Русский язык, 7 класс. Тема "Союз" (12 часов)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Хорольцев Алексей Анатольевич

Ситема уроков по русскому языку по теме "Союз" для 7 класса. Выполнена в рамках ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos.docx29.82 КБ
Файл soyuz.pptx295.94 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: СОЮЗ

Класс: 7, предмет: русский язык, количество часов: 12

Цель изучения темы: Учащиеся овладеют способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для составления вопросов викторины по теме "Союз" на основе:

- Представления о союзе как части речи.

- Понимания зависимости типа предложения от функции и значения употребленного в нем союза.

 - Умения грамотно использовать союзы при составлении текстов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ

Личностные: Проявление положительного отношения к процессу обучения, осознанное отношение к обучению по теме, проявление творчества при выполнении заданий.

Метапредметные:

Познавательные: Осуществлять поиск информации в соответствии  с учебным заданием, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать, предъявлять информацию в различных языковых формах.

Регулятивные: Преодолевать затруднения (последовательно и целеустремленно идти к достижению поставленной цели).

Коммуникативные: Адекватно отвечать на поставленный вопрос, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и современными средствами коммуникации.

Предметные: Составлять устные и письменные тексты, используя союзы в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Блок 1. Союз как служебная часть речи.

Блок 2. Разряды союзов по значению.

Блок 3. Знаки препинания в предложении с союзом И.

Блок 4. Разряды союзов по составу и употреблению.

Блок 5. Правописание союзов.

Блок 6. Союзы в предложении и тексте.

Термины и понятия по теме: Союз, сочинительные подчинительные, изъяснительные, обстоятельственные союзы, сложноподчиненное, сложносочиненное предложение, союзные слова.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Ресурсы: Русский язык. 7 класс.: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 2 / С. И. Львова, В. В. Львов. - 8-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2012. - 184 с.: ил.

Формы работы школьников: Индивидуально, в парах, в группах.

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ

I этап. Самоопределение к деятельности.

Ситуативное задание: Составьте вопросы для викторины по теме "Союзы".

Обсуждая ответы детей, подводим к пониманию: чтобы выполнить это задание и

объективно оценить результат, необходимы определенные знания и умения, которые можно приобрести в рамках изучения темы.

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Учебные задания на "знание" (З), "понимание" (П), на "умение" (У)

Блок 1. Союз как служебная часть речи.

Содержание блока осваивается школьниками на основе п.26 учебника и текстов из разных источников и является одной смысловой единицей.

Задание №1 (З). Познакомившись с материалом п.26 учебника, дайте характеристику союза как служебной части речи.

Задание №2 (П). Работа в парах. Проверка по образцу на слайде №1.

Спишите текст упражнения 584 из учебника, определите функции, которые выполняют союзы в предложениях. Обоснуйте свою точку зрения.

 

1) Была зима, однако все последние дни стояла оттепель. 2) На Кавказских горах таяли снега,  а  море дышало обильными предвесенними испарениями. 3) Ранним сумрачным утром на пароходе затихла машина, причем внезапно  и  резко. 4) Пассажиров разбудила не только эта неожиданная остановка, но  и   гремучие свистки, и   топот ног по палубе. 5)Полусонные, озябшие  и  встревоженные люди один за другим стали появляться у рубки. 6)Шел беспорядочный говор,  а  серые космы тумана, как живые, медленно ползли по пароходу.

(По И. Бунину)

Задание №3 (У). Составьте сложносочиненное, сложноподчиненное предложение и предложение с однородными членами, соединенными союзом, используя в качестве начала предложения следующие конструкции:

1) У  меня было хорошее настроение...

2) Я вышел из дома...

Задание №4 (У). Напишите несколько предложений (2-3) о союзах на основе теоретического материала.         

Диагностическое задание. Слайд № 2.

Дополните предложение.

Союз _________________ часть речи, которая _____________ и не является _________________, и служит для связи _____________________ и ______________________.

Блок 2. Разряды союзов по значению.

Содержание блока осваивается школьниками на основе п.27 учебника и текстов из разных источников в соответствии  с данной структурой:

1. Сочинительные союзы.

2. Подчинительные союзы.

На основе п.27.1 учебника.

Задание №1 (З). Укажите основные группы, на которые делятся сочинительные союзы.

