Русский язык, 7 класс. Тема "Союз" (12 часов)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Ситема уроков по русскому языку по теме "Союз" для 7 класса. Выполнена в рамках ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos.docx | 29.82 КБ |
soyuz.pptx | 295.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: СОЮЗ
Класс: 7, предмет: русский язык, количество часов: 12
Цель изучения темы: Учащиеся овладеют способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для составления вопросов викторины по теме "Союз" на основе:
- Представления о союзе как части речи.
- Понимания зависимости типа предложения от функции и значения употребленного в нем союза.
- Умения грамотно использовать союзы при составлении текстов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ
Личностные: Проявление положительного отношения к процессу обучения, осознанное отношение к обучению по теме, проявление творчества при выполнении заданий.
Метапредметные:
Познавательные: Осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать, предъявлять информацию в различных языковых формах.
Регулятивные: Преодолевать затруднения (последовательно и целеустремленно идти к достижению поставленной цели).
Коммуникативные: Адекватно отвечать на поставленный вопрос, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и современными средствами коммуникации.
Предметные: Составлять устные и письменные тексты, используя союзы в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Блок 1. Союз как служебная часть речи.
Блок 2. Разряды союзов по значению.
Блок 3. Знаки препинания в предложении с союзом И.
Блок 4. Разряды союзов по составу и употреблению.
Блок 5. Правописание союзов.
Блок 6. Союзы в предложении и тексте.
Термины и понятия по теме: Союз, сочинительные подчинительные, изъяснительные, обстоятельственные союзы, сложноподчиненное, сложносочиненное предложение, союзные слова.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Ресурсы: Русский язык. 7 класс.: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 2 / С. И. Львова, В. В. Львов. - 8-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2012. - 184 с.: ил.
Формы работы школьников: Индивидуально, в парах, в группах.
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ
I этап. Самоопределение к деятельности.
Ситуативное задание: Составьте вопросы для викторины по теме "Союзы".
Обсуждая ответы детей, подводим к пониманию: чтобы выполнить это задание и
объективно оценить результат, необходимы определенные знания и умения, которые можно приобрести в рамках изучения темы.
II этап. Учебно-познавательная деятельность.
Учебные задания на "знание" (З), "понимание" (П), на "умение" (У)
Блок 1. Союз как служебная часть речи.
Содержание блока осваивается школьниками на основе п.26 учебника и текстов из разных источников и является одной смысловой единицей.
Задание №1 (З). Познакомившись с материалом п.26 учебника, дайте характеристику союза как служебной части речи.
Задание №2 (П). Работа в парах. Проверка по образцу на слайде №1.
Спишите текст упражнения 584 из учебника, определите функции, которые выполняют союзы в предложениях. Обоснуйте свою точку зрения.
1) Была зима, однако все последние дни стояла оттепель. 2) На Кавказских горах таяли снега, а море дышало обильными предвесенними испарениями. 3) Ранним сумрачным утром на пароходе затихла машина, причем внезапно и резко. 4) Пассажиров разбудила не только эта неожиданная остановка, но и гремучие свистки, и топот ног по палубе. 5)Полусонные, озябшие и встревоженные люди один за другим стали появляться у рубки. 6)Шел беспорядочный говор, а серые космы тумана, как живые, медленно ползли по пароходу.
(По И. Бунину)
Задание №3 (У). Составьте сложносочиненное, сложноподчиненное предложение и предложение с однородными членами, соединенными союзом, используя в качестве начала предложения следующие конструкции:
1) У меня было хорошее настроение...
2) Я вышел из дома...
Задание №4 (У). Напишите несколько предложений (2-3) о союзах на основе теоретического материала.
Диагностическое задание. Слайд № 2.
Дополните предложение.
Союз _________________ часть речи, которая _____________ и не является _________________, и служит для связи _____________________ и ______________________.
Блок 2. Разряды союзов по значению.
Содержание блока осваивается школьниками на основе п.27 учебника и текстов из разных источников в соответствии с данной структурой:
1. Сочинительные союзы.
