и

и

е

и

Пост..лить        1

Приб..ру

Приж..гать

Прин..мать

Бл..стать

7.        Укажите слова с буквой а  корне:

а)        пол..гать        д) оз...ренный;

б)        отр..сль        е) заг..релый

в)        з..рянка        ж) чш ...рать
г)
 з..ря        з)Р...стов

8. Укажите, где нужно писать букву ы:

а)лекц...я;      в) ц...плячий;      д) ц...ганить

б) ц...тата:       г) устриц...;      е) краснолиц..й

  1. Какое слово неправильно разобрано по составу?

а) продали      б) слева            в) снова           г) армия

Контрольный диктант  по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография»

Кодификатор проверяемых умений:        

  • выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
  • учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.

Текст диктанта

От весны до весны

                Радостно светит в весенний день солнышко2, касается нас теплыми2 лучами. Быстро тает на полях снег. Побежали2 по дорогам веселые, говорливые ручейки. Лед на реке посинел. Надулись на деревьях пахучие клейкие почки. Уже прилетели из теплых краев грачи. Важные, черные, ходят они по дорогам. Поставили ребята на деревьях скворешни. Спешат из школы посмотреть на весенних гостей - скворцов.

                Широко разлилась наша река. Затопила луга, залила по берегам кусты и деревья. Только кое-где виднеются на разливе заросли кустарников на островках.

                Длинной2 вереницей летят над рекой дикие утки. А в высоком безоблачном небе собираются в стаи и тянут на родину журавли (101 слово. По И. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание

Произведите морфемный разбор отмеченных в тексте слов.

Сочинение

Кодификатор проверяемых умений:        

  • создавать письменные высказывания;
  • составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
  • делить текст на абзацы;
  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  • выражать свое отношение к предмету речи;
  • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.

Тема сочинения:

  • Памятный случай, произошедший со мной летом.

(Заглавие сочинения может быть сформулировано учащимися самостоятельно)

Изложение по теме: «Лексика и фразеология»

Кодификатор проверяемых умений:        

  • подробно пересказывать текст;
  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
  • делить текст на абзацы;
  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.

Текст изложения «На льдине»

Упражнение 180, стр. 108

Контрольный диктант по теме: «Лексика и фразеология»

Кодификатор проверяемых умений:        

  • объяснять лексическое значение;
  • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.

Текст диктанта

Весенний снегопад

                Весна пришла с мартовскими грозами. Но вдруг на четвертой неделе начался могучий снегопад. Все в природе изменилось.

                Пары грачей сидели рядом с гнездами, сбрасывали со спины и крыльев хлопья снега. Тихо звучала песня скворцов.

                Птицам стало голодно. Пришлось им летать к зимним кормушкам. Но разбухшие от сырости крошки не привлекали даже воробьев. Скворцы обычно не знают кормушек, но тут прилетели сами и других птиц привели. Сели они на край деревянных кормушек и осторожно склевали старые крошки.

                Некоторые птицы стали искать спасения в бегстве. Пролетели на юго-запад зяблики, певчие дрозды, жаворонки.

                В апреле многих птиц пришлось встречать дважды. (100 слов. По Л. Семаго,)

Грамматическое задание

  1. Объясните лексическое значение слова могучий (снегопад).
  2. Подберите синонимы и антонимы к словам: пришла, начался, тихо.

Сочинение

Кодификатор проверяемых умений:        

  • создавать письменные высказывания;
  • составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
  • делить текст на абзацы;
  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  • выражать свое отношение к предмету речи;
  • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.

Тема сочинения:

  • Моё любимое животное (собака, кошка и др.)

(Заглавие сочинения может быть сформулировано учащимися самостоятельно)

Контрольный диктант по теме: «Повторение»

Кодификатор проверяемых умений:        

  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации.

Текст диктанта

На лесной полянке

                Зима. Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто. Кажется, что зимой на полянке никто и не живет. Но это только так кажется.

                Возле куста из-под снега торчит старый пень. Это настоящий терем-теремок. Много в нем уютных зимних квартир для разных лесных жителей. Если коснуться1 его, то можно разбудить жильцов.

                Под корой спрятались от холода мелкие букашки. Тут же устроился зимовать усатый жук. А в норе между корнями свернулся в тугое колечко проворный уж. Все они собирались в старый пень, чтобы занять в нем крохотную спаленку и заснуть в ней на всю долгую зиму. (102 слова. По Г. Скребицкому)

Грамматическое задание

  1. Произведите синтаксический разбор первого предложения.
  2. Произведите фонетический разбор слова коснуться.
  3. Выделите морфемы в словах: пушистым, (на) полянке, спрятались.

V Учебно-методическое и программное обеспечение

Основная литература

  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2008
  3. Русский язык. Практика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н.Пименова, А.П.Еремееева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией С.Н.Пименовой. – 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2010
  4. Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – 16-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2010

Дополнительная литература

  1. Базилевская В. Б. Русский язык (теория, практика, синтаксический разбор): Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – Воронеж: Родная речь, 2003г.
  2. Белова И. В., Коротенко Л. В.Мы пишем без ошибок (из опыта работы учителей русского языка Белгородской области по методике интенсивного обучения правописанию Т. Я. Фроловой) – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008г.
  3. Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1990г.
  4. Малюшкин А. Б.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 5 класс – М: Творческий центр «Сфера» - 2005
  5. Никитина Е. И. Уроки развития речи. К учебному пособию «Русская речь». 5 класс — М: Дрофа – 2000
  6. Рабочие программы по русскому языку. 5-9 классы (по программе под редакцией В. В. Бабайцевой) Составитель Вялкова Г. М.- М:Глобус, 2009
  7. Русский язык. 5 класс. Поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой. Автор-составитель Т. И. Курылёва - Волгоград - 2006
  8. Русский язык. 5 класс. Поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой – Волгоград- 2004
  9. Русский язык. 5 класс. Индивидуальный контроль знаний: карточки-задания - Волгоград - 2003
  10. Русский язык. Тестовые задания к основным учебникам. Рабочая тетрадь. 5 класс – Москва – Эксмо – 2008
  11. Фролова Т. Я. Методика интенсивного обучения правописанию. Русский язык. Книга для учителя – Симферополь: Таврида, 2006г.
  12. Фролова Т. Я. Мы пишем без ошибок. Русский язык. Правописание. Интенсивный курс. Часть II – Симферополь: Таврида, 2008г.
  13. Фролова Т. Я. Русский язык в рисунках и схемах – Симферополь: Таврида, 2007г.
  14. Фролова Т. Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах – Симферополь: Таврида, 2007г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...