Задание №2 (П). Работа в парах. Взаимопроверка.

Приведите примеры, подтверждающие, что сочинительные союзы, относящиеся к разным группам, имеют разные значения и обоснуйте свое утверждение.

Задание №3 (У). Работа в парах. Проверка по образцу на слайдах № 3,4.

Составьте предложения с сочинительными союзами по схемам:

1)              , зато            .

2) Или              , или             .

3) Не только             , но и             .      

На основе п.27.2 учебника.

Задание №1 (З). Работа в группах.

Раскройте особенности изъяснительных союзов.

Задание №2(З). Назовите особенности обстоятельственных союзов.

Задание №3 (П). Работа в парах. Взаимопроверка.

Приведите аргументы, подтверждающие принадлежность данных союзов к различным группам: ради того чтобы; не смотря на то что; как только; чтобы.

Задание №4 (У). Работа в парах. Взаимопроверка.

Составьте план сообщения о классификации подчинительных союзов.

Диагностическое задание. Составьте предложения, используя различные союзы, указав, к какой группе по значению они относятся.

Блок 3. Знаки препинания в предложении с союзом И.

Содержание блока осваивается школьниками на основе материала учебника стр. 106-107 и является одной смысловой единицей.

На основе материала учебника стр.106-107.

Задание №1 (З). Перечислите функции, которые выполняет в предложении сочинительный союз И.

Задание №2 (З). Укажите условия, при которых в предложении перед союзом И необходима постановка запятой.

Задание №3 (П). Работа в парах. Проверка по образцу на слайдах № 5-12.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложениях. Свой ответ обоснуйте.

В лесу еще снег лежит нетронутый ( ) и деревья стоят в снежном плену. Слайды       № 5-6.

1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4. Простое предложение с однородным членами, перед союзом И запятая не нужна.

Наташа говорила шепотом, да и дед ( ) и лесничий тоже говорили вполголоса.  Слайды № 7-8. 

1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4. Простое предложение с однородным членами, перед союзом И запятая не нужна.

Часовой дошел до противоположного угла ( )и повернул обратно. Слайды № 9-10. 

1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4. Простое предложение с однородным членами, перед союзом И запятая не нужна.

Только иволги кричат ( )и кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы. Слайды № 11-12. 

1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4. Простое предложение с однородным членами, перед союзом И запятая не нужна.

Задание №4 (У). Составьте и запишите предложения, используя схемы, расположенные на  107 стр. учебника.

Диагностическое задание. Выполните синтаксический и пунктуационный разбор предложения (знаки не расставлены): Было шумно и когда дети играли на дворе и когда они собирались в столовой.

Блок 4. Разряды союзов по составу и употреблению.

Содержание блока осваивается школьниками на основе материала учебника стр. 113 и является одной смысловой единицей.

На основе п.1 теоретического блока стр. 113 учебника.

Задание №1 (З). Назовите деление союзов на группы, обусловленное их составом.

Задание №2 (З). Укажите группы, на которые делятся союзы по употреблению.

Задание №3 (П). Работа в парах. Взаимопроверка.

Приведите аргументы, подтверждающие, принадлежность союзов к определенным группам: будто - простой; вместо того чтобы - составной; если не ... то - двойной.

Задание №3 (У). Работа в парах. Взаимопроверка.

Составьте и запишите по два предложения с составными и двойными (парными) союзами.  

Диагностическое задание. Составьте предложения, используя различные союзы, указав, к какой группе по составу и употреблению они относятся.

Блок 5. Правописание союзов.

Содержание блока осваивается школьниками на основе п.28 учебника  и является одной смысловой единицей.

На основе п.28 учебника.

Задание №1 (З). Назовите союзы, которые пишутся слитно.

Задание №2 (З). Перечислите приемы, с помощью которых можно различить союзы и сходные по звучанию сочетания слов.

Задание №3 (П). Работа в парах. Проверка по образцу на слайде № 13.

 Определите, что использовано в предложениях: союзы и сходные по звучанию слова. Ответ аргументируйте.

1) Под водой то(же) продолжалась трава, а затопило ее недавно и ненадолго. 2) Друг мой, со мной было то(же) самое. 3) Он видел все то(же): снега, лунный блеск, звезды.                   4) Розовеют брусничные ягоды, черника то(же) была в цвету, а теперь созрела.