2. Подчинительные союзы.
На основе п.27.1 учебника.
Задание №1 (З). Укажите основные группы, на которые делятся сочинительные союзы.
Задание №2 (П). Работа в парах. Взаимопроверка.
Приведите примеры, подтверждающие, что сочинительные союзы, относящиеся к разным группам, имеют разные значения и обоснуйте свое утверждение.
Задание №3 (У). Работа в парах. Проверка по образцу на слайдах № 3,4.
Составьте предложения с сочинительными союзами по схемам:
1) , зато .
2) Или , или .
3) Не только , но и .
На основе п.27.2 учебника.
Задание №1 (З). Работа в группах.
Раскройте особенности изъяснительных союзов.
Задание №2(З). Назовите особенности обстоятельственных союзов.
Задание №3 (П). Работа в парах. Взаимопроверка.
Приведите аргументы, подтверждающие принадлежность данных союзов к различным группам: ради того чтобы; не смотря на то что; как только; чтобы.
Задание №4 (У). Работа в парах. Взаимопроверка.
Составьте план сообщения о классификации подчинительных союзов.
Диагностическое задание. Составьте предложения, используя различные союзы, указав, к какой группе по значению они относятся.
Блок 3. Знаки препинания в предложении с союзом И.
Содержание блока осваивается школьниками на основе материала учебника стр. 106-107 и является одной смысловой единицей.
На основе материала учебника стр.106-107.
Задание №1 (З). Перечислите функции, которые выполняет в предложении сочинительный союз И.
Задание №2 (З). Укажите условия, при которых в предложении перед союзом И необходима постановка запятой.
Задание №3 (П). Работа в парах. Проверка по образцу на слайдах № 5-12.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложениях. Свой ответ обоснуйте.
В лесу еще снег лежит нетронутый ( ) и деревья стоят в снежном плену. Слайды № 5-6.
1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4. Простое предложение с однородным членами, перед союзом И запятая не нужна.
Наташа говорила шепотом, да и дед ( ) и лесничий тоже говорили вполголоса. Слайды № 7-8.
1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4. Простое предложение с однородным членами, перед союзом И запятая не нужна.
Часовой дошел до противоположного угла ( )и повернул обратно. Слайды № 9-10.
1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4. Простое предложение с однородным членами, перед союзом И запятая не нужна.
Только иволги кричат ( )и кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы. Слайды № 11-12.
1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4. Простое предложение с однородным членами, перед союзом И запятая не нужна.
Задание №4 (У). Составьте и запишите предложения, используя схемы, расположенные на 107 стр. учебника.
Диагностическое задание. Выполните синтаксический и пунктуационный разбор предложения (знаки не расставлены): Было шумно и когда дети играли на дворе и когда они собирались в столовой.
Блок 4. Разряды союзов по составу и употреблению.
Содержание блока осваивается школьниками на основе материала учебника стр. 113 и является одной смысловой единицей.
На основе п.1 теоретического блока стр. 113 учебника.
Задание №1 (З). Назовите деление союзов на группы, обусловленное их составом.
Задание №2 (З). Укажите группы, на которые делятся союзы по употреблению.
Задание №3 (П). Работа в парах. Взаимопроверка.
Приведите аргументы, подтверждающие, принадлежность союзов к определенным группам: будто - простой; вместо того чтобы - составной; если не ... то - двойной.
Задание №3 (У). Работа в парах. Взаимопроверка.
Составьте и запишите по два предложения с составными и двойными (парными) союзами.
Диагностическое задание. Составьте предложения, используя различные союзы, указав, к какой группе по составу и употреблению они относятся.
Блок 5. Правописание союзов.
Содержание блока осваивается школьниками на основе п.28 учебника и является одной смысловой единицей.
На основе п.28 учебника.
Задание №1 (З). Назовите союзы, которые пишутся слитно.
Задание №2 (З). Перечислите приемы, с помощью которых можно различить союзы и сходные по звучанию сочетания слов.