Задание № 4 (П). Сделайте вывод о том, как различить на письме сходные по звучанию слова тоже - то же.

Задание №4 (У).  Работа в парах. Взаимопроверка.

 Составьте предложения используя союзы и сходные по звучанию слова: чтобы - что бы, тоже - то же, зато - за то.

Диагностическое задание. Выполните упражнение № 618 из учебника, используя правила правописания союзов и слов сходных по звучанию с союзами.

Блок 6. Союзы в предложении и тексте.

Содержание блока осваивается школьниками на основе п.29 учебника  и является одной смысловой единицей.

На основе п.29 учебника.

Задание №1 (З). Назовите функции, которые союзы выполняют в тексте.

Задание №2 (П). Работа в группах. Взаимопроверка.

На основе материала упражнения 622 учебника покажите связь между смыслом предложения и союзами, которые в нем употребляются.

Задание №3 (У). Работа в парах. Взаимопроверка.

Спишите стихотворение А.А. Фета из упражнения 627 учебника. Найдите союзы. Союзы соединяющие однородные члены предложения обведите кружком, а союзы соединяющие предложения в составе сложного - прямоугольником.

Диагностическое задание. Составьте небольшой текст (5-6 предложений), используя различные союзы и укажите какую функцию выполняет каждый союз в тексте.

Блок Д. Диагностика освоения содержания темы.

Диктант.

Уроки русского языка, 7 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова "Русский язык. 7 класс"/ И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. - 2-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2013. - С. 273.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность. Слайд № 14-16.

Задание А. (Информативный уровень) Слайд № 14.

Дополните вопросы  для викторины по теме "Союзы" и запишите ответы на них на основе изученного материала.

1. Имеет ли союз ___________ признаки?

2. Какое значение имеют союзы: ______________ или  ___________________?

3. На какие две группы делятся союзы по _____________ и ______________?

4. Кроме ___________, ________________ и ________________ какие еще группы союзов выделяют современные лингвисты?

5. К какой группе относятся _______________ союзы, указывающие на то, о чем говорят?

6. Чем являются в предложении  относительные _______________ и _________________, выполняющие роль союза?

7. Что нужно сделать, чтобы отличить союз от сходного по ____________ сочетания _________?

8. Какую роль выполняют союзы в тексте, если служат средством связи ____________ и  _____________?

9. Как называются союзы состоящие из ________________ слов?

10. Если союз употребляется в предложении ______________________ раз, он называется?

 

Задание Б. (Импровизационный уровень) Слайд № 15.

Составьте вопросы для викторины по теме "Союзы" на основе материала учебной темы и памятки.

ПАМЯТКА: вопросы викторины должны включать в себя следующие пункты: понятие о союзе как части речи; деление союзов на группы по функциям, значению и составу; знаки препинания в предложениях с союзами;  функции союзов в предложении и тексте.

Задание В. (Эвристический уровень) Слайд № 16.

Составьте вопросы для викторины по теме "Союзы".

IV этап. Рефлексивная деятельность Слайд №  17.

Задание 1 (самоанализ). Закончите предложения.

1. Для меня было важно (полезно) изучить союзы, потому что ___________________.

Задание 2 (самооценка). Дополните предложения.

2. Я оцениваю свою работу по теме на _________________ (отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что ________________________________________.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1) Была зима, однако все последние дни стояла оттепель. 2) На Кавказских горах таяли снега, а море дышало обильными предвесенними испарениями. 3) Ранним сумрачным утром на пароходе затихла машина, причем внезапно и резко. 4) Пассажиров разбудила не только эта неожиданная остановка, но и гремучие свистки, и топот ног по палубе. 5)Полусонные, озябшие и встревоженные люди один за другим стали появляться у рубки. 6)Шел беспорядочный говор, а серые космы тумана, как живые, медленно ползли по пароходу. (По И. Бунину)

Слайд 2

Дополните предложение. Союз _________________ часть речи, которая ____________________________ и не является ______________________, и служит для связи __________________ и ______________________.

Слайд 3

, зато 1) 2) Или , или . . 3) Не только , но и .

Слайд 4

1. Я пропустил очередную серию любимого фильма, зато мы с друзьями весело провели время в парке. 2. Или погода сегодня не радует меня, или настроение мне испортил утренний разговор с мамой. 3. Не только мальчикам, но и девочкам очень понравилась вчерашняя экскурсия.

Слайд 5

В лесу еще снег лежит нетронутый ( ) и деревья стоят в снежном плену. 1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 4. Простое предложение с однородным членами, перед союзом И запятая не нужна.

Слайд 6

В лесу еще снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену. 1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 4. Простое предложение с однородным членами, перед союзом И запятая не нужна.

Слайд 7

Наташа говорила шепотом, да и дед ( ) и лесничий тоже говорили вполголоса. 1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 4. Простое предложение с однородным членами, перед союзом И запятая не нужна.

Слайд 8

Наташа говорила шепотом, да и дед, и лесничий тоже говорили вполголоса. 1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 4. Простое предложение с однородным членами, перед союзом И запятая не нужна.

Слайд 9

Часовой дошел до противоположного угла ( )и повернул обратно. 1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 4. Простое предложение с однородным членами, перед союзом И запятая не нужна.

Слайд 10

Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно. 1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 4. Простое предложение с однородным членами, перед союзом И запятая не нужна.

Слайд 11

Только иволги кричат ( )и кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы. 1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 4. Простое предложение с однородным членами, перед союзом И запятая не нужна.

Слайд 12

Только иволги кричат и кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы. 1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 4. Простое предложение с однородным членами, перед союзом И запятая не нужна.

Слайд 13

1) Под водой тоже продолжалась трава, а затопило ее недавно и ненадолго. 2) Друг мой, со мной было то же самое. 3) Он видел все то же: снега, лунный блеск, звезды. 4) Розовеют брусничные ягоды, черника тоже была в цвету, а теперь созрела.

Слайд 14

Задание А. (Информативный уровень) Дополните вопросы для викторины по теме "Союзы" и запишите ответы на них на основе изученного материала. 1. Имеет ли союз ___________ признаки? 2. Какое значение имеют союзы: ______________ или ___________________? 3. На какие две группы делятся союзы по _____________ и ______________? 4. Кроме ___________, ________________ и ________________ какие еще группы союзов выделяют современные лингвисты? 5. К какой группе относятся _______________ союзы, указывающие на то, о чем говорят? 6. Чем являются в предложении относительные _______________ и _________________, выполняющие роль союза? 7. Что нужно сделать, чтобы отличить союз от сходного по ____________ сочетания _________? 8. Какую роль выполняют союзы в тексте, если служат средством связи ____________ и _____________? 9. Как называются союзы состоящие из ________________ слов? 10. Если союз употребляется в предложении ______________________ раз, он называется?

Слайд 15

Задание Б. (Импровизационный уровень) Составьте вопросы для викторины по теме "Союзы" на основе материала учебной темы и памятки. ПАМТКА: вопросы викторины должны включать в себя следующие пункты: понятие о союзе как части речи, деление союзов на группы по функциям, значению и составу, знаки препинания в предложениях с союзами, функции союзов в предложении и тексте.

Слайд 16

Задание В. (Эвристический уровень) . Составьте вопросы для викторины по теме "Союзы".

Слайд 17

Задание 1. Закончите предложения. 1. Для меня было важно (полезно) изучить союзы, потому что ______________________. Задание 2. Дополните предложения. 2 . Я оцениваю свою работу по теме на _________________ (отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что ________________________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

Рабочая программа по русскому языку, 10 класс105 часов (Власенков, Рыбченкова)

Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку для 10-11 классов (профильный уровень) общеобразовательных учреждений А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, Н.А.Николиной,...

10 класс русский язык КТП 68 часов

10 класс русский язык КТП на 68 часов ФГОС к учебнику Н.Г.Гольцовой...

Рабочая программа по русскому языку на 108 часов 9 класс УМК М.М.Разумовская,С.И.Львова,В.И.Капинос, В.В.Львов

Рабочая программа по русскому языку на 108 часов 9 класс УМК М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов...

Рабочая программа по русскому языку 11класс 68 часов

По учебнику Л.Н. Рыбченкова,О.М.Александрова,А.Г. Нарушевич......

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...