Задание №3 (П). Работа в парах. Проверка по образцу на слайде № 13.
Определите, что использовано в предложениях: союзы и сходные по звучанию слова. Ответ аргументируйте.
1) Под водой то(же) продолжалась трава, а затопило ее недавно и ненадолго. 2) Друг мой, со мной было то(же) самое. 3) Он видел все то(же): снега, лунный блеск, звезды. 4) Розовеют брусничные ягоды, черника то(же) была в цвету, а теперь созрела.
Задание № 4 (П). Сделайте вывод о том, как различить на письме сходные по звучанию слова тоже - то же.
Задание №4 (У). Работа в парах. Взаимопроверка.
Составьте предложения используя союзы и сходные по звучанию слова: чтобы - что бы, тоже - то же, зато - за то.
Диагностическое задание. Выполните упражнение № 618 из учебника, используя правила правописания союзов и слов сходных по звучанию с союзами.
Блок 6. Союзы в предложении и тексте.
Содержание блока осваивается школьниками на основе п.29 учебника и является одной смысловой единицей.
На основе п.29 учебника.
Задание №1 (З). Назовите функции, которые союзы выполняют в тексте.
Задание №2 (П). Работа в группах. Взаимопроверка.
На основе материала упражнения 622 учебника покажите связь между смыслом предложения и союзами, которые в нем употребляются.
Задание №3 (У). Работа в парах. Взаимопроверка.
Спишите стихотворение А.А. Фета из упражнения 627 учебника. Найдите союзы. Союзы соединяющие однородные члены предложения обведите кружком, а союзы соединяющие предложения в составе сложного - прямоугольником.
Диагностическое задание. Составьте небольшой текст (5-6 предложений), используя различные союзы и укажите какую функцию выполняет каждый союз в тексте.
Блок Д. Диагностика освоения содержания темы.
Диктант.
Уроки русского языка, 7 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова "Русский язык. 7 класс"/ И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. - 2-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2013. - С. 273.
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Слайд № 14-16.
Задание А. (Информативный уровень) Слайд № 14.
Дополните вопросы для викторины по теме "Союзы" и запишите ответы на них на основе изученного материала.
1. Имеет ли союз ___________ признаки?
2. Какое значение имеют союзы: ______________ или ___________________?
3. На какие две группы делятся союзы по _____________ и ______________?
4. Кроме ___________, ________________ и ________________ какие еще группы союзов выделяют современные лингвисты?
5. К какой группе относятся _______________ союзы, указывающие на то, о чем говорят?
6. Чем являются в предложении относительные _______________ и _________________, выполняющие роль союза?
7. Что нужно сделать, чтобы отличить союз от сходного по ____________ сочетания _________?
8. Какую роль выполняют союзы в тексте, если служат средством связи ____________ и _____________?
9. Как называются союзы состоящие из ________________ слов?
10. Если союз употребляется в предложении ______________________ раз, он называется?
Задание Б. (Импровизационный уровень) Слайд № 15.
Составьте вопросы для викторины по теме "Союзы" на основе материала учебной темы и памятки.
ПАМЯТКА: вопросы викторины должны включать в себя следующие пункты: понятие о союзе как части речи; деление союзов на группы по функциям, значению и составу; знаки препинания в предложениях с союзами; функции союзов в предложении и тексте.
Задание В. (Эвристический уровень) Слайд № 16.
Составьте вопросы для викторины по теме "Союзы".
IV этап. Рефлексивная деятельность Слайд № 17.
Задание 1 (самоанализ). Закончите предложения.
1. Для меня было важно (полезно) изучить союзы, потому что ___________________.
Задание 2 (самооценка). Дополните предложения.
2. Я оцениваю свою работу по теме на _________________ (отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что ________________________________________.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дополните предложение. Союз _________________ часть речи, которая ____________________________ и не является ______________________, и служит для связи __________________ и ______________________.
, зато 1) 2) Или , или . . 3) Не только , но и .
1. Я пропустил очередную серию любимого фильма, зато мы с друзьями весело провели время в парке. 2. Или погода сегодня не радует меня, или настроение мне испортил утренний разговор с мамой. 3. Не только мальчикам, но и девочкам очень понравилась вчерашняя экскурсия.
В лесу еще снег лежит нетронутый ( ) и деревья стоят в снежном плену. 1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 4. Простое предложение с однородным членами, перед союзом И запятая не нужна.
В лесу еще снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену. 1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 4. Простое предложение с однородным членами, перед союзом И запятая не нужна.
Наташа говорила шепотом, да и дед ( ) и лесничий тоже говорили вполголоса. 1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 4. Простое предложение с однородным членами, перед союзом И запятая не нужна.
Наташа говорила шепотом, да и дед, и лесничий тоже говорили вполголоса. 1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 4. Простое предложение с однородным членами, перед союзом И запятая не нужна.
Часовой дошел до противоположного угла ( )и повернул обратно. 1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 4. Простое предложение с однородным членами, перед союзом И запятая не нужна.
Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно. 1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 4. Простое предложение с однородным членами, перед союзом И запятая не нужна.
Только иволги кричат ( )и кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы. 1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 4. Простое предложение с однородным членами, перед союзом И запятая не нужна.
Только иволги кричат и кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы. 1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 4. Простое предложение с однородным членами, перед союзом И запятая не нужна.
1) Под водой тоже продолжалась трава, а затопило ее недавно и ненадолго. 2) Друг мой, со мной было то же самое. 3) Он видел все то же: снега, лунный блеск, звезды. 4) Розовеют брусничные ягоды, черника тоже была в цвету, а теперь созрела.
Задание А. (Информативный уровень) Дополните вопросы для викторины по теме "Союзы" и запишите ответы на них на основе изученного материала. 1. Имеет ли союз ___________ признаки? 2. Какое значение имеют союзы: ______________ или ___________________? 3. На какие две группы делятся союзы по _____________ и ______________? 4. Кроме ___________, ________________ и ________________ какие еще группы союзов выделяют современные лингвисты? 5. К какой группе относятся _______________ союзы, указывающие на то, о чем говорят? 6. Чем являются в предложении относительные _______________ и _________________, выполняющие роль союза? 7. Что нужно сделать, чтобы отличить союз от сходного по ____________ сочетания _________? 8. Какую роль выполняют союзы в тексте, если служат средством связи ____________ и _____________? 9. Как называются союзы состоящие из ________________ слов? 10. Если союз употребляется в предложении ______________________ раз, он называется?
Задание Б. (Импровизационный уровень) Составьте вопросы для викторины по теме "Союзы" на основе материала учебной темы и памятки. ПАМТКА: вопросы викторины должны включать в себя следующие пункты: понятие о союзе как части речи, деление союзов на группы по функциям, значению и составу, знаки препинания в предложениях с союзами, функции союзов в предложении и тексте.
Задание В. (Эвристический уровень) . Составьте вопросы для викторины по теме "Союзы".
Задание 1. Закончите предложения. 1. Для меня было важно (полезно) изучить союзы, потому что ______________________. Задание 2. Дополните предложения. 2 . Я оцениваю свою работу по теме на _________________ (отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что ________________________________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку Класс 5
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
Рабочая программа по русскому языку, 10 класс105 часов (Власенков, Рыбченкова)
Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку для 10-11 классов (профильный уровень) общеобразовательных учреждений А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, Н.А.Николиной,...
10 класс русский язык КТП 68 часов
10 класс русский язык КТП на 68 часов ФГОС к учебнику Н.Г.Гольцовой...
Рабочая программа по русскому языку на 108 часов 9 класс УМК М.М.Разумовская,С.И.Львова,В.И.Капинос, В.В.Львов
Рабочая программа по русскому языку на 108 часов 9 класс УМК М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов...
Рабочая программа по русскому языку 11класс 68 часов
По учебнику Л.Н. Рыбченкова,О.М.Александрова,А.Г. Нарушевич......
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...